Главная Культура 00:06 11 Февраля 2022 15207
Куда бежит капитан Волконогов

«Золотой орел» и «Белый слон» смотрят на жизнь по-разному

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Они состоялись с разницей буквально в несколько дней — две премии, оценивающие творческий уровень российского кино. «Золотой орел» — премия державная, опекаемая Никитой Михалковым, финансируемая из бюджета и транслируемая телеканалом «Россия». И «Белый слон» — премия независимая, ее учредили ведущие кинокритики страны. Деньги на церемонию в этот раз собирали на сервисе Planeta.ru — ни министерству культуры, ни другим официальным структурам в ноги не кланялись. Не оттого ли и результаты этих двух премий столь разительно несхожи?

То, что произошло на «Золотом орле», по-моему, нельзя расценивать иначе, как курьез (кстати, не первый в истории этой премии). Большинство наград ушло фильмам и сериалам, которые были произведены либо студией ТРИТЭ все того же Михалкова («Серебряные коньки», «Огонь»), либо телеканалом «Россия» (сериал «Седьмая симфония» и ряд других проектов). То есть, получилось примерно так: сами кино снимаем, сами проводим церемонию, сами себя награждаем, сами себя славим в эфире.

В итоге сентиментальная рождественская сказка «Серебряные коньки» и пафосный «Огонь» про битву МЧС с лесными пожарами в общей сложности получили девять (!) «Золотых орлов». В то время как яростный и глубокий фильм Натальи Меркуловой и Алексея Чупова «Капитан Волконогов бежал» про ужас сталинских репрессий, уже объехавший полмира и удостоенный дюжины наград на фестивалях, на «Золотом орле» показательно не получил ничего, хотя для видимости и был представлен в семи номинациях.

А фильм Киры Коваленко «Разжимая кулаки», который победил в «Особом взгляде» Каннского фестиваля и выдвигался от России на «Оскар», на «Золотом орле» в качестве претендента на награды даже не рассматривался. Как и «Дело» Алексея Германа, «Медея» Александра Зельдовича, «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова, «Последняя «Милая Болгария» Алексея Федорченко, «Мама, я дома» Владимира Битокова, «Нуучча» якутского режиссера Владимира Мункуева и другие фестивальные хиты, которые принесли российскому кино заслуженную международную известность. Но это фильмы, которые восстают против сталинизма и имперских амбиций, говорят о коррупции в верхах, задают острые вопросы социального, морального толка. И потому они у «Золотого орла», прячущего голову от больных тем под крыло, оказались не в чести.

Эксперты «Белого слона» восстановили справедливость. Все поименованные выше картины у кинокритиков оказались в номинантах, несколько из них получили значимые призы. А триумфаторами церемонии стали два фильма. Один из них — «Разжимая кулаки» ученицы Сокурова Киры Коваленко, которая живет и работает в Кабардино-Балкарии. Там же, на Северном Кавказе, она ищет темы своих фильмов. В данном случае, получился рассказ об унылых буднях пыльного шахтерского городка, об удушающих объятьях патриархальной семьи, о порыве главной героини фильма, молодой женщины, к свободе от диктата замшелых традиций.

Режиссер создает на экране живой, тактильный и чувственный мир, который она знает изнутри. Оттого так убедительна жизненная среда фильма, оттого так узнаваемы характеры персонажей, оттого так правдиво играют местные актеры, а не заезжие и заезженные московские знаменитости. Все это в совокупности принесло фильму Киры Коваленко три «Белых слона» — за лучшую режиссуру, лучший сценарий и лучшую женскую роль (поразительная работа актрисы из Владикавказа Миланы Агузаровой).

Еще одним триумфатором «Белого слона» стал фильм «Капитан Волконогов бежал», который тоже завоевал три премии — за лучшую мужскую роль (невероятный Юра Борисов), лучшую женскую роль второго плана (Наталья Кудряшова) и главный приз — за лучший фильм года. Хотя лично я голосовал за «Капитана Волконогова» едва ли не по всем номинациям. Для меня это главная картина не только года, а, возможно, последних десятилетий. Если угодно, это «Покаяние» наших дней. Помните перестроечный фильм Тенгиза Абуладзе, который для многих стал откровением и потрясением?

Попытка капитана НКВД Федора Волконогова избежать чистки в органах и тем самым спасти свою никчемную жизнь оборачивается его хождением по кругам сталинского ада, к созданию которого и он приложил свою кровавую руку. Желая вымолить у судьбы прощение за свои чудовищные злодеяния — аресты, жестокие пытки, убийства невиновных людей, — он встречается с родственниками репрессированных и поневоле окунается в море народного страха, отчаяния, гнева, боли. А вместе с героями переживут эти шоковые эмоции и зрители.

Казалось бы, мы видели много фильмов о сталинском терроре. Но ТАК о нем еще не рассказывали. Фильм воссоздает на экране не реалистический, а условный, гротескный, в чем-то даже карнавализированный образ сталинского террора. Не случайно чекисты одеты не в привычную для глаза форму той поры — в красных шароварах, красных галстуках и черных куртках они выглядят, как привилегированная каста всесильных сталинских опричников. Но на дворе 1938 год, и запущенная ими машина уничтожения начинает пожирать не только случайных жертв, но и самих своих создателей. Гильотина не разбирает, на чью голову упасть...

Авторы фильма оперируют ярким, броским, почти плакатным киноязыком, отсылая нашу коллективную память то к фильму Эйзенштейна об Иване Грозном, то к ахматовскому «Реквиему», то к антиутопии Оруэлла «1984», то смело (кто-то скажет: лобово) перекидывая мостики в нынешние дни. Когда один из начальников Волконогова растолковывает ему, что нельзя пускать в расход арестованных без суда и следствия, прежде надо выбить из них признательные показания, ибо мы живем все-таки в правовом государстве, — то у многих от знакомой лексики холодок побежит по коже...

Этот разнообразный исторический, культурологический контекст фильма вкупе с его снайперским попаданием в сегодняшнюю мрачноватую реальность — с ликвидацией «Мемориала», арестами правозащитников и оппозиционных политиков, уже привычно звучащими угрозами резать «врагам» головы, наконец, с изгнанием из школы учительницы, которая прочитала детям стихи репрессированных поэтов Введенского и Хармса, — все это делает «Капитана Волконогова» не только кинематографическим, но и громким общественным высказыванием.

Жаль, что фильм выходит на экраны не сегодня, после скандального «пролета» на «Золотом орле» и справедливого триумфа на «Белом слоне», а только 7 апреля. Но наша власть, которая, по Салтыкову-Щедрину, не устает держать народ в постоянном изумлении, к апрелю может наворотить столько всего, что «Капитан Волконогов», не приведи Господь, станет еще актуальнее...

P.S. Лауреаты Национальной премии киноведов и кинокритиков «Белый слон»

Лучший фильм

«Капитан Волконогов бежал» (режиссеры Наташа Меркулова, Алексей Чупов)

Лучшая режиссерская работа

Кира Коваленко — «Разжимая кулаки»

Лучший сценарий

Кира Коваленко, Антон Яруш (при участии Любови Мульменко) — «Разжимая кулаки»

Лучшая операторская работа

Александр Ильховский — «Медея»

Лучшая работа художника

Алексей Максимов — «Последняя «Милая Болгария»

Лучшая музыка к фильму

Алексей Ретинский — «Медея»

Лучшее звуковое решение

Борис Войт — «Петровы в гриппе»

Лучшая главная мужская роль

Юрий Борисов — «Капитан Волконогов бежал»

Лучшая главная женская роль

Милана Агузарова — «Разжимая кулаки»

Лучшая мужская роль второго плана

Павел Деревянко — «Подельники»

Лучшая женская роль второго плана

Наталья Кудряшова — «Капитан Волконогов бежал»

Лучший полнометражный игровой дебют

«Дунай» (режиссер Любовь Мульменко)

Лучший документальный фильм

«Расторгуев» (режиссер Евгения Останина)

Лучший анимационный фильм

«Жизнь-паскуда» (режиссер Варвара Яковлева)

Лучший короткометражный фильм

«Почти весна» (режиссер Настя Коркия)

Лучший сериал

«Пингвины моей мамы» (режиссер Наталия Мещанинова)

Премия молодых кинокритиков Голос

«Обходные пути» (режиссер Екатерина Селенкина)

Приз за вклад в профессию

Кинокритик, издатель, режиссер документального кино Любовь Аркус

Почетный приз имени Мирона Черненко

Кинокритик, публицист, политик, общественный деятель Алла Гербер

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Увидим ли мы новый фильм с участием популярного актера и телеведущего

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Имя телеведущего Ивана Урганта в эти майские дни не сходило с новостных лент. А началось все с того, что Виталий Бородин, глава некоего Федерального проекта по безопасности и борьбе с коррупцией, в своем...

В РАМТе – недетский спектакль о детях войны

Анна Чепурнова
Труд
Война только началась, и одежда физкультурников скоро потеряет белизну (Яна Палецкая, Андрей Лаптев, Владимир Зомерфельд). Фото Марии Моисеевой предоставлено пресс-службой РАМТа

В РАМТе — премьера: «Ленинградские сказки» режиссера Филиппа Гуревича по одноименной пенталогии нашей современницы Юлии Яковлевой. В недавней постановке «Леопольдштадт» худрука театра Алексея...

Как улетали журавли Татьяны Самойловой

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Даже одной Вероники было бы достаточно, чтобы навсегда внести ее имя в пантеон величайших актрис ХХ века. Кадр из фильма «Летят журавли», globallookpress.com

4 мая народной артистке России Татьяне Самойловой могло бы исполниться 90 лет. И десять лет назад — тоже 4 мая, в день своего 80-летия, она умерла в московской больнице. О звездной и драматичной...

Популярный актер – о новом фильме «Адмирал Кузнецов» и военной теме в кино, старом и нынешнем

Дарья Ефремова
Труд
Герой Петренко -- живой человек, а не гранитная глыба (в кадре - с Дарьей Урсуляк в роли Веры). Изображения предоставлены ВГТРК

На медиаплатформе «Смотрим» — биографический военно-исторический фильм «Адмирал Кузнецов». Проект осуществлен при поддержке Института развития интернета. В основу сюжета легла реальная история самого...

Легенду французского кинематографа арестовали в Париже как насильника. Не стареют душой ветераны!

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Юристы считают - Депардье может грозить от пяти лет лишения свободы за домогательства. Фото: Jens Kalaene/dpa, globallookpress.com

Не стареют душой ветераны! Легенду французского кинематографа и обладателя российского паспорта Жерара Депардье на днях взяли под стражу в Париже как насильника. Его опять обвинили в сексуальном насилии. На этот...

Нас исправно предупреждают о телефонных мошенниках. Не удивительно ли, что на этом фоне Первый канал своими героями сделал пранкеров Вована и Лексуса?

Сергей Беднов
Труд
В подлинность всех разговоров ВиЛ верят далеко не все. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Каждый день мы слышим предупреждения о телефонных мошенниках. Нас призывают игнорировать незнакомые номера, а если уж сняли трубку — не верить никому: ни банковским служащим, ни прочим «доброжелателям»....

Политик с неоднозначной репутацией станет героем двух фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Владимиром Вольфовичем числится немало подвигов. Посмотрим, найдут ли они отражение на экране. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Первый канал снимет сериал про основателя ЛДПР Владимира Жириновского. Об этом сообщил нынешний глава партии Леонид Слуцкий. И добавил, что жизнь этого видного российского политика была настолько яркой, насыщенной событиями и неожиданными...

Легендарный форт Боярд находится в плачевном состоянии и нуждается в срочной реставрации

Труд
Крепость может уйти под воду. Фото: Сергей Фомин, globallookpress.com

Наверное, самая знаменитая крепость в мире — это форт Боярд. Миллионы зрителей в десятках стран знают его по одноименному телешоу. Но сегодня, по сообщению французских властей, форт находится в плачевном...

Почему поляк Ежи Тыц защищает памятники советским солдатам – освободителям Польши от фашизма
Сергей Бирюков
Труд
Ежи Тыц у памятника Герою Советского Союза, польке Анеле Кживонь в российском городе Канске. Фотографии из личного альбома Ежи Тыца

Дожили: говорят, уже и легендарного Алешу — памятник русскому солдату-освободителю в Пловдиве — «братушки»-болгары собираются снести. Когда заходит речь о советских военных памятниках в Восточной...

Разговор с известным поэтом и публицистом Юрием Кублановским о значении Пушкина в нашей жизни

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Нынешний год в культуре — год Александра Пушкина. К 225-летию со дня рождения поэта, которое мы отметим 6 июня, готовятся и уже состоялись множество театральных премьер, экранизаций, чтений, выставочных...

Писатель-дальневосточник Василий Авченко – о «лейтенантской прозе», баррикадах в соцсетях и недопустимости «отмен»

Дарья Ефремова
Труд

Автор неоднократно номинированных на большие премии романов «Правый руль» и «Дальний Восток: иероглиф пространства» Василий Авченко считает, что у каждого поколения — своя война, оттого «окопная...

Бард и актер Игорь Растеряев – о цикличности жизни и новых песнях

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Новый альбом Игоря Растеряева услышат не только в Петербурге, но и в Москве, Омске, Барнауле и других городах нашей необъятной страны. Фото из личного альбома

У известного, барда, актера и гармониста Игоря Растеряева выходит новый, седьмой альбом «Круговорот». Автор представит его в Петербурге16 мая в концертном зале «Колизей» на «особенном театральном...

Культура 21:01 / 04 Мая 2024 6308
Причуды фортуны

Фигуристка Камила Валиева сообщила, что скоро станет ведущей нового телешоу

Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Быть телеведущим на крупном канале очень престижно. Тысячи амбициозных граждан готовы многое отдать за то, чтобы постоянно светиться на экране. Но иногда судьба словно награждает этой работой людей в качестве компенсации...

Третьяковка вспомнила автора портретной галереи ХХ века Николая Ульянова

Елена Широян, искусствовед
Труд
Одна из работ революционной поры - «Автопортрет с парикмахером»

Уже само название выставки в Третьяковке, посвященной творчеству одного из самых известных русских портретистов первой половины ХХ века Николая Ульянова, создает интригу. «Искусство без манифеста» — в эпоху,...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Fotothek Mai Leipzig, globallookpress.com

О Второй мировой войне известно, кажется, все. Но появляются новые книги, и становится ясно, как много военных страниц еще не открыто, они пылятся в архивах и не торопятся на свет. Вопреки пословице, не все...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?