Главная Культура 13:08 30 Января 2017 4294
«Быть марионеткой не умею»

30 января у выдающейся оперной певицы Александры Дурсеневой – концерт в Доме музыки

Мария Баскова

Уже более двадцати лет певица с удивительным голосом, обладательница густого, сочного меццо-сопрано Александра Дурсенева выходит на сцену Большого театра в самых разных оперных партиях. Она – одна из тех солисток Большого, на которых держалась и держится сила и слава русской оперы. Как-то великая Ирина Архипова, поддерживавшая многие молодые дарования, сказала начинающей певице после одного из ее выступлений:«Когда ты поешь, ты должна заставить публику сопереживать, вести ее за собой!». Александра запомнила этот совет на всю жизнь и научилась воплощать его на сцене. Не в этом ли главный секрет её мастерства? Об этом мы поговорили в квартире оперной примы, больше похожей на музыкальный музей или театр, накануне ее концерта в Московском международном Доме музыки.

– Александра, кроме оперного пения, вы продолжаете и лучшие традиции русского камерного исполнительства, давно уже практикуете сольные концерты...

– Да, мой педагог и концертмейстер Диана Гендельман еще в консерватории привила мне вкус к камерной музыке. Камерное пение — это особая стезя. Ведь если ты поешь в опере, необходим голос такой силы, чтобы перекрыть им всю мощь оркестра, а в камерном жанре, напротив, нужна филигранность исполнения. Тем не менее, эти жанры взаимосвязаны и дают возможность разнообразить репертуар.

– 30 января в Камерном зале Дома музыки – ваш вокальный вечер, посвященный Камилю Сен-Сансу. Чем он интересен?

– Мы назвали его «Карнавал музыкальных образов». Это, если можно так выразиться, синтетически-просветительский концерт, который выходит за рамки простого сольного выступления, поскольку представит всю многогранность творчества великого француза: от малоизвестных романсов до знаменитейшей «Интродукции и Рондо каприччиозо» и арий из оперы «Самсон и Далила». Безусловным украшением станет знаменитейшая музыкальная пьеса, превратившаяся потом в хореографическую миниатюру, – «Лебедь» (в танцевальном варианте – «Умирающий лебедь»). А видеоряд воссоздаст на сцене неповторимую атмосферу Парижа конца XIX века. Это уже не первый наш подобный монографический концерт, посвященный определенной теме или композитору.

– Александра, вы родились в Харькове, в артистической семье, ваша мама – народная артистка Украины Любовь Попова. А как рано вы сами почувствовали призвание петь?

– Мечта петь у меня была всегда. До трех лет я не разговаривала, а вот петь начала, когда еще и на ногах не стояла. В детстве все время лезла на табуретки, переодевалась Снегурочкой, устраивала представления… С мамой мы ездили на концерты артистов Харьковского театра оперы и балета, в котором она проработала более сорока лет... Другой жизни я не знала и не представляла себе.

Конечно, мама дала и мне, и моей сестре музыкальное образование. Не разрешила вырезать мне гланды и запрещала петь в мутационный период — то есть не дала сделать то, что могло бы помешать в будущем карьере вокалистки. И всё же... она не хотела, чтобы я шла в певицы. Думаю, просто очень хорошо понимала, сколь сложна эта профессия, и всячески пыталась меня от нее оградить. А когда я выросла, несмотря на то, что маме все говорили: «Люба, ты что, не видишь, что у твоей дочери — голос?», объявила: «Сначала получи нормальную профессию, а потом уже дерзай!». И я пошла в пединститут, закончила факультет биологии и химии и начала работать учителем в школе...

– То есть, вам пришлось пройти достаточно жесткий путь преодоления?

– Знаете, не преодолевая внешнее давление, а главное, не преодолевая себя, ты не сможешь состояться. Я знала многих артистов, которым были даны и голос, и ясная жизненная дорога, и место в театре... но в профессии их уже нет. Потому что шли, что называется, «по накатанной»… Прежде всего должен быть характер. Чтобы стать певцом и нести слушателю что-то важное со сцены, ты должен перебороть себя хотя бы для того, чтобы на нее выйти и открыть рот…

В общем, можно сказать, я успела вскочить в отходящий поезд. В 23 года поступила в Харьковскую консерваторию, в класс профессора Тамары Яковлевны Веске и за четыре года её закончила. Поступала сразу на второй курс, не имея за спиной даже училища. Меня спрашивали: «Как? Вы хотите с музыкальной школой на второй курс консерватории?» Но я поступила и очень быстро всех догнала – ипо специальности, и по языкам. Тогда мне очень хотелось куда-то поехать, поучаствовать в конкурсах. А для этого надо было и петь хорошо, и языки знать…

Так что вопрос о призвании очень сложный. Только когда у меня стало что-то получаться на сцене, я поняла — да, наверное, пение – это мое!

– Вы ведь были очень дружны с Ириной Архиповой. Как вы с ней познакомились? Ходили слухи, что именно благодаря ей вы попали в Большой театр.

– В 1993 году я поехала на международный конкурс вокалистов имени Глинки в Смоленск, где Ирина Константиновна была председателем жюри. Если честно, я тогда даже не знала цену своему голосу. Только начала петь в Харьковском театре оперы, но за спиной все шептались: конечно, это дочка Поповой, поэтому она здесь и работает!

После третьего тура объявили, что я получила вторую премию (первую взяла Анна Нетребко). Кроме того, мне тогда вручили хрустальную вазу за лучшее исполнение произведений Глинки — то есть фактически Гран-при! Можете представить мое потрясение, когда сама Архипова подошла меня поздравить!

Конкурс Глинки проходил в октябре, а 30 ноября в Москве состоялось открытие Фонда Архиповой. И волей случая именно 30 ноября я оказалась в Москве в Большом театре на прослушивании и снова встретилась с Ириной Константиновной в коридоре. Помню, она шла тогда с Марией Биешу, остановилась и сказала ей: «Маша, у этой певицы — замечательный голос, несмотря на то что она носит такую короткую юбку!».

Мы действительно очень близко общались –вместе ездили на концерты и фестивали, даже на дачу к Ирине Константиновне, без конца обсуждали вокальные партии и различные оперные школы, продумывали, как делать тот или иной образ… И, конечно, я брала у нее мастер-классы. Но все это было уже позже, когда я переехала окончательно в Москву.

А в Большой театр меня взяли независимо от неё в 1994 году — некому было петь партию Вани из «Жизни за царя» Глинки. Поверьте, что за свою жизнь я так устала от «мамы за спиной» в Харькове, что меньше всего хотела оказаться еще и протеже Архиповой. Да собственно, и переезжать в Москву я поначалу не хотела.

– Почему же?

– В Харькове у меня было все устроено: дом, родители, работа, личная жизнь… В Москве же надо было начинать с нуля. Но времена стали меняться, самостоятельная Украина беднела, Харьковский театр все чаще сдавали в аренду под сомнительные мероприятия, и я испугалась, что попеть в нем так и не успею, и снова отправилась в Москву, прошла конкурс в группу стажеров Большого театра.

– Оказавшись в труппе Большого, вы стали востребованы и на Западе, выступали в ведущих оперных театрах мира: спели Амелфу в «Золотом петушке» в Ковент-Гардене, Марту в «Иоланте» в Ла Скала и Датской Королевской опере, Дуэнью в «Обручении в монастыре» на фестивале в британском Глайндборне и в оперном театре Валенсии, Басманова в «Опричнике» на сцене театра «Лирико» в Кальяри и многие-многие другие партии…

– Всё началось с фестиваля в австрийском Брегенце, где под руководством Владимира Федосеева в 1995 году я участвовала в постановке «Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии»– это был мой первый контракт. Карьера на Западе складывалась очень успешно, я все время были в поездках, работала с упоением… В Россию приезжала, только чтобы спеть Большом. Тогда же мне предложили место и в Дойче-опер, предлагали насовсем переехать в Германию...

До сих пор, когда я бываю в Европе, ко мне подходят люди с моими фотографиями, просят подписать…

Однажды, будучи в Италии, с какого-то вокзала позвонила Ирине Константиновне, и она напустилась на меня: «Хватит разъезжать по Европам! И в России надо что-то делать!» Тогда мне было очень обидно, но потом я тоже пришла к этому пониманию – работать надо прежде всего у себя дома, а за рубеж выезжать на гастроли. И лучше такого образа жизни для меня ничего нет.

– Что из спетого на сцене Большого театра считаете для себя самым важным?

– Конечно, мне дороги те партии, благодаря которым меня взяли в Большой — это, повторю, Ваня из «Жизни за царя», конечно же Ратмир из «Руслана и Людмилы», Графиня из «Пиковой дамы», Баба Турчанка из «Похождений повесы» Стравинского… Каждый персонаж, каждый образ накладывает свой отпечаток, буквально «прорастает» в тебе, так что и сам порой не знаешь, откуда что взялось... Скажу откровенно, что и настоящей женщиной я стала только тогда, когда спела Кармен. До этого была скорее спортсменкой, которая принимала и отбивала мячи (в юности я занималась профессионально волейболом), не умела и не считала нужным даже кокетничать.

Ну, а самые душевные партии — это, конечно, Марфа из «Хованщины» и Любаша из«Царской невесты». Они и сейчас для меня являются «вершиной».

– А как вы относитесь к современной оперной режиссуре, к так называемой «актуализации классики»? Что допустимо для вас на оперной сцене, что — нет?

– Я не против современного осмысления классической оперы, каких-то неординарных ходов и интересных идей, но только если режиссер не идет против музыки. Главное для меня — это замысел композитора. Сегодня же, чтобы зрителю не было скучно, часто начинается какое-то накручивание, беготня, бесконечные отвлекающие маневры, за которыми музыка как раз и теряется... Конечно, каждый режиссер должен выразить себя, но только не пиариться за счет гениев… Грань эта очень зыбкая. Сегодня тебе дают, по сути, совсем другое либретто и говорят, что это первоисточник, или придумывают «концепцию» и впихивают в нее артистов… Я это не совсем принимаю. Если я не интересна как артистка сама по себе, то мне, увы, и самой работать неинтересно! Марионеткой быть я не умею…

– Александра, ваша одиннадцатилетняя дочь Люба, названная в честь вашей мамы, продолжит музыкальную династию Поповых-Дурсеневых?

– Пока рано об этом говорить. У мамы было высокое меццо-сопрано, у меня низкое. Что будет у Любы, никто не знает. Поем мы дыханием, а дыхание формируется только к 17-18 годам. Но если у нее будет голос, то палки в колеса я ей ставить не буду.

А сейчас могу только сказать, что без музыкального образования, певицей не станешь, поэтому Люба, как все дети, занимается фортепиано, сольфеджио, музыкальной литературой. И самое главное для меня, что музыку она понимает.

– Что такое для вас вокал? Это удовольствие, работа или смысл жизни?

– Вы очень правильно сказали, именно — смысл жизни! Да, я мечтала быть певицей, но не думала, что все получится именно так. Что судьба подарит мне Большой театр и замечательных музыкантов, с которыми мне довелось работать: Темирканова, Рождественского, Архипову, Михаила и Владимира Юровских. Владимир Федосеев познакомил меня с Георгием Свиридовым. На его даче мы репетировали «Курские песни». Это все незабываемо… Учиться у таких больших мастеров, постигать их секреты и приемы — это настоящее счастье.

Я стремлюсь на сцену, потому что только здесь открывается то, что наглухо закрыто в повседневной жизни. Когда ты поешь, то находишься в другом состоянии, в другом мире, ты как будто поцелован сверху...

Многие считают, что мы поем за аплодисменты... Нет, не за аплодисменты, а за вот эту возможность войти в другой образ, прожить в нем еще одну жизнь, раскрыть ее смысл, душу... и, самое главное — повести публику за собой!

Комментарии для сайта Cackle

Отчего дамы и господа из «ящика» так переполошились при явлении «Кальмара» народу?

Сергей Беднов
Труд
У «Игры» отличный сценарий, полный интриг, держащих зрителя в напряжении. Фото: Rolf Vennenbernd/dpa, globallookpress.com

Вообще-то «Труд» редко пишет о телевизионных премьерах на платных сервисах. Но здесь случай особый. Корейскому сериалу «Игра в кальмара», показанному Netflix и ставшему самым прибыльным проектом...

Что не так с экранизацией книги Алексея Иванова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Минуя кинопрокат, сразу на трех интернет-платформах появился фильм «Общага». Это режиссерский дебют оператора Романа Васьянова, снимавшего не только в России («Охота на пиранью», «Стиляги»,...

Культура 00:16 / 15 Октября 2021 11533
Во всем виновата Собчак

В телеэфире в адрес этой ведущей звучали эпитеты «самый дорогой объект ненависти россиян» и «харизматичная сволочь, которая делает все что хочет»

Сергей Беднов
Труд
Хейт для Ксении Анатольевны — дело обычное. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

В финале «Прямого эфира» Андрея Малахова, вышедшего в понедельник, 11 октября, прозвучали такие эпитеты: «самый дорогой объект ненависти россиян» и «харизматичная сволочь, которая делает все...

На «Оскар» от нашей страны будет претендовать новая работа ученицы Сокурова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Разжимая кулаки» с сайта kinopoisk.ru

Ранее фильм Киры Коваленко «Разжимая кулаки» завоевал Главный приз в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, а после показов в Нью-Йорке, Иерусалиме, Торонто, Сан-Себастьяне приобрел широкую...

Ну вот, на смену худруку-режиссеру в МХТ имени Чехова пришел худрук-артист

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Очевидно, что легко Константину Юрьевичу не будет. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

На этой неделе Минкультуры слегка ошеломило новостью: уходит стоявший у руля Сергей Женовач. Впрочем, для тех, кто пристально следил за жизнью театра в Камергерском, это событие не стало таким уж неожиданным. Когда...

Маэстро Морихиро Ивата 30 лет работает в главных труппах России

Екатерина Беляева
Труд
Партия Шута в «Лебедином озере» – одна из коронных в репертуаре Морихиро Иваты. Фото из его личного архива

Грамота Министерства иностранных дел Японии, ежегодно отмечающего тех, кто вносит особый вклад в развитие отношений с зарубежными странами, на днях была вручена японско-российскому танцовщику и хореографу Морихиро Ивате....

Культура 21:01 / 30 Октября 2021 10768
Гражданство за любовь

Уругвайская кинозвезда Наталия Орейро стала гражданкой России. А мы почему-то недовольны

Труд
Наталия бывала у нас десятки раз и даже свой инстаграм ведет по-русски. Фото: Дарья Парчинская/Russian Look, globallookpress.com

При всем обожании зрительниц старшего поколения сериала «Дикий ангел» и Наталии Орейро язык не повернется сказать, что россияне пришли в восторг, узнав, что уругвайской звезде и ее сыну даровано гражданство...

Сразу в нескольких городах Калининградской области власти объявили «тихую войну» памятникам

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
Парковая скульптура «Несущая воду» – самая известная работа немецкого мастера Германа Брахерта. Теперь она хранится в музее, а вокруг ее копий ломаются копья… Фото из открытых источников

Советск Калининградской области до 1946 года назывался Тильзитом. А в 1807-м здесь состоялись переговоры двух императоров: Александра I и Наполеона, по итогам которых между Россией и Францией был подписан Тильзитский...

«Включаешь телевизор - там тесты ДНК, драки, за волосы друг друга таскают, грубость, оскорбления - ужас!» - посетовала спикер СФ Валентина Матвиенко

Труд
Фото: пресс-служба Совета Федерации, globallookpress.com

Валентина Матвиенко, спикер СФ — Включаешь телевизор — там тесты ДНК, драки, за волосы друг друга таскают, грубость, оскорбления — ужас! Я уж не говорю о жестокости, о наших детективах,...

Известный телеведущий находит в родной стране аналоги самых диковинных мировых достопримечательностей

Анна Чепурнова
Труд
Самое трудное – решить, куда отправиться. Не потому, что все видено, а наоборот – велик выбор. Фото предоставлены телеканалом «Моя Планета»

Оскар Уайльд писал: «Путешествия удивительно облагораживают душу и помогают избавиться от предрассудков». Целительный эффект дальних поездок давно доказан научно. И хотя с закрытием границ из-за короновируса перемещаться...

Культура 20:01 / 30 Октября 2021 10048
Прощай, оружие!

После трагического инцидента на съемках фильма «Ржавчина» голливудские деятели отменяют использование настоящего оружия на съемках

Труд
Это шуточное селфи Алека Болдуина оказалось трагически пророческим. Фото: face to face/Instagram, globallookpress.com

После трагического инцидента на съемках фильма «Ржавчина», когда Алек Болдуин случайно застрелил оператора-постановщика Галину Хатчинс, голливудские деятели один за другим отменяют использование настоящего оружия на съемках....

Оперному певцу Виктору Коротичу пришлось полежать на питерской мостовой. Да еще в наручниках

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: w85/ZUMAPRESS.com, globallookpress.com

Широкая известность пришла к солисту оперной труппы Мариинского театра Виктору Коротичу на этой неделе. Но не на сцене, а на мостовой. На нее, родимую, скрутив артисту руки за спиной и надев...

Литературный обзор

Олег ФОЧКИН, книгочей
Труд
Фото: © Simon Katzer, globallookpress.com

Только-только небо над планетой прояснилось и люди снова подняли головы, стали доставать чемоданы из кладовок, рукопожатничать и даже целоваться, как очередная волна коронавируса норовит загнать всех назад - в границы, в тесные рамки дозволенного....

Известный актер считает главным делом своей жизни театр и музыку

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото Вячеслава Новикова

На Первом канале в разгаре показ сериала «Мосгаз. Дело № 8:Западня». Это продолжение серии теледетективов о майоре Черкасове, который вместе со своими коллегами по МУРу раскрывает леденящие душу преступления....

Даже с помощью скандальных ток-шоу удержать зрителя все сложнее

Ирина Хмара
Труд
Доколе? Валентина Матвиенко предложила бороться с безнравственностью на российском телевидении. Фото: пресс-служба Совета Федерации, globallookpress.com

На днях Валентина Матвиенко предложила бороться с безнравственными передачами на российском телевидении. В пример председатель Совфеда привела программы, в которых в прямом эфире делаются тесты ДНК и устраиваются...

Культура 00:06 / 22 Октября 2021 8530
Игра в классики

В российский прокат вышли два амбициозных европейских проекта

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Французы выпустили фильм «Эйфель» - немцы ответили фильмом «Королевская игра». Кадры с сайта kinopoisk.ru

Как говорится, не Голливудом единым... На наших экранах появились сразу две громкие европейские картины, которые в идеале могли привлечь внимание вдумчивых зрителей, изрядно подуставших от однообразных похождений Джеймса...








Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?