
Уже не первый год мы слышим о грядущих изменениях в системе образования, и вот наконец процесс запущен. В наступившем, 2025-м вузы страны вступят на путь очередных революционных преобразований, а завершить их планируется в 2026 году. О чем же речь?
Итак, определены ключевые моменты: базовое высшее образование составит от четырех до шести лет, а специализированное, основанное на базовом, будет длиться от одного года до трех лет. Термины «бакалавриат», «специалитет» и «магистратура» использоваться больше не будут. Сроки обучения могут увеличиться до пяти с половиной лет вместо прежних четырех, а в некоторых случаях сократиться до года. В дипломе, как это было в советские времена, вместо степени бакалавра или магистра будет указываться просто специальность выпускника. Что из всего этого получится, толком никто не представляет.
Разговоры о реформировании начались еще в 2023 году, когда президент в традиционном Послании Федеральному собранию прямо заявил о необходимости вернуться к базовой системе подготовки в вузах страны, к так называемому специалитету, как это было во времена СССР. Еще раньше в стране заговорили об отказе от Болонской системы образования, которая «изжила себя». Было объявлено о необходимости создания новой модели, основанной на интересах национальной экономики. Так что же такое Болонская система и почему она вызывает недовольство у многих из тех, кто еще недавно голосовал за нее двумя руками? Критики утверждают, что эта система с международными корнями способствовала оттоку людей из страны, увеличению числа тех, кто ищет себе применения в зарубежных компаниях. Однако не все так просто. Профессор Института образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина считает, что полный отказ от Болонской системы для нашей страны станет шагом назад. По ее мнению, Россия в таком случае останется за пределами процесса взаимного признания и подтверждения качества высшего образования: «Болонская система разрабатывалась для того, чтобы сделать образование соответствующим современному рынку труда. Выйти из нее — значит обречь себя на изоляцию и непризнание».
Однако подобные предостережения не изменили ситуацию. В июне 2022 года Минобразования заявило о выходе из Болонской системы. Процесс был запущен. Изменение законодательства и принятие множества поправок — дело небыстрое, но главный вектор определен: на выход! Хотя многие предлагают сохранить лучшее, что есть в этой образовательной системе. Немного истории. Система получила название в честь университета в итальянском городе Болонья, а идея объединения вузов возникла в 1970-х. Тогда целый ряд стран поддержал мысль о том, что в образовании должны быть международные сопоставимые стандарты. Поощрялись мобильность студентов, желание повышать квалификацию сотрудников вузов, а также соответствие знаний меняющимся требованиям на рынке труда. Страны признавали дипломы друг друга, что позволяло студентам свободно перемещаться по миру: учиться в одной стране, оканчивать образование в другой, трудоустраиваться там, где пожелают. Такую образовательную систему признают в США, Японии, Китае, Австралии и Бразилии. 29 стран подписали Болонскую декларацию в 1999 году, а в 2003-м к ним присоединилась и Россия. Полностью на Болонскую систему наша страна перешла к 2011 году. Позже присоединились Украина, Казахстан и Белоруссия. Однако сегодня политическая ситуация изменилась, вот и заговорили про то, что Болонская система — вчерашний день.
Тут следует признать, что российские дипломы так и не стали признаваться на Западе автоматически. И что четыре года мало для освоения профессии. А больше всего вопросов к ЕГЭ, который отождествляют с Болонской системой. Эти тесты, по мнению многих, не отражают реальную подготовку ученика. Появилось даже уничижительное выражение «жертвы ЕГЭ». Депутат Госдумы Ярослав Нилов, категорически выступающий против единого госэкзамена, называет это «издевательством над учащимися, родителями и преподавателями, натаскиванием на шаблонные ответы». Но далеко не все с такой характеристикой согласны. Заслуженный учитель, академик Евгений Ямбург говорил о том, что нельзя не отметить плюсы ЕГЭ, поскольку это независимая форма аттестации. А возврат к СССР — это курс на популистские решения. Так стоит ли полностью отказываться от единого госэкзамена как части Болонской системы?
Как отметил Анзор Музаев, глава Рособрнадзора, Болонская система не требовала обязательного введения ЕГЭ. Но поскольку они были приняты практически одновременно, систему и экзамен стали отождествлять. Музаев уверен, что ЕГЭ необходимо сохранить, так как он создавался на основе российских госстандартов и, главное, объединяет выпускной экзамен в школе и вступительный экзамен в вуз. Благодаря этому появилась единая для всей страны система оценки знаний выпускников и абитуриентов. Именно ЕГЭ открывает выпускникам школ возможности поступления в вузы по всей стране... В общем, в очередном преобразовательном азарте не стоит рубить с плеча, требуется взвесить все минусы и плюсы.
Кстати
Система образования в СССР, которую сегодня часто вспоминают с теплотой и ностальгией, имеет европейские корни. Основой ее стал Гумбольдтский университет. Он появился в Пруссии в начале XIX века. Реформу образования предложил Вильгельм фон Гумбольдт, в честь которого и был назван университет. Предложения реформатора включали деление школ на гимназии и народные школы, введение учебных планов, обязательного госэкзамена для учителей гимназий и учреждение Министерства образования. С тех пор все и ходят по этому кругу.