Главная Культура 00:11 09 Апреля 2021 16378
Уроки выживания в аду

На экраны выходит зрительский, а не артхаусный фильм про Холокост

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Кадр из фильма «Уроки фарси» с сайта kinopoisk.ru

Этот громкий международный проект был задуман в 2013 году. Сценарий Ильи Цофина «Уроки фарси», написанный по мотивам новеллы немецкого писателя Вольфганга Колхааса «Персидский для капо», понравился Тимуру Бекмамбетову, «нашему человеку в Голливуде». Он хотел поставить его сам, но руки не доходили. В итоге режиссерское кресло занял бывший киевлянин Вадим Перельман, снимающий нынче как в Голливуде («Дом из песка и тумана»), так и в России (сериалы «Пепел» и «Измены»). Перельман с жаром взялся за дело, а Бекмамбетов выступил одним из 12 продюсеров проекта.

В итоге «Уроки фарси» стали копродукцией Германии, России, Белоруссии. На сегодняшний день фильм продан более чем в 50 стран мира. Его премьера состоялась на Берлинском кинофестивале в начале 2020 года, где картина была доброжелательно встречена публикой и прессой. Некоторые даже писали, что это новое слово в искусстве на тему Холокоста, хотя я бы с такими оценками не торопился.

Белоруссия, на территории которой проходили съемки фильма, попыталась выставить «Уроки фарси» на «Оскар». Но Американская киноакадемия сняла фильм с рассмотрения, поскольку основные члены творческой группы не имели отношения к Белоруссии. «Уроки фарси» от этого, впрочем, не стали хуже...

У фильма энергичное и жесткое, без долгих раскачек, начало. На экране титр: 1942 год. Действие происходит в одной из стран оккупированной Европы. Нацисты на краю обрыва привычно расстреливают группу евреев. Один из них падает на землю за секунду до выстрелов. Но уловка не удается. Разъяренный фашист подбегает, чтобы лично пристрелить симулянта. Жиль Кремье, бельгийский еврей, сын раввина, успевает в последний момент выкрикнуть на немецком: «Не убивайте меня, я не еврей, я перс!». Этот крик отчаяния неожиданно отодвигает его неминуемую, казалось бы, смерть.

По счастливому стечению обстоятельств (их в фильме окажется, как на мой вкус, многовато) немецкий офицер, он же шеф-повар близлежащего концлагеря, как раз ищет перса, чтобы с его помощью выучить фарси. После войны, которая, по прикидкам Клауса Коха, продлится еще года два, он намеревается уехать в Тегеран, чтобы открыть там ресторан европейской кухни. А для этого ему нужно выучить тамошний язык. Так Жиль, часом ранее опять-таки случайно обменявший у товарища по несчастью бутерброд на букинистическую книгу персидских легенд и успевший запомнить из нее несколько обиходных слов, получает шанс на спасение.

Новоявленный перс начинает учить немца языку фарси, на ходу выдумывая псевдо-персидские слова и понятия. Помогают ему в этом фамилии вновь прибывших и выбывших (умерших, расстрелянных, заживо сожженных) узников, которых Клаус с немецкой педантичностью поручает Жилю вносить в объемный гроссбух. Жиль берет для «своего» фарси начала или окончания их фамилий — так рождаются слова несуществующего в природе языка.

Оставим на совести сценариста описанные выше счастливые совпадения. Как и не будем задаваться вопросом, почему повар, без проблем получающий для ублажения гастрономических потребностей офицерской верхушки концлагеря всевозможные деликатесы, включая мозельское вино и рейнскую форель, не мог выписать себе самоучитель персидского языка, тем более, что на протяжении всего фильма Клаус и его окружение сомневаются в национальности «перса». С помощью словаря это было бы легко проверить.

Наконец, прогоним прочь сомнения относительно того, мог ли сын раввина, не обремененный филологическим образованием, экспромтом придумать и запомнить тысячи слов, своим сладкозвучием действительно напоминающих один из восточных языков. Не говоря уже о том, что любой язык — это не просто набор слов, есть еще правила грамматики, синтаксиса, без которых ничего внятного, кроме «моя твоя не понимайт», произнести не удастся. И когда в какой-то момент Кох начинает декламировать «на фарси» сочиненную им витиеватую восточную балладу, — у думающего зрителя это может вызвать только иронию.

Словом, те, кто ждет от «Уроков фарси» сурового документализма в духе «Списка Шиндлера», могут в этом «надуманном», «легкомысленном» фильме (в нем, кстати, немало смешных сцен) разочароваться. И я их разочарование готов понять. Те же, кто примет очевидную условность происходящего и заявленные авторами правила игры, как принял их в итоге я, — те будут вознаграждены, сколь ни покажется этот эпитет неуместным по отношению к фильму о концлагере, увлекательным, хорошо и стильно снятым (оператор Влад Опельянц), голливудского уровня зрелищем. Отчасти похожим на фильм Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна», главная сюжетная коллизия которого тоже выглядела весьма условной, если не откровенно сказочной. Что не помешало фильму итальянского режиссера получить «Оскар».

При том, что быт концлагеря передан в «Уроках фарси» достаточно точно и фактурно, хотя и без намеренной концентрации жестокостей, главное в фильме — не ужасы Холокоста, а психологический поединок и постепенное духовное перерождение двух главных персонажей: еврея и немца, узника и тюремщика, жертвы и палача, учителя и ученика. Не то чтобы герои из врагов стали к финалу друзьями, но каждый из них проходит на наших глазах свой путь, за которым интересно следить.

Кох, этот сытый, самодовольный повар-соглашатель, который сам вроде никого не убивает, но, тем не менее, вполне разделяет нацистскую идеологию, под воздействием разговоров с Жилем почувствует что-то вроде уважения и сострадания к представителю низшей касты — то ли еврею, то ли персу. А Жиль, поначалу озабоченный лишь выживанием, спасением своей бренной плоти, к концу фильма, когда уже будут слышны залпы приближающихся освободителей, поймет и оценит масштаб зла, который принес на планету нацизм. И ощутит в себе готовность на подвиг самопожертвования во имя других людей.

Главных героев фильма играют аргентинец Науэль Перес Бискаярт (Жиль) и немец Ларс Айдингер (последнего мы помним по роли Николая II в нашумевшей «Матильде»). Эти большие мастера под четким и чутким руководством режиссера, который предоставил им свободу импровизации, играют с такой верой в предложенные сценарием невероятные обстоятельства, с такой виртуозной психологической тщательностью прорабатывают каждый узелок взаимоотношений своих героев, что в итоге заражают своей верой зрителей. В том числе и таких закоренелых скептиков, как автор этих строк.

А финал фильма и вовсе способен вызвать подзабытое чувство катарсиса, ради которого обязательно стоит досмотреть до конца этот вызывающий поначалу вопросы, но постепенно затягивающий в свои эмоциональные глубины искренний и гуманный фильм.

ТВ-язык поражает разнообразием вульгаризмов

Сергей Беднов
Труд
Владимир Соловьев. Фото: © Maksim Konstantinov, globallookpress.com

Годами мы боролись с матерщиной столь же яростно, как теперь с ЛГБТ. Несколько законов приняли: 10 лет назад запретили употребление нецензурной лексики в кино, а в 2021-м — в социальных...

Потери и обретения новой экранизации «Мастера и Маргариты»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
1930-е оказались к нам гораздо ближе, чем некоторые думают… Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышла третья по счету отечественная киноверсия легендарного романа Михаила Булгакова. Она ожидаемо разделила первых зрителей на сторонников и противников фильма. Оно и понятно: картина менее всего напоминает...

Литературный обзор

Владимир Петров
Труд
Фото: © Ernst Wrba, globallookpress.com

Прошлое не отстает, с какой бы скоростью мы ни мчались к ускользающему светлому будущему. Вроде бы все осталось позади, растворилось во времени, история вынесла свои приговоры и расставила точки над i....

Эти стихи Борис Пастернак написал в 1912 году - високосном, как и нынешний

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Борис Пастернак. Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

По народным приметам, високосы считались самыми тяжелыми годами, сулящими войны, неурожаи и прочие бедствия. Особенно страшились февраля. Шутка ли: раз в 19 лет этот месяц бывает «черным», то есть вообще...

Культура 00:02 / 16 Февраля 2024 5842
Тот самый Янковский

Заметки на полях судьбы великого русского актера, последнего народного артиста СССР

Леонид Павлючик
Труд
Фото: © Igor Gnevashev,globallookpress.com

23 февраля Олегу Янковскому могло бы исполниться 80 лет. Не могу представить его 80-летним. Седовласым, в паутине морщин, с палочкой. Олег Иванович и в моей, и в памяти миллионов поклонников его творчества...

Культура 00:02 / 16 Февраля 2024 4620
Мама, я жевала бумагу

От книг сегодняшних тридцатилетних слишком часто остается именно это послевкусие

Дина Егорова
Труд
Девичий писательский призыв полон свежих сил, красив, пристрастен к черноте и неотвратим, как выпадение молочных зубов. Фото: David Ryle/moodboard, globallookpress.com

Пока спорили, к лицу или нет россиянам справлять Валентинов день, в стране возникла элегантная и вполне патриотичная альтернатива западному празднику — День книгодарения. Помимо еще одного повода погрузиться в интригующий...

Культура 00:01 / 16 Февраля 2024 4532
Смотрим в оба

Две картины Моне вернулись к публике из-под лучей Рентгена

Елена Широян, искусствовед
Труд
«Руанский собор в полдень» (Портал и башня д’Альбана)» и «Руанский собор вечером»

Пушкинский музей бросил вызов массовой аудитории необычным, почти лабораторным проектом. После блокбастеров вроде «Испанской коллекции» в учреждении показали научный аспект работы, приоткрыв дверь в святая святых —...

О новой экранизации романа Стефана Цвейга «Нетерпение сердца»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Один-единственный поцелуй резко меняет судьбы героев фильма

На экраны выходит фильм «Поцелуй» в постановке Билле Аугуста. Датский режиссер — один из грандов мирового кино. Он дважды — в 1987 и 1992 годах увозил из Канн «Золотую...

Главный редактор канала «КиноМульт» – отом, как приобщить детей к отечественной киноклассике

Дарья Ефремова
Труд
Татьяна – поклонница отечественного детского кино. Изображения предоставлены медиахолдингом «Цифровое Телевидение»

Медиахолдинг «Цифровое Телевидение» запускает новый семейный телеканал «КиноМульт», в чью коллекцию вошли анимационные хиты из сокровищницы Гостелерадиофонда, ВГТРК и «Союзмультфильма». Как...

Сильвестр Сталлоне сказал, кто может заменить его в роли Джона Рэмбо

Труд
Фото: Supplied by Capital Pictures/www.capitalpictures.com, globallookpress.com

Во франшизах существует общепринятая практика, когда одного героя играют разные актеры. Благодаря чему тот не стареет на протяжении десятилетий. Вспомним, к примеру, сколько импозантных мужчин в самом расцвете сил трудились...

Культура 17:01 / 17 Февраля 2024 4163
Из жизни джентльменов

Paramount+ завершает съемки сериала «Джентльмен в Москве»

Труд
Юэн Макгрегор. Фото: © Adam Ihse, globallookpress.com

В то время как российские СМИ с удовольствием цитируют отзывы Такера Карлсона о нашей столице, телеканал Paramount+ завершает съемки сериала «Джентльмен в Москве» по одноименному бестселлеру Амора Тоулза. Главный...

Когда сносить нельзя, но очень хочется...

Ирина Смирнова
Труд
Фото автора

Смольный анонсировал снос около 400 исторических зданий в Петербурге. Для начала, а там как пойдет. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры города (КГИОП) опубликовал...

В США с молотка ушли личные вещи знаменитых женщин

Труд
Белая пачка главной героини «Секса в большом городе» Кэрри Брэдшоу в исполнении Сары Джессики Паркер была продана за 52 тысячи долларов

На днях на американском аукционе со сложным названием Unstoppable: Signature Styles Iconic Women In Fashion были проданы личные вещи знаменитых женщин. Лидерами продаж стало бархатное коктейльное платье леди Дианы и наряд...

Новым главрежем стал «свой»

Любовь Лебедина
Труд
После 17 лет работы в Малом театре Алексей Дубровский стал его главным режиссером. Фото предоставлено пресс-службой Малого театра

Когда в Малом театре, недавно осиротевшем после ухода из жизни многолетнего худрука Юрия Соломина, узнали, что главным режиссером коллектива назначен Алексей Дубровский - до того помощник Юрия Мефодьевича, пользовавшийся его полным доверием...

Что можно посмотреть в кинотеатрах в праздничные дни

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В повторный прокат вышел «Шепот сердца» - полнометражный шедевр 1995 года. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Международный женский день ассоциируется у нас с приходом весны, света, тепла, любви. В нынешнем году у россиян три выходных дня: 8, 9 и 10 марта, а 7-го — сокращенный рабочий день. Есть возможность...

О чем важно не забыть в ближайшие выходные

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Пасха. Виктор Петрович Кудрин, живопись, XX век. Фото из открытых источников

Всенародно любимая Масленица во многих регионах стартует не 11 марта, как ей положено в этом году, а днем раньше. Местные власти поясняют: раньше начнем — раньше закончим, а в конце следующей...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?