Главная Культура Афиша 00:35 03 Декабря 2009 3205
Алексей Пивоваров: «Война вызывает у меня личный трепет»
В пятницу журналист представит новый проект «Москва. Осень. 41-й», который сделан по законам художественного игрового кино
Самойлова Елена

Журналист НТВ Алексей Пивоваров трудится не покладая рук: ведет информационную программу «Сегодня», занимается проектом «Авиаторы» и снимает масштабные документальные драмы, посвященные Великой Отечественной войне. .

 — Алексей, какие факты поразили вас лично, когда вы работали над фильмом об осажденной столице?

 — Как оказалось, я многого не знал. Например, что патрули имели право стрелять ночью во время воздушной тревоги по освещенным окнам квартир. Считалось, что если кто-то не соблюдает светомаскировку, то этим он может помочь самолетам противника. Или, например, я не знал, что, укрываясь в метро во время бомбежек, люди шли в туннели и оставались там, а не сидели на станциях — в фильме мы объясняем почему.

— С какими трудностями вы столкнулись при подготовке этого проекта? Москву же изрядно перестроили. Натуру найти не так-то и просто...

— Действительно, с 1941 года Москва сильно изменилась, и мест неперестроенных, нетронутых практически не осталось. Поэтому мы тщательно подбирали натуру, соответствующим образом её готовили — в этом смысле наш фильм снимался как настоящее художественное кино. Ещё одна сложность была связана с тем, что в Москве любую съемку нужно согласовывать с владельцами того объекта, на котором она происходит. Различных согласований у нас было, наверное, в десять раз больше, чем в случае со «Ржевом», где съемки проходили фактически в поле.

— Легко ли в Москве найти раритеты военных лет?

— Реквизит есть на киностудиях, например на «Мосфильме», откуда мы его в том числе и брали. Кроме того, есть коллекционеры, которые собирают вещи, относящиеся к войне, и которые разбираются в этом на высокопрофессиональном уровне: это относится и к военной форме, и к оружию, и к деталям одежды или амуниции. Так что с реквизитом как раз проблем не было.

— Если сравнить версии войны в старых и новых учебниках, в учебниках разных стран, понимаешь, что у каждого свой взгляд на войну. На что вы ориентировались?

 — Это как вопрос о правде и истине: истина всегда одна, но неизвестно, есть ли она вообще, а правда у каждого своя. Моя правда в том, что я слышу своими ушами и вижу своими глазами. В данном случае моя правда — это то, что я узнаю от непосредственных участников событий-либо при личном общении, либо при чтении книг или исследований. Бесспорных фактов о Москве 41-го очень много. То же самое я могу сказать и про Ржев: все, что мы рассказали в фильме, — это факты. Все последующие споры — вопрос интерпретации.

— Алексей, вы молодой человек, но так страстно увлечены историей, что не могу не задать вопрос: есть ли в этом что-то личное?

— Конечно, как в любой семье, мои родственники тоже воевали. И дед, и прадед: Тема войны как главного события отечественной истории не только XX века — это нечто, находящееся не в исторической памяти, а в генетической. И поэтому большинство из нас воспринимают историю Великой Отечественной как что-то личное. Мое поколение ещё из тех, что росли на военных книгах и фильмах. И, разумеется, эта тема вызывает жаркие споры. Невозможно представить такие жесткие дискуссии, как после «Ржева», после, скажем, фильма о войне 1812 года. Потому что она в исторической памяти — мы про это знаем, но те события не вызывают у ныне живущих личного трепета, подъема давления. А все, что касается Великой Отечественной войны, безусловно, вызывает. Порой так, что сам себя представляешь в заснеженном поле под огнем или, наоборот, в тылу, в очереди за хлебом:

— А как вы относитесь к переписыванию истории Второй мировой войны?

 — Понятно, что на Западе — в меньшей степени в Европе, в большей степени в США — считают, что это они победили Гитлера. И понятно почему: они тоже воевали, они через это прошли. У них эти события если не в генетической, то в исторической памяти отложились. А мы на это так болезненно реагируем именно потому, что для нас это личная история. И этого Западу никогда не понять. Потому что ни для одной западной страны Вторая мировая не была тем, чем была Великая Отечественная для Советского Союза. Поэтому, безусловно, нам обидно слышать, когда кто-то говорит, что это США или Англия выиграли войну.

— Смогут ли ваши фильмы вызвать в молодом поколении всплески здорового патриотизма, уважения к истории?

— Честно говоря, не стремлюсь к тому, чтобы мои фильмы вызывали какие-то специальные всплески чего-либо. Моя задача — рассказать историю понятным и интересным современному телезрителю языком. А специальной пропагандистски-воспитательной задачи никогда перед собой не ставил.

— Вы продолжаете работать и над циклом «Авиаторы». Эта программа находит продолжение в неэфирной жизни?

 — За последние полтора года я научился летать на вертолете и недавно даже получил права на управление им. Конечно, это стало следствием «Авиаторов».

Афиша 00:01 / 24 Октября 2025 6731
Очарование Поднебесной

В выставочном зале Библиотеки им. Д.В. Давыдова открылась выставка «Путешествие в Китай»

Ирина Свиридова
Труд
Свой стиль Артем Резчиков определяет как «спонтанный артиллеризм», а инсталляция Андрея Мещерякова представляет современное прочтение символов. Фото автора

В районе Шелепихи, в двух шагах от башен «Москва-Сити» с их бешеным ритмом, открылась, пожалуй, самая медитативная выставка «Путешествие в Китай». В экспозиции представлены произведения...

Афиша 00:10 / 24 Октября 2025 6286
Вася Кузякин и голуби

Пермский театр «У Моста» привез в столицу пьесу Владимира Гуркина «Любовь и голуби»

Любовь Лебедина
Труд
Фото из открытых источников

Пермский театр «У Моста» часто гастролирует в Москве. На этот раз он показал в Театральном центре «На Страстном» хорошо известную пьесу сибирского автора Владимира Гуркина «Любовь и голуби»,...

Афиша 00:15 / 14 Ноября 2025 4278
Громче, чем бомба

На экраны выходит фильм «Сентиментальная ценность», завоевавший Гран-при Каннского кинофестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Снял картину Йоаким Триер — дальний родственник великого и ужасного Ларса фон Триера. Пока Ларс борется с болезнью Паркинсона, Йоаким, автор обласканных фестивалями фильмов «Реприза», «Осло, 31 августа»,...

Музеи Московского Кремля представили выставку, приуроченную к 300-летию со дня кончины Петра Великого

Елена Широян
Труд
Печальная зала Петра I в Зимнем дворце. Фото: Сайт ММК

В этом году среди памятных дат — 300-летие со дня кончины Петра Великого. Первый русский император был удостоен множества выставок, но ни одна не говорила отдельно о торжествах, связанных с его погребением....

Как Федор Достоевский полтора века назад рассказал о нашем нынешнем обществе

Ирина Смирнова
Труд

В Петербурге открылась замечательная выставка, посвященная роману Федора Достоевского «Подросток». «Треснули законы общества под революцией реформ. Замутилось море. Исчезли и стерлись определения и границы добра...

Евгений Миронов исполнил главную роль в спектакле мотивам повести Л.Толстого «Смерть Ивана Ильича»

Анна Чепурнова
Труд

Президент Александринки Валерий Фокин дебютировал в Театре Наций, поставив спектакль по мотивам повести Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича». Главную роль исполнил худрук театра Евгений Миронов, по такому случаю впервые...

На экраны выходит фильм «Умри, моя любовь» из программы Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сняла его британка Линн Рэмси, опытный фестивальный боец. Она дважды побеждала в Каннах с коротким метром. На Лазурном берегу показывали ее полнометражные ленты «Крысолов», «Морверн Каллар», «Что-то...

Афиша 00:01 / 21 Ноября 2025 2482
Размороженный

Новый фильм Егора Михалкова-Кончаловского «Авиатор» снят по роману Евгения Водолазкина

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сначала прилетел орлан-белохвост, а может, другая гордая птица — нарисовано-то компьютером. Орлан плавно кружил над тайгой, пока в кадре его не сменил Соловецкий архипелаг (тут уж не ошибешься —...

Как в Музее русского импрессионизма вспомнили Гиляровского

Елена Широян, искусствовед
Труд
Музей русского импрессионизма

Редкий случай: музейный артпроект посвящен журналисту! Пусть и в честь 170-летия легендарного репортера и бытописателя Москвы. Столица в фокусе внимания на равных с юбиляром, и залы полны ее ландшафтов,...

Афиша 00:04 / 28 Ноября 2025 1799
Русский собрат Леонардо

Московский Центр «Зотов» показывает крупнейшую выставку Владимира Татлина. И это - событие!

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото Евгения Баранова Центр «Зотов»

В декабре исполнится 140 лет со дня рождения Владимира Татлина — художника, конструктора, изобретателя. Автор всемирно знаменитой Башни III Интернационала считается одним из столпов русского авангарда, однако широкому...

На наши экраны выходит фильм «Звук падения» - лауреат Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Картина, представляющая немецкое кино, завоевала Приз жюри. Он не самый значимый в каннской иерархии, но достаточно весомый для того, чтобы привлечь к картине внимание мировой киноэлиты. Германия уже выдвинула «Звук...

Петербург празднует 250-летний юбилей зодчего, придавшего неповторимый облик городу на Неве

Ирина Смирнова
Труд
Фото: © Страница Музея истории Санкт-Петербурга в VK. Фото: https://vk.com/spb_museum

В Инженерном доме Петропавловской крепости открылась выставка, посвященная творчеству Карла Росси (1775-1849) — непревзойденного мастера русского ампира, создателя уникальных по великолепию архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга,...

Афиша 00:01 / 05 Декабря 2025 270
Полпланеты прошагал

В Пушкинском музее столицы собрали большую выставку Марка Шагала из российских коллекций

Елена Широян, искусствовед
Труд
Марк Шагал, Над городом, 1914–1918. Фото: globallookpress.com

Масштабы выставки «Марк Шагал. Радость земного притяжения», открывшейся к 40-летию кончины художника, превзошли все прежние показы этого мастера в стенах ГМИИ. Первый раз такое мощное шоу здесь случилось в 1987-м,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?