Главная Экономика 00:07 09 Сентября 2016 4771
Восточный ветер в паруса «Роснефти»

Дальневосточные проекты компании оценили президент страны и зарубежные инвесторы

Мария Золотова

Завершившийся в выходные Восточный экономический форум в очередной раз продемонстрировал привлекательность российского Дальнего Востока для иностранных инвесторов.

Официальное открытие ВЭФ состоялось 2 сентября, но де-факто форум открылся днем раньше, когда Владимир Путин посетил судостроительный комплекс «Звезда», расположенный в городе Большой Камень в двухстах километрах от Владивостока. Дело в том, что масштабный проект по созданию судостроительного кластера является одним из самых инвестиционно привлекательных проектов на Дальнем Востоке.

«У нас есть все основания полагать, что новое предприятие по уровню производительности труда будет не только передовым, а по многим показателям будет лучше, чем основные наши конкуренты в мире», — заявил Путин на торжественной церемонии запуска первой очереди СК «Звезда». Глава государства выразил уверенность, что дальневосточные судостроители смогут предложить своим заказчикам качественный, конкурентоспособный продукт, а новая верфь станет по-настоящему успешным проектом и мощным ресурсом для развития дальневосточного региона.

Такой верфи у нас еще не было

Владимир Путин посетил блок корпусных производств, основу первой очереди предприятия. Как доложил президенту страны глава «Роснефти» Игорь Сечин, все строительные и монтажные работы на основных объектах первой очереди были завершены в строгом соответствии с графиком, а на открытом достроечном стапеле они ведутся с опережением ранее утвержденного плана. Глава государства осмотрел также зону монтажных работ комплекса, куда в конце августа были доставлены современные специализированные краны грузоподъемностью 320 тонн. Оборудование изготовлено в рамках совместного контракта между ДВЗ «Звезда» и China Heavy Industry Corporation Nantong (CHIC). Согласно подписанным договоренностям в течение 2016-2017 годов на строительную площадку судостроительного комплекса «Звезда» компанией CHIC будут поставлены четыре крана грузоподъемностью по 320 тонн, четыре крана грузоподъемностью по 100 тонн, а также уникальный кран типа «Голиаф» грузоподъемностью 1200 тонн. Поясним, что краны такого типа позволяют вести строительство одновременно нескольких судов из крупных блоков (на существующих российских судоверфях максимальная грузоподъемность кранов не превышает 500 тонн).

Стоит напомнить, что основные задачи по строительству новых верфей на Дальнем Востоке были сформулированы Владимиром Путиным еще в мае 2009 года в ходе рабочего совещания в Комсомольске-на-Амуре. Именно этот момент, наверное, следует считать началом создания судостроительного кластера, который формируется на базе Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ДЦСС). Реализация проекта была поручена консорциуму компаний, в который вошли «Роснефтегаз», «Роснефть» и «Газпромбанк», однако в 2015 году он полностью перешел под контроль «Роснефти». Производство судов начинается в текущем году, при этом пилотный заказ планируется сдать в 2019-м.

Проект реализуется в три очереди. Первый этап позволяет выпускать суда снабжения, в том числе ледового класса, танкеры и другую морскую технику. Объем переработки — 90 000 тонн металла в год, что составляет более 20% от общего объема, перерабатываемого сегодня в судостроительной отрасли России. Ввод второй очереди проекта позволит заметно нарастить производительность верфи и спускать на воду суда практически без ограничений по спусковому весу (основной объект второй очереди — сухой док размерами 114х14х485 метров).

Вот такие суперкраны будут строить суда в Большом Камне. Фото предоставлено пресс-службой ОАО «НК «Роснефть»

Ввод в эксплуатацию третьей очереди обеспечит строительство всех без исключения типов офшорных конструкций и увеличит производительность верфи до 380 тысяч тонн, что фактически составит половину перерабатываемой в судостроительной отрасли стали. Среди основных технологических преимуществ создаваемой верфи высокая автоматизация производства, которая предполагает в том числе использование автоматизированных линий и оборудования с числовым программным управлением. Тяжелый достроечный стапель и сухой док станут крупнейшими на сегодняшний день спусковыми и гидротехническими сооружениями в России. Стапель представляет собой сложное инженерное сооружение площадью 12 гектаров. На нем будет установлено девять кранов, в том числе и тот самый уникальный кран «Голиаф» грузоподъемностью 1200 тонн и высотой 110 метров, длина крановой балки которого составляет 230 метров.

Что касается продуктовой линейки «Звезды», предприятие будет выпускать высокотехнологичные, крупнотоннажные суда, морские буровые, разведочные и добычные платформы, суда обслуживающего флота, в том числе ледового класса. Чтобы приобрести опыт в современном судостроении и впоследствии локализовать производство на территории России, ДЦСС намерен создать совместные предприятия с иностранными технологическими партнерами. Планируется разрабатывать проекты судов ледового класса с компанией Damen, буровых платформ — с компанией Keppel и судового оборудования с General Electric.

Кроме того, на совещании, которое провел Владимир Путин на «Звезде», глава «Роснефти» заявил, что у компании есть предложение по строительству металлургического завода «в непосредственной близости от верфи» (100 км), согласованное с правительством, Минпромторгом и вице-премьером Дмитрием Рогозиным. ДЦСС, по его словам, «необходима небольшая помощь» в оформлении 400 га под завод. "Наше предложение состоит в том, чтобы закупить сталепрокатный комплекс«,- сказал глава «Роснефти», добавив, что «уже есть варианты приобретения». При этом Игорь Сечин отметил, что «сварка малоразмерных листов категорически плохо влияет на себестоимость производства»: она дает удорожание до 50% в стоимости корпуса и до 10% — «в целом по кораблю». Соответственно, построенный для нужд судостроения металлургический завод позволит оптимизировать технологические процессы.

«Звездные» технологии

В ходе церемонии запуска первой очереди СК «Звезда» совместное предприятие «Роснефти» и голландской Damen «Звезда Морские Технологии» подписали с Дальневосточным центром судостроения и судоремонта Соглашение по управлению проектами строительства многофункциональных судов снабжения усиленного ледового класса. Стороны договорились, что до конца 2016 года между ДЦСС и ООО «Звезда Морские Технологии» будут заключены контракты, согласно которым совместное предприятие будет отвечать за строительство по меньшей мере четырех многофункциональных судов снабжения усиленного ледового класса на дальневосточной судоверфи. С американской General Electric было подписано соглашение о сотрудничестве по локализации систем динамического позиционирования судов, которые обеспечивают высокую маневренность, в том числе в суровых северных климатических условиях. Также была достигнута договоренность о том, что СП «Роснефти» с сингапурской Keppel и норвежской MH Wirth определит якорные проекты инженерного центра по проектированию буровых платформ. О своем интересе к продукции нового предприятия заявила компания Exxon Neftegas Limited, которая проанализирует перспективы заказа танкеров для нужд проекта «Сахалин-1».

Кроме того, на мероприятии был подписан ряд контрактов на поставку судов для нужд «Роснефти». В частности, двух многофункциональных судов снабжения усиленного ледового класса Icebreaker 7 и пяти так называемых зеленых танкеров типа «Афрамакс» — работающих на газомоторном топливе и соответствующих высоким экологическим стандартам. Контракты, подписанные в развитие соглашений, заключенных в 2014-2015 годах (о размещении заказов «Роснефти» на морскую технику на производственных мощностях ДЦСС), позволят осуществить пилотную загрузку судостроительного комплекса «Звезда», а также снизить операционные расходы на разработку морских месторождений.

Заключены контракты и с другими российскими компаниями. ДЦСС и Концерн «Моринформсистема-Агат» подписали соглашение о сотрудничестве в области локализации комплектующих систем и оборудования для судостроения и освоения шельфа. Соглашение ДЦСС и «Росморпорта» предполагает использование мощностей судостроительного комплекса «Звезда» с целью проектирования и строительства судов для ФГУП «Росморпорт» и в перспективе обеспечит заказы со стороны данной организации, в том числе на серию перспективных ледоколов для работы в российской Арктике.

Владимир Путин заявил, что развитие гражданского судостроения и ввод в строй новых производственных мощностей — одна из ключевых стратегических задач по укреплению промышленного потенциала российского Дальнего Востока. «Ведущие нефтегазовые компании, крупный бизнес заинтересованы в сотрудничестве со «Звездой». Подписаны первые контракты на строительство судов. И эту работу, безусловно, нужно продолжать, сформировать стабильный спрос на будущее», — отметил Владимир Путин.

К 2024 году на верфи будет создано более 7500 высококвалифицированных рабочих мест, и «Роснефть» уже выделила средства на строительство шести многоквартирных жилых домов.

От судов до бурового флота

По словам заместителя директора Института проблем нефти и газа РАН Василия Богоявленского, «создание нового судостроительного кластера — это не только развитие судостроительной промышленности на Дальнем Востоке. Производство сложных морских буровых установок потянет за собой развитие производственных комплексов на многих десятках, если не сотнях других предприятий, в других регионах страны».

Очевидно, что объем заказов, который необходим для реализации проекта по освоению континентального шельфа, был невыполним для существующих судостроительных мощностей, в значительной степени загруженных гособоронзаказом. Тем более в условиях отсутствия в стране стапелей, способных строить супертанкеры (до вхождения в состав России крымского судостроительного завода «Залив» подобные стапели имелись только на двух предприятиях — ООО «Балтийский завод — Судостроение» и ОАО ПО «Северное машиностроительное предприятие»).

После развала СССР началась деиндустриализация Дальнего Востока, судостроительная промышленность стремительно деградировала. Тихоокеанский флот фактически был лишен необходимой судостроительной и судоремонтной базы.

Стоит отметить, что даже имеющиеся крупные судостроительные предприятия (Амурский и Хабаровский судостроительные заводы) не могут обеспечить потребности компаний, осваивающих шельф. Тот факт, что они находятся на реке Амур, значительно усложняет постройку кораблей и приводит к ее удорожанию, а также лимитирует водоизмещение и размеры строящихся судов.

Аналогичная ситуация сложилась и в судоремонтной отрасли. Несмотря на то что Дальневосточный завод «Звезда» продолжал обслуживать имеющиеся на флоте типы атомных подводных лодок, ремонт затягивался по срокам и, видимо, не отличался высоким качеством, что вынуждало транспортировать тихоокеанские АПЛ в Северодвинск для проведения необходимых профилактических работ и модернизации. Очевидно, что с подобными проблемами неизбежно столкнулись бы и компании, занимающиеся освоением шельфа, которые вынуждены были бы строить, обслуживать и ремонтировать свой флот за рубежом.

Именно поэтому строительство нового судостроительного комплекса «Звезда» по сути не имеет альтернативы. Никто не отрицает, что в 90-е годы российские научно-проектные институты переживали не самый лучший период в своей истории, однако в нулевые ситуация изменилась. И когда теперь нам говорят, что Россия не способна приступить к освоению шельфа без западных технологий, можно только пожать плечами. Конечно, морские буровые платформы — это сложнейшие инженерные сооружения, настоящие плавучие заводы, для проектировки которых требуются ультрасовременные судостроительные технологии. Но кто сказал, что российские инженеры не способны их создать? Чтобы смонтировать на дне моря противовыбросовое оборудование, которое позволит перекрыть скважину в случае аварии, нужны специальные подводные роботы. Но разве гидросистемы, управляющие процессами, которые происходят в устье скважины, сложнее гидравлики, установленной на атомных подводных ракетоносцах? Разве советские специалисты не создавали батискафы и другие глубоководные автоматические аппараты для исследования морей и океанов?

Эксперты не сомневаются, что отечественные предприятия смогут производить морскую технику, работающую в экстремальных северных климатических условиях: ледоколы и другие суда ледового класса, транспортные и вспомогательные корабли, буровые установки. В конце концов, арктический флот Советского Союза был самым мощным в мире, по объемам перевозок в высоких широтах и эксплуатационным возможностям СССР значительно опережал другие страны. И обусловлено это было научно-техническими и производственными компетенциями советских разработчиков.

«В 80-е годы, — отмечает Богоявленский, — когда началось развитие шельфовых проектов, первые буровые были арендованы за рубежом. И это несмотря на ограничения, которые тогда существовали, — некоторые из них никогда и не снимались, как, например, существовали и существуют вне зависимости от всяких санкций ограничения на поставку геофизического оборудования в Россию. В течение буквально пяти-шести лет производство буровых установок было налажено в Советском Союзе. И если говорить, например, о самоподъемной буровой (СПБУ) установке «Мурманская», то она уже была полностью построена на российских верфях, как и ряд других полупогружных буровых установок. Производство было налажено на Каспийском море и в Выборге. Однако после распада СССР буровой флот был утерян практически полностью. В последние годы бурение на всех акваториях проводилось в основном с помощью зарубежного оборудования. Конечно, сейчас можно повторить опыт 80-х, когда было быстро налажено производство собственных установок. Более того, я считаю, делать это необходимо. Наша цель — осваивать российские акватории: не просто нанять кого-то и потом рассчитываться за это нефтью, а наладить свое производство. В этом случае нефтяные морские проекты могут стать локомотивом для перехода нашей экономики на новый уровень инновационного развития».

В целом следует констатировать, что Россия вполне может реализовать программу импортозамещения. У страны есть на это промышленный и технологический потенциал. Достаточно напомнить, что чуть ли не все современные технологии нефтегазодобычи, включая добычу сланцев, были известны еще в СССР.

Восточный вектор

На мероприятии в Большом Камне Игорь Сечин также доложил президенту о деятельности «Роснефти» на Дальнем Востоке. Кроме формирования уникального судостроительного кластера компания планирует создать в регионе крупнейший в России нефтеперерабатывающий и нефтехимический комплекс — ВНХК. «Предварительная оценка суммы инвестиций, необходимых для реализации проекта, включая инвестиции в строительство инфраструктурных объектов, составляет около 1,5 трлн рублей, — сообщил Игорь Сечин. -Этот проект обеспечит развитие инфраструктуры и сопутствующих производств, создаст около 50 тысяч квалифицированных рабочих мест».

Сечин подчеркнул, что «Роснефть» уделяет огромное внимание своим дальневосточным проектам. «Наше участие в валовом внутреннем продукте востока страны достигает 25%, — отметил глава компании. — При этом уже более 35% инвестиций осуществляется на востоке страны. Наше движение на восток ускоряется, и инвестиции, которые запланированы на ближайшие годы не только в нефтегазовую индустрию, но и в смежные отрасли, увеличат вклад «Роснефти» в прирост регионального внутреннего продукта востока России до 50%. В последнее десятилетие доля прямых иностранных инвестиций, привлеченных «Роснефтью» в Дальневосточный федеральный округ, составила четверть от общего объема иностранных инвестиций в регион. В абсолютном выражении иностранные инвестиции, привлеченные нами в проекты «Роснефти» на востоке России, превысили 1,5 трлн рублей».

Начнем с геологоразведки. Проекты «Роснефти» на лицензионных участках восточно-арктического и дальневосточного шельфа обладают колоссальным ресурсным потенциалом: 11,6 млрд тонн нефти и конденсата и 11 трлн кубометров газа. У компании на Дальнем Востоке 19 шельфовых лицензий. Несмотря на санкции, она в полном объеме и, более того, досрочно выполняет все предусмотренные лицензиями объемы работ, включая как сейсмические исследования, так и поисково-разведочное бурение. Конечно, работы эти стоят недешево, но позволяют получить ценнейшую информацию и открыть новые месторождения. Так, впервые в истории освоения российского шельфа «Роснефть» осуществила масштабные геологоразведочные работы в Охотском море — выполнила более 16 тысяч пог. км сейсморазведки 2Д и 3,6 тысячи кв. км сейсморазведки 3Д, а также пробурила летом 2016 года совместно с норвежской компанией Statoil две поисковые скважины. Это позволит переоценить углеводородный потенциал Охотского моря и наметить приоритетные направления работы.

Следующим важным приоритетом в региональной геологоразведке, по словам Игоря Сечина, будет изучение потенциала северной части Японского моря в рамках Центрально-Татарского участка с площадью 30 тысяч кв. км и ресурсами 270 млн тонн нефти и 322 млрд кубометров газа. На нем планируется выполнить 10 тысяч пог. км сейсморазведки 2Д и 2 тысячи кв. км сейсморазведки 3Д — работы начнутся уже летом 2017 года. В целом в период до 2021 года компания планирует вложить в разведку на шельфе Дальнего Востока более 130 млрд рублей.

Теперь собственно о добыче. Как отметил Игорь Сечин, «Роснефть» обеспечивает на Дальнем Востоке страны половину от общего объема добываемых в этом регионе углеводородов. В 2015 году в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке компания добыла 35 млн тонн, в то время как в 2005 году этот показатель не превышал 2 млн тонн. Большая часть прироста добычи углеводородов — а к 2020 году «Роснефть» планирует добывать 315 млн тонн нефтяного эквивалента — будет получена именно на востоке страны. Важный добычный проект «Роснефти» на Дальнем Востоке — «Сахалин-1». В рамках этого проекта уже добыто более 82 млн тонн нефти и 19 млрд кубометров природного газа. По оценкам компании, поступления от «Сахалина-1» в бюджет Российской Федерации до 2055 года составят 6 трлн рублей.

Самое существенное в этом проекте — опыт, новые компетенции, возможность освоения самых современных технологий работы на шельфе. В рамках реализации проекта установлено несколько мировых рекордов: 9 из 10 самых протяженных скважин пробурено именно на «Сахалине-1». Последнее достижение — уникальная скважина протяженностью 13 500 метров с отходом от вертикали 12 036 метров, пробуренная с платформы «Орлан» в апреле 2015 года. Сегодня движущей силой проекта «Сахалин-1» является добыча на месторождении «Аркутун-Даги», осуществляемая с уникальной нефтяной платформы «Беркут». Разработка этого месторождения позволит добавить к годовой добыче на Сахалине до 4,5 млн тонн нефти.

По словам Игоря Сечина, для монетизации сахалинского газа «Роснефть» планирует совместно с партнерами построить на Дальнем Востоке завод по производству СПГ, по которому сегодня ведется проработка вариантов бизнес-модели. Производительность первой очереди этого завода — 5 млн тонн в год. В континентальной части дальневосточного региона ключевым добычным объектом «Роснефти» является комплекс «Таас-Юрях Нефтегазодобыча». Компания создает на его основе энергетический кластер с участием ведущих международных партнеров: вслед за британской ВР в него входит индийский консорциум инвесторов, состоящий из компаний Indian Oil, Oil India и Bharat Petroresources. Общий объем иностранных инвестиций, которые привлекла «Роснефть» в этот проект, составляет 1,8 млрд долларов.

За счет своих инвестиций «Роснефть» создала более 60% расположенных в регионе нефтеперерабатывающих мощностей (на данный момент половина потребляемых на российском Дальнем Востоке нефтепродуктов завозится из других частей страны). Ключевой актив — Комсомольский НПЗ с мощностью переработки 8 млн тонн в год, продукция которого пользуется спросом как на востоке страны, так и на экспортных рынках Азиатско-Тихоокеанского региона. Предприятие отличает высокотехнологичное производство. Производимое им автомобильное топливо соответствует стандарту Евро-5. В рамках программы модернизации глубина переработки Комсомольского НПЗ к 2021 году превысит 90%.

Кроме того, у «Роснефти» на Дальнем Востоке крупная сеть автозаправочных станций: более 90 АЗС. Не используя каких-либо льгот и преференций, к 2015 году компания довела свою долю на региональном рынке нефтепродуктов до 30% и планирует, что к 2020 году она вырастет до 40%. В 2012 году «Роснефть» ввела в эксплуатацию топливозаправочный комплекс в аэропорту Кневичи города Владивосток, реализовав самый значимый проект по строительству регионального ТЗК за последние 30 лет. Инвестиции «Роснефти» в строительство комплекса составили 3,5 млрд рублей. В 2015 году доля «заправки в крыло» превысила 70%.

«Роснефть» развивает также логистические мощности на Дальнем Востоке. Завершается реконструкция Находкинского круглогодично работающего морского терминала, который переориентируется на перевалку больших объемов светлых нефтепродуктов, что объясняется успешной модернизацией НПЗ компании. Мощность терминала составляет 7,5 млн тонн в год. В 2015 году «Роснефть» экспортировала на рынки АТР 40 млн тонн нефти, что на 19% больше, чем в предыдущем году. Экспорт нефтепродуктов на эти рынки составил 13 млн тонн (увеличение за год на 6%).

Глава «Роснефти» подчеркнул, что компания — один из ведущих инвесторов в социальные проекты региона. За последнее десятилетие благодаря реализуемым «Роснефтью» проектам на Дальнем Востоке создано более 28 тысяч рабочих мест. Только в текущем году совокупный объем вложений в социальные программы в Дальневосточном федеральном округе превысит 1 млрд 700 млн рублей.

Пример интегрального подхода

На ВЭФ «Роснефть», естественно, была одним из главных хедлайнеров. В первый день форума компания заключила ряд соглашений с международными партнерами. Совместно с BP и Schlumberger «Роснефть» займется разработкой инновационной технологии в области сейсморазведки на суше. Данная технология станет прорывом в сфере проектирования и проведения двухмерной и трехмерной сейсморазведки и позволит улучшить качество и достоверность построения геологических моделей, повысит эффективность геологоразведки и разработки месторождений. Особенно важно, что полигоном для тестирования технологии станут объекты «Роснефти», что позволит адаптировать разработку к российским условиям.

Кроме того, российская нефтяная компания заключила соглашение о сотрудничестве с тайской PTT Public Company Limited. Документ заложит основу для развития партнерства с лидером ТЭКа Таиланда и позволит «Роснефти» выйти на рынок энергоносителей одной из наиболее динамично развивающихся экономик Азиатско-Тихоокеанского региона. «Роснефть» и PTT проанализируют потенциал сотрудничества по всему спектру деятельности компаний: в области разведки и добычи углеводородов, трейдинга нефтью и нефтепродуктами, нефтепереработки и нефтехимии, организации поставок СПГ. В соглашении стороны закрепили намерение заключить в ближайшей перспективе долгосрочный контракт на поставку нефти и другого сырья в адрес PTT.

Не менее важной сделкой стало обязывающее соглашение «Роснефти» с китайской Sinopec о подготовке совместного технико-экономического обоснования проекта по строительству и эксплуатации газоперерабатывающего и нефтегазохимического комплекса в Восточной Сибири. Документ предусматривает анализ и выбор технологии переработки сырого природного газа из его компонентов в высокотехнологичные полимеры. Реализация вышеуказанного проекта позволит удовлетворить растущий спрос на полиэтилен и полипропилен в России и в Китае. Предполагается, что годовая мощность первой очереди комплекса составит 5 млрд кубометров сырого природного газа с выпуском до 3 млн тонн высокотехнологичных полимеров и нефтехимической продукции для реализации преимущественно на российском и китайском рынках. Ресурсной базой проекта являются нефтегазовые месторождения «Роснефти» Юрубченского кластера в Восточной Сибири. «Соглашение с Sinopec — яркий пример интегрального подхода компании, — заявил Игорь Сечин. — Мы работаем с китайскими партнерами по всей производственной цепочке: привлекаем их к освоению и финансированию наиболее перспективных гринфилдов в Восточной Сибири, создаем на территории РФ совместные высокотехнологичные предприятия по переработке сырья и договариваемся об условиях монетизации продукции газопереработки и нефтегазохимии».

Во второй день форума в центре внимания вновь была «Звезда». С корейской компанией Hyundai Heavy Industries Co., Ltd. — мировым лидером в области судостроения — ДЦСС подписала соглашение об основных принципах создания совместного предприятия в области инжиниринга и управления проектами. Партнерство с Hyundai Heavy Industries открывает широкие перспективы для развития судостроительного кластера на Дальнем Востоке России. В частности, сотрудничество с корейским партнером обеспечит ДЦСС доступ к уникальным технологиям производства передовой морской техники — такой как современные экологически чистые танкеры типа «Афрамакс». Кооперация сторон в рамках СП станет еще одним фактором, стимулирующим локализацию производства гражданских судов и судового оборудования в рамках судостроительного кластера на Дальнем Востоке России.

С корейской компанией DSEC Co., Ltd — дочернее предприятие Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co Ltd (DSME) был подписан меморандум о взаимопонимании. Стороны планируют создать совместное предприятие, которое будет предоставлять услуги по проектированию, инжинирингу, поставкам и управлению в области судостроения и строительства верфей. В частности, стороны намерены провести совместные проектные и сопутствующие работы для судоверфи «Звезда».

Владимир Путин отметил важность реализации комплексной стратегии «Роснефти» на Дальнем Востоке, в рамках которой не только наращиваются мощности по добыче углеводородов, но и поддерживаются научные изыскания, реализуются социальные проекты и создается инфраструктура для качественного роста. «Все это отражает основательный, ответственный подход к развитию бизнеса, задает хороший ориентир другим крупным российским и иностранным компаниям по инвестированию в Дальний Восток», — заявил президент.

Как выяснилось, Марк Твен был прав: землю действительно больше не производят

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Спрос на загородные участки бьет рекорды. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Похоже, этой весной всех одновременно потянуло к земле. И дело не только в долгожданном тепле, кружащем горячие головы. Спрос на загородные участки бьет рекорды — как следствие, земля в России резко подорожала. Как...

Почему в стране с крупнейшими газовыми запасами дома топят дровами

Александр Киденис
Труд
Почему народ вдруг отказывается от газификации, когда газ уже у забора? Ответ простой: нет денег. Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

«Бояться нужно не генералов, а ефрейторов», — говорил герой французской кинокомедии «Закон есть закон». Нынче эти слова вспомнились при попытке выяснить, как выполняется общероссийская программа социальной...

Реки вышли из берегов и заливают целые регионы. Кто виноват в случившемся?

Евгений Акатов
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Реки вышли из берегов и заливают целые регионы. Вслед за затоплениями в Орске и Оренбурге дома ушли под воду до крыш в Кургане, в городе эвакуируют целые микрорайоны. «Уровень воды в реке Тобол...

Экономика 00:10 / 12 Апреля 2024 5157
Взаймы у жизни

Центробанк обнародовал портрет среднестатистического российского заемщика

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Оказывается, самый массовый российский заемщик - это пенсионер с тремя кредитами. Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

Как выяснилось, это пенсионер с тремя кредитами. В кабалу банков попали уже 50 млн россиян. Только за последний год их стало на 4,7 млн больше. Полстраны в долгах! Банк России выразил озабоченность тем, что...

Минфин выступил с инициативой повысить розничные цены на крепкий алкоголь. Ему не впервой

Алекс Зверев
Труд
Официальной причиной грядущего подорожания объявлены инфляция и рост производственных затрат. Фото: Замир Усманов, globallookpress.com

В результате таких хлопот с 1 июня самая дешевая поллитровка водки подорожает с 281 до 299 рублей, бренди — с 375 до 403 рублей, а коньяка — с 517 до 556 рублей....

Решение принято, чтобы не допустить повышения цен и перебоев с поставками продукта населению 

Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Подкомиссия по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию и защитным мерам во внешней торговле одобрила запрет экспорта сахара из РФ. Информированный источник в пятницу, 5 апреля сообщил агентству «Интерфакс», что ограничение...

На прошлой неделе «Газпром» опубликовал отчетность за 2023 год, согласно которой впервые за 25 лет компания получила чистый убыток в 629 млрд рублей 

Андрей Раскин
Фото: Maksim Konstantinov, globallookpress.com

Целое поколение россиян выросло под звучащую из каждого утюга рекламу: «Газпром» – национальное достояние». Как сообщает газета «Ведомости», зрители и слушатели, узнав о впечатляющих успехах компании, должны...

Вести гостиничный бизнес по правилам сложно даже в Москве, Санкт-Петербурге или на побережье Черного моря

Максим Башкеев
Труд
черноморском побережье доля «серых» гостиниц доходит до 80%. Фото: Александр Лискин, globallookpress.com

Помните, как герой фильма «Мимино» получает заветное место в московской гостинице по большому блату, представившись эндокринологом? Сегодня на вокзале или в аэропорту ему бы оборвали фалды хозяева ночлежек,...

«Поступательное развитие нашей экономики позитивно отражается на федеральном бюджете». – отметил глава государства

Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

С января по март 2024 года доходы федерального бюджета России увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2023 года более чем в полтора раза. Об этом, как сообщает ТАСС, рассказал президент РФ Владимир Путин. «Поступательное развитие...

Как отметил зампред Совбеза, созданный Вашингтоном механизм присвоения российских ценностей противоречит международному праву 

Фото: www.government.ru

Соединенные Штаты развязали против России гибридную, судебную и правовую войны, чтобы обокрасть нашу страну, а заодно и создали механизм незаконного присвоения российских ценностей. Об этом в субботу, 27 апреля заявил в своем Telegram-канале...

По данным кабмина, при курсе менее 80 рублей за доллар пошлина нулевая

Фото: Konstantin Kokoshkin/Russian Look, globallookpress.com

Правительство России отменило экспортные пошлины на уголь на период с 1 мая по 31 августа. Об этом сообщает пресс-служба кабинета министров в своем Telegram-канале. «Правительство приняло решение отменить пошлины на вывоз энергетического...

Ранее некоторые российские издания отмечали рост цен на хлеб в ряде регионов страны

Фото: Maksim Konstantinov, globallookpress.com

Цены на хлеб и хлебобулочные изделия в Москве практически не выросли с начала года, рост составил 1,27%. Как сообщает РИА Новости, об этом заявили в пресс-службе управления Федеральной службы государственной статистики по Москве и Московской...

По данным Мосстата, индекс потребительских цен на яйца в Москве в марте 2024 года составил 101,29 рублей

Фото: Petrov Sergey/news.ru, globallookpress.com

Цены на яйца в Москве с начала года выросли почти на 8%. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу управления Федеральной службы государственной статистики по Москве и Московской области. «По данным Мосстата, индекс потребительских...

Также запрещается импорт отопительных котлов, электроинструментов, деревообрабатывающего оборудования и другой продукции

Фото: Carsten Reisinger/imagebroker.com, globallookpress.com

Правительство Японии приняло решение расширить антироссийские санкции. В частности, пополнился список товаров, которые запрещается ввозить в РФ. Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-релиз японского министерства экономики,...

Еврокомиссия планирует в этом году получить таким образом два или три миллиарда евро

Фото: Imago/Christian Spicker, globallookpress.com

Послы стран – членов Европейского союза согласовали процедуру изъятия доходов от российских активов для оказания военной помощи Украине. Об этом сообщает информационное агентство Reuters. В статье говорится, что Европейская комиссия планирует...

Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Центральный районный суд Челябинска принял решение об обращении в доход государства компании по производству макаронных изделий, муки и круп «Макфа» и связанных с нею структур. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?