В Нижегородском остроге, который является памятником истории и культуры, состоялся уникальный спектакль «Семь дней. Семь ночей» со знаменитыми артистами: Олегом Тактаровым (он же чемпион по смешанным единоборствам) и с ведущим актером Драматического театра имени Ермоловой Сергеем Кемпо. Режиссер Амина Жаман поставила спектакль по автобиографическому рассказу Максима Горького «Тюрьма». Спектакль создан по инициативе и поддержке Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры. Режиссер рассказывает о своей уникальной работе.
– Амина, расскажите о проекте с участием Олега Тактарова и Сергея Кемпо. Кто предложил вам такую задачу?
– Команда Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры (АУИПИК) обратилась ко мне с оригинальным проектом «Исторические вечера In Situ» и задачей поставить перформанс или спектакль – что-то особенное, авторское – в здании Нижегородского острога, то есть тюрьмы. Изучив историю ее известных заключенных (Я.М. Свердлов, Ф.Э. Дзержинский, Н.А. Семашко, В.Г. Короленко, С.Г. Петров – Скиталец, А.М. Горький), прочитав много материалов, я решила поставить там спектакль. Специально для исторического вечера я написала одноактную пьесу по мотивам рассказа «Тюрьма» Максима Горького. Выдающийся русский писатель дважды сидел в остроге (1889, 1901 годы). Реальные события, произошедшие здесь, вдохновили его на написание этого рассказа. Через театральную постановку, а также прекрасно дополняющие ее уникальные экспозиции (из коллекции АУИПИК и музея А.М. Горького), захватывающие экскурсии Оксаны Хаммами по всему зданию и замечательное выступление ансамбля народной песни «Пэчворк» наша команда оживила историю Нижегородского острога. Когда актеры спектакля «7 дней. 7 ночей» Олег Тактаров и Сергей Кемпо в костюмах спускались по лестнице в зал, глядя на них, я сама будто перенеслась в 1901 год.
– Почему на роли в спектакле вы пригласили Олега Тактарова и Сергея Кемпо?
– Для меня было принципиально важно лично подбирать актеров для постановки. Возможно, это прозвучит, как самохвальство, но выбирая актеров для своих фильмов и спектаклей, я всегда попадаю «в десятку». Это свойство я заметила у себя еще на втором курсе ГИТИСа, работая над самостоятельным отрывком «Идеальный муж», а потом убедились в нем во время постановки самостоятельного спектакля «Карета святых даров» на четвертом курсе. Я выбрала Олега Тактарова на роль надзирателя тюрьмы Корнея Даниловича по трем причинам. Во-первых, он блестящий актер. Во-вторых Олег идеально подходит на роль по своему типажу и возрасту, в-третьих – он родом из Нижегородской области. Было бы нелепо, если б главную роль в спектакле играл актер родом из другой области, когда есть свой, не просто знаменитый на всю страну, но и на весь мир. После недолгих переговоров Олег согласился сыграть в моем спектакле. Тактаров знает, чего хочет как артист, поэтому мы быстро сработались. Его дисциплина и четкость во всем поражают. Это – редкие качества среди российских актеров. Ими наделен и Сергей Кемпо, великолепно сыгравший в спектакле студента первого курса Мишу Малинина. Кемпо – очень талантливый актер. Мы учились с ним на одном курсе в ГИТИСе, я не понаслышке знаю о его актерских и пластических возможностях. Начиная с роли Эбина в отрывке –«Любовь под вязами» по Юджину О'Нилу в институте и заканчивая ролями Дориана Грея, Демона и Чайковского в спектаклях в Театре им. М.Н. Ермоловой – Сергей всегда убедительный, органичный и разный. Мне очень понравилось, как он сыграл стюарда в картине Николая Лебедева «Экипаж». Сергей – единственный мой однокурсник, у которого был диалог со мной в дипломном спектакле. Я рада, что мы вновь поработали вместе уже как состоявшиеся артисты.
- Спектакль очень достоверный. Вы как будто переносите публику во времена Горького. Как вы добивались этого погружения в начало ХХ века? Вы переделывали рассказ Горького?
– Я написала пьесу по мотивам рассказа. В результате изменилась не только форма, но и жанр произведения. Горьковский трагический рассказ стал мелодраматичной пьесой. Я сократила количество действующих лиц до двух, убрала не относящиеся к ним истории, добавила больше юмора, чтобы зритель смотрел спектакль на одном дыхании. Написанные мною шутки заключенного и надзирателя органично, на мой взгляд, дополнили горьковские диалоги. Было много реакций во время аншлаговых спектаклей (дневного для детей и вечернего для бизнес-элиты Нижнего Новгорода) – от детского смеха до удивления взрослых. Костюмы, которые подобрала Алла (художник по костюмам на Мосфильме), очень помогли визуально перенестись в 1901 год. Клетка, которую отлили в Нижнем Новгороде, мебель (нары и табуретка) и реквизит (алюминиевые кружки) тоже помогли созданию нужной атмосферы. Я поставила спектакль о неожиданной дружбе в тюрьме. Все, что я советовала актерам, они мастерски исполнили. Уже на первой читке и Олег и Сергей были в образах. Я даже не ожидала, что они так быстро начнут играть, по сути с листа. Причем так убедительно, что я не могла сдержать восторг.
– Как зритель принял вашу постановку?
– Пожалуйста, не воспримите это как шутку, но никто не хотел в этот вечер покидать тюрьму. Все хотели продолжения.
– Расскажите об этом историческом здании!
– Тюремный замок является архитектурным памятником всероссийского значения. Сегодня он находится в оперативном управлении Нижегородского филиала АУИПИК. За все время своего существования Нижегородский острог был местом заключения не только по уголовным, но и по политическим приговорам. Последние политические заключенные находились в остроге вплоть до сентября 1917 года. Площадь, где находится тюремный замок, раньше называлась Острожной, а позже ее переименовали в площадь Свободы. Когда мне звонили узнать, где будет спектакль, я говорила: «В тюрьме на площади Свободы». Гости из Москвы и Санкт-Петербурга думали, что я шучу.