Главная Культура 00:04 07 Апреля 2023 7815
Урок Рахманинова на сибирских просторах

Голос классика на Х фестивале Вадима Репина дополнила мировая премьера Концерта Михаила Плетнева

Сергей Бирюков, Новосибирск – Москва
Художественный руководитель фестиваля Вадим Репин и дирижер Алессандро Кадарио. Фото Александра Иванова предоставлены пресс-службой Транссибирского фестиваля

Команде нынешнего, Х Транссибирского арт-фестиваля выпала задача особой сложности: в мало благоприятных для искусства международных условиях провести праздник не просто элитного — юбилейного уровня. И они с ней справились — как по звездной наполненности программ, так и по уровню совершенных на них художественных открытий.

Напомню, десятилетие Транссибирского — это более 250 встреч артистов с публикой Новосибирска, Красноярска, Омска, Барнаула и других городов. Это 29 премьер, в числе которых 16 мировых: чего стоит одно только специально написанное для основателя и худрука фестиваля Вадима Репина сочинение «Диалог: Я и Ты» легендарной Софии Губайдулиной...

Теперь насчет звездной наполненности: пианисты Вадим Руденко и Екатерина Мечетина, виолончелист Александр Князев, трубач Вадим Эйленкриг, актеры Евгений Миронов, Дарья Мороз... Прима Большого театра Светлана Захарова с балетным спектаклем Modanse, Владимир Спиваков с его «Виртуозами Москвы» — вот лишь малая часть знаменитых имен, украсивших нынешние программы с 8 марта по 6 апреля.

Да, французского мэтра Шарля Дютуа, завсегдатая прошлых Транссибирских, мы на этот раз не увидели за дирижерским пультом — зато приехал другой энтузиаст сибирского праздника, эстонский маэстро Андрес Мустонен. А разве не интересно познакомиться с представителем уникальной венесуэльской дирижерской школы, учеником легендарных Хосе-Антонио Абреу и Густаво Дудамеля (и того же Дютуа) Мануэлем Гомесом-Лопесом? Уж не говорю об их отечественных коллегах Юрии Башмете, Александре и Иване Рудиных, Сергее Скрипке, Владимире Ланде...

Выставка бессменного фотографа фестиваля Александра Иванова в фойе концертного зала имени А. М. Каца напомнила звездные моменты смотра. Фото автора

Разумеется, в большей части программ выступил бессменный лидер фестиваля — всемирно прославленный скрипач Вадим Репин. Который, помимо большого количества классики, сыграл и две премьеры: российскую — Скрипичного концерта Полада Бюльбюль-оглы и мировую — Концерта для скрипки с оркестром Михаила Плетнева.

На премьеру опуса знаменитого азербайджанского композитора я не успел — хотя по тому, с каким энтузиазмом мои пораньше приехавшие в Новосибирск коллеги распевали «И в яростном, и в яростном огне» понял, что интонации были знакомые и духоподъемные. А вот Концерт Плетнева послушал, и это исполнение считаю событием.

Как композитор Михаил Плетнев известен меньше, чем как феноменальный пианист и подвижник-дирижер. Не скрою, на фоне исполнительских успехов Михаила Васильевича его сочинительские опыты порой встречали скептические (в том числе мои) отзывы. Но на сей раз скепсис пригасил первый же простой и печальный мотив скрипки, и все последующее развитие большого трехчастного сочинения не дало к нему ни малейшего повода. Да, здесь многое, говоря по-пушкински, «напоминает былое». Включая то самое печальное начало, явственно перекликающееся с сумрачным раздумьем Первого скрипичного концерта Шостаковича. Или валторновые «напевы», заставившие вспомнить о песнях каторги и ссылки, легших в основу Одиннадцатой симфонии Дмитрия Дмитриевича. Или похоронный ритм из последнего сочинения великого симфониста — Альтовой сонаты, в свою очередь заимствованный из «Лунной» Бетховена... Нашлось место и аллюзиям на Мусоргского (как показалось — на его «Песни и пляски смерти»), на Чайковского — как известно, любимейшего композитора Плетнева-исполнителя: мне здесь услышались размытые и искаженные контуры батальных эпизодов увертюры «1812 год»... Плюс неповторимо-плетневская мрачная ирония — периодически звонящий прямо в оркестре «мобильный телефон» (что это, ксилофон?) или неуклюжий маршок, расползающийся «по швам» и превращающийся в... настройку оркестра: словно музыканты пытаются найти выход из тупика, в который их завели эти нарочито примитивные мотивы.

Все же в целом напомнило мне совсем не русское сочинение Рихарда Штрауса «Метаморфозы», написанное в конце Второй мировой войны, основанное на цитатах самых знаменитых тем Бетховена (тема судьбы из Пятой симфонии и траурный марш из Третьей) и, как принято считать, выражающее думы композитора о судьбах немецкой культуры в поворотный момент истории. Так или иначе, но и партитура Плетнева, и то, как мастерски донесли ее Вадим Репин и специально приехавший в Новосибирск Российский национальный оркестр под управлением итальянского дирижера Алессандро Кадарио, представились мне важным высказыванием на темы истории и современности.

Ну и не могу не рассказать о еще одном концерте смотра: 1 апреля, в день 150-летия Сергея Васильевича Рахманинова, в Новосибирской филармонии играли, естественно, его музыку.

Хотя каюсь — в последние месяцы не раз приходила мысль: не перекормят ли нас в юбилейной горячке Сергеем Васильевичем? Как бы ни был он велик...

Не перекормили. Точнее, так: если играет подлинный мастер, который доносит не только красоту рахманиновской музыки, но заложенный в ней громадный нравственный смысл, то перекормить ею невозможно. Тут вряд ли скажешь точнее, чем замечательная пианистка Екатерина Мечетина в недавнем интервью «Труду»: «Ведь это миссия святого — взять на себя боль страны и так переплавить ее в тигле своей души, чтобы это почувствовал весь мир. Когда слушаю Рахманинова, понимаю — мне не просто играют изумительно красивую, благородную музыку, но — учат быть человеком... Он, безусловно, художник общечеловеческого значения. Но композитор именно русский, говорящий нам, кто мы есть. Раскрывающий это всем своим послушанием, данным ему жизнью: потерять Родину, но, страдая от полной невозможности воссоединения, навсегда сохранить ее в сердце». Составители и исполнители нынешней юбилейной программы — художественный руководитель и главный дирижер Новосибирского государственного академического симфонического оркестра Димитрис Ботинис (совсем недавно заменивший на этом посту уехавшего за границу Томаса Зандерлинга) и российско-швейцарский пианист Константин Лифшиц словно слышали эти слова своей коллеги.

Константин Лифшиц (фортепиано), Димитрис Ботинис и Новосибирский академический симфонический оркестр играют Рахманинова

В первом отделении они исполнили Третий концерт — кульминационное сочинение русского периода рахманиновского творчества. Да с таким увлечением, что я не заметил, как пролетели эти 45 минут, настолько они оказались насыщены шквалом молодых чувств и надежд. Все второе заняла последняя, «американская» партитура Сергея Васильевича — Симфонические танцы: трагический итог жизни, предощущение тяжелейших испытаний для себя, мира, России. Поразительная перекличка двух шедевров! Но ведь и здесь, не в силах избавиться от преследующего его всю жизнь наваждения — средневекового католического гимна о конце мира Dies irae, Рахманинов пытается «вытянуть» из этого мрачного мотива мелодию любви. И ему это удается — на несколько секунд в финале, перед тем как рок поставит свою окончательную точку. Потрясающий урок мужества. Очень нужный нам всем, особенно сегодня.

P.S. 9 апреля в московском продолжении программы X Транссибирского Вадим Репин и Российский национальный оркестр под управлением Алессандро Кадарио представят столичную премьеру Скрипичного концерта Михаила Плетнева.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 10811
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 6255
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 6094
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5964
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 5142
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?