Главная Культура 00:29 11 Июня 2015 2271
На кресте бесконечном

Валентин Курбатов вспоминает Виктора Астафьева

Гузель Агишева

В музее Льва Толстого на Пречистенке писатель Валентин Курбатов говорил о писателе Викторе Астафьеве. Формальный повод — выход в свет второго издания книги «Крест бесконечный», где собрана их переписка. Хотя, если задуматься, зачем повод, если один большой писатель готов страстно и нежно говорить о другом великом собрате? Повод — любовь и восхищение. Такими вещами разбрасываться нельзя. Они сейчас, как никогда, в цене. И разговор этот не только о Викторе Петровиче Астафьеве, но и о времени, и о нас.

Мы попали в странный зазор времени между двумя историческими массивами. Мой сверстник Гена Русаков об этом замечательно писал: «Ты откуда, товарищ? Ты куда, господин? Это я с своим веком один на один».

Это время странного смешения, отчего мы стали так не уверены в собственных оценках понимания мира, литературы, да и просто уличной реальности. Астафьев, может быть, — самое яркое дитя этого промежуточного состояния. Когда он начинал и написал первый роман «Тают снега», я, наверное, один, кто его помнит, и он меня ценил за то, что я умалчиваю об этом его произведении. Он стыдился его: «Иногда достану его с полки, посмотрю — талантишко был, мог дописаться до Сталинской премии». А кончил «Проклятыми и убитыми», романом, который вызвал раздражение целого поколения солдат, вместе с ним прошедших войну...

«Он в бою восемь раз восстановил связь. Повторите это, а потом судите...»

Кажется, не было слов более злых, чем сказанные в его адрес. Это, может, самое мучительное. Отчасти, наверное, и этим продиктовано его страшное завещание: «Мне нечего сказать вам на прощанье. Я пришел в мир добрый, справедливый... (Это он-то, раскулаченный, в Игарке ночует в парикмахерской на земляном полу, крысы бегают по его лицу... И этот мир — добрый, справедливый и гуманный?!) Ухожу из мира подлого, жестокого, развратного и злого».

Надо постараться отечеству, чтоб лучший его художник написал такие слова. Но в этом виновно не только наше злое сердце, а то самое время, зазор, в который мы все попали. Мы с Карповым как-то вели передачу по московскому радио, речь была о Толстом, и я нечаянно упомянул Виктора Петровича — какой шквал звонков раздался! «Вы смеете упоминать этого предателя отечества в такой передаче?!» Я почти замер: «Что вы такое говорите... Видели бы вы его израненное тело, на котором живого места нет. Поглядели б на его простые награды — орден Красной Звезды, даром не дававшийся, медаль «За отвагу», что как солдатский Георгий, высшей пробы, «За взятие Варшавы». Сейчас стали доступны военные документы — он за время одного лишь боя восемь раз восстановил связь. Погибая, засыпаемый в воронках, эту связь артиллерийскую обеспечивал... Как потом укорять его за то, что он сказал то, что сказал? Вот и вы повторите это — а потом судите!»

Думаю, мы сошлись потому, что оба были весьма беспечного характера, ветреники и озорники. Начиная с возвращения с войны — оно описано в «Веселом солдатике». Он, как и Семен Степанович Гейченко, всегда конструировал истории — сначала проверял их на слушателях, в разговорах, а потом записывал и уточнял еще раз двенадцать записанное. Строил художественное пространство. Как, к слову сказать, и Гейченко. Это два человека в моей жизни, которые строили свою жизнь художественно и каждый сюжет заканчивали соразмерно и ясно.

Однажды Марья Семеновна, жена Виктора Петровича, вдруг написала книжку о настоящей их жизни, о том, как было на самом деле. Он лежит в больнице, она приносит ему книжку: «Витя, вот книжку написала, пока ты лежишь тут». Он: «Во баба у меня! За мной по двенадцать раз переписывает, ухаживает за мной, стирает, варит, парит... Еще и книжку успела написать! Ай да Маня! Почитаю». Ну и идет через дорогу — больница через дорогу — домой ванну принимать. Марья Семеновна: «Я приготовила лицо молодой писательницы, выпустившей первую книгу... А Виктор Петрович ка-а-к даст дверью. Вошел в ванную — опять бац дверью. «Витя, тут вот кальсоны, маечка, полотенчико...» Молчок. Вышел. Мимо проходит. Письмо мне написал... в соседнюю комнату! «За этот подлый свой труд еще и 30 сребреников получила! Скупи весь тираж и сожги, чтоб не позорить ни меня, ни себя!» — «Витя, там же все правда!»

Там действительно все правда, но Виктор-то Петрович — художник! Он жизнь строит художественно и сюжетно, а она пишет правду, как она есть, и он эту жизнь, прожитую в простом марьсеменнином платье, не узнает.

Все начиналось с писем Маням, Нюрам да Зойкам

Он свою Маню высмотрел на фронте. Демобилизовали всех — раненых, увечных, старых, женатых. Он хоть и увечный, и раненый, но еще молодой и неженатый. А тут на той стороне Днепра остановилась женская военная часть. Виктор Петрович взял бинокль и на ту сторону стал поглядывать. Видит — одна ходит, маленькая такая. Мануфактуры, думает, на нее много не надо, и съест она тоже немного. И на лодочке туда — цап, и все.

А ему достаточно было рот раскрыть. Он же писал письма на фронте солдатам для их жен и возлюбленных. А ведь написать письмо — надо же пережить его, выстрадать. Я почти уверен, что эти Нюрки, Маньки и Зойки, получая письма от своих Колек и Васек, восклицали: «Ты смотри, а я-то не разглядела, какое сердце-то у моего Васьки! Че, паразит, молчал-то, не говорил таких слов, как в этом письме!» На этом высокое искусство для Марьи Семеновны закончилось, и она, конечно, страдалица несусветная — потому что когда выходит книжка «Плач о несбывшейся любви», криком кричащая о любви, о желании ее...

Как Окуджава когда-то написал «Путешествие дилетантов» о том, что ему не пришла в жизнь вот эта возлюбленная, он написал эту возлюбленную там в книжке, на склоне лет, выпрашивая ее... Я ему как читатель отправил письмо: вы, написал, допроситесь, она явится, а вы вон уже в каких годах... Он как честный человек и настоящий художник мне не ответил. Но через три года мне следует предложение от издательства: будьте добры написать предисловие к книжке Окуджавы «Путешествие дилетантов». Почему, спрашиваю, я? Это, говорят, мы бы и сами хотели знать. Спрашиваю: «А героя-то могу увидеть? Я же не знаком с Булатом Шалвовичем». Нет, говорят, не можете. Любовь нечаянно нагрянула. И он ночует где-то по подвалам, по чужим дачам. Явилась вот та самая! Но была еще здоровая и крепкая советская власть, а он был секретарем парторганизации писательской, и его, как нашкодившего котенка, взяли за шиворот и вернули решением партии в лоно семьи. И когда я пришел, он был уже возвращен. Смотреть на него было больно. Возвращение было мучительным...

И вот Марья Семеновна, открывая книжку «Плач по несбывшейся любви», все видит и время от времени на кухне жалуется. Что по телевизору он во всех интервью: «Вот Маня у меня — лучшей жены и быть не может». А ты, говорит, скажи это наедине на кухне, и больше ничего не надо.

Два персика, два слова затаенных...

Мы с Виктором Петровичем из одного города, Чусового. Он приехал туда в 45-м, я — в 47-м. Он работал в «Чусовском рабочем». Когда он написал первую книжку, «До будущей весны», нам ее в школе представляли, я учился в 6-м классе. Тоже мне, думаю, писатель — это у нас-то в Чусовом! И вот проходят годы, я живу в Пскове, уже институт окончил, уже печатаюсь во всяких «Литгазетах» и слышу: Виктор Астафьев. Это наш-то, чусовской, опять? Наконец, Юрия Куранова, замечательного писателя, высочайшего стилиста, Виктор Петрович зовет к себе на 50-летие, а Куранов зовет меня: «Посмотришь хоть Вологду, если писатель тебе не интересен». Приезжаем. Виктор Петрович с ним здоровается, а своим единственным глазом смотрит на меня: «А не тебя ли, брат, я видел году в 47-м в городе Чусовом у железной дороги собирающим окурки?» Я чуть не умер — ка-а-к можно во мне узнать того налысо стриженного мальчонку?

Я тогда сказал Куранову: «Немедленно дай мне что-нибудь его прочитать!» И он дал мне рассказ «Ясным ли днем». О том, как бывший солдат проходит ежегодную аттестацию на инвалидность в военкомате. Он погибает от стыда, потому что там молоденькие медсестры, а он перед ними прыгает на одной ноге, кальсонина пустая мотается. «Ну что, не выросла еще нога-то?» — спрашивает злобно у врача. В поезде, которым возвращается, едут ребята, уходящие в армию. И он жалеет и любит каждого солдатика как сына своего, потому что войну прошел. И выпивает с ними рюмочку и запевает вдруг каким-то неиспетым голосом, как, бывало, Виктор Петрович певал. Чуть глаза закроет, кулаком подопрет щеку и как даст: «Ясным ли днем или ночью угрюмою все о тебе я мечтаю и думаю...»

И притихли солдатики, увидев это израненное сердце, которое может с такою жизненною красотою петь. И он прощается с ними, идет домой. Приносит своей Пане два персика — купил по дороге, а она в первый раз их пробует и говорит: «Как мыша шершавая...» — «Сама ты мыша». Потом поглядел на нее внимательно: «Паня, я хоть когда-нибудь говорил, что люблю-то тебя?» — «Старый, ты что? Что с тобой случилось там?»

Думаю, то же самое Виктору Петровичу мешало сказать прямо своей Мане о любви.

Так близко к сердцу

Я приезжаю: «Ну, пойдем теток навестим». Приходим к тетке Августе, она слепая. Совсем. В уголке висит икона Богородицы, газеты старенькие. И варит еще чего-то на кухне! Я пытаюсь помочь ей, что-то там быстренько подвинуть — интеллигентный же человек. Виктор Петрович мне по рукам: «Иди отсюда! Не суйся, гуманист хренов. Ты же сдвинешь, она потом не найдет ничего. Хочешь — оставайся тут и живи, и помогай до самой кончины. Тогда гуманизм. А то че тут рассовался?» Ну и тетка плачет, потому что детки — один в тюрьме, другой не ходит. «Сдохну тут одна — по запаху найдут!» Криком кричит. Молчит сидит, не утешает даже.

Ушли. Поехали в поселок, там его товарищ помирает от рака. Витька, говорит, застрели хоть, не могу уже, никакие лекарства не берут. Тоже сидит молчит, слушает. К мачехе поехали, которой мальчиком молотком в лоб засветить хотел. Мачеху побросали дети, живет одна. Ее не застаем — убежала по какой-то надобности. Я ему: «Ну вы хоть словечко-то бы сказали!» — «А что я этим словом сделаю? Верну этих детей из тюрем? Пусть выплачется, выкричится передо мною, глядишь, будет полегче».

Ей-то полегче, а ему? Эта боль в сердце же остается и потом диктует эти лучшие слова... И потому — не идут у меня из ума «Проклятые и убитые» — кажется: первый, кто бы Виктору Петровичу Астафьеву морду набил, был бы Витька Потылицын, то есть он сам, воевавший там. Он иначе глядел на мир. Но именно потому, что ему жалко было этого Витьку Потылицына и жалко всех этих ребят, уходящих куда бы то ни было, жалко этот безумный мир, который не может остановить это вечное изгнание детей из дома по фронтам разных войн, и писал он свои горячечные слова.

Чтобы когда-нибудь слово «война» было вычеркнуто из словаря человеческого навсегда. Поэтому и сказал в своем завещании: «Мне нечего сказать вам на прощанье». Потому что понял, что не только не будет вычеркнуто, но и будет писаться все более жирными буквами.

 

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11461
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7133
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 6816
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6084
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 5945
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?