Главная Культура Афиша 00:06 23 Ноября 2018 5814
«Такая огромная территория, а все говорят на одном языке»

И через 27 лет после распада Союза французский фотограф увидел в жизни в постсоветских стран много общего

Евгения Сундукян
Работа из серии Алекса Перре «Люди веры». Предоставлена устроителями выставки

В Галерее классической фотографии открылась выставка «Перекрестки миров» молодого французского фотографа Алекса Перре. Российские кураторы называют Алекса одним из самых многообещающих мастеров нового поколения, гуманистом, наследующим традиции Анри Картье-Брессона и Уильяма Юджина Смита.

Лейтмотивом выставки стал глобализм и его парадоксы, что нашло выражение в характерном авторском приеме Перре: в его фотографиях соединяются два сюжета. Иногда настолько контрастные, что может показаться, будто автор смонтировал два снимка, однако это не так. Обе эти реальности сосуществуют, но столь же реальна и линия, их разделяющая.

Алекс — путешественник, его снимки сделаны в разных городах и странах и, как пишет историк фотографии Артем Логинов, героями его работ в равной степени становятся и обитатели культурных перекрестков, и сама среда, сталкивающая противоположности.

На выставке представлены работы из разных серий, но меня, жительницу России, особенно привлек проект «Соседи», сделанный на территории бывшего Союза. Лица людей здесь даны в привычном для них антураже. Как, например, вот этот потрясающий грузин рядом с клетками для кур.

— Я много путешествовал по странам бывшего СССР, — рассказывает Алекс. — Был в Литве, Грузии, где мне очень понравилось. Наверное, россиянам трудно понять, что так поражает иностранцев здесь. Мало того, что это огромная территория, где все говорят на одном языке, но и вокруг лежат страны, где тоже говорят на нем. Приедешь, например, в Литву, тебе отвечают: да, конечно, я знаю русский, ведь его знали бабушка и отец...

Принцип «два в одном» присутствует во всех сериях Алекса, но есть отдельный проект, названный «Дуалити» (двойственность).А родился он, утверждает Алекс, случайно, как и всё:

— Однажды я что-то снимал у друзей, и получился неожиданный кадр: половина красная, половина синяя. Подумал: а прикольно — и динамика есть, и контраст. Стал искать подобные решения, основанные не только на цвете. Как, например, на том снимке, сделанном на рынке, где половина кадра — рыба, половина — люди. Это никакой не монтаж, так и было. Сейчас я хожу по Московскому метро, которое мне тоже очень нравится, и вижу здесь такие же «дуалити».

— Известный фотограф Сергей Васильев рассказывал такой случай. Еще в начале карьеры он набрел на кучу желтых листьев в лесу. Сделал снимок, и тут к нему подошел его учитель, положил на кучу один красный лист и сказал: так лучше. Васильев заметил: но так не было! На что учитель возразил: зато могло быть... На чьей вы стороне в этом вопросе?

— Вообще-то я стараюсь в реальность не вмешиваться. Даже зумом-то не пользуюсь. И конечно, не смог бы, как ваш художник Ткаченко, поджечь деревню (серия фотохудожника Данилы Ткаченко «Родина» с подожженными заброшенными деревенскими домами вызвала протесты в обществе, в том числе со стороны движения «Архнадзор». — «Труд»). У меня и посыл другой, я больше за счастье, за радость, за идею оптимизма, которую должно нести искусство. Но иногда происходящее просто требует вмешательства. И я сдаюсь. Однажды снимал в церкви и вдруг увидел чернокожую женищину, которая точно бы улучшила мой кадр. Я побежал за ней, попросил пройти там, где было нужно. Она согласилась, и получился неплохой снимок. Или, например, в одной из серий прошу людей манипулировать фонариками, и эти люди, начинают выглядеть загадочно, как призраки. Но чаще сталкиваюсь с тем, что случайность лучше и остроумнее любой фантазии. Вот видите фотографию над вашей головой? Я увидел в галерее эту харизматичную корпулентную даму — и стал охотиться за ней по всей выставке. Наконец поймал момент, когда она устала и присела отдохнуть. И ведь как удачно села — под изображением обнаженной юной девы, причем в точно той же позе! Тут я ее и щелкнул. Показал ей фотографию (часто после съемок так делаю). И женщина рассмеялась — ведь тут ни капли постановки, все произошло по воле провидения.

Второй большой проект, представленный в Галерее классической фотографии — это цикл «Железная дорога», снятый в Индии. Интересно, а почему не в России, где дорога — один из главных символов страны? А вот Набоков, например, видел в них символ смерти...

— Нет, про смерть я не думал, — улыбается Алекс. — И мою «Железную дорогу» нужно воспринимать не как отдельные снимки, а как одну большую фотографию — если хотите, как лицо страны в лицах ее жителей. Мое первое большое путешествие на поезде было в Боливии и Аргентине. Я понял, что это отличный способ узнать страну. Следующей была Индия, и мне кажется, что нигде этот проект нельзя было бы реализовать лучше. Там я просто открывал дверь вагона, не дожидаясь остановки, и снимал все, что видел, улегшись на пол. А вот в Грузии подобное не сработало. Я закрылся в туалете и фотографировал из окошка. Два часа слушал, как мне орали в дверь: «Ты сдурел, освободи кабинет!» Но все старания пошли прахом, потому что в Грузии совершенно нет жизни вдоль железной дороги.

— Я, в отличие от вас, занимаюсь не фото, а литературой. Точно знаю, что в ее среде понятие таланта не так важно, как раньше, когда продвигали действительно талантливых. Сейчас так: о ком издатели договорились, тот и будет талантлив. Неожиданно ворваться в литературу, как это было с Гоголем или Шукшиным, невозможно. А как в мире фотографии?

— Да то же самое. Конечно, я бы хотел зарабатывать на жизнь творчеством, но пока получается плохо. У меня нет семьи, нет детей, есть крохотная квартирка и маленькая машинка, я особо не трачусь на жизнь и могу себе позволить путешествия. Но все равно деньги на это надо как-то заработать. Я служил в отеле в Британии, был мальчиком на побегушках, когда тебе звонят ночью, днем, в любое время и просят выполнить какие-то поручения. За это неплохо платят, я смог скопить определенную сумму... Что делать, так устроена жизнь. Важно это понимать и сохранять здоровую иронию.

— Неужели во Франции не помогают молодым художникам?

— Кому-то, может, и помогают, но — только не смейтесь — эта выставка в России у меня первая такая крупная. Меня нашли ваши кураторы, за что я им безмерно благодарен.

— От современных фотографов можно услышать, что хорошая техника не обязательна, и классный кадр можно сделать на айфон.

— Я всегда работал с аппаратами серьезных фирм. Айфоном не пользуюсь из-за недостаточного качества камеры: эти фото вы можете использовать в интернете, но никогда не распечатаете их для приличной выставки. Однако в некоторых случаях айфон спасает. Например, в Иране, где использование камер запрещено.

— Возвращаясь к вашему циклу «Дуалити» и помня ваш интерес к границам — как бы вы проиллюстрировали положение России в нынешнем мире?

— В смысле — как бы я изобразил ближайшее окружение России? Наверное, не ограничился бы одной фотографией. Я бы продолжил свой цикл «Соседи». Да, вы все говорите на одном языке. Но, например, один мой русский друг рассказывал, что не может общаться с родственниками из Украины, потому что они поссорились на почве политики, да и граница между странами пролегла вполне серьезная, так что передвижения осложнены. Когда жизнь простого человека разрезают политические границы — это одна из самых больших несправедливостей на свете.

Афиша 00:15 / 14 Ноября 2025 4882
Громче, чем бомба

На экраны выходит фильм «Сентиментальная ценность», завоевавший Гран-при Каннского кинофестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Снял картину Йоаким Триер — дальний родственник великого и ужасного Ларса фон Триера. Пока Ларс борется с болезнью Паркинсона, Йоаким, автор обласканных фестивалями фильмов «Реприза», «Осло, 31 августа»,...

Как Федор Достоевский полтора века назад рассказал о нашем нынешнем обществе

Ирина Смирнова
Труд

В Петербурге открылась замечательная выставка, посвященная роману Федора Достоевского «Подросток». «Треснули законы общества под революцией реформ. Замутилось море. Исчезли и стерлись определения и границы добра...

На экраны выходит фильм «Умри, моя любовь» из программы Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сняла его британка Линн Рэмси, опытный фестивальный боец. Она дважды побеждала в Каннах с коротким метром. На Лазурном берегу показывали ее полнометражные ленты «Крысолов», «Морверн Каллар», «Что-то...

Афиша 00:05 / 05 Декабря 2025 3537
Любовь и честь Карла Росси

Петербург празднует 250-летний юбилей зодчего, придавшего неповторимый облик городу на Неве

Ирина Смирнова
Труд
Фото: © Страница Музея истории Санкт-Петербурга в VK. Фото: https://vk.com/spb_museum

В Инженерном доме Петропавловской крепости открылась выставка, посвященная творчеству Карла Росси (1775-1849) — непревзойденного мастера русского ампира, создателя уникальных по великолепию архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга,...

Афиша 00:01 / 21 Ноября 2025 2999
Размороженный

Новый фильм Егора Михалкова-Кончаловского «Авиатор» снят по роману Евгения Водолазкина

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сначала прилетел орлан-белохвост, а может, другая гордая птица — нарисовано-то компьютером. Орлан плавно кружил над тайгой, пока в кадре его не сменил Соловецкий архипелаг (тут уж не ошибешься —...

Как в Музее русского импрессионизма вспомнили Гиляровского

Елена Широян, искусствовед
Труд
Музей русского импрессионизма

Редкий случай: музейный артпроект посвящен журналисту! Пусть и в честь 170-летия легендарного репортера и бытописателя Москвы. Столица в фокусе внимания на равных с юбиляром, и залы полны ее ландшафтов,...

В прокат выходит русско-таджикский боевик о пограничнике в отставке

Евгения Заболотских
Труд
Фото со съемок к/ф «Тропа гнева», kinopoisk.ru

В прокат выходит фильм «Тропа гнева». В главных ролях — Максим Дрозд, Анфиса Черных, Артем Ткаченко и Екатерина Стеблина. Русско-таджикский боевик о пограничнике в отставке, который готов на все,...

Афиша 00:04 / 28 Ноября 2025 2345
Русский собрат Леонардо

Московский Центр «Зотов» показывает крупнейшую выставку Владимира Татлина. И это - событие!

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото Евгения Баранова Центр «Зотов»

В декабре исполнится 140 лет со дня рождения Владимира Татлина — художника, конструктора, изобретателя. Автор всемирно знаменитой Башни III Интернационала считается одним из столпов русского авангарда, однако широкому...

На наши экраны выходит фильм «Звук падения» - лауреат Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Картина, представляющая немецкое кино, завоевала Приз жюри. Он не самый значимый в каннской иерархии, но достаточно весомый для того, чтобы привлечь к картине внимание мировой киноэлиты. Германия уже выдвинула «Звук...

В основе постановки МТЮЗа «Дядя» - знаменитый чеховский «Дядя Ваня»

Анна Чепурнова
Труд
Фото Елены Лапиной предоставлено МТЮЗом

Зачем тревожить вечную классику, пытаясь перенести героев и действие из времени, где они родились и жили, в наш суетный век? Ответ на этот вопрос можно найти на сцене Московского театра юного зрителя, где состоялась...

Разговор с Билли Новиком о музыке и других радостях жизни

Татьяна Болотовская
Труд
Фото из открытых источников

25 лет назад в Питере родилась группа Billy’s Band, очень скоро покорившая сердца тех, кто любит импровизацию в музыке и в жизни. Основателю коллектива, автору песен и вокалисту Билли Новику недавно исполнилось...

Афиша 00:01 / 12 Декабря 2025 1876
Себя как в зеркале я вижу...

Русский музей и Эрмитаж представили в своих залах исторические портреты

Людмила БЕЗРУКОВА
Труд
Боровиковский В.Л. Портрет Е.А. Нарышкиной. начало 1790-х гг Фото: © Русский музей

Два равно уважаемых петербургских музея — Русский и Эрмитаж — представили в своих залах исторические портреты. Работы великих мастеров прошлого и настоящего из собственных коллекций здесь соседствуют...

Афиша 00:04 / 12 Декабря 2025 1690
Взгляни в лицо обреченных

Эти музейные экспозиции возвращают нас к людям и событиям, происходившим на Сенатской площади

Елена Широян, искусствовед
Труд

Двухсотлетие с момента восстания декабристов, которое считается одним из ключевых событий русской истории, в наших музеях получило довольно аскетичный отклик. В Москве это прежде всего выставка в Государственном музее...

Афиша 00:01 / 05 Декабря 2025 1557
Полпланеты прошагал

В Пушкинском музее столицы собрали большую выставку Марка Шагала из российских коллекций

Елена Широян, искусствовед
Труд
Марк Шагал, Над городом, 1914–1918. Фото: globallookpress.com

Масштабы выставки «Марк Шагал. Радость земного притяжения», открывшейся к 40-летию кончины художника, превзошли все прежние показы этого мастера в стенах ГМИИ. Первый раз такое мощное шоу здесь случилось в 1987-м,...

Афиша 00:03 / 12 Декабря 2025 1518
А завтра была война

Вахтанговцы оживили последние предвоенные годы

Любовь Лебедина
Труд
Егор Разливанов, Анна Ляхова. Фото предоставлено пресс-службой Театра им. Евг.Вахтангова

В Театре имени Вахтангова впервые поставлен спектакль под названием «Первая любовь последнего года» по роману Юрия Слепухина «Перекресток». На сцене оживает 1941 год, и вчерашние школьники уже...

Афиша 15:30 / 20 Декабря 2025 18
Мятеж или восстание?

В России уже два века об этом спорят - и ответы зависят от того, какая эпоха на дворе

Ирина Смирнова
Труд

«Перед нами история последнего гвардейского переворота и первого штурма Зимнего» — такими словами директор Эрмитажа Михаил Пиотровский открыл выставку «14 декабря 1825 года», посвященную 200-летию...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?