Главная Культура 00:05 09 Сентября 2022 17066
Встретимся у «Покровских ворот»

Легендарный фильм Михаила Козакова впервые выходит на большой экран

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Путь «Покровских ворот» к зрителю оказался тернистым. Кадр с сайта kinopoisk.ru

С 8 сентября в кинотеатрах по всей стране стартует показ фильма «Покровские ворота», покадрово восстановленного в лабораториях киноконцерна «Мосфильм». Благодаря качественной реставрации, зрители увидят шедевр в тех красках и звуках, которые закладывались режиссером и выдающимся кинооператором Николаем Немоляевым. «Покровские ворота» в свое время были сняты Козаковым для телеэкрана, но изначально режиссер мечтал о кинопрокате. Спустя 40 лет его мечта стала реальностью.

Путь «Покровских ворот» к зрителю оказался тернистым. Михаил Козаков был уже знаменитым актером, прогремевшим яркими ролями в фильмах «Убийство на улице Данте», «Девять дней одного года», «Человек-амфибия», когда обнаружил в себе режиссерский дар. Работая в театре на Малой Бронной, он в 1974 году поставил спектакль «Покровские ворота» по только что вышедшей пьесе Леонида Зорина. Она с элегической нежностью и мягким юмором рассказывала о событиях, которые происходили во второй половине 1950-х годов в коммунальной квартире у Покровских ворот.

Большим театральным событием спектакль не стал, старшие товарищи поругивали Козакова с высоких трибун за анекдотичный сюжет и бытовое мелкотемье, но публика спектакль приняла на ура. И Козаков решил перенести пьесу на экран. Отнес сценарий на «Мосфильм». Георгий Данелия, худрук объединения комедийных и музыкальных фильмов, сценарий в работу не принял, заметив, что в односерийном варианте фильм потеряет «воздух», из него уйдут многие колоритные детали и диалоги, и предложил Казакову сделать двухсерийную версию для телеэкрана.

Отправляясь в творческое объединение «Экран» уже с двухсерийным вариантом сценария, Козаков был уверен, что его желание снять картину о старой Москве ничего, кроме одобрения, у телевизионного начальства вызвать не может. Однако чиновники брежневской поры от идеи фильма, в котором чувствовалась ностальгия по хрущевской оттепели, в восторг не пришли. Более того, один из них поставил Казакову жесткое условие: «Хотите, чтобы вас запустили с вашей сомнительной комедией, сыграйте в кино Дзержинского». В итоге Козакову пришлось изображать «железного Феликса» аж в трех фильмах кряду, прежде чем ему позволили приступить к работе над «Покровскими воротами».

Павильонные съемки планировались на киностудии «Мосфильм», натурные — на улицах и бульварах столицы. Но прежде нужно было провести точный кастинг. Это трудно сегодня представить, но мы могли увидеть на экране совсем других артистов. Так, на роль мягкотелого интеллигента Льва Хоботова претендовал любимец публики Андрей Миронов. Властную Маргариту Павловну, «женщину весомых достоинств», помыкающую бывшим и будущим мужем, могла воплотить Наталья Гундарева. Сыграть Савву Игнатьевича — ветерана войны, гравера по металлу, человека с золотыми руками — Михаил Козаков предложил Никите Михалкову, но тому сценарий «резко не понравился», и он от роли отказался.

В итоге Козаков постепенно пришел к мысли, что в ролях обитателей коммунальной квартиры должны быть малоизвестные актеры, ибо «коммуналка — это неизвестные лица. И среди них — одно известное, Велюров. Он — артист». Так, компанию знаменитому Леониду Броневому, после Мюллера в «Семнадцати мгновениях весны» виртуозно перевоплотившегося в куплетиста Мосэстрады Аркадия Велюрова, составили Инна Ульянова, Виктор Борцов и Анатолий Равикович, для которых фильм стал звездным часом. Инна Ульянова после съемок подарила Козакову медаль «За спасение утопающих» — она считала, что режиссер спас ее творческую биографию, до того безнадежно «утопающую» в эпизодическом мелководье.

Елена Коренева, которой предложили роль возлюбленной Хоботова — томной медсестры Людочки, поначалу отказалась от съемок. После масштабных, патетичных фильмов «Романс о влюбленных» и «Сибириада» ее совсем не вдохновил камерный сценарий с натужным, как ей казалось, юмором, отдающий легкомысленной опереттой. Однако мать актрисы Наталья Коренева, работавшая на фильме ассистентом по актерам, оценила комедийный потенциал сценария и сумела уговорить дочь. Заслуга Натальи Кореневой была еще и в том, что она по описанию жены Козакова, которая мельком увидела на телеэкране неизвестного ей молодого актера, нашла студента «Щепки» Олега Меньшикова и привела его на съемочную площадку.

До Олега режиссер уже попробовал два десятка молодых исполнителей, в том числе своего собственного сына Кирилла, — все было мимо. После первой же кинопробы, которую Меньшиков провел в паре с Татьяной Догилевой (она сыграла пловчиху «Трудовых резервов» Светлану), стало ясно, что актер, наконец, найден. «Минуты хватило, чтобы понять: это именно тот, о ком мечталось! Он был еще студентом и словно излучал праздничный юмор весеннего возраста», — впоследствии говорил о Меньшикове Леонид Зорин, который ревностно относился к поиску главного героя. По сути, в остроумном, озорном, любвеобильном Костике Зорин вывел самого себя, приехавшего в столицу из южного города, снимавшего комнату в московской коммуналке и написавшего потом об этом свою исповедальную пьесу...

На Гостелерадио «Покровские ворота» приняли поначалу без проволочек. Но выход фильма в эфир затягивался. Одной из причин стал отъезд Елены Кореневой вместе с американским мужем в США. Позже выяснилось, что «Покровские ворота» вызвали раздражение председателя Гостелерадио Сергея Лапина, который увидел в ленте «искажение образа советского воина» (речь шла о Савве Игнатьевиче, сыгранном Виктором Борцовым с огромной нежностью). По воспоминаниям Козакова, свои претензии к создателям «пасквиля» Лапин выразил гневной тирадой: «Такие фильмы делают люди, сбегающие в Израиль или в Америку! Это же какой-то Зощенко!». Михаил Козаков, действительно, после распада СССР на несколько лет уедет в Израиль, но чем перед Лапиным провинился классик советской литературы Михаил Зощенко, так и осталось загадкой.

После многочисленных исправлений, внесенных в ленту по настоянию начальства, «Покровские ворота» все же были показаны по ЦТ в феврале 1983 года. Однако и в последующие годы из фильма вырезались отдельные фразы и целые эпизоды. Так, на разных этапах из картины были изъяты употребляемые Саввой Игнатьевичем немецкие словечки, вырезана песня «Розамунда». А во второй половине 1980-х годов в рамках горбачевской антиалкогольной капании сокращению подверглись сцены, связанные с пьянством Велюрова («А кто не пьет? Назови. Нет, я жду!»).

Отдельные вопросы советских идеологов вызывал финал, в котором мотоцикл «неутомимого Савранского» отрывается от земли и совершает полет над Воробьевыми горами, над Москвой. Когда у режиссера спросили: «Куда и зачем улетает мотоцикл Савранского?», Козаков лаконично ответил: «Это улетает время».

Время, изображенное в фильме, действительно улетело, истаяло в туманной дымке прошлого. Улетели на небеса и многие создатели фильма — за истекшие десятилетия не стало Софьи Пилявской, Инны Ульяновой, Виктора Борцова, Анатолия Равиковича, Леонида Броневого, Евгения Моргунова, Михаила Козакова, Леонида Зорина... Но остался в истории кино, в нашей душе и памяти этот удивительный, не стареющий с годами, остроумный и грустный, поэтичный и нежный фильм, который Козаков наполнил визуальной магией, стихами Пушкина, проникновенными песнями Булата Окуджавы («Ах, Арбат, мой Арбат, ты мое Отечество»), волшебной музыкой Георгия Гараняна...

Я видел этот фильм, наверное, раз десять. Для меня он стал гимном старой и неизменно прекрасной Москве. Гимном победительной юности и торжествующей любви. Наконец, гимном несломленному человеческому достоинству. Пересмотрите и вы «Покровские ворота» на большом экране и в авторской версии. Право, фильм того заслуживает.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3327
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3224
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3089
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...

На инстинкт продолжения рода наше воинственно настроенное телевидение влияет крайне пагубно

Сергей Беднов
Труд
Такое ощущение, что легендарное «Обязательно бахнем» вот этого персонажа фильма «ДМБ» стало лозунгом всех крупных российских каналов

Год назад Госдума признала нацпроект «Демография» проваленным. Ни маткапитал, ни льготы так и не подвигли неблагодарных россиянок на продолжение рода. Повздыхав, депутаты принялись выдумывать новые заманухи...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?