Главная Культура 00:08 25 Ноября 2014 2179
«Ребята, в Москве столько денег – хочу тут жить!»

Французская героиня сделала на фестивале NET неожиданное признание

Сергей Бирюков

На фестивале «Новый европейский театр» началась пора французских спектаклей. На двух из них побывал корреспондент «Труда». Впечатление шло по нарастающей.

«Великая и невероятная история коммерции» Жоэля Помра (всегда ставящего только свои тексты и, как правило, в театральной «Компани Луи-Бруйяр») — спектакль одновременно реалистический и условный.

Реалистический, потому что эта пятерка коммивояжеров (или, точнее, две пятерки — одни и те же актеры изображают типологически рифмующихся персонажей в ситуациях, отстоящих друг от друга на 40 лет) в своих речах и действиях выглядит вполне жизненно, разве что сами ситуации очень уж формульно заострены. В первой, относящейся к 1968 году, четверо опытных торговцев обучают своего юного коллегу тонкостям ремесла, сколь артистичного, столь и циничного. Поначалу у него, не приемлющего принцип «не обманешь — не продашь», ничего не получается. Но, открыв для себя творческую сторону профессии (надо проникнуть в психологию клиента, внушить не только ему, но и себе, что ты заботишься о его благе, а необходимость брать за это деньги тебе едва ли не более неприятна, чем ему — отдавать), он обнаруживает в себе незаурядный талант — и мгновенно вырывается в лидеры.

Во второй ситуации — наши дни — наоборот, для четверки ветеранов, уже растерявших профессиональный драйв, проводит мастер-класс молодой менеджер. Он с ними насмешливо-жесток, и когда один из «стажеров» не выполняет задание, издевательски отстраняет старика от дел. Но тут — Бог из машины — на юного наглеца находится управа: от него уходит жена, и он мгновенно превращается в никчемного истерика, которому требуется утешение тех, кого он только что унижал.

Смысл этой зарифмованной двустрофности можно прочесть по-разному. Например, так: если шестидесятничество, с его борьбой за идеалы свободы (фоном идут теленовости о волнениях в Сорбонне), очеловечило даже профессию коммерсанта и успеха достиг тот, кто повернулся лицом к людям, то 2010-е оказались столь же бесплодными, сколь и бездушными, доказав бесперспективность циничного капитализма. Но можно и так: корни сегодняшнего кризиса — именно там, в 60-х, допустивших опошление прекрасных идеалов торгашеской жизнью...

В любом случае это четко формализуемый общественно-нравственный посыл. И вот тут актуальным становится другое свойство театра Жоэля Помра — его условность. Все реалистические диалоги героев происходят в абстрактном черном пространстве, различные точки которого вдруг выделяются светом, и мы видим персонажей как некие фигуры ожившей скульптурной композиции. Конфликт чистогана и человечности извечен, как черный космос, окружающий этих бесприютных рыцарей удачи.

Если спектакль Помра внешне скуп, то «Король Убю» Деклана Донеллана (совместное производство «Театр э компани» и «Чик бай джаул») обрушивает на зрителя каскад пантомимы, танца, жаргона, черного юмора — всего, что соответствует жанру фарса. Пьеса Альфреда Жарри, в конце XIX века заглянувшего едва ли не на 100 лет вперед и предвосхитившего абсурдизм второй половины века ХХ, и во Франции-то долгое время не могла найти достойного признания, а у нас только в последние десятилетия приходит к читателю и зрителю. Приходит прежде всего благодаря блистательному переводу Сергея Дубина, великолепно обыгрывающему жаргон и предлагающему свои неологизмы не в бровь а в глаз, вроде казначальника (казнокрад + начальник), набеймошенника, госпожи Финансиськи, секир-финанса, деньжатного пана, который «в шлеме ни дать ни взять бронетыква»... Можно сказать, что благодаря Дубину французский «Король Убю» стал явлением русского балаганного театра.

К русскости еще вернемся. А пока — о том, как Донеллан делает «Убю» еще более близким к нам, сегодняшним. Собственно, сперва перед нами никакого Убю и никакого смутного XVII века: мы видим чистенькую современную квартиру и ее вполне ухоженных обитателей. Правда, у одного из них, подростка, странная страсть все снимать на камеру — а постановщики передают картинку на экран, и благодаря этому мы замечаем сперва ма-а-аленькие нечистотки этого дома (скажем, чуть-чуть недомытый туалет), а потом это вырастает в бо-о-ольшущее дерьмище. Вглядишься — и вот уже перед тобой не добропорядочные супруги, а пара проходимцев с сознанием средневековых бандитов, убивающих законного (правда, очень глупого — ну как положено в балагане) короля, грабящих свою страну, а когда грабить больше нечего — идущих в поход на соседнюю державу, получающих по мозгам и плывущих в поисках новой страны-жертвы — где бы еще какого-нибудь короля убить... Сегодня рядом с нами нет королей, но разве рейдерского разбоя, от рядовых бизнес-разборок до крупных международных агрессий, стало меньше? На этом чередовании планов (свет — пластмассовая внешность явлений, затемнение — их кроваво-фарсовая суть) строится все представление, полное ужимок и нарочито корявых плясок. Тут — раздолье для Донеллана, непревзойденного мастера пластических действ. XVII и XXI век, пафос и пародия, смех и смерть все время обмениваются пасами: мозги у политических противников высверливают кухонным миксером, на войну идут, грозно неся ершики для чистки унитазов (видимо, те, которыми «недоработали» в начале). Редкий случай, когда остроумие режиссера в такой степени адекватно остроумию автора. Смешно до уморы.

Ну и обещанный русский сюжет. Собственно, он заложен в самой пьесе, ведь Убю, доконав Польшу, идет набегом на Россию (уморительно использована увертюра Чайковского «1812 год», как до того, в сцене смерти королевы от простуды, — финал «Травиаты»). Тут — большой вставной эпизод совершенно в духе балагана и настоящий бенефисный номер для исполнительницы роли Мамаши Убю. Она спускается в зал, неожиданно переходит на чистый русский и сообщает, что ей очень нравится в Москве: «Я глянула, у вас перед театром стоят 10 порше, 15 мерседесов... В Столешниковом шикарный «Гуччи», только почему-то в три раза дороже, чем в Париже. Ребята, у вас столько денег — я хочу жить в Москве!» Понятно, что шквал аплодисментов актрисе обеспечен.

Но даже если бы этого эпизода не было, я бы осмелился назвать Камий Кайоль одним из главных открытий спектакля. При всей фарсовой колоритности Кристофа Грегуара (Папаша Убю) и других участников этого замечательного представления. Но именно вокруг очаровательных и страшных ужимок Камий, вокруг ее красоты и шаржевости, вокруг ее ангельских улыбок и ведьминой стервозности сплачивается зрелище и ансамбль.

На поздравление журналиста Камий успела ответить лишь короткой фразой: «Спасибо огромное, я очень рада, нет, я счастлива! Для меня играть в Москве — это подарок! Ведь Москва — моя театральная родина!»

Что за этими словами, какие нити связывают талантливую молодую французскую актрису с нашей страной — об этом, надеюсь, еще будет случай рассказать читателям «Труда».

 

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Автора «Тихого Дона» на днях увековечили под Калининградом. А получилось это так

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
Михаил Шолохов - военкор. Фото: Russian Look/globallookpress.com

Писатель Михаил Шолохов весной 1945 года служил военным корреспондентом на 3-м Белорусском фронте. И в заметке «Победа, какой не знала история», опубликованной в «Правде» 13 мая, он, в частности,...

На фестивале в Гатчине отменили фильм с участием Ивана Урганта

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Увы, организаторы фестиваля прошли мимо фильма «Во сне ты горько плакал»: некие активисты восстали против него из-за Ивана Урганта. Кадр с сайта kinopoisk.ru

В Гатчине проходит фестиваль экранизаций «Литература и кино». Он открылся фильмом «Кукольный дом» Ольги Беляевой, а закроется 21 июня картиной «Пророк» — неканонической...

Российских картин в первой сотне шедевров не оказалось…

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По сюжету «Паразитов», нищее семейство правдами и неправдами внедряется в дом богатых соотечественников. Кадр с сайта

Газета «Нью-Йорк таймс» составила список 100 лучших фильмов мирового кино, вышедших в прокат с 1 января 2000 года. Для этого опросили более 500 деятелей кино — актеров, режиссеров, продюсеров. В их числе...

Культура 00:02 / 06 Июня 2025 6523
Музыка их связала

Гитарист легендарного коллектива Алексей Горбашов рассказал, как сейчас живет группа «Мираж»

Кристина Ульянова
Труд
Екатерина Болдышева и Алексей Горбашов давно счастливы вместе. Фото MIRAGE.SU

Группа «Мираж» не нуждается в особом представлении: кто не знает ее суперхиты «Музыка нас связала», «Наступает ночь»... С недавних пор песни коллектива обрели вторую жизнь, попав в сериал...

В мультяшном царстве пора наводить порядок!

Сергей Беднов
Труд
Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений на встрече с молодежью назвал «Симпсонов» примером традиционных семейных ценностей, на который стоило бы равняться российским мультикам

В минувшем году в учебных заведениях появился новый предмет — «Семьеведение». В следующем будут преподавать «Духовно-нравственную культуру России». По поручению свыше началось составление...

Культура 00:02 / 06 Июня 2025 5958
Календарь: 6 июня

Сегодня отмечается Пушкинский день России

Труд
Памятник А.С. Пушкину, Москва. Фото: Konstantin Kokoshkin, globallookpress.com

1671 На Красной площади в Москве казнен бунтарь Степан Разин. Палач сначала отрубил ему правую руку по локоть, потом левую ногу по колено, но он не показал ни малейшего знака страдания. А когда его...

Междусобойчик для своих и тех, кто на этом зарабатывает

Ирина Смирнова
Труд
Фото: © Artem Priakhin, globallookpress.com

Кто в советское время окончил школу и всем классом шел к Неве, тот навсегда сохранил в душе парусник с алыми парусами в обрамлении набережных великого города, застывших в белой ночи. Тихо, торжественно плыл...

Народный артист России, худрук питерского Молодежного театра на Фонтанке поделился с «Трудом» своими ощущениями в преддверии юбилея

Татьяна Болотовская, Санкт-Петербург
Труд
По словам Семена Яковлевича, в нем есть и подросток, и тридцатилетний муж, и отец, и старец, умудренный опытом. Фото Юлии Кудряшовой, предоставлено пресс-службой Молодежного театра на Фонтанке

На следующей неделе народному артисту России, художественному руководителю Санкт-Петербургского Молодежного театра на Фонтанке Семену Спиваку исполняется 75 лет. Уже 35 лет он руководит этим театром, а значит, все...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Paco Freire, globallookpress.com

Слова, вынесенные в заголовок этой колонки, принадлежат автору бестселлеров, французу Андре Моруа. И с ним трудно не согласиться, если вспомнить, сколько замечательных писателей вышло из когорты людей с медицинским...

Режиссер и продюсер рассказала о съемках фильма «Моя Африка»

Марина Суранова
Труд
Фильм был целиком снят в Африке. Фото: Han Xu/Синьхуа, globallookpress.com

Нынешним летом на экраны выйдет фильм «Моя Африка» от режиссера и продюсера Ольги Акатьевой. Работа над картиной завершается, но те отрывки из ленты, что мне удалось увидеть, как и сама история,...

Так уже повелось, Александр Сергеевич за все у нас отвечает, все знает, остальное чувствует и нам разъясняет

Надежда Арабкина, спецкор «Труда»
Труд
В Москве любого останови и попроси прочесть что-нибудь из поэта, и каждый подумает да прочтет. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

Вся наша жизнь Пушкиным прошита, пропитана. Любую тему, волнующую живущего в России человека, можно обсудить, чувствуя незримое, но живое присутствие человека, ушедшего от нас 188 лет назад. Оказывается, такое возможно, и я вам...

Петров с Васечкиным прольют свет на роковую для Лермонтова дуэль с Мартыновым

Труд
Каникулы Петрова и Васечкина будут еще невероятнее. Кадр с сайта kinopoisk.ru

В начале 80-х на телеэкраны вышли два фильма о популярных героях «Ералаша» — «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные» и «Каникулы Петрова и Васечкина»....

Какое будущее в России у сериалов-микродрам? Да еще платных

Сергей Беднов
Труд
Молодые люди не могут освоить все, что длится больше пяти минут. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

В преддверии Дня молодежи стало известно, что ее, молодежь, и в особенности ту часть, что не достигла совершеннолетия, ждет очередная напасть. Богатое семейство визуального контента пополнится новым продуктом. В ходе...

Актриса рассказала «Труду», какой она режиссер, почему она большая спорщица и как она относится к сериалам

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Полина уверена: творческие разногласия работе не помеха. Фото: Екатерина Цветкова, globallookpress.com

Актрису Полину Агурееву театралы знают и помнят по спектаклям «Варвары» и «Одна абсолютно счастливая деревня» в постановке легендарного Петра Фоменко. Массовый российский зритель — по телефильму...

На Первом канале начнет выходить программа «Будем жить», посвященная адаптации ветеранов СВО к мирной жизни

Труд
Фото: Никита Цицаги/news.ru, globallookpress.com

Фильм с этим названием, наполненный предчувствием скорой победы, вышел в ноябре 1944-го, через три с половиной года после начала Великой Отечественной. С февраля 2022-го, когда началась СВО, прошло почти столько же,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?