Новости
Главная Культура 00:19 15 Марта 2024 4602
Мир, который построил Александр Константинов

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый был гениален. А тут наш современник... Однако выставка «Александр Константинов. От линии до архитектуры» в Третьяковской галерее, где выложили мозаику из сотен скульптурных и графических произведений мастера, предоставленных семьей автора и самой ГТГ, убеждает: создатель этого ансамбля работ, строгих и лирических, был художником ренессансного типа, несмотря на присущий ему минимализм.

Биография Александра Константинова (1953–2019) будто вобрала в себя две жизни. В одной он был ученым и долго не покидал кафедру в Московском университете электроники и математики. В другой... Впрочем, и как художник он включил научный взгляд на мир в свой инструментарий следуя логике чисел и структур не менее строго, чем законам искусства, тоже, как известно, не чуждым математических соотношений. К слову, взаимодействие науки и пластического творчества теперь все больше волнует художников, отчего наследие Константинова лишь набирает в актуальности.

Доктор физико-математических наук, кажется, мог бы воспринимать искусство как хобби. Однако Константинов был из тех, кто про себя может сказать: «Во всем мне хочется дойти до самой сути».

Занятия рисунком, начатые в юности, постепенно превратились в лабораторный метод. Эксперименты с различными техниками и материалами вели от уютных пейзажей и эстетских рельефов к исследованию потенциала плоскости, линии, фактуры, к поискам в трехмерном пространстве. Пробуя себя как скульптор, Константинов не просто изображал окружающий мир, но создавал объекты, не пересказывающие на литературный лад реальность, а трансформирующие ее.

Именно на скульптуру мастера в начале 1990-х обратили внимание сотрудники Третьяковской галереи, оценив ее столь высоко, что новичка сразу приняли в стенах музея. Риск? Безусловно, да ещё и произведения такие не всякий зритель поймёт.

К счастью, тогда арт-сообщество переживало обновление, искало нестандартные пути, жаждало экспериментов. Музеи распахнули двери перед авторами, еще в середине 1980-х не имевшими шансов туда попасть: этого не допустило бы министерство культуры СССР, дававшее добро на закупку произведений.

Тогда я работала в Третьяковке и видела, как наводятся мосты между классическим музеем и современным искусством, как новые имена пополняют собрание. В ту пору мы часто ходили по мастерским и выставкам в поисках необычного и достойного. Разумеется, приоритет отдавался авторам со стажем, известным в кругу коллег, но ещё не получившим должной оценки культурного истеблишмента. Тут выяснилось, что и в Минкультуры не сплошь замшелые чиновники. Во всяком случае, почти все заявки на приобретение работ самых разных авторов, присланные из ГТГ, в ведомстве подписывали без возражений.

К участнику творческого объединения «Эрмитаж» Константинову, не имевшему мастерской, мы шли не без волнения. И хотя не могли сдержать восторга, увидев в тесной «хрущобе» коллекцию отличных работ, все же гадали, одобрит ли наш выбор директор. В тот период ГТГ возглавлял художник-монументалист Юрий Королев. Теперь его память чтят за то, что в годы экономической разрухи он сумел провести реконструкцию обветшавшего исторического здания в Лаврушинском переулке. И только самые старые сотрудники помнят, что Королев обладал прекрасным «глазом» и искренне любил искусство. А значит, поддерживал стремление наполнить фонды новаторскими произведениями.

С того похода к Константинову мы принесли директору кипу фотографий, взглянув на которые он сразу попросил привезти оригиналы. После чего принял решение: делаем молодому художнику «взрослую» персональную выставку. В 1992-м именно Константинов стал одним из первых современных авторов, чья экспозиция состоялась в залах Новой Третьяковки.

Так был дан мощный старт карьере Константинова в кругу профессионалов. Поясню, под этим подразумевается деятельность автора, который имеет специальное образование и зарабатывает себе на хлеб именно творчеством. На другом полюсе художник самодеятельный, вроде любителя-актера, который днем трудится на заводе, а вечером играет на клубной сцене. Нередко таких самородков причисляют к категории «наивных», или примитивов (ничего обидного, просто термин). Порой их работы попадают в музеи... Константинов же с его аналитической интеллектуальной манерой, чуждой имитации реальности, попал в обойму «главных» мастеров актуального искусства. Впрочем, в начале 90-х никто ещё не мог угадать, как далеко он в этом направлении продвинется.

Спустя десяток лет его, уже мэтра, приглашали лучшие музеи. Внимание художника переместилось на крупные формы, однако он стал не скульптором-монументалистом, а дизайнером архитектурных пространств. В нулевые от серий отдельных произведений он перешел к городским панно-полиптихам, образующим грандиозные композиции на основе прозрачной пленки и оргстекла. Москвичам запомнился «Белый квартал» во дворе Гравюрного кабинета ГМИИ имени Пушкина: легкие фальшстены, будто забинтованные скотчем, разрывали шаблоны восприятия. Словно вырос до гигантских размеров негатив итальянской гравюры.

Затейливо был обыгран и образ Третьяковской галереи в честь ее 150-летия: казенный вход в здание на Крымском Валу окружили «Блуждающие стены» — подобие васнецовского фасада в Лаврушинском переулке. Не имитация, а вольная трактовка, где цвет краснокирпичных «стен» был заменен небесной синью. Трудоемкую ручную работу, когда рисунок выклеивался с помощью цветного скотча на полотнищах пластика, выполняли студенты — архитекторы, искусствоведы, художники, — получая зачет о прохождении практики.

Еще ярче преображение пространства развернулось на природе — то в дачном поселке под Москвой, то в парках «Фили» и «Сокольники», то на фестивале в Никола-Ленивце, а то и в Альпах, где Константинов в своей фирменной технике «нарисовал» ледник. Художник изменял уличный контекст в городах Европы, «одевал» в воздушные наряды из алюминия автобусные остановки в Японии, создавал акустическое ограждение железной дороги в Люксембурге. В блистательных инсталляциях, урбанистических и ландшафтных, он продолжал пластические идеи собственной графики. Но эти «гравюры» переросли формат листа бумаги и превратились в колоссальные декорации, трансформируя облик публичных и частных зданий России и Европы.

Прославившись по обе стороны Атлантики как мастер оригинальных инсталляций из цветного скотча, Константинов осваивал новые материалы и переключался на реальную архитектуру. Настал момент, когда «Яузапроект», строивший микрорайон в Обнинске, поручил мастеру оформление фасадов и ландшафтов. Увы, этот и последующие творческие планы перечеркнула внезапная кончина мастера.

Но ведь выставка (а к экспозиции в Третьяковке добавим и инсталляцию «Дом из воздуха и линий» в Доме культуры «ГЭС-2») — это и повод пофантазировать за художника. Для этого надо лишь очень внимательно всмотреться в его творчество.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 9101
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5749
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4375
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

На экраны выходят два хита Венецианского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Я—капитан» с сайта kinopoisk.ru

В прокат выходят фильмы двух больших европейских режиссеров — итальянца Маттео Гарроне и француза Стефана Бризе. Оба автора увенчаны наградами национальных кинопремий, оба не раз соперничали между собой на международных...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?