Украинская рок-фолк-группа «Воплi Вiдоплясова», одна из популярнейших на всем постсоветском пространстве, в ходе большого тура по России и Украине наконец добралась до Москвы. В ближайшую субботу — ее концерт в «Крокус Сити Холле». Накануне лидер коллектива Олег Скрипка рассказал «Труду», отчего не любит понятие «шоу-бизнес» и чем ему близка космическая тема.

 — Слоган вашего тура — «25 лет на орбите». Как проходит полет?

— Полет нормальный. Экипаж чувствует себя хорошо. Музыканты — они ведь как беговые лошади: всегда должны быть в форме. Особенно когда зовут выступить то тут, то там и есть возможность расширить географию. В ходе этого тура по России мы заехали в такие города, в которых раньше не бывали. Подходили люди со всеми нашими дисками и говорили: «Вот, ждали вас 25 лет, чтобы подписать пластинки». Это приятно.

— Какие из российских городов особо запомнились?

— Ижевск, например. Такой маленький индустриальный городок. Но там рок-клуб есть, и вообще люди любят рок-н-ролл. В Ижевске мы зажгли по полной.

— А вы знаете, что от России на «Евровидение» поедут как раз сельские бабушки из-под Ижевска, которые перепевают Цоя, Гребенщикова, «Наутилус»?

— Не знал! Прикольная информация. По-моему, это очень круто.

— А что в Киеве происходит? Довольны ли вы тем, как сейчас развивается украинский шоу-бизнес?

— Ну как: Мне вообще понятие «шоу-бизнес» не нравится, потому что изначально нам всем, романтикам, хотелось бы, чтобы бизнес был в одной стороне, а шоу — в другой и они бы не пересекались. Когда шоу превращается в бизнес, оно теряет свою эстетическую, романтическую, культурную сторону. Получается супермаркет. Мы все страдаем от этого. К тому же Украина, если говорить о шоу-бизнесе, выполняет роль российской провинции. Ну, может быть, со своим местечковым колоритом.

— Да, но в последнее время практически половину времени наши попсовые ребята проводят в Киеве на съемках разных телешоу. Значит, там появились какие-то деньги. С другой стороны, украинские исполнители очень активны на российской сцене. Не сравнить с белорусскими или казахскими:

— Активный обмен не отменяет того, что мы — периферия, глубинка. Грубо говоря, гонорар украинского артиста, даже если он очень популярен у себя дома, не идет ни в какое сравнение с гонораром артиста московского или нью-йоркского. Это показатель. Далее: если эстрадные артисты — скажем, «Потап и Настя» — хотят нормально позиционироваться, им надо заряжаться через Москву и потом уже на местном уровне себя хорошо чувствовать. Артисты же, которые не пытаются развиваться на внешнем рынке, не имеют шансов попасть в первый эшелон. «Воплям Вiдоплясова» легче — мы исторически известны еще с Советского Союза, нормально себя чувствуем и дома, и в России, где нас на «Нашем радио» крутят.

— В Советском Союзе вы начинали петь, будучи инженером завода «Квант».

— Я три года проработал молодым специалистом. Тогда это было научно-производственное объединение оборонной направленности. Мне надо было сделать одну военную разработку, у меня даже был какой-то уровень доступа к секретным документам. Я создал этот прибор, сдал его и уволился. Думаю, сейчас он не представляет собой ничего особенного, а в то время его устанавливали на военных кораблях.

— В связи с секретностью у вас не возникло сложностей с выездом во Францию, где вы прожили несколько лет?

— У меня была какая-то сказочная ситуация. Я везунчик: делал этот секретный прибор и параллельно ездил во Францию. Для меня самого загадка, как это могло происходить! У нас на предприятии надо было получить штамп, я его получал и, соответственно, получал разрешение на выезд.

— Заметьте: рокеры что в Москве, что в Киеве в основном с высшим техническим образованием. Как вы это объясняете?

— (Улыбается.) Более умные люди просто...

— А вы какой-нибудьинтеграл сейчас способны взять?

— Нет, не способен.

— Тогда давайте о футболе — не знаю, правда, насколько вам близка эта тема.

— В Киеве сегодня нет людей, которым за три месяца до чемпионата Европы безразлична тема футбола. Такая истерика, вся страна офутболена! Все бурлит и ремонтируется. В музыкальной среде пишутся гимны чемпионата. Меня приглашают их петь. С властями города веду дискуссию — включать ли рок-фестиваль «Країна Мр?й», который уже много лет организую, в культурную программу Евро-2012.

— Будете посещать матчи?

— Многие киевляне, наоборот, собираются чухнуть из Киева (смеется). Но я, если бы даже захотел, не смог бы: надо будет, скорее всего, играть концерты.

— А что будет на московском концерте?

— Наши лучшие песни за все 25 лет. Кстати, раз пошла такая фольклорная волна (вы вот даже сельских бабушек на «Евровидение» посылаете), то и мы покажем версии своих известных песен в фольклорном духе. Без них нас просто со сцены не отпустят. Привезем и несколько новых песенок. Поскольку тема заявлена с космическим акцентом, поиграем такие песни, как «Юра», «Весна»…

— Кстати, о космосе. Вы знаете, что пару лет назад туда летал российский космонавт по имени Олег Скрипочка?

— Да, знаю! Мы его хотели в Киев привезти, а он как раз был где-то в космическом городке и недоступен. Это вы хорошо напомнили. Попробуем вытянуть его на концерт. Может, вместе с ним даже песню споем.