Главная Работа Люди 00:20 08 Февраля 2013 2699
Эксперт: Самая большая проблема авиапрома – разрыв поколений

Не совсем юбилейные комментарии авторитетнейшего конструктора, дважды Героя Труда Генриха Новожилова

Анатолий Журин, обозреватель «Труда»

Завтра отечественная гражданская авиация отмечает 90-летний юбилей. К разговору «Труд» пригласил Генриха Новожилова — знаменитого конструктора, дважды Героя Соцтруда. Он принимал участие в создании замечательных самолетов Ил-18, Ил-62, под его непосредственным руководством стартовали в небо первый реактивный «грузовик» Ил-76, затем аэробус Ил-86 и, наконец, широкофюзеляжный Ил-96-300. Мечта наладить серийный выпуск Ил-114 и Ил-103 не сбылась, но генеральный конструктор не падает духом и верит в будущее отечественной авиации.

Но сначала экскурс в историю. Начиналось все просто и буднично: 9 февраля 1923 Совет труда и обороны принял постановление об организации Совета по гражданской авиации при Главвоздухфлоте. Весной появились первые авиатранспортные предприятия — всероссийский «Добролет», потом «Укрвоздухпуть», «Закавиа». И вот наконец 15 июля 1923 года пилот Яков Моисеев на самолете Junkers F-13, переименованном в «Промбанк», совершил первый в стране регулярный пассажирский рейс.

Накануне газета «Нижегородская коммуна» напечатала объявление: «Cегодня, 15 июля, часов в 8-9 вечера на городской аэродром прибудет из Москвы аэроплан». Для аэродрома выбрали пустырь на окраине города. К прилету самолета на поле зажгли костры, толпа зевак с нетерпением глядела на небо. Как только показался самолет, воздух наполнился радостными криками нижегородских мальчишек. Аэроплан сделал круг над полем и пошел на посадку. По трапу на землю спустились пилот и шестеро безмерно счастливых пассажиров.

Полет из Москвы до Нижнего Новгорода занял 3 часа 40 минут, то есть получилось примерно 120 км в час — по тем временам невероятная скорость. Причем летел пилот без всякой связи с землей, на высоте 230-250 метров, ориентировался по речкам и по железной дороге. Но все получилось, и вскоре рейсы стали регулярными. В первый год за четыре неполных месяца на этой линии гражданские самолеты перевезли 270 пассажиров, а также 85 пудов писем, газет и посылок.

В рекордном для гражданской авиации 1990 году самолеты «Аэрофлота» перевезли около 33 млн пассажиров и почти 3 млн тонн грузов, а удельный вес воздушного транспорта в общем пассажиропотоке составлял 36%. Для огромной страны слова из популярной песни «только самолетом можно долететь» звучали привычно и буднично. Но потом, после приватизации отрасли, случился обвал: к концу века объемы перевозок упали в три с лишним раза. Только в нулевые удалось перекрыть советский рекорд, а в 2012-м гражданская авиация впервые перевезла больше 70 млн пассажиров. Правда, из них чуть больше четверти летели на иностранных лайнерах, которые вытеснили наши самолеты из парка отечественных компаний — уже не Junkers, a Boeing и Airbus. И в канун юбилея снова встает вопрос: есть ли будущее у российских самолетов?

— В праздники духом падать никак нельзя, — говорит Генрих Васильевич. — А у нас в этом году сплошь юбилеи. 13 января 1933 года по наркомату тяжелой промышленности вышел приказ о создании опытного конструкторского бюро на заводе № 39 имени В. Р. Менжинского. Начальником был назначен Сергей Владимирович Ильюшин. А в 1935-м взлетел первый опытный самолет, прообраз знаменитого Ил-4. Эти дальние бомбардировщики вместе со штурмовиками Ил-2 стали кошмаром для немцев... И еще исполняется 45 лет со дня первого полета Ил-62 в Нью-Йорк. Четверть века как взлетел в небо Ил-96-300, а 20 лет назад он начал регулярные перевозки пассажиров. Ну и ваш покорный слуга пришел на преддипломную практику в илюшинское ОКБ летом 1948-го, то есть опять круглая дата.

— Сегодня авиапром переживает не лучшие времена. Вы этому находите объективные объяснения?

— Самая большая, на мой взгляд, проблема — разрыв поколений. В лучшие годы костяк наших КБ составляли люди от 25 до 50 лет. Сегодня в авиастроении мало кто задерживается, потому что условия, которые мы предлагаем, молодых специалистов не устраивают. Очень обидно, когда хорошие, способные ребята приходят со студенческой скамьи, набираются опыта и подыскивают себе более подходящее место. И уходят не только из-за денег. Очень многие мечтают создавать самолеты, но, увы...

— А на что им надеяться? Заказов мало — авиакомпании говорят про неконкурентность наших самолетов и покупают чужую технику...

— Я не буду ничего доказывать, просто приведу выдержки из документов. «Эксплуатация самолета Ил-96-300 в «Аэрофлоте» в условиях конкуренции с дальнемагистральными самолетами иностранного производства доказывает его коммерческую привлекательность, как по загрузке, так и по регулярности отправки в рейс». Это письмо в свое время подписал заместитель генерального директора «Аэрофлота».

Есть другой документ, датированный январем 2001-го, когда уже была дана отмашка на приобретение зарубежных лайнеров. Отраслевые институты ГосНИИ ГА и ЦАГИ выполняли поручение сравнить Ил-96 и «Боинг-767». Эксперты отметили, что по надежности наша машина американской не уступает, при этом у «Боинга-767» себестоимость летного часа существенно выше.

— Тогда в чем причина того, что предпочтение отдано конкурентам?

— Знаете, в конце 1990-х мой друг, генеральный конструктор Ту-134 Леонид Селяков в своей книге ответил так: «С распадом Союза распалась и вся система, создававшая авиацию. Вот и пришли мы, авиационные работники, оставшиеся в России, в никуда!».

— Это приговор?

— Ни в коем случае! Генеральный директор ульяновского «Авиастара-СП» Сергей Дементьев ставит задачу к 2016-му выйти на производство 16 самолетов Ил-76МД-90А в год. Под эту программу ожидается набор пяти тысяч специалистов. Очень надеюсь, что в правительстве вспомнят про Ил-114, успешно летающий в Узбекистане. Этой машине просто нет аналогов за рубежом, учитывая состояние наших взлетно-посадочных полос. Самолет создавался вообще с учетом обеспечения полетов в Арктике и Антарктике — обычное шасси можно превратить в лыжное. Чем не решение проблем с региональными перевозками? Еще один больной вопрос: доступность авиатранспорта. Она у нас значительно ниже, чем в Европе. Причина в том числе в высокой стоимости топлива. Парадокс: в нефтедобывающей стране цена на авиационный керосин выше, чем в странах — импортерах нефти...

— Писатель и летчик Экзюпери сказал: «Мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать в воде, как рыбы. Теперь нам надо научиться жить, как люди...».

— Эти слова к нам имеют самое прямое отношение. Они как напоминание: не все измеряется деньгами. Важны традиции. Наша с вами страна покоряла космос, создавала боевую и гражданскую авиацию, атомные подводные лодки, турбины огромной мощности. Все это было и тогда непросто, но мы это сделали. Нельзя это забывать и расписываться в беспомощности, обращаясь к другим странам с протянутой рукой: продайте нам то да продайте нам это... Крылья не должны ржаветь. Я точно знаю, что наш талантливый народ умеет создавать и работать. Мы обязательно возродим авиационную промышленность, за которую не будет обидно нашим детям и внукам.

 

Геннадий Семигин снят с должности председателя комитета по делам национальностей

Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Депутат Государственной думы Геннадий Семигин снят с должности председателя парламентского комитета по делам национальностей. Ранее он судился с военным корреспондентом, ветераном специальной военной операции (СВО) Евгением Рассказовым. Как...

Она скончалась в возрасте 85 лет

Фото: Виктор Чернов/Russian Look, globallookpress.com

Ушла из жизни бывшая глава департамента образования Москвы Любовь Кезина. Об этом сообщила пресс-служба Российской академии образования. В сообщении сказано, что Кезина умерла 5 мая в возрасте 85 лет. Причины смерти не разглашаются. «Российская...

На вопрос о том, на какую работу он переходит, он ответил, что для него главное — «быть на пути Ахмата-Хаджи Кадырова»

Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Председатель парламента Чечни Магомед Даудов досрочно сложил с себя полномочия. Об этом сообщает ТАСС. «Сегодня (в среду, 15 мая – TRUD.RU) на внеочередном заседании я сложил с себя полномочия депутата и автоматически председателя...

Госдума утвердила кандидатов на должности первых заместителей и заместителей премьер-министра правительства

Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

Депутаты Государственной думы утвердили кандидатов на должности первых заместителей и заместителей премьер-министра правительства России. Об этом сообщает «Интерфакс». В частности, Денис Мантуров сохранил за собой должность первого...

Глава государства подписал указы о назначениях в руководстве своей администрации

Фото: Гавриил Григоров/пул Кремля, globallookpress.com

Президент России Владимир Путин назначил своими помощниками бывшего губернатора Тульской области Алексея Дюмина и Николая Патрушева, который ранее занимал пост секретаря Совета безопасности РФ. Глава государства подписал соответствующие указы. Кроме...

«Я принял решение о завершении своей работы в должности губернатора», - сообщил он

Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров объявил об уходе с занимаемой должности. Об этом она сообщил в своем Telegram-канале. «Я принял решение о завершении своей работы в должности губернатора. Благодарю каждого жителя, всех своих...

Журналист сам наложил себе повязку

Кадр видео: Telegram-канал военкора Евгения Поддубного

Оператор ВГТРК Александр Пушин получил осколочное ранение в ногу в зоне специальной военной операции. Об этом рассказал РИА Новости военный корреспондент Евгений Поддубный, который в тот момент находился рядом с Пушиным. «В ходе работы...

Как пояснил Валерий Фадеев, задача этой меры – предотвратить образование мигрантских анклавов, где не работают законы

Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

Для противодействия возникновению анклавов мигрантов, в которых нередко не соблюдаются законы, можно ввести квоты на приобретение приезжими квартир в определенных районах. С таким предложением выступил председатель Совета по правам человека...

Он объяснил это переходом на новое место работы

Фото: пул Кремля, globallookpress.com

Глава Республики Алтай Олег Хорохордин объявил о своем решении покинуть занимаемую должность. Об этом он сообщил в своем Telegram-канале. «Сегодня (во вторник, 4 июня – TRUD.RU) в связи с переходом на новое место работы я ухожу...

Он поблагодарил президента за доверие и пообещал, что не подведет

Фото: пул Кремля, globallookpress.com

Президент России Владимир Путин предложил первому вице-спикеру Совета Федерации Андрею Турчаку стать главой Республики Алтай. Тот это предложение принял. «Я хотел вас попросить вернуться в исполнительные органы власти и возглавить один...

Сергей Донец написал заявление об увольнении по собственному желанию

Фото: Telegram-канал главы Крыма Сергея Аксенова

Министр жилищно-коммунального хозяйства Крыма Сергей Донец ушел в отставку. Об этом сообщил глава республики Сергей Аксенов. «Провел встречу с министром жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым Сергеем Олеговичем Донцом. По итогам...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?