Главная Культура 00:01 07 Марта 2024 5698
Светлана Захарова: Открытия в балете происходят постоянно

Но российская школа - неизменно самая крепкая, утверждает прославленная прима

Дарья Ефремова
Светлана как ведущая твердо решила - подчеркивать только сильные стороны конкурсных выступлений. Фото предоставлено телеканалом «Россия-Культура»

9 марта на телеканале «Россия-Культура» стартует новый сезон конкурса «Большой балет». Его соведущая, легендарная прима-балерина Мариинского и Большого театров Светлана Захарова уверена, что начинающих артистов нужно хвалить, даже если они допускают неточности. О трудностях судейства, первых шагах на большой сцене и работе с легендарным Юрием Григоровичем народная артистка России рассказала «Труду».

— В своих интервью вы неоднократно говорили, что судить конкурсы — очень тяжелое дело: с одной стороны, необходимо быть объективным, с другой — как не переживать за юных коллег? И вот вновь согласились поучаствовать в проекте. Но не как арбитр, а в качестве ведущей с другим знаменитым артистом балета — Игорем Колбом. Это эмоционально полегче?

— Да, но душевная нагрузка все равно серьезная. Я по-прежнему сочувствовала каждому конкурсанту и старалась их поддержать. Все-таки участники «Большого балета» — юные, начинающие артисты, многие из них совсем еще дети, и неосторожно брошенная фраза может отразиться на их будущих выступлениях. Мне очень хотелось, чтобы даже после неудач — а они, конечно, случались, ни одна пара не прошла безупречно — ребята не падали духом. Сложность для конкурсантов еще и в том, что даже молодые артисты балета привыкают выступать на большой сцене при полном зрительном зале, а здесь на совсем близком расстоянии сидят четверо членов жюри. И не просто наслаждаются твоим танцем, а внимательно следят за погрешностями и затем их будут вслух отмечать и анализировать. Серьезное психологическое испытание, но с другой стороны, и отличная школа — после такого экзамена уже ничего не страшно.

— Сложно удерживаться от комментариев, советов?

— Иногда очень. Я же все вижу — как достижения, так и ошибки. Но твердо решила: буду акцентировать только лучшие стороны.

— Что показал конкурс? Подтвердил мощь традиционных центров — Москвы, Петербурга, Перми — или открыл новые места силы на балетной карте? И можно ли сегодня верить старой песне про то, что «в области балета мы впереди планеты всей»?

— Наш нынешний праздник получился в полном смысле международным. Были очень интересные пары с Кубы, из Узбекистана, Белоруссии. Но он же и показал, что российская школа по-прежнему самая крепкая. Ее представители проявили себя ярче всех.

— Когда-то Майя Плисецкая говорила, что возможностям тела надо учиться постоянно, в том числе впитывая опыт со стороны — например, у спортсменов. А на ваш взгляд, что нового сейчас появилось в балетном искусстве?

— Открытия в балете происходят постоянно. И танцевать сейчас, по моему мнению, стало легче — у артистов появилось намного больше технических возможностей, чем было еще 10, тем более 20 лет назад. Даже балетная обувь усовершенствовалась, появились новые материалы и технологии, так что пуанты уже не сбивают ноги в кровь. Но все равно балет — это по-прежнему колоссальный труд, строгая диета, режим. Притом твой «рабочий инструмент» — мышцы и все тело — должен работать без всякого видимого напряжения. Еще в годы ученичества я решила для себя, что на репетициях надо до такой степени все отрабатывать, чтобы на сцене не было заметно никаких усилий — только легкость, естественность, полет. Хотя, конечно, за кулисами потом умираешь от усталости.

С ученичества Захарова следует правилу — так все отрабатывать на репетициях, чтобы на сцене не было заметно никаких усилий: только легкость, естественность, полет. Фото из личного архива балерины

— Вы автор идеи и неизменный руководитель самого, наверное, массового в мире детского танцевального фестиваля «Светлана». Что вам раскрыл этот опыт?

— Что, во-первых, танцем интересуются очень многие дети, а во-вторых — даже если потом они не сделают его своей профессией, он поможет им в жизни. Также хочу обратить ваше внимание на проект «Большие и маленькие» на канале «Культура». Туда отбираются участники с пяти лет, и в этом смотре эксперты не выставляют оценок — просто после каждого номера делается его разбор и даются рекомендации ребенку на будущее. Деткам очень хочется праздника, красоты, вот этой радостной эмоции «здесь и сейчас». И это прекрасное желание. А в будущем кто-то из них, возможно, станет хирургом, кто-то летчиком или математиком. Но навыки, приобретенные в балете, очень пригодятся, ведь это и дисциплина, и умение ставить и достигать цели.

— Вы рассказывали, что вашу собственную любовь к танцу первой заметила мама и привезла вас из родного Луцка в Киев, где в знаменитое хореографическое училище вас приняли на ура. Как вспоминаете это время?

— Меня взяли как суперспособного ребенка, но не скажу, что это был легкий и светлый жизненный период. Вернуться в те годы я бы точно не хотела. Меня поразила атмосфера острой конкуренции и то, какой фанатичный требуется труд, чтобы чего-то добиться в этой профессии. А я была хоть и одаренная, но слабенькая, мне приходилось тратить больше сил, чем всем другим детям, чтобы добиться легкости, красоты, перешагнуть сложные технические моменты, связанные с танцем.

— Зато потом вас пригласили продолжить обучение в Вагановской академии...

— Причем сразу в выпускной класс, а через год я поступила в труппу Мариинского театра.

— Волновались, впервые выходя на эту знаменитую сцену?

— Нельзя не волноваться перед выходом на любую сцену, особенно такую. Но еще когда я училась в академии, в Мариинском театре была создана стажерская группа, в которую меня в числе нескольких других учеников включили. И в ее составе я уже принимала участие в спектаклях театра. Например, в балете «Дон Кихот» исполняла партию Повелительницы дриад, очень сложную и для взрослой балерины, а мне тогда было всего 16. Так что мое вхождение в труппу Мариинки прошло вполне естественно, я чувствовала себя там как дома.

— Но через семь лет вы перешли в Большой. Притом это было далеко не первое предложение этого театра — вас уже трижды туда звали, но вы все не решались. Что в тот, четвертый раз все-таки подвигло вас на перемены, и не бывало ли потом хотя бы кратких минут сожаления о принятом решении?

— Не жалела ни секунды, хотя мне было очень хорошо в Мариинке. Я искренне считала, что это лучший театр, и долгое время не стремилась перейти в Большой, хотя много ездила туда на гастроли, любила его. Но, видимо, сработала магия цифры семь — захотелось что-то поменять, а главное — расширить репертуар. И в ГАБТе это удалось: я стала танцевать в балетах «Дочь фараона», «Спартак», «Раймонда», «Лебединое озеро» в редакции Григоровича. И сам Юрий Николаевич работал со мной над многими ролями, первой из которых стала партия Эгины в «Спартаке». Он внимательно смотрел репетиции и в итоге дал добро. Потом последовали «Легенда о любви», «Иван Грозный» — тоже при его самом активном участии и очень приятных комментариях, данных после просмотра спектаклей.

Партию Эгины в «Спартаке» и многие другие роли Светлана готовила под наблюдением Юрия Григоровича

— Говорят, он может и кричать на артистов, но по-настоящему любит их, а высшей похвалой от него за точность выполнения задачи служат слова: «Вот теперь это — туда».

— Юрий Николаевич очень требователен. Да, иногда может повысить голос, чтобы, допустим, добиться от кордебалета слаженности и точности. Но притом он заботлив, внимателен, остроумен. Все знаменитые балеты Большого идут в его редакции. Он перевернул представление о хореографическом искусстве, это по-настоящему великий человек. Его спектакли очень сложны, насыщенны, но зато и герои в них — живые. Настоящие мужчины, настоящие женщины. Массовые сцены поставлены просто гениально. Его мнение всегда было для меня истиной в последней инстанции. Ну а похвала Григоровича просто бесценна. Когда я впервые услышала от него добрые слова, почувствовала, будто крылья выросли. Захотелось стать еще лучше.

Захаровой посчастливилось работать и с другими великими хореографами — например, автором «Кармен-сюиты» Альберто Алонсо

— Вы рассказывали, что, работая над балетными образами, многое берете из жизни. Например, танцуя Аврору в «Спящей красавице», вспоминаете, как шалит ваша собственная дочка. Ну а образ Анны Карениной смогли по-настоящему прочувствовать только после рождения ребенка...

— Рождение ребенка вообще все вокруг меняет. Ведь это главное предназначение женщины, чей эмоциональный мир неизмеримо обогащается после того, как в ее жизнь входит материнство. По своим ролям я почувствовала, насколько это важно — передать на сцене чувства, которые пережила в реальности. Уверена, это новое содержание создаваемых мною характеров восприняли и зрители.

Ну и просто очень красивая женщина...

Сколько можно издеваться над отечественной киноклассикой?

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышел фильм «Невероятные приключения Шурика». Это уже четвертый подряд новогодний проект телеканала ТНТ, использующий в сугубо корыстных целях творческое наследие наших выдающихся комедиографов. Ранее были показаны...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюквин

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3586
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Корявое словосочетание. Хотя кто знает, не идет ли дело к тому, что именно в Минкультуры и создадут такой отдел

Сергей Беднов
Труд
На записи «Песен года – 2025» не появилась Лариса Долина. «Галя, у нас отмена»? Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На записи «Песен года — 2025», в финале, когда по традиции участники выходят на сцену, Долиной среди них не оказалось. По Сети тут же пошла волна — культура отмены, культура...

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3331
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

Роман о «грязном мире российской олигархии», который написала Риз Уизерспун, попал в топ бестселлеров The New York Times

Труд
Откуда Риз известны реалии Рублевки, звезда «Блондинки в законе» не уточняет. Фото: Giada Papini Rampelotto/EuropaNe, globallookpress.com

Обладательница премии «Оскар» Риз Уизерспун совместно с автором детективов Харланом Кобеном написала роман. Главная героиня — военный хирург Мэгги Маккейб. Ее муж погибает, сама она из-за ошибки лишается медицинской...

В свет вышла книга-исповедь журналиста Евгения Широкова

Анатолий Журин
Труд
Евгений Широков. Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Редко кому удается в таких подробностях сохранить в памяти события, свидетелем которых тебе выпало быть за 65 лет служения своему делу. У моего старшего товарища, журналиста от Бога Евгения Широкова это получилось....

Разговор с Марией Кирилловной Лавровой - о профессии, родителях и жизни

Татьяна Болотовская
Труд
Фото: Yury Pilipenko, globallookpress.com

Фамилия Лаврова обязывает и дисциплинирует, с ней невозможно халтурить ни на сцене, ни в жизни, считает продолжательница династии, дочь прекрасного актера Кирилла Лаврова. Сама Мария Кирилловна — заслуженная...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Volkmar Heinz, globallookpress.com

Эти чудеса рядом с нами. Кажется, только руку протяни — и вот они, возникшие из памяти, из детских ощущений, которые и спустя десятилетия не выцветают, не утрачивают запахи и звуки. Многие громкие...

Культура 19:01 / 06 Декабря 2025 2975
Куда смотрят женщины?

Онлайн-кинотеатр KION накануне Дня матери попытался выяснить предпочтения женской составляющей аудитории

Труд
Среди любимчиков наших зрительниц - герой Павла Прилучного в сериале «Жизнь по вызову». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Онлайн-кинотеатр KION накануне Дня матери попытался выяснить предпочтения женской составляющей аудитории и, в частности, то, как они меняются с возрастом и какие фильмы и сериалы чаще всего попадают в повторные...

Андрей Николаевич приступил к созданию своей радиостанции

Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Пожалуй, за долгие годы измерений телесмотрения компанией «Медиаскоп» такой случай встречается впервые. Вот уже который месяц подряд на верхних строчках лучших передач среди всех зрителей оказываются только два проекта....





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?