Одно из важнейший политических событий весны 2011 года - создание Общероссийского народного фронта, который должен объединить сторонников развития России в преддверии парламентских и президентских выборов.

С инициативой его создания 6 мая выступил премьер-министр Владимир Путин. Неделю спустя о готовности войти в новое объединение заявили около 100 общественных организаций.

Оппозиция скептически отнеслась к инициативе премьера. Однако уже несколько дней спустя представители партий, выступавших с резкой критикой «путинского» фронта, один за другим стали заявлять о создании собственных движений с такими же названиями.

Одним из первых намерение высказал председатель «Справедливой России» Николай Левичев. Вскоре к нему «присоединились» коммунисты: первый зампред ЦК КПРФ Иван Мельников заявил, что реальный народный фронт будет создан вокруг КПРФ, а Геннадий Зюганов вспомнил о существовавшем когда-то в стране Народно-патриотическом фронте.

Не чуждыми «фронтовые» идеи оказались и представителям националистических движений: 13 организаций, в том числе «Союз казаков России», «Славянский союз журналистов», «Российский общенародный союз» Сергея Бабурина и «Военно-державный союз» Леонида Ивашева подписали соглашение о создании своего «национально-патриотического фронта» под названием «Державный Союз России». Даже Эдуард Лимонов заявил о скором появлении своего «Фронта национального спасения». В него вошли объединение «Другая Россия» и еще несколько организаций, которые до сих пор не прошли регистрацию в Минюсте.

Комментируя возникшую в оппозиционной среде моду на «фронты», эксперты заявляют: ажиотаж вокруг этой идеи вызван пониманием того, что объединение, инициированное премьер-министром, может серьезнейшим образом повлиять на сценарий парламентской избирательной кампании. Многие партии понимают, что теперь им не удастся пройти на выборы «по инерции». Это и вызывает стремление подражать лидеру, – считает заместитель генерального директора НИИ социальных систем МГУ им. М. В. Ломоносова Дмитрий Бадовский: «Сделать заявление, используя ту же риторику, заявить о том, что они тоже попытаются создать какие-то коалиции, объединения вокруг себя. Но это защитная реакция, отчасти говорящая о том, что они озабочены этой ситуацией».

Сам Путин назвал инициаторов создания новых фронтов «повторюшками».

«Они все повторюшки, и какого-то серьёзного движения там, конечно, ожидать, видимо, не следует», - высказал свое мнение премьер-министр.

В середине 90-х в России существовал так называемый «Фронт национального спасения». Один из его лидеров, Илья Константинов, подчеркивает: «фронт» – само по себе очень обязывающее название. Поэтому, считает он, оппозиция имеет право заявлять о создании своего фронта лишь в случае, если она уверена, что готова дать бой существующему режиму. «Готов ли к этому народ, хочет ли он этого? Не знаю. Поэтому… может быть, время Фронта национального спасения и придет еще, не исключаю такой возможности. Но думаю, что сегодня оно еще не пришло. И та инициатива, и те политики, которые в данный момент озвучивают эту инициативу, рискуют нарваться на фальстарт», - подытожил Константинов.