Главная Культура 05:09 07 Июня 2010 3816
Джоанна Викери: «Цены на искусство — такие же, как до кризиса»
Глава Русского отдела Sotheby’s в Лондоне — «Труду»
Сергей Бирюков

7—9 июня в Лондоне пройдут традиционные летние торги русского искусства, которые устраивает аукционный дом Sotheby’s. Накануне наша газета поинтересовалась у главы его русского отдела — насколько ощутимы на арт-рынке признаки выхода из мирового финансового кризиса.

— Джо, просвет уже виден?

— Я не финансист, хотя когда включаю телевизор, там очень много говорят о кризисе. Но что касается нашего мира искусства, мы видим, как на протяжении последних шести месяцев коллекционеры возвращаются к своей страсти. И даже были рекордные результаты. В феврале скульптура Джакометти продалась за 104,3 млн. долл. — рекорд не только для этого художника, но вообще за отдельно взятое произведение искусства: никогда раньше ни одна картина, ни одна скульптура не продавалась на аукционе за бОльшую сумму. Но месяц назад и этот рекорд перекрыла картина Пикассо, проданная в Нью-Йорке за 106 с лишним миллионов.

— Так был ли все-таки кризис или его придумали?

— Нет, в прошлом году был период протяженностью в восемь месяцев или чуть подольше, характеризовавшийся неуверенностью и неясностью — что же будет дальше. Люди перестали активно действовать, ждали. Очень снизилось количество продаваемых произведений. Но теперь это позади. Например, что касается нынешних торгов, некоторых продавцов я знаю, и знаю, что год назад они бы эти вещи не продали, а теперь поняли, что все-таки можно продать. Цены на хорошие работы теперь приблизительно такие же, как до кризиса.

— За это время как-то изменилась структура спроса? Появился специальный интерес на какую-то группу художников, исторический период искусства?

— Я вижу сегодня среди коллекционеров очень большую любовь к XX веку. Причем среди русских собирателей стало модно покупать не только русское, но и западное искусство, соединяя их в одной коллекции. Что, конечно, очень правильно, потому что русские художники начала ХХ века были тесно связаны стилистически, да и своими судьбами, с европейскими коллегами. И на недавней предаукционной выставке в Москве не случайно вывешивались рядом работы Марии Васильевой и Пикассо, они были друзьями. Васильева жила в Париже, а кому-то из западных художников — например, Модильяни — она сама помогала.

— По-прежнему среди коллекционеров, покупающих русское, преобладают русские?

— Да, хотя есть, конечно, и такие русские, которые приобретают только западное. Но их меньше.

— А западные покупатели в основной своей массе все так же равнодушны к нашему искусству?

— Они не равнодушны, просто круг русских художников, которых знали на Западе, долгое время ограничивался именами Кандинского, Сутина, Малевича и немногих других. Но с недавних пор к этому кругу присоединились такие мастера как Ларионов, Гончарова, Кончаловский… Их уже стали включать не только в русские, но и в западные торги — например, искусства импрессионизма.

— Какой процент вещей уходит в музеи или открытые частные собрания?

— Очень маленький. Сегодня музеи просто не имеют денег на покупки.

— Но вот полгода назад Эрмитаж купил коллекцию парижской галереи Popoff, выставлявшуюся на Christie’s.

— Да, это очень хороший, но, к сожалению, редкий пример.

— Кстати, у вас с Christie’s и другими коллегами-конкурентами существует какая-то координация? Вы же обычно проводите торги в близкие сроки — так, очевидно, выгоднее всем, потому что приезжает максимальное количество покупателей.

— В каждом из наших аукционных домов есть по одному человеку, на которого возложены контакты с коллегами.

— Что обсуждается — топ-лоты, сроки?

— Что вы, топ-лоты — абсолютная тайна, это же наше ноу-хау, которое мы открываем только на предаукционной выставке. А вот сроки — да, согласовываем.

— Бывали серьезные конфликты?

— Не помню ни одного. Если заранее поинтересоваться друг у друга о планах, всегда можно на день-другой подвинуть мероприятие, чтобы было удобно всем.

— В России, в отличие от Англии или Америки, крупные международные аукционы не проводятся. В частности, из-за того, что наше законодательство достаточно жестко препятствует вывозу художественных ценностей из страны. Вам бы хотелось, чтобы это положение изменилось?

— Да нет, в принципе теперь можно вывезти многое, на что раньше распространялись запреты. Но знаете, наша фирма — американская, продажи в Англии и Америке идут очень успешно, и нам как бы хватает. Нет импульса расширять географию площадок.

— А политика на продажах не сказывается? Например, громкое убийство в Лондоне русского диссидента Александра Литвиненко, случившееся в 2006 году…

— Не наблюдала на аукционах никакого резонанса ни на это, ни на какое-либо другое политическое событие. Все-таки искусство — это немножко другое.

— Как вы вообще заинтересовались Россией? У вас корни русские, или сказалось чье-то влияние?

— Нет, я из семьи, никак не связанной с Россией. Мама — шотландка, папа — из Австралии. Но еще в школе я очень полюбила иностранные языки, стала учить русский. Первый раз попала в Россию в 91-м году, и наверное, это было любовью с первого взгляда. Хотя период в жизни вашей страны был очень трудный. Но меня, как человека культуры, очень впечатлило отношение русских людей к своему культурному наследию, то, как они это наследие уважают. С тех пор всегда чувствую себя в России хорошо.

— Где, кроме Москвы и Питера, удалось побывать? В каких поисках шедевров поучаствовали?

— Вот это было бы здорово — такие поиски фантастически интересны, но у меня немножко другой характер работы. Основная ее часть проходит за письменным столом. Просто само имя нашей компании, ее репутация притягивают к нам тех, кто хочет что-то предложить. И я могу сидеть в своем кабинете, обычный день, и вдруг кто-то присылает мейл с координатами какого-то неизвестного шедевра. Вот так чаще всего бывает. А те, которые «охотятся», — это дилеры, люди с особым менталитетом. Их работа более детективная, чем моя. Что же касается моих путешествий по России, то я была в Красноярске. Очень люблю Суздаль и подобные ему исторические города, куда ездила в студенческие годы. Но в данный момент, к сожалению, кроме Москвы трудно куда-либо вырваться: очень много дел здесь.

— А просто съездить в Россию на отдых?

— Знаете, есть такое английское выражение — «вести автобус». То есть делать работу, требующую большого напряжения. Вот в России я обычно «веду автобус», поэтому отдыхать предпочитаю в других странах.

— Вы уже 13 лет в Sotheby’s — были ли за это время такие вещи, приходу которых вы страшно радовались и продавать которые было страшно жалко?

— О, таких много. Сейчас постараюсь что-то выбрать для вас. Ну например, мне очень запомнилось, как лет 10 назад мы обнаружили коллекцию картин художника Анненкова на юге Франции. Поехали туда с коллегой и увидели, что все работы просто лежали в коробках. Разваленный деревенский дом, дождь капал прямо внутрь, и мы просто не могли поверить глазам — в спальне висел портрет Ахматовой 1921 года, кисти Анненкова. Он там находился почти 50 лет, никто не обращал на него внимания. Вот это было открытие! Я почувствовала себя немножко путешественницей по времени, по истории. А еще, может быть, самое мощно впечатление — когда я ездила в Нью-Йорк, мы там должны были продавать яйцо Фаберже из коллекции Форбса. И мне повезло держать в руках это яйцо «Коронация», когда-то принадлежавшее русской императорской семье. Во-первых, это очень тяжелая вещь — как кирпич или даже два. Там столько золота! И во-вторых, опять вот это чувство — будто переносишься в другое время, во все эти огромные события начала ХХ века, которые изменили облик мира.

— В вашей семье кто-то разделяет ваше увлечение Россией и русским искусством?

— Вообще никто! Мама работала фармацевтом, папа — инженер, с искусством никак не связаны. Им, конечно, любопытно, они даже гордятся, что у меня такая карьера. Но для них это что-то очень далекое.

Топ-лоты

Пара ваз императора Николая I

Императорский фарфоровый завод, роспись Петра Щетинина и Василия Столетова по мотивам голландской живописи XVII века. 1841 год. Вероятно, подарены Николаем I его дочери, великой княжне Ольге, ставшей королевой Вюртембергской. На рынке впервые.

Александр Яковлев. «Тити и Нарангхе, дочери вождя Екибондо»

1926 год, 98×80 см. Картина написана Яковлевым (1887–1938) после путешествия в Африку, устроенного концерном «Ситроен». Вместе с его главой Жоржем Мари Хаардтом художник посетил одну из деревень в Верхнем Заире и запечатлел семью местного вождя.

Мария Васильева. «Клоун»

1912 год. 73×54 см. Мария Васильева (1884–1957) эмигрировала в Париж в 1907 году. Училась у Матисса, сама основала Русскую академию (ныне Музей Монпарнас). Содержала столовую для бедных художников. Испытала влияние Пикассо с его интересом к теме цирка.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 10726
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 6139
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 5994
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5954
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 5033
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?