Главная Жизнь Доброе дело 00:20 07 Июня 2013 183
Не нефтью единой

«Роснефть», лидер российского бизнеса в сфере ТЭК, займется газификацией автомобильного транспорта

Александр Дмитриев

«Роснефть» потратит порядка 60 млрд рублей на газомоторную революцию в России», — заявил президент компании Игорь Сечин. К 2020 году «Роснефть» планирует построить в стране до 1 тысячи газовых заправок, а также в рамках соглашения с ОАО «Русские машины» и «Фольксваген Груп Рус» предусмотрен вывод на оте-чественный рынок автомобилей, использующих в качестве топлива КПГ — компримированный (то есть сжатый) природный газ. А вместе с КамАЗом «Роснефть» намерена вести опытно-конструкторские работы по созданию колесной техники с двигателями, работающими на газе, а также развивать необходимую инфраструктуру заправок и сервиса.

По пути Европы

В Европе применение газа в качестве моторного топлива началось более 150 лет назад, когда бельгиец Этьен Ленуар создал двигатель внутреннего сгорания на светильном газе. Но бензин оказался дешевле и технологичнее, более удобным топливом для транспортировки и заправки. И большинство автомобильных конструкторов занялись созданием и совершенствованием именно бензиновых (а также дизельных) моторов. Газ временно отодвинули в сторону.

Технологии изменились, и теперь газомоторное топливо стало дешевле и экологичнее бензина, что особенно важно сегодня, когда автомобильный вклад в загрязнение воздуха крупных городов составляет от 50 до 90%. Подсчитано: переход на газомоторное топливо сокращает выбросы диоксида углерода (основной парниковый газ) на 13%, оксидов азота — на 15-20%, в 8-10 раз снижает дымность отработанных газов. По общему уровню выбросов вредных веществ в атмосферу сжатый природный газ уступает только электроэнергии. А потому в Европе каждая страна имеет четкую программу перевода автотранспорта на газомоторное топливо — с тем чтобы к 2020 году до 10% моторного топлива заместить природным газом, к 2025 году — до 15% автомобилей.

Своя аналогичная программа имеется в США и Канаде, Японии и некоторых других странах Азии. Результат: уже сегодня мировой парк газомоторных автомобилей превысил 17 млн единиц. К 2020 году ожидается его увеличение до 60 млн.

Россия отстает. У нас пока бегают по дорогам всего около 103 тысяч единиц газомоторной техники — это данные министра энергетики Александра Новака. И это при общем автопарке в 44,9 млн автомашин. «Странное дело: обладая крупнейшими в мире газовыми запасами, по использованию их в транспортных целях Россия занимает лишь 20-е место, — заявил президент Владимир Путин на специальном совещании по этому поводу. — Хотя преимущества его использования в качестве моторного топлива вместо бензина, солярки и пропана давно известны: сжатый природный газ не только экологичнее, но и дешевле».

Теперь ситуация будет меняться. На совещании у президента России предложено установить систему льгот для тех, кто вместо бензина заправляет свой автомобиль газом, а также создать необходимую инфраструктуру для заправки и ремонта таких машин. Министр энергетики даже выдвинул идею отмены транспортного налога для газомоторных автомобилей. Но для начала требуется, чтобы эти автомобили появились в массовом количестве.

Требуется лидер!

Премьер-министр Дмитрий Медведев уже подписал постановление о переводе не менее 50% общественного транспорта на газовое топливо. В течение этого года будут подготовлены и приняты соответствующие нормативные поправки в законодательство и другие необходимые нормативные акты.

Но любое большое дело требует выдвижения лидера, который займется им всерьез и покажет пример другим. Эту трудную роль уже берет на себя компания «Роснефть». На первых порах вместе с Volkswagen на российский рынок будут выводиться автомобили марок Volkswagen, Audi, Skoda, использующие в качестве топлива компримированный природный газ (КПГ). Кроме того, «Роснефть» намерена выделить до 60 млрд рублей на строительство 1 тысячи газозаправочных станций.

«Компании интересен рынок, потому что у «Роснефти» собственный газ и самая разветвленная сеть заправок, которую можно дооборудовать, — говорит Игорь Сечин. — Даже если газомоторный транспорт заместит 30% бензинового и дизельного, годовой объем потребления составит примерно 70 млрд куб. м. Но нам требуется комплексная поддержка, в частности доступ к газотранспортной системе и стимулирующие меры, только после этого мы готовы корректировать программу». По его словам, Путин в принципе согласен с такой постановкой вопроса.

«Роснефть» также уже подписала меморандум о сотрудничестве с компанией «Русские машины». Документ предусматривает совместную реализацию комплекса мероприятий, направленных на развитие рынка газомоторного топлива России.

Большая организационная работа ведется с администрациями субъектов Федерации с целью заключения соглашений о взаимном сотрудничестве в деле расширения использования газомоторного топлива. К 2015 году «Роснефть» планирует ввести в эксплуатацию до 50 МАЗС/АГНКС в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, а также Краснодарском и Ставропольском краях. К 2020 году сеть МАЗС/АГНКС будет расширена до 1 тысячи, газовые заправки появятся в большинстве регионов РФ.

Следует отметить, что уже имеются технологии транспортировки предварительно компримированного природного газа с использованием мобильных блоков хранения КПГ. Данная технология дает дополнительные возможности для размещения участков реализации КПГ на действующих АЗС с отсутствием возможности подключения к газопроводу.

И, наконец, совместно с КамАЗом «Роснефть» намерена вести опытно-конструкторские работы по созданию новой отечественной колесной техники с двигателями, работающими на газе, а также по переводу на компримированный природный газ и сжиженный природный газ в качестве топлива уже выпускаемой специальной и сельскохозяйственной техники. Уже заключено соглашение, в котором предусмотрено обучение и повышение квалификации инженерно-технического персонала, механиков и водителей по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту техники, работающей на газе.

В комплексе эти меры должны привести к созданию в России новой высокотехнологичной отрасли промышленности, способной вывести страну на передовые позиции в деле максимального перевода автотранспорта на более перспективное, а главное, экологически безопасное топливо.

 

Речь идет о жителях Москвы и Московской области

Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

Уже более 5 тысяч человек в Москве и Московской области сдали кровь для пострадавших при теракте в «Крокусе». Об этом сообщает Федеральное медико-биологическое агентство в своем Telegram-канале. «В Москве и Московской области...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?