Главная Культура Афиша 00:09 22 Марта 2024 6360
Сеанс в стиле ню

В прокат выходит фильм о французском живописце и его музе

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны выходит фильм «Обнаженная муза Пьера Боннара». Это не первая работа известного французского режиссера Мартена Прово о живописцах и их творчестве. В 2008-м его картина «Серафина из Санлиса» о Серафине Луи, дочери крестьянки и часовщика, ставшей звездой наивного искусства, завоевала семь премий «Сезар». А фильм «Обнаженная муза» был удостоен гала-премьеры на Каннском фестивале.

Странно, что это кино появилось только сейчас: жизнь Пьера Боннара и его музы просится на экран — уж слишком бурными были их отношения. Будущий художник происходил из буржуазной семьи, изучал юриспруденцию в Сорбонне. Но вовремя понял, что все, чем он хочет заниматься, — это «марать бумагу с утра до вечера». Выиграв в 1881 году конкурс на создание рекламного плаката для шампанского, который восхитил Тулуз-Лотрека, Боннар распрощался с юриспруденцией и посвятил себя живописи.

Через два года 26-летний художник встретил на улице очаровавшую его хрупкую девушку, которая назвалась Мартой. Спросил, есть ли ей 16 лет. Она ответила утвердительно — и не соврала: как позже выяснилось, 16 ей действительно исполнилось, правда, восемь лет назад. Боннар предложил девушке попозировать за деньги. Марта, продававшая цветы в похоронном бюро, согласилась. Для бедной семьи деньги были совсем не лишними.

С этого фильм, собственно, и стартует. Сеанс в стиле ню (художник попросил натурщицу оголить грудь, на что та после некоторых пререканий согласилась) закончился страстным сексом в мастерской. Назавтра сеанс повторился: И Марта, прикинувшаяся обедневшей представительницей знатного итальянского рода де Мелиньи (на самом деле она была дочерью швеи и плотника Марией Бурсен), почти на полвека стала моделью, музой, женой художника. Боннар написал за свою жизнь около 2 тысяч полотен, не стареющая под его кистью Марта изображена на доброй трети из них.

Боннара называли проводником эстетики импрессионизма, главным колористом ХХ века. Одно время он возглавлял группу молодых художников-новаторов «Наби», много путешествовал. Посетил с коллегами ряд европейских и африканских стран, ездил получать премию в Америку. Но неизменно возвращался к Марте, которая в силу хрупкого здоровья (больное сердце, астма) тяготела к уединению. Это и определило сюжеты картин: Марта, принимающая ванну, надевающая чулки, лежащая в постели, читающая книгу в саду: Этих камерных мотивов Боннару хватало для создания радостных, пронизанным светом и солнцем полотен.

Фильм тоже получился камерным и светлым. В нем присутствуют сцены на вернисажах, встречи Боннара с друзьями-художниками и даже его поездка в Рим с новой музой, но сердцевиной картины стали его взаимоотношения с Мартой. Герои представлены на экране живыми, слегка эксцентричными персонажами. Она — своенравная дикарка, чувствующая свою слитность с окружающей ее природой. Любимое занятие Марты — принимать ванну, порой по три-четыре раза на дню, или купаться вместе с Пьером голышом в реке.

Когда же они выходили в свет, то, по воспоминаниям современников, порхающая на высоких каблуках Марта напоминала «экзотическую птицу». Актрисе Сесиль де Франс удалось передать нервную, изломанную пластику своей героини, переменчивость ее страстной натуры. И при этом преданную любовь к Боннару. Когда, перешагнув 50-летний рубеж, он на время оставил ее, увлекшись молодой натурщицей и начинающей художницей Рене (Стэйси Мартин), Марта потеряла покой и сон. Муки ревности, душевные страдания превратили ее из модели в творца. Пришедший навестить Марту друг семьи Клод Моне (Андре Маркон) принял ее полотна за новые работы Пьера Боннара.

Позже, когда Боннар покаянно вернулся, Марта удостоилась даже собственной выставки, но так и осталась в истории живописи музой своего гениального мужа, который соблаговолил обвенчаться с ней лишь спустя 33 года после их встречи. «Ни кольца, ни венца, ни детей» — бросила она ему как-то в лицо упрек. Но художник как огня боялся «буржуазной семьи»: пеленок, нянек, ночного детского плача.

Боннар в деликатном исполнении Венсана Макена предстает на экране очкариком-интеллигентом, художником-идеалистом, поглощенным процессом творчества. Можно догадаться, что и от молодой любовницы он ушел, потому что она с эгоистичным пылом юности требовала от него внимания, покупок, свадебных церемоний — отвлекала от работы. «Я только начинаю понимать, что такое рисовать», — сказал он под конец жизни.

Картины Боннара хорошо продавались, но стоимость работ его не интересовала. «Все эти нули меня раздражают», — говорил он без рисовки. Правда, достаток позволил художнику снимать особняки под Парижем, а потом приобрести собственный дом на юге Франции, где он продолжал упоенно работать до самой смерти. Марта умерла раньше его на пять лет. Перед ее уходом он написал и собирался подарить ей картину цветущего миндаля — этого весеннего чуда.

Восхитительная природа Франции стала еще одним персонажем фильма. Буйные заросли зелени, цветущие луга, уходящая к горизонту река в кувшинках, тенистые аллеи сада: Режиссер создал на экране чувственный, светоносный мир, который так радовал Марту и питал воображение Пьера Боннара. Этот мир остался на его полотнах, ставших достоянием человечества. Прикоснуться к нему можно и с помощью этого тонкого, нежного, красивого фильма.

P.S. В России хранятся 15 полотен Пьера Боннара: девять в Эрмитаже в Санкт-Петербурге и шесть в ГМИИ имени Пушкина в Москве.

Афиша 01:01 / 07 Марта 2024 4245
Хоррор по-русски

Ну очень щекочущая нервы выставка в Трубниках

Дарья Ефремова
Труд
Выставка вышла не очень страшной, но вполне атмосферной. Фото предоставлены ГМИРЛИ

В Доме Остроухова в Трубниках — отделе Госмузея истории российской литературы — открылась выставка, претендующая на панорамное видение большой культурологической темы — «От элегии до хорора:...

Афиша 00:45 / 07 Марта 2024 4218
Изгнание из сераля

Моцарт на берегах Волги рассказал о потерянном рае

Сергей Бирюков
Труд
В этой попытке Востока и Запада сойтись первый оказался мудрее (Осмин – Гарри Агаджанян, Педрильо – Владимир Куклев). Фото предоставлены Нижегородским театром оперы и балета

Почему «Похищение из сераля» ставится неизмеримо реже других опер Моцарта? Посмотрев премьеру Нижегородской оперы на ее новой площадке — в Пакгаузе на Стрелке, я... еще менее готов ответить на этот...

В День дурака зрителям предлагают насладиться «Ожогами любви»

Труд
Постер к фильму. Фото: kinopoisk.ru

В понедельник, 1 апреля, на который приходится День смеха (или дурака, кому как больше нравится), телеканал 2×2 покажет фильм «Ожоги любви», который, по уверению авторов, является откровенной пародией на все...

В Санкт-Петербурге завершилась масштабная реставрация поврежденных взрывом шедевров музея в Таганроге

Людмила БЕЗРУКОВА
Труд
Фото предоставлено Русским музеем

Кропотливые труды по восстановлению произведений из Таганрогского художественного музея, пострадавших после ракетного удара ВСУ в июле прошлого года, завершились в Русском музее. Продолжалась реставрация чуть более полугода....

Музеи Московского Кремля почтили память своих дарителей

Елена Широян, искусствовед
Труд
Чарка. Москва, XVII в. Из собрания П.Ф. Карабанова. Музеи Московского Кремля. Фото: karabanov.kreml.ru

Как ни удивительно, но имя героя нынешнего проекта, о котором наслышаны знатоки русской старины и музейщики, нашей широкой публике практически неизвестно. Выставка в Московском Кремле «Любители родной истории....

Эта выставка рассказывает не только о последней осени поэта

Дарья Ефремова
Труд
Фото из открытых источников

В Москве, в бывшей усадьбе Хрущевых — Селезневых на Пречистенке открылась выставка «Пушкин. 225». Красивая юбилейная цифра в заглавии — на самом деле не самая впечатляющая...

Выставка «Электрожурнал» – хороший повод вспомнить прошлое страны и подумать о ее будущем

Сергей Бирюков
Труд
Когда-то похожие агитационные будки стояли на улицах советских городов. Фото автора

Знаете ли вы, что знаменитой Политехнической библиотеке — ровно 160 лет? Что будучи всего на два года младше Румянцевской, ныне Российской государственной, она на 8 лет старше самого Политехнического музея,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?