В кулуарах «Останкино» давным-давно гуляет поговорка: телевидение — слишком дорогая игрушка, чтобы доверять ее зрителям. В смысле, телевизионщикам видней, что и как показывать, а вот идти на поводу у обывателей категорически не рекомендуется.
Это похоже на политику: народу не нужно знать, зачем принимают те или иные решения, поскольку все они продиктованы исключительно заботой о его, народа, благе. Но вот незаметно подкрался кризис. И тот же народ, обнаружив, что стал вдвое бедней, начал задавать неуместные вопросы. А что же телевидение? Волей-неволей федеральным каналам, зависящим от бюджетных денег, придется секвестировать бюджеты. Значит ли это, что у обедневших телевизионщиков найдутся новые точки соприкосновения со своей аудиторией?
«Деньги начали заканчиваться, есть все основания заняться творческим рационализаторством, — сказал шесть лет назад в разгар прошлого кризиса один из энергичных топ-менеджеров нашего ТВ. — Как меньшими средствами сделать так же интересно, как меньшим количеством денег удержать зрителей у экрана? Единственная проблема — не начать экономить в прямом смысле слова, чтобы сериалы, к примеру, не стали выглядеть дешевыми. Уже сейчас продюсеры пытаются снимать быстрее, чтобы сократить затраты. Но не все затраты можно сократить. Телезритель отреагирует, он не позволит этого сделать. А по-человечески, все-таки есть в кризисе животворящее начало, мы будем все вместе делать что-то более умное, что будет цеплять не только количеством прожекторов. На одном юморе выехать невозможно, мы уже это поняли, на боевиках тоже, они уже надоели. А что дальше? А дальше надо думать... Есть большая надежда, что сейчас должно появиться еще больше творчества. Эфир естественным образом получил шанс стать еще умнее, не потеряв все хорошее, чем мы уже сегодня можем гордиться».
Какие правильные слова! И какие прорывы произошли за прошедшие шесть лет? Чем удивило нас родное ТВ? Да, были отдельные яркие проекты. Несколько очень качественных сериалов. «Голос», который, впрочем, к третьему сезону изрядно потускнел. Полдюжины интересных авторских проектов (Парфенов, Познер с Ургантом). Но сказать, что был совершен какой-то качественный скачок, увы, язык не поворачивается.
Достаточно вспомнить недавний новогодний эфир, который должен был бы представить все самое яркое и свежее, но продемонстрировал полное отсутствие идей и, главное, отсутствие желания сделать зрителям праздник. Маски-шоу с участием осточертевшей попсы, демонстрирующей свое бессмертие. Одни и те же старые фильмы на всех каналах, сериалы с утра до вечера по сто пятьдесят серий подряд. Одного только «Шерлока Холмса и доктора Ватсона» показали на пяти каналах.
Впрочем, и зрители наши хороши. В конце тех же нулевых многие из них связывали надежду на светлое будущее с наступлением эры цифрового телевидения. Мол, будет возможность смотреть сотни полторы каналов, в том числе самые знаменитые зарубежные, тогда поглядим, как «Первый» с «Россией» в условиях жесткой конкуренции завертятся!
И что же? Сегодня почти треть российских семей имеет доступ к платному телевидению и, следовательно, ко всему этому многообразию. Думаете, длинными-предлинными январскими вечерами они дружно смотрели мировые сериальные бестселлеры на каком-нибудь канале FOX или вместе с детьми изучали повадки шимпанзе в эфире Animal Planet? Как бы не так! Хит-парад «Ретро-FM» и бурлеск новогоднего юмора от Петросяна оказались им куда милей. Вот уж, воистину, мы ленивы и нелюбопытны.
Что же касается кризиса, то он может шандарахнуть по телевидению так, что мало не покажется. Уже отказалась от крупной инвестиции ВГТРК. Забил тревогу Russia Today, бюджет которого, выделяемый государством, значится в рублях, а основные расходы осуществляются в валюте. Придется закрывать вещание в некоторых странах.
Как за спасительную соломинку, стали цепляться за возможную отмену ряда запретительных законов. Например, говорят о возвращении на экраны рекламы алкоголя и табака. А ведь не так давно запрет на их показ был принят на ура под лозунгом борьбы за здоровье нации! Видимо, во время кризиса вредные привычки у населения притупляются.
Под шумок «Первый», ВГТРК и «Газпром-медиа» добились разрешения показа рекламы на своих платных цифровых каналах, получив лицензию на эфирное вещание на одной частоте. Впрочем, что за дело до всего этого? Важней, что нам будут показывать. И вот тут надежд немного. Боюсь, для начала опять будут сказаны все приличествующие моменту слова про то, что кризис нас заставит и т. д. (см. выше). А потом изо дня в день у нас будет сплошной «новогодний эфир» (тоже см. выше).
Нелишне вспомнить, что креативить-то на Новый год телевизионщики как раз после прошлого кризиса и перестали. Финансовые трудности-де, то да се. И ничего, сошло. Тогда чего стараться? Теперь же планку можно будет опустить еще ниже.