Главная Культура 20:25 30 Июня 2016 16350
Между «Лузерами» и «Отбросами»

Московский кинофестиваль нуждается в перезагрузке

Леонид Павлючик

В четверг поздно вечером, когда номер уже был подписан в печать, завершился 38-й Московский международный кинофестиваль. Так что мы не можем в этой статье назвать имена лауреатов киносмотра. Но зато можем с уверенностью утверждать одно: выбор перед жюри опять стоял нелегкий. Не потому, однако, что было много хороших фильмов и пряников не хватило на всех, а потому, что конкурс, по которому судят об уровне фестиваля, — увы, традиционно подкачал. Это самая уязвимая, поистине ахиллесова пята ММКФ. И, по большому счету, главную награду в конкурсной программе из 13 по большей части средних, а то и откровенно слабых картин присуждать было некому. Яркой, прорывной ленты опять не случилось. Но «Золотого Георгия» вручать все равно надо — таковы уж правила игры...

Никита Михалков, президент ММКФ, внезапно приболевший к началу фестиваля и пропустивший церемонию открытия феста, но, говорят, приведший себя в боевую форму к его окончанию, на брифингах и в интервью традиционно гордится тем, что Московский международный является киносмотром класса А. На самом деле это давно уже предмет не гордости, а, как мне представляется, хронической головной боли его устроителей. Ведь так называемый класс А предполагает, что в конкурсе имеют право участвовать только новые, не засвеченные на других фестивалях фильмы.

Что это значит на практике? А то, что в феврале закончился Берлинский кинофестиваль, в мае — Каннский, в сентябре стартует старейший в мире Венецианский киносмотр. И все лучшие фильмы мирового кино, так уж десятилетиями повелось, были или будут показаны на этих трех основных фестивальных площадках. А на долю Московского международного, несмотря на все усилия квалифицированной команды отборщиков, год за годом достаются, простите за резкость, отбросы мирового кино.

По иронии судьбы, именно так — «Отбросы» — называлась картина британского режиссера-дебютантки Тиндж Кришнан, победившая несколько лет назад на ММКФ. Кто-нибудь помнит ее, кроме отборщиков да пары-тройки въедливых критиков? Кто-нибудь слышал о триумфальной судьбе фильма «Брат» Марселя Раскина? А «Волны» Альберто Мораиса, «Частица» Эрдема Телегеза, «Мой мужчина» Кадзуеси Кумакири, «Лузеры» Ивайло Христова, завоевавшие в последние годы главные призы в Москве... Вам что-нибудь говорят эти названия, у вас на слуху имена этих режиссеров? Боюсь, и конкурсные фильмы нынешнего года — будь то «Мари и неудачники» француза Себастьена Бетбедера, «37» датчанки Пук Грастен, «Дневник машиниста» серба Милоша Радовича, «Пелена» филиппинца Ралстона Джовера, «Память забвения» бразильца Руя Герра, независимо от того, получат они награды на ММКФ или нет, ждет та же печальная участь скорого забвения.

Из Берлина, Канн, Венеции ведущие российские кинокритики каждый день пишут в номер обстоятельные обзоры увиденных в конкурсе фильмов. На Московском международном на конкурсные картины они, за редким исключением, уже давно не ходят. Знают: в нем нет статусных имен, нет сильных, неожиданных картин. В этом году маститые акулы пера пришли только на фильм Николая Досталя «Монах и бес» — но это свое, родное, в любом случае посмотреть и поболеть за него надо. Простая публика тоже не очень-то ломится на конкурсные показы, предпочитая увенчанные призами других киносмотров картины из авторских программ «8 1/2 фильмов» Петра Шепотинника, «Европейская эйфория» Андрея Плахова, «Фильмы, которых здесь не было» Стаса Тыркина, «Свободная мысль» Сергея Мирошниченко и Григория Либергала.

Особый ажиотаж на ММКФ каждый год разгорается вокруг фильмов, показанных в каннской программе. Прямиком из Канн в этом году к нам приехала добрая дюжина картин, включая новые работы Вуди Аллена, братьев Дарденн, Брюно Дюмона, Кристиана Мунджиу, Алехандро Ходоровски и других корифеев мировой режиссуры. В этом году чуть ли не до рукоприкладства доходило на показах картины «Сьераневада» одного из лидеров румынской «новой волны» Кристи Пую. Устроители ММКФ, похоже, намеренно подогрели ажиотаж, поставив этот фильм в небольших кинозалах, куда не смогли попасть все желающие. Дело чуть не кончилось потасовкой с охраной, некоторые зрители чудом избежали переломов рук и ног. Вот такой бы ажиотаж — да на фильмах собственной конкурсной программы! Но этот фантастический сюжет нам может только сниться...

По сути, Московский международный де-факто давно уже превратился из фестиваля класса А, где первичен конкурс, в фестиваль фестивалей, где главный интерес представляют фильмы — лауреаты других киносмотров. По мне, так и надо де-юре закрепить этот статус. Раз и навсегда отказаться от тягостного, мало кому интересного конкурса (во всяком случае, в его нынешнем виде) и повернуться лицом к московской публике, к любителям качественного зрительского и яркого авторского кино. Программный директор ММКФ Кирилл Разлогов справедливо утверждает, что в мировом фестивальном обороте ежегодно крутится порядка 100–150 хороших фильмов. Зачем тогда показывать в Москве 360 картин, как было еще пару лет назад, до экономического кризиса? Да и 200 фильмов, как было нынче, тоже перебор. Среди этих двух сотен лент много откровенного мусора, шлака. Лучше, как говорил один вождь, меньше, да лучше. Готов и формулу для ребрендинга киносмотра подсказать: «Московский международный фестиваль фестивалей. Сто лучших фильмов мирового экрана». Идею дарю!

Но если устроителям, Никите Михалкову и его соратникам, так уж дорога идея конкурса, жюри, призов, то все это можно иметь и в рамках фестиваля фестивалей, но уже на принципиально другом уровне. Вы только представьте эту картину маслом: в конкурсе Московского международного отныне соревнуются не фильмы-однодневки, поставленные никому не известными режиссерами, а призеры Канн, Берлина, Венеции, Локарно, Монреаля... По такой модели, кстати, работают международные фестивали у наших друзей и соседей — «Листопад» в Минске, «Золотой абрикос» в Ереване. У них гораздо меньше финансовых возможностей, чем у организаторов ММКФ, а конкурсные программы на порядок лучше. Может, все дело в том, что они не претендуют на лавры фестиваля класса А, а просто собирают по миру хорошее кино. И с удовольствием показывают его своим зрителям.

Из истории фестиваля

В разные годы победителями фестиваля становились фильмы Сергея Бондарчука, Анджея Вайды, Стенли Крамера, Франческо Рози, Кането Синдо, Этторе Сколы, Акиры Куросавы, Хуана Антонио Бардема, Станислава Ростоцкого, Сергея Герасимова, Кшиштофа Кесьлевского, Золтана Фабри, Глеба Панфилова, Элема Климова, Кшиштофа Занусси.

Впервые Московский кинофестиваль состоялся в 1935 году. Он назывался «Советский кинофестиваль в Москве». Картины прислали из 19 стран. Открытие состоялось в кинотеатре «Ударник». Председателем жюри был Сергей Эйзенштейн. В конкурсе участвовали фильмы режиссеров-классиков: «Хлеб наш насущный» Видора, «Клеопатра» Демилля, «Маленькие женщины» Кьюкора, «Частная жизнь Генриха VIII» Корды.

Кинофестиваль был возобновлен в 1959 году по инициативе министра культуры Екатерины Фурцевой и стал проводиться каждые два года. С 1972 года ММКФ получил аккредитацию класса «А» Международной федерации ассоциации кинопродюсеров (FIAPF). С 1999 года по настоящее время фестиваль проводится ежегодно.

По экспертным оценкам, общий бюджет кинофестиваля до резкого скачка валютного курса во второй половине 2014-го в течение нескольких лет составлял около 6 млн долларов, что сопоставимо с бюджетами известных европейских кинофестивалей (Каннского, Венецианского и Берлинского).

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюквин

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Сколько можно издеваться над отечественной киноклассикой?

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышел фильм «Невероятные приключения Шурика». Это уже четвертый подряд новогодний проект телеканала ТНТ, использующий в сугубо корыстных целях творческое наследие наших выдающихся комедиографов. Ранее были показаны...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3461
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3364
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3187
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?