На канале «Россия 1» — премьера новой программы Валерия Комиссарова «Наш человек». Программа выходит пять раз в неделю, днем, и главный ее посыл — позитивный пример. В интервью «Труду» известный телеведущий рассказывает о тех, кто может стать героем его программы.
— Валерий Яковлевич, довольны ли вы первыми эфирами «Нашего человека»?
— Я доволен тем, что программа позитивной направленности сегодня востребована. Слишком велик поток негативной информации, обрушивающейся на нас, в этом потоке нужны светлячки надежды.
— А помните, русская литература сочувствовала «чужим людям», которых называла лишними — Чацкому, Онегину, Печорину. Может ли «лишний человек» быть «нашим человеком»?
— Не может. Даже если наш человек делает глупости, при этом он не перестает быть «нашим человеком». С оговоркой — если глупости не переходят грань между добром и злом. «Наш человек» обладает внутренними убеждениями, стержнем. Нашим людям не свойственно сидеть на печке, а свойственно «поперед батьки в пекло», потому что мы неравнодушные.
— Герои вашей программы — знаменитости или обычные люди?
— Программа состоит из сюжетов про маленьких людей. Про людей, которые делают что-то хорошее, чистое, обнадеживающее, и таких людей в России больше, чем плохих. Хотя иной раз зло располагает большой энергией, чтобы, как сейчас говорят, «себя распиарить». Вы заметили — многие женщины любят плохишей, а потом восклицают: «Ах, да что же это было?!», «Как же так я обманулась?!». Объяснение простое — плохиши дают им ощущение мнимой свободы. Девушкам нравится, когда байкер несется со скоростью ветра, им кажется, что в этом есть чувство свободы, хотя по большому счету никакая это не свобода, а поза. Тогда как «наш человек» — этот тот мужчина, за которым женщина будет чувствовать себя как за каменной стеной.
— Расскажите хотя бы несколько историй ваших героев.
— Я восхищаюсь женщиной-таксисткой, которая спасла от мошенников пожилую женщину. С риском для себя пошла к старушке и защитила ее. Эта женщина — участница нашей первой программы, она — из Волгограда. Преклоняюсь перед семьей, которая усыновила мальчика, а когда стало известно, что у этого мальчика в детдомах еще пять братьев и сестер, и она нашла всех и всех усыновила. В передаче была женщина, которая вылечила собаку с восемью пулевыми ранениями и оставила ее у себя. У собачки вместо ножек колесики, но женщина ее любит и заботится о ней. Меня восхищают люди, которые дарят себя человечеству.
— Вы ищете идеальных людей?
— Идеальных людей нет. Девушка с веслом с жизни, как правило, далеко не так прекрасна, как в скульптуре. Наш человек и сомневается, и ошибается, но всегда преодолевает и побеждает. Будут в программе сюжеты и про личную жизнь, и трогательные, и комические.
— Если герои рассказывают откровенно о своей жизни, то могут вызвать смех у зрителей. Не сдерживаете ли вы их откровения?
— Еще одно свойство «нашего человека» — не бояться быть смешным и даже глупым. Тот, кто не способен посмеяться над собой — как раз «не наш человек». Герои нашей передачи откровенно рассказывают о себе, руководствуясь желанием найти родственные души, взаимопонимание и поддержку.
— Существует представление, что добро всегда слабее зла, потому что оно без кулаков.
— Добро обладает колоссальной силой, которая не в принуждении, а в личном примере. Ганди ее брал в руки оружия, но пришел к власти в Индии, поборов вооруженных колонизаторов. Не будет забывать философию, согласно которой «бытие определяет сознание». Если ты будешь жить с хорошими людьми, то и сам будешь хорошим человеком, в противном случае «с волками жить — по-волчьи выть». На мой взгляд, надо показывать положительные примеры — допустим, семьи, которые усыновляют детей. В нашей передаче одна семья усыновила 11 детей...
— Но у зла точно есть одно преимущество: его «зрительский рейтинг» обычно выше.
— Согласен, на позитиве сделать рейтинг сложно. Хотя к рейтингам я отношусь с уважением. Есть ведь рейтинг сиюминутный, а есть долговременный. Если программа несет негатив, то она не продержится долго в эфире. У общества есть защитные рефлексы, оно не будет смотреть то, что его разрушает. Бывают однодневки, яркие «черные дыры», но они быстро исчезают. Какие передачи задержались надолго? «Что? Где? Когда?», «КВН» — хорошие передачи с добрым посылом.
— Валерий, вы на ТВ давно работаете? Легко определяете, когда герои говорят неправду?
— На ТВ я больше 30 лет, на человеческих отношениях собаку съел. В 80 процентах случаев, глядя на человека, могу сказать о нем многое и даже предсказать будущее.
— Ваша передача вышла в очень сложное время, когда едва ли не ежедневно — различные ЧП.
— Вот и нужно укреплять свою психику в такой ситуации. Невозможно жить в состоянии постоянного страха. Когда человек постоянно боится, он лишь программирует дальнейшее нарастание кошмара. Программа «Наш человек» помогает выработать защиту от ужасов современного мира. Подсказывает: больше обращайте внимание на семью, родных людей. На животных, растения. Общение с природой — один из важнейших защитных механизмов, которые создал Господь. И общение с хорошими людьми тоже. Показываешь такого человека на экране, и уже не страшно. А когда по телевизору одни монстры и убийцы, то из дома боишься выходить.
— Хороший человек — плохой человек... Очень уж черно-белым получается у вас мир. Не упрощаете?
— Я не говорил «плохой» человек. Я сказал «плохиш» — это не то же самое. Плохой — это оценка, осуждение. Плохиш — констатация качества. Да, есть такие, что идут по головам, и мы их знаем, но, поверьте, это быстро и плохо заканчивается. Сколько Гитлер был у власти — всего 12 лет, по меркам истории ничего. И очень плохо кончил. Не надо думать, что зло ненаказуемо — очень даже наказуемо.
— Вы родились в Харькове. Даже не буду спрашивать, любят ли вас в родном городе — конечно, любят. Как вы относитесь к тому, что между Россией и Украиной пробежала «черная кошка»?
— Мое отношение к нынешним международным событиям, в том числе конфликту России и Украины, таково: никого не противопоставлять. Когда у меня спрашивают: «Жениться или нет?» — не задумываясь отвечаю: «Конечно, нет». На вопрос: «Почему?» — «Да, потому, что ты меня спрашиваешь. О таких важных личных вещах можно спрашивать только себя самого, а не других людей». Один мужчина поблагодарил меня через двадцать лет за то, что я не рассказал ему об измене его женщины. Любимые всегда помирятся, а вот ты, рассказавший, останешься для них врагом, носителем нечастья. То, что сегодня происходит между Россией и Украиной — историческая секунда. Давайте подождем, как говорится, выдохнем, и все станет на свои места. Главное — не сказать такие слова, которые вынесут нас за точку невозврата. Это трудно. Одна из черт русского человека — резкость. Особенно сегодняшнего русского человека. Наша сущность — или правда-матка, или в торец. А на самом деле надо найти в себе силы не ожесточаться, не видеть в другом, в том числе в другом народе, врага. Этому нас учат и Библия, и великая русская литература, и жизнь. В советские годы были наши Дома дружбы в разных странах. Наш человек — и в Африке наш человек.
— Валерий, не устали за 30 лет от телевидения? Да еще от ежедневных прямых эфиров?
— Это моя работа. Вы же не устаете от того, что дышите, пьете чистую воду? Я считаю, что у меня есть определенная миссия — давать положительные эмоции, радовать, смешить. Если хотите, я — торговец эмоциями. Человек уже не помнит, что сказал, а вот эмоции запоминаются. В конце концов злым быть невыгодно. Злость оборачивается на ее носителя. Особенно в русском обществе. Мы — колхоз, так воспитаны, и ничего плохого в этом нет. Мы любим ощущение локтя. Нашего локтя.
— Вы — известный человек, но в вас нет ничего гламурного.
— Потому что гламур, — это фальшь, а фальшь, во-первых, противна, во-вторых не работает. Люди не слепые. Чем достойнее человек, тем он обычно скромнее, даже если знаменит. Как только человек включает гордыню — Бог мгновенно забирает у него дар, которым его наделил, и мы знаем массу таких примеров.
— Почему в программе «Наш человек» у вас нет прекрасной соведущей?
— Потому что программа — авторская, я ее и сочиняю, и веду, и продюсирую. Соведущей надо отдавать текст, который я написал, а зачем? Тот, кто выходит к зрителю, говорит от себя — свои слова, мысли. У Познера тоже нет соведущей, ее даже представить себе рядом с ним невозможно.
— Валерий, вы производите впечатление супермена. А есть ли то, что вы не умеете делать?
— Очень многое. Например, не могу поднимать штангу. Но стараюсь прятать свои слабые стороны. А самая сильная моя сторона — в том, что я умею слушать людей. Слушаю гораздо больше, чем говорю сам. Еще — я боюсь гнева Всевышнего, т.е.наказания. А так — явных фобий у меня нет.
— Депрессий не бывает?
— Пока не было. Плохое настроение — знакомо, но это нормально. Надо помнить о том, что несгибаемое — хрупко, а гибкое — прочно. Я бы посоветовал людям не унывать, не заниматься самоедством. Все у вас обязательно получится. Даже дятел добивается своих результатов. Кстати, дятел — санитар леса. Пусть смеются, что ты похож на дятла, главное — что ты не сдаешься.