Журналист НТВ Алексей Пивоваров трудится не покладая рук: ведет информационную программу «Сегодня», занимается проектом «Авиаторы» и снимает масштабные документальные драмы, посвященные Великой Отечественной войне. .
— Алексей, какие факты поразили вас лично, когда вы работали над фильмом об осажденной столице?
— Как оказалось, я многого не знал. Например, что патрули имели право стрелять ночью во время воздушной тревоги по освещенным окнам квартир. Считалось, что если
— С какими трудностями вы столкнулись при подготовке этого проекта? Москву же изрядно перестроили. Натуру найти не
— Действительно, с 1941 года Москва сильно изменилась, и мест неперестроенных, нетронутых практически не осталось. Поэтому мы тщательно подбирали натуру, соответствующим образом её готовили — в этом смысле наш фильм снимался как настоящее художественное кино. Ещё одна сложность была связана с тем, что в Москве любую съемку нужно согласовывать с владельцами того объекта, на котором она происходит. Различных согласований у нас было, наверное, в десять раз больше, чем в случае со «Ржевом», где съемки проходили фактически в поле.
— Легко ли в Москве найти раритеты военных лет?
— Реквизит есть на киностудиях, например на «Мосфильме», откуда мы его в том числе и брали. Кроме того, есть коллекционеры, которые собирают вещи, относящиеся к войне, и которые разбираются в этом на высокопрофессиональном уровне: это относится и к военной форме, и к оружию, и к деталям одежды или амуниции. Так что с реквизитом как раз проблем не было.
— Если сравнить версии войны в старых и новых учебниках, в учебниках разных стран, понимаешь, что у каждого свой взгляд на войну. На что вы ориентировались?
— Это как вопрос о правде и истине: истина всегда одна, но неизвестно, есть ли она вообще, а правда у каждого своя. Моя правда в том, что я слышу своими ушами и вижу своими глазами. В данном случае моя правда — это то, что я узнаю от непосредственных участников
— Алексей, вы молодой человек, но так страстно увлечены историей, что не могу не задать вопрос: есть ли в этом
— Конечно, как в любой семье, мои родственники тоже воевали. И дед, и прадед: Тема войны как главного события отечественной истории не только XX века — это нечто, находящееся не в исторической памяти, а в генетической. И поэтому большинство из нас воспринимают историю Великой Отечественной как
— А как вы относитесь к переписыванию истории Второй мировой войны?
— Понятно, что на Западе — в меньшей степени в Европе, в большей степени в США — считают, что это они победили Гитлера. И понятно почему: они тоже воевали, они через это прошли. У них эти события если не в генетической, то в исторической памяти отложились. А мы на это так болезненно реагируем именно потому, что для нас это личная история. И этого Западу никогда не понять. Потому что ни для одной западной страны Вторая мировая не была тем, чем была Великая Отечественная для Советского Союза. Поэтому, безусловно, нам обидно слышать, когда
— Смогут ли ваши фильмы вызвать в молодом поколении всплески здорового патриотизма, уважения к истории?
— Честно говоря, не стремлюсь к тому, чтобы мои фильмы вызывали
— Вы продолжаете работать и над циклом «Авиаторы». Эта программа находит продолжение в неэфирной жизни?
— За последние полтора года я научился летать на вертолете и недавно даже получил права на управление им. Конечно, это стало следствием «Авиаторов».