Степан Солженицын, генеральный директор АО СУЭК – одной из ведущих угледобывающих и энергетических компаний мира и крупнейшего в России производителя угля – выступил на «транспортной» сессии Восточного экономического форума, который проходит со 2 по 4 сентября на площадке кампуса Дальневосточного федерального университета во Владивостоке. Сессия носила название «Как приблизить Дальний: пути снижения транспортных издержек». Ее участниками стали руководители транспортных компаний и крупнейших грузоотправителей России.
В центре дискуссии ожидаемо оказалась проблема вывоза российского угля на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Отвечая на предложение Председателя правления ОАО «Российские железные дороги» Олега Белозерова шире использовать при вывозе угля принцип «вези или плати» (ship-or-pay) и найти формулу привязки тарифа к угольной биржевой цене, гендиректор СУЭК призвал помнить о социальной ответственности при принятии тарифных решений.
По справедливому замечанию Солженицына, от вывоза угля зависят интересы людей и регионов, которые могут потерять рабочие места из-за транспортных ограничений. СУЭК не против принципа «вези или плати», ведь грузоотправители ответственны перед транспортной системой, отметил глава СУЭК. Этот принцип уже внедряется в Кузбассе, и угольные компании относятся к нему с пониманием.
Помимо этого, добавил Солженицын, СУЭК предлагает аналогичный принцип –«купи и вези». Он может дать возможность угольным компаниям инвестировать в покупку мощных локомотивов для увеличения объемов вывоза угля при условии сохранения монополии РЖД на тягу. Что же касается привязки тарифов к биржевым ценам, а квот на вывоз – к результатам аукционов, такие шаги гендиректор СУЭК назвал по крайней мере непросчитанными.
«Угольный бизнес требует долгосрочных решений, - пояснил Солженицын. – Мы не можем сегодня уволить людей, потому что не победили на аукционе по вывозу угля или из-за роста тарифа, а через месяц нанять их снова. В таких отраслях, как угольная, мало думать об интересах бизнеса, надо думать про людей и искать взаимоприемлемые решения».
Такими решениями, добавил Солженицын, могут стать обеспечение стопроцентного вывоза от заявленной мощности дорог, и разработка недискриминационного алгоритма вывоза грузов. Сейчас от отсутствия такого прозрачного механизма распределения квот на вывоз грузов страдает, например, Бурятия, для которой квоты сокращены на 75%, напомнил глава СУЭК. Поэтому принятие транспортных решений в немалой степени должно базироваться на социально ответственном отношении к регионам, в которых работают компании, подытожил Солженицын.
СУЭК – крупнейший в России поставщик угля на внутренний рынок и на экспорт, один из основных производителей тепла и электроэнергии в стране. Основным акционером СУЭК является Андрей Мельниченко. Добывающие, перерабатывающие, энергетические, транспортные и сервисные предприятия СУЭК расположены в 12 регионах РФ; на них работают свыше 70 000 человек.