Министерство просвещения готовится осчастливить миллионы российских школьников, разрешив им на вполне законных основаниях играть в планшетах и телефонах прямо на уроках. Планируется это в рамках эксперимента по внедрению в школьную программу модной фиджитал-концепции — и не ради развлечения, а с пользой для образовательного процесса и физической закалки.
По последним данным, уже до 10% молодых людей в России страдают игровой зависимостью — проще говоря, они живут в гаджетах. Впрочем, цифры эти условные, на самом деле масштаб проблемы серьезнее. Едва ли не у каждого второго ребенка можно найти симптомы такого заболевания: при первой же возможности он хватается за телефон и не выпускает его из рук, даже когда его об этом настойчиво просят. Отбери у него телефон — начнется натуральная ломка...
Для таких детей виртуальная игра имеет слишком большее значение. Учеба, прогулки, занятия спортом — все легко приносится в жертву лишним минутам общения с гаджетами. Вытащить ребенка из этого болота непросто. В решении проблемы объединили силы Минпросвещения и Всероссийская федерация фиджитал-спорта (это симбиоз физической активности и компьютерных игр, причем обе части важны).
Соревнования здесь проходят в два этапа. На первом участники рубятся в видеоигры, а на втором должны доказать свою спортивную состоятельность уже в реальности. То есть после финтов и пушечных ударов за Месси или Роналдо в симуляторе участникам придется выйти на настоящий газон и продемонстрировать умение играть в футбол. Задача — набрать максимум очков по итогам состязаний в обоих форматах.
Фиджитал-спорт сделал в России головокружительную карьеру. Появившись на свет в 2022 году в виде концепции, уже через год он получил официальный статус и был внесен Минспорта в реестр спортивных дисциплин. Еще через год была создана Всероссийская федерация, а в 2024-м в Казани прошел первый международный турнир «Игры будущего» с призовым фондом в 1 млрд рублей. В соревнованиях тогда приняли участие 260 команд и более 2 тысяч спортсменов, а зрительская аудитория «Игр» превысила 1 млрд человек.
В Минпросвещения вдохновились такими результатами и решили распространить опыт на школы. Классический курс физкультуры содержит элементы 32 видов спорта, в том числе легкой атлетики, гимнастики, различных игр с мячом. Но прыжки, эстафеты, подтягивания и кроссы не идут ни в какое в сравнение с возможностью зарубиться по Сети с одноклассниками в тот же футбол, а потом еще помериться силами на поле. Для школяров это будет праздник души.
В педагогическом сообществе тоже смотрят на инициативу с оптимизмом. Так, научный сотрудник лаборатории физиологии развития и физической культуры Вадим Сверчков считает, что сочетание компьютерных игр и тренировок обеспечит комбинированный эффект: «Приобщение молодежи к физической культуре и спорту через цифровые технологии поможет формированию гармоничной личности, для которой здоровый образ жизни и физическая активность являются нормой. От этого симбиоза дети получат больше положительных эмоций и впечатлений, чем от обычных уроков физкультуры».
На первом этапе фиджитал-спорт получит статус необязательного к посещению внеурочного факультатива и будет состоять из теоретической и практической частей. Сначала детей познакомят с цифровыми платформами и правилами различных игр, после чего отправят выполнять физические упражнения и совершенствовать командные навыки. Если эксперимент признают удачным, уроки цифровой физкультуры могут уже в следующем учебном году стать частью образовательного процесса.
Вопрос только один: как сделать так, чтобы школяры не ограничились играми в телефоне?