Решение о завершении практики долевого строительства с переходом к банковскому сопровождению и страхованию жилищных вложений граждан кардинально меняет правила игры. За время своего существования закон о долевом участии создал основу финансирования жилищного строительства, формируя более 80% необходимых инвестиций. Однако он же послужил и источником такого явления, как «обманутые дольщики».
Новая редакция закона практически исключает возникновение этой проблемы, однако требует проведения огромной работы, прежде всего, по формированию необходимого объема инвестиций для обеспечения значительного роста объемов возводимого жилья. Анализ основных показателей строительной отрасли не может не вызывать беспокойства. Несмотря на успехи в строительстве объектов-символов — Керченского моста, стадионов к ЧМ-2018, газотранспортной инфраструктуры, отраслевой оборот в сопоставимых ценах снижается последние 5 лет, а за два последних года ощутимо упала отраслевая рентабельность.
В этой ситуации задачи, озвученные президентом России, внушают надежду на перелом наметившейся тенденции. Конечно, знаний и опыта российским строителям не занимать, решение уникальных задач — наше любимое дело. Но здесь речь о другом. Необходимо грамотно подготовиться и сформировать планы по достижению заявленных показателей, обеспеченные всеми необходимыми ресурсами, начиная от профессиональных кадров и заканчивая системой финансирования и технологическим обеспечением.
Одним из главных инструментов для этого должна стать Стратегия пространственного развития России, разработка которой сегодня осуществляется правительством. По сути, этот документ призван описать Россию будущего. Именно Стратегия должна сформировать «техническое задание» для строителей: транспортные коридоры, структуру расселения и размещения производительных сил, приоритеты развития и объемы необходимых капитальных вложений.
Едва ли не самой амбициозной задачей для российских строителей станет озвученный президентом целевой объем жилищного строительства. В условиях перезагрузки системы финансирования строительства жилья это требует ряда новых решений, способных сформировать необходимый объем спроса для строителей.
Напомню, что далеко не все граждане нашей страны могут позволить себе купить доступное и современное жилье. Чтобы решить эту проблему и дать возможность семьям с небольшим достатком жить в комфортных условиях, была поставлена задача формирования рынка доступного арендного жилья, призванного, с одной стороны, создать предпосылки трудовой мобильности населения, прежде всего, молодежи, с другой стороны создать альтернативный существующему механизм обеспечения социальных задач государства через инструмент субсидированного найма.
Еще одним важным шагом могло бы стать сохранение и развитие региональных фондов жилищного строительства, успешный опыт которых, например, в Татарстане, позволил решить проблемы доступности жилья. Кроме того, такие фонды могли бы стать операторами региональных программ реновации городской среды, по аналогии с московским фондом реновации, который, имея специальный статус в законе о долевом строительстве, может стать одним из главных инструментов решения социального блока жилищной политики и реализации масштабных программ модернизации городской среды.
Еще одной важнейшей задачей, стоящей и перед отраслевым руководством, и перед законодателями, является формирование справедливой и эффективной контрактной системы в строительстве. Эта задача носит комплексный характер, начиная от реформирования архаичной и нерыночной системы ценообразования, порождающей как неэффективность и отсутствие инвестиционной привлекательности, так и криминализацию отрасли, заканчивая формированием адекватных инструментов финансирования строительного комплекса. Имеющийся на сегодня дефицит основных средств производства, дефицит качества жизни, инфраструктуры в сочетании с амбициозными задачами формирует огромное поле возможностей, огромный потенциальный рынок для строителей. Наша задача — обеспечить его всем необходимым набором ресурсов — человеческих, финансовых, организационных, технологических.
Осенняя сессия в Госдуме обещает быть жаркой. Количество законов, относящихся к строительному комплексу, превышает три десятка, причем ряд из них предполагает кардинальное изменение регулирования. Однако, по нашему мнению, увлечение многочисленными изменениями в законодательстве не идет на пользу отрасли. Необходимо повысить уважение к законам — высшему уровню регулятивных документов государства. Совместно с новым руководством строительного комплекса нам необходимо сформировать осмысленную и стабильную систему отраслевого законодательного и нормативного регулирования, которая позволит строителям уверенно планировать свое будущее, инвестировать в развитие отрасли и формировать новое качество строительного комплекса, способного решать амбициозные задачи национального развития, сформулированные президентом России.