Главная Культура Афиша 00:09 22 Марта 2024 8463
Сеанс в стиле ню

В прокат выходит фильм о французском живописце и его музе

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны выходит фильм «Обнаженная муза Пьера Боннара». Это не первая работа известного французского режиссера Мартена Прово о живописцах и их творчестве. В 2008-м его картина «Серафина из Санлиса» о Серафине Луи, дочери крестьянки и часовщика, ставшей звездой наивного искусства, завоевала семь премий «Сезар». А фильм «Обнаженная муза» был удостоен гала-премьеры на Каннском фестивале.

Странно, что это кино появилось только сейчас: жизнь Пьера Боннара и его музы просится на экран — уж слишком бурными были их отношения. Будущий художник происходил из буржуазной семьи, изучал юриспруденцию в Сорбонне. Но вовремя понял, что все, чем он хочет заниматься, — это «марать бумагу с утра до вечера». Выиграв в 1881 году конкурс на создание рекламного плаката для шампанского, который восхитил Тулуз-Лотрека, Боннар распрощался с юриспруденцией и посвятил себя живописи.

Через два года 26-летний художник встретил на улице очаровавшую его хрупкую девушку, которая назвалась Мартой. Спросил, есть ли ей 16 лет. Она ответила утвердительно — и не соврала: как позже выяснилось, 16 ей действительно исполнилось, правда, восемь лет назад. Боннар предложил девушке попозировать за деньги. Марта, продававшая цветы в похоронном бюро, согласилась. Для бедной семьи деньги были совсем не лишними.

С этого фильм, собственно, и стартует. Сеанс в стиле ню (художник попросил натурщицу оголить грудь, на что та после некоторых пререканий согласилась) закончился страстным сексом в мастерской. Назавтра сеанс повторился: И Марта, прикинувшаяся обедневшей представительницей знатного итальянского рода де Мелиньи (на самом деле она была дочерью швеи и плотника Марией Бурсен), почти на полвека стала моделью, музой, женой художника. Боннар написал за свою жизнь около 2 тысяч полотен, не стареющая под его кистью Марта изображена на доброй трети из них.

Боннара называли проводником эстетики импрессионизма, главным колористом ХХ века. Одно время он возглавлял группу молодых художников-новаторов «Наби», много путешествовал. Посетил с коллегами ряд европейских и африканских стран, ездил получать премию в Америку. Но неизменно возвращался к Марте, которая в силу хрупкого здоровья (больное сердце, астма) тяготела к уединению. Это и определило сюжеты картин: Марта, принимающая ванну, надевающая чулки, лежащая в постели, читающая книгу в саду: Этих камерных мотивов Боннару хватало для создания радостных, пронизанным светом и солнцем полотен.

Фильм тоже получился камерным и светлым. В нем присутствуют сцены на вернисажах, встречи Боннара с друзьями-художниками и даже его поездка в Рим с новой музой, но сердцевиной картины стали его взаимоотношения с Мартой. Герои представлены на экране живыми, слегка эксцентричными персонажами. Она — своенравная дикарка, чувствующая свою слитность с окружающей ее природой. Любимое занятие Марты — принимать ванну, порой по три-четыре раза на дню, или купаться вместе с Пьером голышом в реке.

Когда же они выходили в свет, то, по воспоминаниям современников, порхающая на высоких каблуках Марта напоминала «экзотическую птицу». Актрисе Сесиль де Франс удалось передать нервную, изломанную пластику своей героини, переменчивость ее страстной натуры. И при этом преданную любовь к Боннару. Когда, перешагнув 50-летний рубеж, он на время оставил ее, увлекшись молодой натурщицей и начинающей художницей Рене (Стэйси Мартин), Марта потеряла покой и сон. Муки ревности, душевные страдания превратили ее из модели в творца. Пришедший навестить Марту друг семьи Клод Моне (Андре Маркон) принял ее полотна за новые работы Пьера Боннара.

Позже, когда Боннар покаянно вернулся, Марта удостоилась даже собственной выставки, но так и осталась в истории живописи музой своего гениального мужа, который соблаговолил обвенчаться с ней лишь спустя 33 года после их встречи. «Ни кольца, ни венца, ни детей» — бросила она ему как-то в лицо упрек. Но художник как огня боялся «буржуазной семьи»: пеленок, нянек, ночного детского плача.

Боннар в деликатном исполнении Венсана Макена предстает на экране очкариком-интеллигентом, художником-идеалистом, поглощенным процессом творчества. Можно догадаться, что и от молодой любовницы он ушел, потому что она с эгоистичным пылом юности требовала от него внимания, покупок, свадебных церемоний — отвлекала от работы. «Я только начинаю понимать, что такое рисовать», — сказал он под конец жизни.

Картины Боннара хорошо продавались, но стоимость работ его не интересовала. «Все эти нули меня раздражают», — говорил он без рисовки. Правда, достаток позволил художнику снимать особняки под Парижем, а потом приобрести собственный дом на юге Франции, где он продолжал упоенно работать до самой смерти. Марта умерла раньше его на пять лет. Перед ее уходом он написал и собирался подарить ей картину цветущего миндаля — этого весеннего чуда.

Восхитительная природа Франции стала еще одним персонажем фильма. Буйные заросли зелени, цветущие луга, уходящая к горизонту река в кувшинках, тенистые аллеи сада: Режиссер создал на экране чувственный, светоносный мир, который так радовал Марту и питал воображение Пьера Боннара. Этот мир остался на его полотнах, ставших достоянием человечества. Прикоснуться к нему можно и с помощью этого тонкого, нежного, красивого фильма.

P.S. В России хранятся 15 полотен Пьера Боннара: девять в Эрмитаже в Санкт-Петербурге и шесть в ГМИИ имени Пушкина в Москве.

Афиша 00:15 / 14 Ноября 2025 4855
Громче, чем бомба

На экраны выходит фильм «Сентиментальная ценность», завоевавший Гран-при Каннского кинофестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Снял картину Йоаким Триер — дальний родственник великого и ужасного Ларса фон Триера. Пока Ларс борется с болезнью Паркинсона, Йоаким, автор обласканных фестивалями фильмов «Реприза», «Осло, 31 августа»,...

Как Федор Достоевский полтора века назад рассказал о нашем нынешнем обществе

Ирина Смирнова
Труд

В Петербурге открылась замечательная выставка, посвященная роману Федора Достоевского «Подросток». «Треснули законы общества под революцией реформ. Замутилось море. Исчезли и стерлись определения и границы добра...

На экраны выходит фильм «Умри, моя любовь» из программы Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сняла его британка Линн Рэмси, опытный фестивальный боец. Она дважды побеждала в Каннах с коротким метром. На Лазурном берегу показывали ее полнометражные ленты «Крысолов», «Морверн Каллар», «Что-то...

Афиша 00:05 / 05 Декабря 2025 3471
Любовь и честь Карла Росси

Петербург празднует 250-летний юбилей зодчего, придавшего неповторимый облик городу на Неве

Ирина Смирнова
Труд
Фото: © Страница Музея истории Санкт-Петербурга в VK. Фото: https://vk.com/spb_museum

В Инженерном доме Петропавловской крепости открылась выставка, посвященная творчеству Карла Росси (1775-1849) — непревзойденного мастера русского ампира, создателя уникальных по великолепию архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга,...

Афиша 00:01 / 21 Ноября 2025 2967
Размороженный

Новый фильм Егора Михалкова-Кончаловского «Авиатор» снят по роману Евгения Водолазкина

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сначала прилетел орлан-белохвост, а может, другая гордая птица — нарисовано-то компьютером. Орлан плавно кружил над тайгой, пока в кадре его не сменил Соловецкий архипелаг (тут уж не ошибешься —...

Как в Музее русского импрессионизма вспомнили Гиляровского

Елена Широян, искусствовед
Труд
Музей русского импрессионизма

Редкий случай: музейный артпроект посвящен журналисту! Пусть и в честь 170-летия легендарного репортера и бытописателя Москвы. Столица в фокусе внимания на равных с юбиляром, и залы полны ее ландшафтов,...

Афиша 00:04 / 28 Ноября 2025 2329
Русский собрат Леонардо

Московский Центр «Зотов» показывает крупнейшую выставку Владимира Татлина. И это - событие!

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото Евгения Баранова Центр «Зотов»

В декабре исполнится 140 лет со дня рождения Владимира Татлина — художника, конструктора, изобретателя. Автор всемирно знаменитой Башни III Интернационала считается одним из столпов русского авангарда, однако широкому...

В прокат выходит русско-таджикский боевик о пограничнике в отставке

Евгения Заболотских
Труд
Фото со съемок к/ф «Тропа гнева», kinopoisk.ru

В прокат выходит фильм «Тропа гнева». В главных ролях — Максим Дрозд, Анфиса Черных, Артем Ткаченко и Екатерина Стеблина. Русско-таджикский боевик о пограничнике в отставке, который готов на все,...

На наши экраны выходит фильм «Звук падения» - лауреат Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Картина, представляющая немецкое кино, завоевала Приз жюри. Он не самый значимый в каннской иерархии, но достаточно весомый для того, чтобы привлечь к картине внимание мировой киноэлиты. Германия уже выдвинула «Звук...

В основе постановки МТЮЗа «Дядя» - знаменитый чеховский «Дядя Ваня»

Анна Чепурнова
Труд
Фото Елены Лапиной предоставлено МТЮЗом

Зачем тревожить вечную классику, пытаясь перенести героев и действие из времени, где они родились и жили, в наш суетный век? Ответ на этот вопрос можно найти на сцене Московского театра юного зрителя, где состоялась...

Афиша 00:01 / 12 Декабря 2025 1729
Себя как в зеркале я вижу...

Русский музей и Эрмитаж представили в своих залах исторические портреты

Людмила БЕЗРУКОВА
Труд
Боровиковский В.Л. Портрет Е.А. Нарышкиной. начало 1790-х гг Фото: © Русский музей

Два равно уважаемых петербургских музея — Русский и Эрмитаж — представили в своих залах исторические портреты. Работы великих мастеров прошлого и настоящего из собственных коллекций здесь соседствуют...

Разговор с Билли Новиком о музыке и других радостях жизни

Татьяна Болотовская
Труд
Фото из открытых источников

25 лет назад в Питере родилась группа Billy’s Band, очень скоро покорившая сердца тех, кто любит импровизацию в музыке и в жизни. Основателю коллектива, автору песен и вокалисту Билли Новику недавно исполнилось...

Афиша 00:04 / 12 Декабря 2025 1541
Взгляни в лицо обреченных

Эти музейные экспозиции возвращают нас к людям и событиям, происходившим на Сенатской площади

Елена Широян, искусствовед
Труд

Двухсотлетие с момента восстания декабристов, которое считается одним из ключевых событий русской истории, в наших музеях получило довольно аскетичный отклик. В Москве это прежде всего выставка в Государственном музее...

Афиша 00:01 / 05 Декабря 2025 1531
Полпланеты прошагал

В Пушкинском музее столицы собрали большую выставку Марка Шагала из российских коллекций

Елена Широян, искусствовед
Труд
Марк Шагал, Над городом, 1914–1918. Фото: globallookpress.com

Масштабы выставки «Марк Шагал. Радость земного притяжения», открывшейся к 40-летию кончины художника, превзошли все прежние показы этого мастера в стенах ГМИИ. Первый раз такое мощное шоу здесь случилось в 1987-м,...

Афиша 00:03 / 12 Декабря 2025 1372
А завтра была война

Вахтанговцы оживили последние предвоенные годы

Любовь Лебедина
Труд
Егор Разливанов, Анна Ляхова. Фото предоставлено пресс-службой Театра им. Евг.Вахтангова

В Театре имени Вахтангова впервые поставлен спектакль под названием «Первая любовь последнего года» по роману Юрия Слепухина «Перекресток». На сцене оживает 1941 год, и вчерашние школьники уже...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?