Главная Культура 00:01 12 Апреля 2024 6211
Кирдык Америке – пока, правда, в фильме «Падение империи»

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины», «Аннигиляция», «Род мужской». У него давно репутация «плохого парня», который легко нарушает самые строгие табу в кино. Но в фильме «Падение империи» (в оригинале «Гражданская война») он, похоже, превзошел самого себя.

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, Бог больше не хранит Америку. Здесь уже не первый месяц идет кровавая гражданская война. Несколько штатов соблюдают нейтралитет, но Калифорния, Флорида, Техас восстали против федерального центра и при поддержке танков, авиации готовятся штурмовать столицу. Группа журналистов пытается окольными путями добраться из Нью-Йорка до Вашингтона, чтобы взять последнее интервью у президента некогда могущественных, а нынче пылающих в огне гражданской междоусобицы Соединенных Штатов.

Президент (Ник Офферман), который ненадолго появляется в первых и последних кадрах «Падения империи», внешне не похож на Байдена или Трампа. Мы так и не узнаем, республиканец он или демократ. Как и не поймем, почему его так ненавидят мятежники, обещая прикончить, подобно Чаушеску или Каддафи. Предыстория конфликта осталась за кадром, и это умолчание вряд ли идет на пользу фильму. Хотя американцам, возможно, и не надо ничего объяснять, они, что называется, в теме.

Их четверо в машине с надписью «PRESSA»: легенда фотожурналистики Ли Смит (Кирстен Данс, известная хотя бы по «Меланхолии» Ларса фон Триера), репортер Джоэл (Вагнер Моура из «Элитного отряда»), пожилой публицист Сэм (Стивен МакКинли Хендерсон) и увязавшаяся за ними девушка-фотограф Джесси (обладательница Кубка Вольпи Венецианского кинофестиваля Кэйли Спэни), которая мечтает о такой же звездной карьере, как у Ли. Поначалу свист пуль и взрывы снарядов ввергают ее в панику, но чем ближе к столице, тем смелее она ведет себя под огнем и тем эффектнее получаются у нее кадры. Такая вот ускоренная школа молодого бойца.

Нельзя сказать, чтобы характеры этой великолепной четверки были всесторонне разработаны в фильме. Каждый персонаж обрисован, по сути, одной краской. Разве что образ Ли претерпевает некоторую эволюцию: Кирстен Данс легким пунктиром прочерчивает постепенное эмоциональное выгорание своей много повидавшей, пережившей и к концу фильма полностью опустошенной героини, которой незачем больше жить. Но фильм и не пытается прикидываться серьезной психологической драмой. Это, скорее, динамичное и страшное, пронизанное адреналиновым драйвом роуд-муви, таящее за каждым поворотом дороги (и за каждым поворотом сюжета) кошмары и ужасы, которые щедро подбрасывает военным журналистам их смертельно опасная работа.

Вот вроде обычная автозаправка. Но канистра бензина здесь может оказаться дороже человеческой жизни. Во всяком случае, на задворках бензоколонки Ли и Джесси обнаруживают живодерню с подвешенными, истекающими кровью телами. Вот зеленая поляна в ста метрах от хайвея, где, казалось бы, можно сделать остановку, съесть сэндвич. Но и тут репортеров ждет западня: некие люди в камуфляже утрамбовывают в яму десятки трупов мирных жителей. Тяжело ворочая мозгами, один из отморозков (Джесси Племонс) застывает в нерешительности: а не закопать ли в яму еще и лишних свидетелей в лице журналистов?

А уж в самом Вашингтоне, где разворачивается финальная битва между повстанцами и остатками правительственных войск, жертвы с обеих сторон не поддаются учету. Не отводя камеру в сторону, режиссер с невероятным постановочным размахом (бюджет фильма потянул на 75 миллионов долларов) и визуальной мощью показывает жестокую, страшную, тошнотворную реальность войны, которую иные деятели кино и ТВ (и не только они) так любят героизировать на экране. Но никакой божественной красоты в разлагающихся трупах, в разбитых городских кварталах, в тотальном расчеловечивании воюющих сторон нет и быть не может, утверждает своим фильмом режиссер. Братоубийственная бойня — это всегда зло, в какие бы красивые словесные одежды оно ни рядилось.

Алекс Гарленд задумал свой фильм летом 2020 года, когда возникли серьезные противоречия между Трампом и Байденом. Мыслилось, что это будет фильм-предупреждение, адресованный, прежде всего, американцам: вот, мол, чем может закончиться раскол между политическими элитами. Зашитый в ткань фильма неутешительный прогноз остается в силе и сегодня: новые выборы президента США с участием тех же фигурантов пройдут уже осенью этого года. И, независимо от того, кто на них победит, расколотая надвое и поголовно вооруженная страна (в каждом доме есть ствол) может пойти в разнос по сценарию, написанному и снятому режиссером.

Но пока шла работа над «Падением империи», фильм приобрел еще и злободневное международное звучание. Кровавые конфликты в разных частях планеты — от Украины до Ближнего Востока, Африки, далее везде — чрезвычайно актуализировали яростный антивоенный посыл фильма. Но услышат ли его политики? Они ведь сегодня по большей части слепоглухонемые...

Не берусь гадать, как примут наши зрители этот фильм, заставляющий по ходу действия раз за разом вжиматься в кресло. С одной стороны, войну у нас каждый день в режиме нон-стоп показывают по ТВ, от этих сюжетов хочется найти убежище хотя бы в кинотеатре. Не случайно прокатные рекорды бьют утешительные сказки типа «Чебурашки». С другой стороны, гражданская война в «Падении империи» идет не где-нибудь, а в США, что может подогреть интерес к фильму у той части аудитории, которая спит и видит в своих влажных снах, что Америке придет-таки настоящий, а не киношный кирдык.

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Увидим ли мы новый фильм с участием популярного актера и телеведущего

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Имя телеведущего Ивана Урганта в эти майские дни не сходило с новостных лент. А началось все с того, что Виталий Бородин, глава некоего Федерального проекта по безопасности и борьбе с коррупцией, в своем...

В РАМТе – недетский спектакль о детях войны

Анна Чепурнова
Труд
Война только началась, и одежда физкультурников скоро потеряет белизну (Яна Палецкая, Андрей Лаптев, Владимир Зомерфельд). Фото Марии Моисеевой предоставлено пресс-службой РАМТа

В РАМТе — премьера: «Ленинградские сказки» режиссера Филиппа Гуревича по одноименной пенталогии нашей современницы Юлии Яковлевой. В недавней постановке «Леопольдштадт» худрука театра Алексея...

Как улетали журавли Татьяны Самойловой

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Даже одной Вероники было бы достаточно, чтобы навсегда внести ее имя в пантеон величайших актрис ХХ века. Кадр из фильма «Летят журавли», globallookpress.com

4 мая народной артистке России Татьяне Самойловой могло бы исполниться 90 лет. И десять лет назад — тоже 4 мая, в день своего 80-летия, она умерла в московской больнице. О звездной и драматичной...

Популярный актер – о новом фильме «Адмирал Кузнецов» и военной теме в кино, старом и нынешнем

Дарья Ефремова
Труд
Герой Петренко -- живой человек, а не гранитная глыба (в кадре - с Дарьей Урсуляк в роли Веры). Изображения предоставлены ВГТРК

На медиаплатформе «Смотрим» — биографический военно-исторический фильм «Адмирал Кузнецов». Проект осуществлен при поддержке Института развития интернета. В основу сюжета легла реальная история самого...

Легенду французского кинематографа арестовали в Париже как насильника. Не стареют душой ветераны!

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Юристы считают - Депардье может грозить от пяти лет лишения свободы за домогательства. Фото: Jens Kalaene/dpa, globallookpress.com

Не стареют душой ветераны! Легенду французского кинематографа и обладателя российского паспорта Жерара Депардье на днях взяли под стражу в Париже как насильника. Его опять обвинили в сексуальном насилии. На этот...

Нас исправно предупреждают о телефонных мошенниках. Не удивительно ли, что на этом фоне Первый канал своими героями сделал пранкеров Вована и Лексуса?

Сергей Беднов
Труд
В подлинность всех разговоров ВиЛ верят далеко не все. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Каждый день мы слышим предупреждения о телефонных мошенниках. Нас призывают игнорировать незнакомые номера, а если уж сняли трубку — не верить никому: ни банковским служащим, ни прочим «доброжелателям»....

Политик с неоднозначной репутацией станет героем двух фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Владимиром Вольфовичем числится немало подвигов. Посмотрим, найдут ли они отражение на экране. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Первый канал снимет сериал про основателя ЛДПР Владимира Жириновского. Об этом сообщил нынешний глава партии Леонид Слуцкий. И добавил, что жизнь этого видного российского политика была настолько яркой, насыщенной событиями и неожиданными...

Почему поляк Ежи Тыц защищает памятники советским солдатам – освободителям Польши от фашизма
Сергей Бирюков
Труд
Ежи Тыц у памятника Герою Советского Союза, польке Анеле Кживонь в российском городе Канске. Фотографии из личного альбома Ежи Тыца

Дожили: говорят, уже и легендарного Алешу — памятник русскому солдату-освободителю в Пловдиве — «братушки»-болгары собираются снести. Когда заходит речь о советских военных памятниках в Восточной...

Легендарный форт Боярд находится в плачевном состоянии и нуждается в срочной реставрации

Труд
Крепость может уйти под воду. Фото: Сергей Фомин, globallookpress.com

Наверное, самая знаменитая крепость в мире — это форт Боярд. Миллионы зрителей в десятках стран знают его по одноименному телешоу. Но сегодня, по сообщению французских властей, форт находится в плачевном...

Разговор с известным поэтом и публицистом Юрием Кублановским о значении Пушкина в нашей жизни

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Нынешний год в культуре — год Александра Пушкина. К 225-летию со дня рождения поэта, которое мы отметим 6 июня, готовятся и уже состоялись множество театральных премьер, экранизаций, чтений, выставочных...

Писатель-дальневосточник Василий Авченко – о «лейтенантской прозе», баррикадах в соцсетях и недопустимости «отмен»

Дарья Ефремова
Труд

Автор неоднократно номинированных на большие премии романов «Правый руль» и «Дальний Восток: иероглиф пространства» Василий Авченко считает, что у каждого поколения — своя война, оттого «окопная...

Бард и актер Игорь Растеряев – о цикличности жизни и новых песнях

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Новый альбом Игоря Растеряева услышат не только в Петербурге, но и в Москве, Омске, Барнауле и других городах нашей необъятной страны. Фото из личного альбома

У известного, барда, актера и гармониста Игоря Растеряева выходит новый, седьмой альбом «Круговорот». Автор представит его в Петербурге16 мая в концертном зале «Колизей» на «особенном театральном...

Культура 21:01 / 04 Мая 2024 6269
Причуды фортуны

Фигуристка Камила Валиева сообщила, что скоро станет ведущей нового телешоу

Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Быть телеведущим на крупном канале очень престижно. Тысячи амбициозных граждан готовы многое отдать за то, чтобы постоянно светиться на экране. Но иногда судьба словно награждает этой работой людей в качестве компенсации...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Fotothek Mai Leipzig, globallookpress.com

О Второй мировой войне известно, кажется, все. Но появляются новые книги, и становится ясно, как много военных страниц еще не открыто, они пылятся в архивах и не торопятся на свет. Вопреки пословице, не все...

Третьяковка вспомнила автора портретной галереи ХХ века Николая Ульянова

Елена Широян, искусствовед
Труд
Одна из работ революционной поры - «Автопортрет с парикмахером»

Уже само название выставки в Третьяковке, посвященной творчеству одного из самых известных русских портретистов первой половины ХХ века Николая Ульянова, создает интригу. «Искусство без манифеста» — в эпоху,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?