Главная Культура 00:06 11 Февраля 2022 14606
Куда бежит капитан Волконогов

«Золотой орел» и «Белый слон» смотрят на жизнь по-разному

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Они состоялись с разницей буквально в несколько дней — две премии, оценивающие творческий уровень российского кино. «Золотой орел» — премия державная, опекаемая Никитой Михалковым, финансируемая из бюджета и транслируемая телеканалом «Россия». И «Белый слон» — премия независимая, ее учредили ведущие кинокритики страны. Деньги на церемонию в этот раз собирали на сервисе Planeta.ru — ни министерству культуры, ни другим официальным структурам в ноги не кланялись. Не оттого ли и результаты этих двух премий столь разительно несхожи?

То, что произошло на «Золотом орле», по-моему, нельзя расценивать иначе, как курьез (кстати, не первый в истории этой премии). Большинство наград ушло фильмам и сериалам, которые были произведены либо студией ТРИТЭ все того же Михалкова («Серебряные коньки», «Огонь»), либо телеканалом «Россия» (сериал «Седьмая симфония» и ряд других проектов). То есть, получилось примерно так: сами кино снимаем, сами проводим церемонию, сами себя награждаем, сами себя славим в эфире.

В итоге сентиментальная рождественская сказка «Серебряные коньки» и пафосный «Огонь» про битву МЧС с лесными пожарами в общей сложности получили девять (!) «Золотых орлов». В то время как яростный и глубокий фильм Натальи Меркуловой и Алексея Чупова «Капитан Волконогов бежал» про ужас сталинских репрессий, уже объехавший полмира и удостоенный дюжины наград на фестивалях, на «Золотом орле» показательно не получил ничего, хотя для видимости и был представлен в семи номинациях.

А фильм Киры Коваленко «Разжимая кулаки», который победил в «Особом взгляде» Каннского фестиваля и выдвигался от России на «Оскар», на «Золотом орле» в качестве претендента на награды даже не рассматривался. Как и «Дело» Алексея Германа, «Медея» Александра Зельдовича, «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова, «Последняя «Милая Болгария» Алексея Федорченко, «Мама, я дома» Владимира Битокова, «Нуучча» якутского режиссера Владимира Мункуева и другие фестивальные хиты, которые принесли российскому кино заслуженную международную известность. Но это фильмы, которые восстают против сталинизма и имперских амбиций, говорят о коррупции в верхах, задают острые вопросы социального, морального толка. И потому они у «Золотого орла», прячущего голову от больных тем под крыло, оказались не в чести.

Эксперты «Белого слона» восстановили справедливость. Все поименованные выше картины у кинокритиков оказались в номинантах, несколько из них получили значимые призы. А триумфаторами церемонии стали два фильма. Один из них — «Разжимая кулаки» ученицы Сокурова Киры Коваленко, которая живет и работает в Кабардино-Балкарии. Там же, на Северном Кавказе, она ищет темы своих фильмов. В данном случае, получился рассказ об унылых буднях пыльного шахтерского городка, об удушающих объятьях патриархальной семьи, о порыве главной героини фильма, молодой женщины, к свободе от диктата замшелых традиций.

Режиссер создает на экране живой, тактильный и чувственный мир, который она знает изнутри. Оттого так убедительна жизненная среда фильма, оттого так узнаваемы характеры персонажей, оттого так правдиво играют местные актеры, а не заезжие и заезженные московские знаменитости. Все это в совокупности принесло фильму Киры Коваленко три «Белых слона» — за лучшую режиссуру, лучший сценарий и лучшую женскую роль (поразительная работа актрисы из Владикавказа Миланы Агузаровой).

Еще одним триумфатором «Белого слона» стал фильм «Капитан Волконогов бежал», который тоже завоевал три премии — за лучшую мужскую роль (невероятный Юра Борисов), лучшую женскую роль второго плана (Наталья Кудряшова) и главный приз — за лучший фильм года. Хотя лично я голосовал за «Капитана Волконогова» едва ли не по всем номинациям. Для меня это главная картина не только года, а, возможно, последних десятилетий. Если угодно, это «Покаяние» наших дней. Помните перестроечный фильм Тенгиза Абуладзе, который для многих стал откровением и потрясением?

Попытка капитана НКВД Федора Волконогова избежать чистки в органах и тем самым спасти свою никчемную жизнь оборачивается его хождением по кругам сталинского ада, к созданию которого и он приложил свою кровавую руку. Желая вымолить у судьбы прощение за свои чудовищные злодеяния — аресты, жестокие пытки, убийства невиновных людей, — он встречается с родственниками репрессированных и поневоле окунается в море народного страха, отчаяния, гнева, боли. А вместе с героями переживут эти шоковые эмоции и зрители.

Казалось бы, мы видели много фильмов о сталинском терроре. Но ТАК о нем еще не рассказывали. Фильм воссоздает на экране не реалистический, а условный, гротескный, в чем-то даже карнавализированный образ сталинского террора. Не случайно чекисты одеты не в привычную для глаза форму той поры — в красных шароварах, красных галстуках и черных куртках они выглядят, как привилегированная каста всесильных сталинских опричников. Но на дворе 1938 год, и запущенная ими машина уничтожения начинает пожирать не только случайных жертв, но и самих своих создателей. Гильотина не разбирает, на чью голову упасть...

Авторы фильма оперируют ярким, броским, почти плакатным киноязыком, отсылая нашу коллективную память то к фильму Эйзенштейна об Иване Грозном, то к ахматовскому «Реквиему», то к антиутопии Оруэлла «1984», то смело (кто-то скажет: лобово) перекидывая мостики в нынешние дни. Когда один из начальников Волконогова растолковывает ему, что нельзя пускать в расход арестованных без суда и следствия, прежде надо выбить из них признательные показания, ибо мы живем все-таки в правовом государстве, — то у многих от знакомой лексики холодок побежит по коже...

Этот разнообразный исторический, культурологический контекст фильма вкупе с его снайперским попаданием в сегодняшнюю мрачноватую реальность — с ликвидацией «Мемориала», арестами правозащитников и оппозиционных политиков, уже привычно звучащими угрозами резать «врагам» головы, наконец, с изгнанием из школы учительницы, которая прочитала детям стихи репрессированных поэтов Введенского и Хармса, — все это делает «Капитана Волконогова» не только кинематографическим, но и громким общественным высказыванием.

Жаль, что фильм выходит на экраны не сегодня, после скандального «пролета» на «Золотом орле» и справедливого триумфа на «Белом слоне», а только 7 апреля. Но наша власть, которая, по Салтыкову-Щедрину, не устает держать народ в постоянном изумлении, к апрелю может наворотить столько всего, что «Капитан Волконогов», не приведи Господь, станет еще актуальнее...

P.S. Лауреаты Национальной премии киноведов и кинокритиков «Белый слон»

Лучший фильм

«Капитан Волконогов бежал» (режиссеры Наташа Меркулова, Алексей Чупов)

Лучшая режиссерская работа

Кира Коваленко — «Разжимая кулаки»

Лучший сценарий

Кира Коваленко, Антон Яруш (при участии Любови Мульменко) — «Разжимая кулаки»

Лучшая операторская работа

Александр Ильховский — «Медея»

Лучшая работа художника

Алексей Максимов — «Последняя «Милая Болгария»

Лучшая музыка к фильму

Алексей Ретинский — «Медея»

Лучшее звуковое решение

Борис Войт — «Петровы в гриппе»

Лучшая главная мужская роль

Юрий Борисов — «Капитан Волконогов бежал»

Лучшая главная женская роль

Милана Агузарова — «Разжимая кулаки»

Лучшая мужская роль второго плана

Павел Деревянко — «Подельники»

Лучшая женская роль второго плана

Наталья Кудряшова — «Капитан Волконогов бежал»

Лучший полнометражный игровой дебют

«Дунай» (режиссер Любовь Мульменко)

Лучший документальный фильм

«Расторгуев» (режиссер Евгения Останина)

Лучший анимационный фильм

«Жизнь-паскуда» (режиссер Варвара Яковлева)

Лучший короткометражный фильм

«Почти весна» (режиссер Настя Коркия)

Лучший сериал

«Пингвины моей мамы» (режиссер Наталия Мещанинова)

Премия молодых кинокритиков Голос

«Обходные пути» (режиссер Екатерина Селенкина)

Приз за вклад в профессию

Кинокритик, издатель, режиссер документального кино Любовь Аркус

Почетный приз имени Мирона Черненко

Кинокритик, публицист, политик, общественный деятель Алла Гербер

Комментарии для сайта Cackle
Культура 00:01 / 28 Апреля 2023 13211
Обрести лицо

Небольшое послесловие к итогам Московского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
На открытии юбилейного фестиваля не было ни одной международно признанной звезды, кроме президента ММКФ Никиты Михалкова. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вчера в Москве закрылся Московский международный кинофестиваль. Он прошел в 45-й раз. Об этой дате напомнила, в частности, фотовыставка в фойе кинотеатра «Октябрь». Я подошел к стендам, и воспоминания...

Культура 00:17 / 28 Апреля 2023 11113
Что Воля, что не Воля…

Телеканал ТНТ объявил о запуске «Шоу Воли». Зрителям сулят настоящий аттракцион дерзкого юмора на злобу дня

Сергей Беднов
Труд
К Павлу приходят именитые гости, которых он расспрашивает о делах и личной жизни. Местами (редкими) забавно. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В День космонавтики в кинотеатре «Октябрь» впервые показали фильм, снятый на МКС. На премьере присутствовали десятки знаменитостей. На следующее утро практически ни одно СМИ, рассказавшее о событии,...

Для первого российского питомника контрабандой завезли плодовые деревья, виноградную лозу и павлинов

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В очередной стадии обострения противостояния защитников Охтинского мыса с его владельцем и застройщиком «Газпромом» возникли новые перспективы. Фото с сервиса «Яндекс.Карты»

В петровские времена на Охтинском мысе росли плодовые деревья, виноград и грецкие орехи, а в саду гуляли павлины, рассказал председатель Совета по ландшафтной архитектуре Санкт-Петербургского союза архитекторов...

Обществу не хватает героев, близких по менталитету нынешней молодежи, считает актер фильма «По законам военного времени»

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Роль военного юриста Николая Мирского стала для Максима Дрозда еще одной киноработой о честности и любви. Изображения предоставлены Первым каналом

Премьеру военно-исторического детектива «По законам военного времени», точнее, приквел уже известных серий, начал показывать на этой неделе Первый канал. Действие шестого сезона возвращает зрителей в тяжелейшее для...

Автор популярной антиутопии «Луна 84» работает в Москве, но живет в Махачкале

Дарья Ефремова
Труд
По словам Ислама, его история — воплощение голливудской мечты. Фото из открытых источников

Ислама Ханипаева называют литературной сенсацией: молодой махачкалинец, автор популярного паблика «Дневник дага», ворвался в литературу внезапно, став лидером читательского голосования респектабельной российской премии «Ясная...

В питерском Театре на Литейном состоялся марафон спектаклей по пьесам нашего великого драматурга

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Сцена спектакля «Мудрецы». Фото Юлии Паршаковой с сайта Театра на Литейном

На минувшей неделе повезло: три вечера подряд с мне не свойственным энтузиазмом участвовала в марафоне спектаклей по пьесам нашего великого драматурга Александра Островского в питерском Театре на Литейном....

В прессе и блогах вовсю обсуждают идею присвоить актрисе Юлии Пересильд звание Героя России за участие в съемках фильма «Вызов» на борту МКС

Евгений Акатов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

В прессе и блогах вовсю обсуждают идею присвоить актрисе Юлии Пересильд звание Героя России за участие в съемках фильма «Вызов» на борту МКС. Правда, мнения резко разделились. «Если награждение произойдет,...

«Адвокат запретил мне говорить что-либо до суда. Со мной все хорошо», – сказала народная артистка России

Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Знаменитая российская и советская актриса театра и кино, народная артистка РФ Лия Ахеджакова ответила на вопрос о спонсировании вооруженных сил Украины (ВСУ). «Адвокат запретил мне говорить что-либо до суда. Со мной все хорошо»,...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © PsychoShadow, globallookpress.com

Книжная индустрия, если разобраться, в значительной степени построена на некоем лукавстве, зачастую переходящем и в прямой обман. Издательская аннотация, например, расхваливает книгу за несуществующие достоинства. Мэтры выдают фразы на обложку,...

В новую команду спасателей Малибу Памелу Андерсон вряд ли возьмут

Труд
Как призналась самая известная в мире спасательница, она она до сих пор хранит тот самый красный купальник из реквизита

Американская студия Fremantle сообщила о намерении перезапустить сериал «Спасатели Малибу», и она уже проводит переговоры с рядом стриминговых платформ о его показе. Оригинальный проект выходил на телеэкраны...

У «Последнего богатыря» появится приквел. Соответственно, «Первый богатырь»

Труд
Кадр из фильма «Последний богатырь: Корень зла» с сайта kinopoisk.ru

Слово «франшиза» становится сладким и для наших кинематографистов. В самом деле, если фильм оказался успешным, то почему бы не наснимать всяких сиквелов, приквелов, ответвлений и прочего?! Что касается...

Исполнительница главной женской роли в сериале «За полчаса до весны» знает это и по собственной жизни

Анна Чепурнова
Труд
Героиня Анны - преданная спутница Мулявина (Артем Волобуев) на жизненных и творческих дорогах. Фото из личного альбома актрисы

На Первом канале и на платформе START начался показ девятисерийной киносаги «За полчаса до весны». Она рассказывает об уникальном пути ансамбля «Песняры» и его легендарного лидера Владимира...

Культура 00:19 / 14 Апреля 2023 7241
Не просто Мария

Мария Бутина будет вести на Первом канале ток-шоу «Куклы наследника Тутти»

Сергей Беднов
Труд
Мария Бутина обрела широкую известность после того, как попала в американскую тюрьму. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Пару месяцев назад «Труд» выразил мнение, что ерничанье и издевательский тон, ставшие привычными в политических ток-шоу, вряд ли полезны для психики зрителей. Материал вышел под доброжелательным заголовком, адресованным...

Культура 00:23 / 14 Апреля 2023 7044
Дежурный по апрелю

На Московский международный кинофестиваль приглашаются новые дарования и студенты

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Юбилейный, 45-й по счету фестиваль пройдет в этом году с 20 по 27 апреля. Фильмом открытия станет «Снегирь» Бориса Хлебникова — того самого, что прогремел шесть лет назад пронзительной социальной...

На экраны страны оглушительным тиражом выходит фильм «Вызов»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Юлия Пересильд и Милош Бикович составили в фильме «Вызов» звездный дуэт

Премьера этого уникального кинопроекта, частично снятого в космосе, состоялась 12 апреля сразу на двух престижных площадках: в Кремлевском дворце, где фильм посмотрела политическая элита страны, и в столичном кинотеатре...

Остросовременная комедия с участием легендарного актера «Друг на час» уже завоевала симпатии зрителей

Анна Чепурнова
Труд
Жизнь прекрасна, и надо уметь ее ценить, убеждает нас Шакуров во многих своих фильмах. Фото Александры Копчевской

На телеканале ТНТ и в онлайн-кинотеатре PREMIER начался показ комедии «Друг на час» режиссеров Александра Бойкова и Эмиля Никогосяна. На российском фестивале «Пилот» этот сериал уже получил...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?