Ректоры технических вузов, гендиректор «Ростехнологий» Сергей Чемезов и примкнувшие к ним депутаты официально попросили президента Владимира Путина ввести в стране обязательный ЕГЭ по физике. Что бы это значило?
Как известно, для получения аттестата зрелости нынешнему российскому выпускнику нужно сдать всего два единых государственных экзамена (ЕГЭ): по русскому языку и математике. А чтобы поступить потом в вуз, понадобится пройти еще 2-3 подобных испытания на выбор из четырех «профильных» пакетов (географию или литературу, иностранный язык или физику, обществознание или химию и, наконец, информатику, биологию или историю). Интересные альтернативы, не правда ли?
И совершенно понятно, что такие узкие дисциплинарные рамки и сама концептуально тестовая процедура экзаменации быстро деформировали советско-российскую школу практически до полной неузнаваемости. Сначала под камлания неясного уровня компетентности медиков о мнимой перегруженности детей наши «эффективные менеджеры» от образования принялись банально сокращать школьные программы. Когда же общество озаботилось явной дебилизацией молодежи, в ход пошло наукообразие типа «смены образовательной парадигмы с целью создания общества цивилизованных потребителей». В том смысле, видимо, что зачем нам вообще что-то производить самим (и тратиться на воспроизводство кадров? Да и чур нас от этих умников, мало ли что им в головы-то придет...), если буквально все можно купить за границей? И уж чтоб совсем наверняка, выкатили потяжелей крышку всего саркофага — в виде сквозных образовательных стандартов, предметов обязательных и факультативных и — что особенно страшно — ранней необратимой специализации детей: «лирики» налево, «физики» направо, и чтоб обратно — ни ногой.
И, что так же понятно, «контингент» приспособился — жить-то надо! «Гуманитарии» спокойно «забили» на все естественные науки, терпят неустранимую (пока еще) математику как ранний геморрой... И так, скорее всего, никогда и не узнают, почему «каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Зеркально симметрично ведут себя их «естественные» антиподы, с легким сердцем предпочитая английскому языку физику, географию литературе, а информатику — истории. Хотя английский — это язык современной науки, никакая география не воспитает в нем человека, а будущее, как известно, склонно стрелять из пушки в каждого, кто не усвоил уроков истории, как бы здорово он ни владел языком С++...
Справедливости ради отметим: разговоры специалистов о том, что школьной физике явно «недокладывают мяса», ведутся давно. И каждый легко припомнит несколько подобных инфо-всплесков — когда вполне себе медийные персоны вдруг начинали говорить об этом вслух и на камеры. Хотя были и другие казусы — вроде дискуссии в Мосгордуме про то, как бы и математику отправить «на выбор», ведь все эти синусы так ранят мягкие гуманитарные умы! Но вот так серьезно и патриотично, чтоб собраться всем вместе и не просто поговорить, а написать бумагу, и не кому-то, а президенту страны... Нет, такого не было.
Поэтому вот мой прогноз, особенно полезный родителям нынешних младших школьников: вариантов нет, так оно и будет. И аккурат к моменту, когда нынешние пятиклашки пойдут на выход. Так что запасайтесь книжками и телефонами репетиторов, лучше из числа физиков советской школы.
И отдельное, от себя лично, спасибо господину Обаме: что б с нами было, не осерчай он на нас так сильно — может, за Сноудена или за отличную Олимпиаду в Сочи, а может, и вообще за наглость ему возражать? Не видать бы нам тогда тех его санкций, которые «уже», и особенно тех, что «еще нет, но мало ли что». А так благодаря ему мы тут сидим и думаем: боже, что с нами будет, если они вдруг перестанут продавать нам радиационно стойкие микросхемы, которые мы если и делаем, то все больше в отчетах на бумаге? Или, того хуже, какие-нибудь катализаторы (их мы тоже производить практически разучились), без которых не добыть из нефти бензин, как ни бейся лбом о ректификационную колонну? Каменный век? Каменный век! И, если будем думать в верном ключе, может быть, лет через 20 (это же только ломать быстро и дешево, а строить — тяжело и дорого) у нас и ракеты перестанут падать.
Но сначала придется со школьной физикой разобраться.