Главная Культура Афиша 00:06 23 Ноября 2018 5630
«Такая огромная территория, а все говорят на одном языке»

И через 27 лет после распада Союза французский фотограф увидел в жизни в постсоветских стран много общего

Евгения Сундукян
Работа из серии Алекса Перре «Люди веры». Предоставлена устроителями выставки

В Галерее классической фотографии открылась выставка «Перекрестки миров» молодого французского фотографа Алекса Перре. Российские кураторы называют Алекса одним из самых многообещающих мастеров нового поколения, гуманистом, наследующим традиции Анри Картье-Брессона и Уильяма Юджина Смита.

Лейтмотивом выставки стал глобализм и его парадоксы, что нашло выражение в характерном авторском приеме Перре: в его фотографиях соединяются два сюжета. Иногда настолько контрастные, что может показаться, будто автор смонтировал два снимка, однако это не так. Обе эти реальности сосуществуют, но столь же реальна и линия, их разделяющая.

Алекс — путешественник, его снимки сделаны в разных городах и странах и, как пишет историк фотографии Артем Логинов, героями его работ в равной степени становятся и обитатели культурных перекрестков, и сама среда, сталкивающая противоположности.

На выставке представлены работы из разных серий, но меня, жительницу России, особенно привлек проект «Соседи», сделанный на территории бывшего Союза. Лица людей здесь даны в привычном для них антураже. Как, например, вот этот потрясающий грузин рядом с клетками для кур.

— Я много путешествовал по странам бывшего СССР, — рассказывает Алекс. — Был в Литве, Грузии, где мне очень понравилось. Наверное, россиянам трудно понять, что так поражает иностранцев здесь. Мало того, что это огромная территория, где все говорят на одном языке, но и вокруг лежат страны, где тоже говорят на нем. Приедешь, например, в Литву, тебе отвечают: да, конечно, я знаю русский, ведь его знали бабушка и отец...

Принцип «два в одном» присутствует во всех сериях Алекса, но есть отдельный проект, названный «Дуалити» (двойственность).А родился он, утверждает Алекс, случайно, как и всё:

— Однажды я что-то снимал у друзей, и получился неожиданный кадр: половина красная, половина синяя. Подумал: а прикольно — и динамика есть, и контраст. Стал искать подобные решения, основанные не только на цвете. Как, например, на том снимке, сделанном на рынке, где половина кадра — рыба, половина — люди. Это никакой не монтаж, так и было. Сейчас я хожу по Московскому метро, которое мне тоже очень нравится, и вижу здесь такие же «дуалити».

— Известный фотограф Сергей Васильев рассказывал такой случай. Еще в начале карьеры он набрел на кучу желтых листьев в лесу. Сделал снимок, и тут к нему подошел его учитель, положил на кучу один красный лист и сказал: так лучше. Васильев заметил: но так не было! На что учитель возразил: зато могло быть... На чьей вы стороне в этом вопросе?

— Вообще-то я стараюсь в реальность не вмешиваться. Даже зумом-то не пользуюсь. И конечно, не смог бы, как ваш художник Ткаченко, поджечь деревню (серия фотохудожника Данилы Ткаченко «Родина» с подожженными заброшенными деревенскими домами вызвала протесты в обществе, в том числе со стороны движения «Архнадзор». — «Труд»). У меня и посыл другой, я больше за счастье, за радость, за идею оптимизма, которую должно нести искусство. Но иногда происходящее просто требует вмешательства. И я сдаюсь. Однажды снимал в церкви и вдруг увидел чернокожую женищину, которая точно бы улучшила мой кадр. Я побежал за ней, попросил пройти там, где было нужно. Она согласилась, и получился неплохой снимок. Или, например, в одной из серий прошу людей манипулировать фонариками, и эти люди, начинают выглядеть загадочно, как призраки. Но чаще сталкиваюсь с тем, что случайность лучше и остроумнее любой фантазии. Вот видите фотографию над вашей головой? Я увидел в галерее эту харизматичную корпулентную даму — и стал охотиться за ней по всей выставке. Наконец поймал момент, когда она устала и присела отдохнуть. И ведь как удачно села — под изображением обнаженной юной девы, причем в точно той же позе! Тут я ее и щелкнул. Показал ей фотографию (часто после съемок так делаю). И женщина рассмеялась — ведь тут ни капли постановки, все произошло по воле провидения.

Второй большой проект, представленный в Галерее классической фотографии — это цикл «Железная дорога», снятый в Индии. Интересно, а почему не в России, где дорога — один из главных символов страны? А вот Набоков, например, видел в них символ смерти...

— Нет, про смерть я не думал, — улыбается Алекс. — И мою «Железную дорогу» нужно воспринимать не как отдельные снимки, а как одну большую фотографию — если хотите, как лицо страны в лицах ее жителей. Мое первое большое путешествие на поезде было в Боливии и Аргентине. Я понял, что это отличный способ узнать страну. Следующей была Индия, и мне кажется, что нигде этот проект нельзя было бы реализовать лучше. Там я просто открывал дверь вагона, не дожидаясь остановки, и снимал все, что видел, улегшись на пол. А вот в Грузии подобное не сработало. Я закрылся в туалете и фотографировал из окошка. Два часа слушал, как мне орали в дверь: «Ты сдурел, освободи кабинет!» Но все старания пошли прахом, потому что в Грузии совершенно нет жизни вдоль железной дороги.

— Я, в отличие от вас, занимаюсь не фото, а литературой. Точно знаю, что в ее среде понятие таланта не так важно, как раньше, когда продвигали действительно талантливых. Сейчас так: о ком издатели договорились, тот и будет талантлив. Неожиданно ворваться в литературу, как это было с Гоголем или Шукшиным, невозможно. А как в мире фотографии?

— Да то же самое. Конечно, я бы хотел зарабатывать на жизнь творчеством, но пока получается плохо. У меня нет семьи, нет детей, есть крохотная квартирка и маленькая машинка, я особо не трачусь на жизнь и могу себе позволить путешествия. Но все равно деньги на это надо как-то заработать. Я служил в отеле в Британии, был мальчиком на побегушках, когда тебе звонят ночью, днем, в любое время и просят выполнить какие-то поручения. За это неплохо платят, я смог скопить определенную сумму... Что делать, так устроена жизнь. Важно это понимать и сохранять здоровую иронию.

— Неужели во Франции не помогают молодым художникам?

— Кому-то, может, и помогают, но — только не смейтесь — эта выставка в России у меня первая такая крупная. Меня нашли ваши кураторы, за что я им безмерно благодарен.

— От современных фотографов можно услышать, что хорошая техника не обязательна, и классный кадр можно сделать на айфон.

— Я всегда работал с аппаратами серьезных фирм. Айфоном не пользуюсь из-за недостаточного качества камеры: эти фото вы можете использовать в интернете, но никогда не распечатаете их для приличной выставки. Однако в некоторых случаях айфон спасает. Например, в Иране, где использование камер запрещено.

— Возвращаясь к вашему циклу «Дуалити» и помня ваш интерес к границам — как бы вы проиллюстрировали положение России в нынешнем мире?

— В смысле — как бы я изобразил ближайшее окружение России? Наверное, не ограничился бы одной фотографией. Я бы продолжил свой цикл «Соседи». Да, вы все говорите на одном языке. Но, например, один мой русский друг рассказывал, что не может общаться с родственниками из Украины, потому что они поссорились на почве политики, да и граница между странами пролегла вполне серьезная, так что передвижения осложнены. Когда жизнь простого человека разрезают политические границы — это одна из самых больших несправедливостей на свете.

Афиша 00:10 / 31 Мая 2024 733
Код Васнецовых

Как Третьяковка отмечает юбилеи представителей великой творческой династии

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: В.М. Васнецов. Богатыри. 1881-1898 гг. Фото: tretyakovgallery.ru

Главный проект весенне-летнего сезона Третьяковская галерея посвятила семье художников Васнецовых. Охватив без малого полтора столетия, музей соединил творчество трех мастеров: «коренного» в династии Виктора, его брата Аполлинария...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?