С одной стороны, почти полностью отсутствовали обязательные для таких случаев классические советские фильмы на историко-революционную тему. Лишь приключения "Неуловимых мстителей" на канале "Россия" представляли этот популярный у зрителей жанр.
С другой, - вдруг снова, как в недавнюю перестроечную пору, мы окунулись в жаркую стихию политических споров. Темы, которые казались вроде бы уже не раз обсужденными и решенными, снова и снова возникали на экране.
Причем акцент был сделан на поверхностных остросюжетных опусах. Так, в цикле "Тайны века" вышла передача "Выстрелы у "Дома на набережной", где сюжет, который мог бы стать романтическим рассказом о Ромео и Джульетте середины XX века, превратился в зловещее, полное смелых догадок и неподтвержденных предположений повествование о кровавых разборках сталинского окружения.
Авторы с явным наслаждением разгадывали те ловушки, которые один член Политбюро расставлял другому. Причем все это происходило в годы Великой Отечественной, когда, казалось бы, у страны и ее руководителей были дела и поважнее личных свар. Но о них в часовой передаче - ни слова.
Не повезло и самому вождю народов. В программе "Жена Сталина Надежда" на основании свидетельств родственников Н. Аллилуевой и других хорошо знавших ее мужа людей нарисован отталкивающий портрет семейного деспота, неверного супруга, а ко всему этому еще и вероятного убийцы своей жены. Авторы долго смакуют эту тему, отвергая версию самоубийства на том лишь основании, что выстрел якобы был произведен в левый, а не в правый висок женщины. Потом они без всяких объяснений переходят к другой версии - к выстрелу в грудь, но и тут стрелял супруг-тиран. Внук Аллилуевой и некоторые другие ее родственники решительно отвергали версию убийства, но она по воле авторов снова и снова возникала. Бесцеремонность телевизионщиков, занятых поиском сенсации, иногда переходила все мыслимые границы. Так, в кадре на крупном плане можно было прочитать запись в извлеченной из архивов истории болезни, где, отвечая на вопросы гинеколога, женщина сообщала сугубо интимные подробности, не предназначенные для посторонних глаз и ушей.
Нетрудно себе представить состояние зрителя, который в праздничные дни насмотрелся подобных программ. Уж во всяком случае о согласии и примирении он после этого вряд ли и вспоминал. Боюсь, что подобные зрелища способны лишь ожесточить человека - вне зависимости от его идеологических симпатий и антипатий.
Признаться, я искал ответы на волнующие меня вопросы и в еженедельных публицистических программах. В них-то, мне казалось, должно было прозвучать взвешенное слово, направленное к осмыслению происшедшего в стране и действительно к историческому примирению. Но ожидания мои оказались тщетными. В "Основном инстинкте" изучались итоги президентских выборов в США. В программе "Народ хочет знать" обратились к милицейской теме, благо предстоял День милиции. В "Ностальгии" предались воспоминаниям о том, как в разное время игрались свадьбы. В "А у нас во дворе" обратились к теме, подходящей к любому российскому празднику: сколько и как пить.
Хотя, мне кажется, и без чарки можно было сообразить, что в дни, когда знаменательная дата отмечается, возможно, в последний раз, требуется глубокое и серьезное осмысление всего, что связано с ней. Возможное расставание с праздником неожиданным образом совпало с прощанием после пяти лет активной жизни в прямом эфире с программой "Дата". Ее последний выпуск в минувшую пятницу был посвящен последнему десятилетию XX века и первым годам XXI-го.
Профессор-историк В. Сироткин, один из постоянных участников передачи, говоря о намерениях Госдумы отменить праздник, вспоминал День взятия Бастилии, оставшийся навсегда праздником французов, несмотря на множество политических изменений, происшедших в стране. Призывал прислушиваться и к мнению тех, кто не пришел на парламентские выборы в декабре 2003 года или проголосовал тогда "против всех". Стране очень необходимо согласие, с которым мы пока что обращаемся с непозволительным легкомыслием.