Главная Окно в Китай 00:02 05 Октября 2018 3072
Дракон улетел от птицы-тройки

Китай стремительно уносится в будущее. А почему застряла в далеком прошлом наша птица-тройка – это вопрос к родному правительству

Василий Щуров, Ханчжоу - Москва
Ханчжоу по масштабам бизнеса и плотности населения вполне можно сравнить с Москвой. Фото: globallookpress.com

Китай сегодня у всех на слуху, но всегда лучше один раз увидеть, чем тысячу раз прочитать или услышать. Автору этих строк на днях довелось вернуться в Поднебесную через 30 лет после первого свидания. Сразу признаюсь: увиденное повергло в шок. Страну просто не узнал. Золушка стала принцессой, из гнома вырос великан. Как у них это получилось?!

В далекие времена Ханчжоу имел статус столицы империи и даже был удостоен от Марко Поло имени «самого благородного из городов». Теперь тут центр небольшой по китайским меркам провинции Чжэцзян. Но при этом в городе почти 10 млн жителей. Здесь известные на весь мир деловые центры, в одном из которых принимали лидеров G20, штаб-квартиры сотен крупнейших корпораций во главе с Alibaba Group, наступающей на пятки Apple и Microsoft. Есть метро, современный международный аэропорт и железнодорожный вокзал с 58 путями. То есть по масштабам бизнеса и плотности населения город вполне можно сравнить с Москвой.

В это трудно поверить, но в Ханчжоу легко дышится. Смог над городом не висит, и асфальт не плавится даже в 35-градусную жару. Потому что улицы, бульвары и проспекты утопают в зелени. Переводчица Джан Фэй нам с гордостью сообщила, что в Ханчжоу на каждого жителя приходится по девять деревьев. Хотя местным коммунальщикам не позавидуешь: с океана то и дело налетают тайфуны, они рвут провода линий электропередачи и сносят крыши. Наверное, было бы проще и легче расставить бетонные кадушки с фальшивыми сакурами, как на Новом Арбате. Но такого уличного «огородничества» здесь не понимают — предпочитают трудности героически преодолевать. Вот и от ураганов нашли защиту. По всему городу стволы деревьев обвязаны джутовыми канатами и укреплены расставленными по кругу треногами. Издали напоминают инвалидов на костылях, зато дешево, надежно — и, повторю, есть чем дышать!

Помню время, когда улицы китайских городов в часы пик превращались в сплошной велодром: утром поток катил на работу, вечером — домой. Жаль, тогда Сергей Собянин не был московским мэром, а то бы приехал, порадовался и перенял опыт. Теперь уже не получится: за 30 лет китайцы с велосипедов дружно пересели на автомобили, мотоциклы и скутеры. Причем в личном транспортном парке все больше машин на электрическом ходу.

В прошлом году Китай снова был впереди планеты всей по продажам электромобилей — 650 тысяч штук, рост — на 59%. Плюс граждане приобрели свыше 300 тысяч так называемых низкоскоростных электромобилей, или мопедов, — они по местным законам не считаются автомобилями, но очень популярны у населения. Вся эта электротехника абсолютно бесшумна, с непривычки приходится быть настороже, чтобы на перекрестке не угодить под колеса бабули, лихо рассекающей на мопеде. Видимо, как раз в целях безопасности в китайских городах не для автобусов и такси, а для двухколесного транспорта выделена своя полоса движения.

А вот местный автомобильный парк внешне отличается от московского только синими номерам. Состоятельные горожане предпочитают «мерседесы», «ягуары» и «лексусы», средний класс довольствуется «фольксвагенами», «хондами» и «тойотами». Все исключительно местного производства. В Китае открыли свои сборочные заводы крупнейшие мировые автоконцерны, поскольку местный рынок — самый быстрорастущий и перспективный. Хотя удержаться на нем не так просто. Власти корректируют экономическую политику, руководствуясь общенациональными интересами. До недавних пор налоговые преференции получали производители малолитражек. Автомобильный бум заставил ужесточить экологическую политику. С этого года введен дополнительный сбор на все без исключения автомобили с двигателями внутреннего сгорания, зато существенные льготы получили покупатели электромобилей.

По этому поводу глава агентства по туризму города Нинбо господин Цзили привычно пошутил — мол, китайцам иначе нельзя, нас слишком много. Но скоро пришлось убедиться, что экотребования касаются абсолютно всех. Наш туристический автобус остановили на въезде в национальный парк и предложили дальше либо идти пешком, либо пересесть в местный транспорт на электрическом ходу. Попытки организаторов полюбовно договориться были пресечены на корню. Пришлось подчиниться.

Провинцию Чжэцзян мы проехали из конца в конец. Большую часть занимают горы, поэтому в долинах и на равнине повсюду поля. Какой там борщевик! Страна стала крупнейшей индустриальной державой, но в ней по-прежнему засеян каждый клочок плодородной земли. На южных склонах — плантации знаменитого чая «лунцзин», вода из горных рек отводится на рисовые чеки, на орошение пшеничных, кукурузных и хлопковых полей.

Местные фермеры берут по два-три урожая в год и, судя по всему, не бедствуют. Тридцать лет назад в сельхозкооперативе под Пекином нам демонстрировали образцовое жилище ударника труда — небольшой блочный дом с водопроводом, но без газа и отопления. Теперь придорожные селения сплошь застроены коттеджами и таунхаусами, как подмосковные поселки для среднего класса. И это не потемкинские деревни, потому как они повсюду. Такой теперь в китайской провинции жизненный стандарт.

Что касается дорог, то и тут нам остается только развести руками. В 1988-м под Шанхаем торжественно открывали первую в стране скоростную автомагистраль длиной 18,5 км. В прошлом году Китай вышел на второе место в мире по протяженности сети автодорог: 4770 тысяч км, из них 136 тысяч — скоростные. Получается, наши восточные соседи в среднем за год успевали проложить по семь автотрасс, подобных новой платной дороге от Москвы до Питера. А она, напомню, ударно строится уже восьмой год...

Опять же разница в том, что китайцы ради сохранения плодородной земли отодвигают дороги к предгорьям, где надо возводить мосты и путепроводы, пробивать тоннели. При этом им прокладка километра автодороги в среднем обходится в 2,2 млн долларов. На днях как раз наш Минтранс оценил стоимость проекта новой трассы Москва — Казань в 540-550 млрд рублей, то есть около 11 млн долларов за 1 км по сегодняшнему курсу. Но ведь между столицами России и Татарстана гор вроде бы не наблюдается. А если сравнивать с такими проектами, как питерский Западный скоростной диаметр или столичное Третье транспортное кольцо, то разница в цене вообще астрономическая — в десятки раз!

Как автомобилист со стажем могу засвидетельствовать: по качеству китайские магистральные автодороги не хуже, чем уже сданные участки на трассе М-11. Правда, разрешенная скорость поменьше — 120 км/ч. Зато не надо останавливаться перед шлагбаумами и доставать кошелек, чтобы рассчитаться за проезд. На контрольных участках камера автоматически считывает номера и присылает счет, который можно оплатить прямо со смартфона.

Ну а рекорд скорости мы установили в китайском пассажирском поезде. Световое табло свидетельствовало, что состав разгонялся до 310-315 км/ч. Скорость почти не ощущалась: колеса не стучали по рельсам, вагон не качался и даже не вздрагивал. Проводники нам спокойно разрешили складывать сумки и чемоданы на багажные полки прямо над креслами.

Вот примерно так же стремительно китайский дракон уносится в будущее на машине времени, сооруженной собственными руками. Ну а где и почему застряла на буранном полустанке наша птица-тройка — этот вопрос надо адресовать родному правительству. Которое привычно отшутится: мы, мол, не Китай, мы не щуримся, а смотрим в будущее широко открытыми глазами. Вот только что они там видят, наши министры?

Она составила без малого 16 миллиардов долларов, сообщили на общенациональной конференции по научной фантастике

Кадр из китайского фантастического сериала «Задача трех тел» с сайта kinopoisk.ru

По итогам 2023 года выручка индустрии научной фантастики Китая увеличилась на 29,1% в годовом исчислении. Об этом сообщает информационное агентство «Синьхуа» со ссылкой на отраслевой отчет. В документе сказано, что выручка составила...

Vidu способен в одно нажатие создавать 16-секундные видеоролики высокой четкости 

Фото: Синьхуа

Большая языковая модель искусственного интеллекта (ИИ) для преобразования текста в видео была представлена в субботу на форуме «Чжунгуаньцунь 2024» в Пекине. Продукт получил название Vidu; ИИ способен в одно нажатие создавать 16-секундные...

Они подписали совместное заявление о построении китайско-сербского сообщества единой судьбы

Председатель КНР Си Цзиньпин и президент Сербии Александр Вучич подписали совместное заявление о построении китайско-сербского сообщества единой судьбы в новую эпоху. Как сообщает информационное агентство «Синьхуа», в документе...

В ходе шестидневных маневров проверялась работа силовых установок, электроэнергетических систем и другого оборудования корабля 

Фото: Синьхуа

Третий китайский авианосец «Фуцзянь» в среду, 8 мая завершил первые ходовые испытания и возвратился на Шанхайскую судоверфь «Цзяннань». Об этом сообщает информагентство «Синьхуа». Морские испытания авианосца...

Как отметили в МИД КНР, китайская сторона верит, что под его руководством Россия продолжит успешно развиваться

Фото: Михаил Климентьев/пул Кремля, globallookpress.com

Руководство Китая поздравляет Владимира Путина со вступлением в должность президента Российской Федерации и верит, что под его руководством Россия продолжит успешно развиваться. Как сообщает информационное агентство «Синьхуа», об...

Она может быть доставлена на естественный спутник Земли в 2033-2035 годах

Фото: Friedrich Saurer/imagebroker.com, globallookpress.com

Россия приступила к разработке ядерной энергетической установки для российско-китайского проекта лунной станции. Об этом рассказал РИА Новости генеральный директор государственной корпорации «Роскосмос» Юрий Борисов. По его словам,...

Зачем в США завели разговоры о об «избыточных производственных мощностях» Китая!

Чжан Ханьхуэй, Чрезвычайный и Полномочный Посол Китайской Народной Республики в Российской Федерации
Труд
Экспорт китайских машин на новых источниках энергии в США ограничен. Фото: Cfoto/Keystone Press Agency, globallookpress.com

В последнее время некоторые американские деятели активно муссируют так называемую «теорию избыточных производственных мощностей Китая». Они утверждают, что китайские промышленные товары, особенно «новая тройка»,...

Китайские эксперты предрекают, что следующее десятилетие будет «золотым» для интеллектуальных транспортных средств 

Фото: Синьхуа

278 моделей автомобилей на новых источниках энергии (НИЭ) представлены на 18-й Пекинской международной автовыставке, проходящей в настоящее время в китайской столице. Об этом в пятницу, 3 мая сообщает информагентство «Синьхуа». Многие...

КНР впервые подписала совместное с другим государством заявление, касающееся украинского конфликта

Встреча главы МИД КНР Ван И (справа) с советником президента Бразилии по международным вопросам Селсу Аморимом. Фото: Синьхуа

Китай и Бразилия имеют общие взгляды на вопрос мирного урегулирования конфликта на Украине. По мнению руководства обеих стран, всякое обсуждение таких вопросов должно происходить с обязательным участием России. Об этом в...

Он займется там сбором образцов – впервые в истории мировой космонавтики

Фото: Liu Fang/Синьхуа, globallookpress.com

Запуск китайского лунного зонда «Чанъэ-6» состоится в начале мая в подходящее время. Как сообщает информационное агентство «Синьхуа», об этом рассказали в пресс-службе национального космического управления КНР (CNSA). В...

Специальный корреспондент «Труда» на месте изучал, как КНР собирается возвращать отколовшийся остров в лоно родины

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Иероглифы «Одна страна – две системы, один Китай». Фото автора.

«Одна страна — две системы, один Китай», — гласят гигантские красные иероглифы на набережной китайского города Сямэнь, обращенные в сторону Тайваня. Территория мятежной провинции, не желающей...

По расчетам, он совершит посадку в автономном районе Внутренняя Монголия на севере Китая
Фото: Синьхуа

Взлетный модуль китайского зонда «Чанъэ-6» состыковался с орбитальным модулем и передал на возвращаемый аппарат образцы лунного грунта. Об этом сообщает информационное агентство «Синьхуа», со ссылкой на Китайское национальное...

Материал отличается большой эластичностью и высокой чувствительностью, а также способен восстанавливаться после повреждений

Фото: Zhou Yuan/Синьхуа, globallookpress.com

Китайские ученые создали «электронную кожу» повышенной морозоустойчивовсти, которая позволяет роботизированным рукам функционировать в условиях экстремального холода - до минус 78 градусов по Цельсию. Как сообщает информационное...

Китайский лидер сделал это заявление в преддверии Дня молодежи

Фото: Xie Huanchi/Синьхуа, globallookpress.com

Председатель КНР Си Цзиньпин призвал молодежь стремиться написать свою главу в новую эпоху, в которой она будет нести ответственность за китайскую модернизацию. Как сообщает информационное агентство «Синьхуа», китайский лидер сделал...

Среди них – разумное снижение импортных пошлин на передовое технологическое оборудование

Фото: Cfoto/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Государственный комитет по делам развития и реформ КНР и другие правительственные ведомства опубликовал циркуляр, в котором были определены главные задачи по снижению себестоимости для предприятий реального сектора экономики по всей стране в...

Их число составляет около 74,2 миллиона человек

Фото: Yin Bogu/Синьхуа, globallookpress.com

По состоянию на конец декабря 2023 года общее число членов Коммунистического союза молодежи Китая (КСМК) составило около 74,2 миллиона человек. Об этом сообщает информационное агентство «Синьхуа» со ссылкой на данные КСМК. Как отметил...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?