Главная Культура 02:30 13 Сентября 2012 2592
Сергей Юрский: Зайдя в книжный магазин, расстраиваюсь

Известный актер – и по совместительству писатель – рассказывает о своем отношении к литературе и книгам

Сергей Аман

Сергей Юрский пишет замечательную прозу. Плотную, с юмором и самоиронией. В определенной степени актерскую. У него изданы десятки книг, но все же Юрского-писателя знают гораздо меньше, чем Юрского-актера.

— Сергей Юрьевич, понятно, что в истории кино вы как актер и как режиссер останетесь. А в литературе надеетесь оставить свой след?

— Насчет следов: мы, которые жили в XX веке и перешли в XXI, так наследили, что, я боюсь, даже если мы и оставили следы, то они запутаются. И поэтому думать о том, что о нас скажет будущее поколение, просто не стоит.

— А классика вам помогает? Вы ее читаете до сих пор? Есть, может быть, у вас настольная книга?

— Я крайне заинтересован сегодняшним днем, поэтому больше читаю сегодняшнюю литературу. Но у меня много настольных книг. Начиная от обязательного чтения Библии. Это не классика, а, так сказать, фундамент. Но не только в память о моем самом близком друге Маркише, переводчике с латыни и с греческого, а просто потому, что это очень интересное современное чтение. Из последнего, что я читал, — Плутарх, который очень хорошо объясняет сегодняшнюю жизнь. Историки наши — Ключевский, например, совершенно замечательный, из XIX века объясняет нам то, что происходит сейчас. Карамзин из XVIII и XIX веков объясняет нам то, что происходит сейчас. Но я не могу сказать, что это чтение ежедневное. А вот сегодняшнее — прежде всего то, что печатают журналы. Мне кажется, что журнальная жизнь наша на очень высоком уровне. Для меня она просто великая радость.

— Вы имеете в виду так называемые толстые журналы?

— Да. Тираж которых все убывает, убывает. Интерес к ним все меньше, меньше. И это не просто заблуждение, а вообще драма. Потому что, на мой взгляд, они предъявляют необыкновенный талант, и ум, и разнообразие, которое имеется в сегодняшней прозе и поэзии: И «Знамя», и «Континент», и «Октябрь» — ну, пожалуй, более всего я склоняюсь к этим журналам. Но и с другими иногда сталкиваюсь, с какими-то альманахами. Я никогда не вижу пустоты. Столько пустоты имеет гигантский тираж, но здесь тиражи уменьшаются, а пустоты нет.

— Каким образом книга попадает к вам в руки? Как правило, у людей нашего поколения есть своя очень приличная библиотека. Люди в интернете сейчас находят произведения и читают. Может быть, вы в книжные магазины заходите, новинки просматриваете...

— Иногда. Редко-редко. В основном, зайдя в книжный магазин, расстраиваюсь. Потому не особо стремлюсь.

— А что вас расстраивает?

— Меня расстраивает то, что одно выпячено, подчеркнуто многократно, уставлено этими книгами непозволительно много. Не потому, что книги плохи или автор плох, но он в таком количестве стоит, что возникает мысль: что ж он так стоит-то? Значит, может, он не нужен уже. Когда стоит две полки подряд, думаешь: как-то, черт, перебор. Как перелет при орудийной стрельбе. Вопрос не в сторону уже идет отсчета. Я говорю о жизни действительно литературы. Но одних слишком много, а других слишком мало. Какой-то баланс нарушен.

— Как вы сами к писательству пришли? Первую публикацию помните?

— Публикация гораздо позже, а вот что касается писания, оно очень давно. Меня никогда не смущало писать без того, чтобы все узнали, что я написал. Я и теперь так живу. Во всяком случае, первую пьесу я написал еще в 1950-е годы. Полную пьесу. А стихи складывались гораздо раньше, но это дело, так сказать, общее, общедоступное, юношеское.

— Сергей Юрьевич, а помните ли вы свое самое первое детское мечтание «кем стану, когда вырасту»?

— Я из семьи людей сценических, художественных. Я полагал, что только и можно заниматься либо ареной, либо сценой. Сперва мне казалось, что только арена, то есть цирк, а потом — сцена. Хотя я и занимался юриспруденцией, и учился. И учился с удовольствием. Хотя я могу назвать себя профессиональным литератором, потому что я написал 18 книг и издал их. Но при всем том на вопрос «кем работаешь» я должен отвечать: актером.

Сергей Юрский. «Все время жара» (фрагмент из цикла «Туда и обратно»)

Первый рассказ Володи Долгина

Мы с Гришей Гориным соседи. Вместе собак гуляем. Я его каждый день доставал: ты ж писатель, придумай программу. Мне надо новое, чтоб у других такого не было.

И вот раз, ночь уже была, час ночи, наверное, — звонок! Гриша говорит в трубке: «Володя, мы тут сидим — Арканов, Ширвиндт, Альтов, — и мы все вместе решили тебе номер придумать». Я говорю: «Спасибо, тронут. Ну, так что?» — «Пока, — говорит он, — пока мы только решили придумать, но еще не придумали. Мы тебе еще перезвоним. Или ты, может, к нам зайдешь?» Я говорю: «Поздно. Я только что таблетку принял, носом клюю». — «Ну, ладно, — говорит. — Подремли. А мы как сочиним, так тебе сразу позвоним».

Я лег на диван и сразу вырубился. А через час примерно, значит, часа в два — звонок! Телефон рядом и так настойчиво звонит. Беру трубку.

«У нас к тебе вопрос, — говорит Гриша. — Арбуз как, подходит?» Я спрашиваю: «Для чего?» — «Ты что, — говорит, — отключился? Мы ж для тебя стараемся. У нас вопрос: арбуз участвовал когда-нибудь в иллюзиях?» Я говорю: «Арбуз... вроде нет, не слыхал». -«Заметано! — кричит Горин. — Не было арбуза!» — Это он, я слышу, остальным говорит, а они там, слышно в трубке, кричат «ура-а!», чокаются. «Заметано! — говорит Гриша. — Значит, арбуз! Сейчас начнем придумывать. Мы тебе еще позвоним. Ты не спи».

А я как раз чувствую — действует таблетка, самое ей время. Сел в кресло. Даже приемник включил, чтобы не заснуть. И тут же заснул. Прямо в кресле.

Часа в три — звонок. Я совсем ничего не соображаю. Продираю глаза. Хватаю трубку.

Гриша кричит: «Есть! Бери ручку, записывай».

Я дергаюсь. Ручку найти не могу, бумагу найти не могу, очки потерял. А в трубке, слышно, поют что-то, кричат. Гриша говорит: «Ну, готов наконец?» — «Готов». — «Значит, так: ты выходишь в форме официанта. Да-а, забыл, это надо показывать обязательно на пароходе. На волжском пароходе». — «Как на пароходе? А если просто в концерте?» — «Это надо еще подумать. Это новая проблема. Потом придумаем, не перебивай меня! Ну, в общем, выходишь ты в костюме официанта — брюки, конечно, отглаженные, ботинки, носки, что там еще... Ты слушаешь меня?» — «Ну, слушаю, слушаю». — «Ты записываешь?» — «Чего записывать? Ну, брюки, ботинки... дальше что?» — «А дальше вот что: на тебе куртка такая, знаешь, с погончиками в виде таких кисточек и галстук-бабочка. Записываешь?» — «Чего записывать? Ну, бабочка...» — «Не перебивай! На тебе бабочка, погончики... а в руке у тебя салфетка. Понял?» — «Понял. Дальше». — «А теперь самое главное. Ты показываешь левую руку. Держишь ее, так растопырив пальцы снизу, как будто на ладони что-то лежит... И говоришь... Записываешь?» — «Записываю». — «И говоришь: «Видите, ничего нет!» Потом накрываешь ладонь салфеткой. Знаешь, как официанты делают? Знаешь или не знаешь? Если не знаешь, Шура Ширвиндт тебе покажет. Так вот, набрасываешь на ладонь салфетку и говоришь — записывай! — говоришь: «Интересно, что мы вам предложим сегодня на десерт?» Хитро так говоришь, понимаешь, как будто тебе и вправду интересно, что там будет на десерт. И все это в костюме официанта, представляешь?» — «Ну, дальше!» — говорю я. А Гриша орет в трубку: «А дальше ты сдергиваешь салфетку, и на ладони у тебя — АРБУЗ! Здоровый, полосатый, килограмм на семь, не меньше!» — «Ну?» — «И тогда ты накидываешь салфетку правой рукой на левое плечо — видишь, все продумано! — правая рука освободилась, и ты ею поглаживаешь арбуз и, так хитро прищурясь, говоришь: «АСТРАХАНСКИЙ!» Только тут важно именно с прищуром и поглаживая, понимаешь? И говоришь: «АСТРАХАНСКИЙ!» Сможешь? С прищуром и поглаживая, сможешь?» — «Смогу». — «Ну, что, нравится?» — «Ничего». — «Не «ничего», а здорово! Это будет класс, когда ты с прищуром и поглаживая, только, знаешь, сказать надо так врастяжку: «АСТРА-ХАН-СКИЙ!» Нравится?» — «Нравится. А откуда же арбуз появится?» — «Вот те раз! Это уж ты сам придумай. Ты фокусник, это твоя забота».

Там у них за столом захохотали, а я швырнул трубку на рычаг и полез в холодильник — чего-нибудь съесть. Все равно теперь не уснуть...

 

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюквин

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Сколько можно издеваться над отечественной киноклассикой?

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышел фильм «Невероятные приключения Шурика». Это уже четвертый подряд новогодний проект телеканала ТНТ, использующий в сугубо корыстных целях творческое наследие наших выдающихся комедиографов. Ранее были показаны...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3540
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3458
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3247
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

Корявое словосочетание. Хотя кто знает, не идет ли дело к тому, что именно в Минкультуры и создадут такой отдел

Сергей Беднов
Труд
На записи «Песен года – 2025» не появилась Лариса Долина. «Галя, у нас отмена»? Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На записи «Песен года — 2025», в финале, когда по традиции участники выходят на сцену, Долиной среди них не оказалось. По Сети тут же пошла волна — культура отмены, культура...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?