Хотя картина, по мнению «Труда», была вполне достойна включения в главное соревнование.
Фильм взяли на фестиваль в последний момент и показали на закрытии программы. Российская группа приехала на премьеру, поэтому «наше» присутствие на награждении вышло наиболее представительным и едва не затмило двух обладателей главного приза, который поделили между корейцем Ким Ки Дуком и немцем Андреасом Дрезеном. По словам председателя жюри «Особого взгляда» Эмира Кустурицы, эта программа заметно приближается к основному конкурсу и по меньшей мере три картины могли быть отобраны для борьбы за «Золотую пальму». Какие именно, Кустурица не уточнил, но, вероятно, те, которые он премировал. «На наш суд были представлены как авторские работы, так и более коммерческие, — пояснил Эмир, два раза побеждавший в Каннах. — И мы легко выбрали те картины, в которых эти направления наилучшим образом сочетались».
«Елена» повествует об истории немолодой медсестры, вышедшей замуж за богатого пациента. Елена ведет себя во многом как домработница, пользующаяся благосклонностью хозяина. Звягинцев не оставляет у зрителя сомнений в том, что пожилую пару в исполнении Надежды Маркиной и Андрея Смирнова связывает нежное чувство, пусть и не всегда явное. Но и разделяет героев слишком многое. У Елены есть взрослый сын с замашками иждивенца.
Муж Елены помогать ее бедным родственникам отказывается не из жадности, но в педагогических целях, полагая, что здоровый мужик должен содержать семью сам. Богемная и не стесняющаяся в выражениях дочка богатого Елениного мужа тем временем вовсю пользуется деньгами папеньки. Чем героиня то и дело супруга попрекает. И отдает сыну хотя бы то, чем вправе распоряжаться, — свою пенсию. Заочное противостояние двух женских характеров — балованной дочки (великолепная Елена Лядова) и ее
А вот Елена, представлявшаяся заботливой, душевной и самоотверженной женой, матерью и бабушкой, обнажает довольно неприглядную сторону своей натуры:
Каннские зрители несколько минут хлопали съемочной группе по окончании сеанса.
Жан Дюжарден, лучший актер фестиваля: «При любых технологиях будут востребованы живые актеры»
— Как может выразить себя артист, играя без слов?
— Языком тела. Я много работал над этим, когда занимался скетчами, комедией. Когда пародируешь, учишься подмечать жесты и манеры. «Артист» — это такой красавчик, Джордж Клуни, только клоун.
— А есть
— В нем много детского. Он не глупый, но довольно наивный. Жизнь вынуждает взрослеть. В моих персонажах много от меня, я за собой наблюдаю критически.
— Ваш герой, звезда немого кино, терпит крах
— Актеры останутся. Живые, настоящие. Они будут востребованы в любом формате.