Споры вокруг скреп и идентичности добрались, кажется, и до отпускных маршрутов. Для одних райским местом все еще видятся в дымке Мальдивы, а другим наши русские березки подавай. И вот я оказалась в стане вторых. А поскольку желающих путешествовать в России по рекам становится все больше, решила твердо: выбираю речной круиз!
.jpg)
А дальше мой выбор пал на теплоход с романтичным названием «Княжна Анастасия» от «Мостурфлота». Четырехпалубный, белый, с компактными каютами в коричневых тонах. Красивый! На речном вокзале предлагают сразу доставить чемодан в каюту, а после отплытия зовут на инструктаж, где я у-знаю много нового. Ну, например, что на теплоходе на трапах сначала пропускают того, кто спускается, а не наоборот. И про спасательный жилет выслушиваю целую лекцию (надеюсь, он мне не пригодится).
.jpg)
С каютой мне очень повезло: не подслеповатый иллюминатор, а огромное окно, из которого можно весь круиз любоваться проплывающими мимо видами. Только представьте: каждое утро — новый город, новые впечатления. Вид с воды особенно завораживающий. Сразу понимаешь, как сильно теплоход выигрывает у всяких там самолетов и поездов, которые вечно куда-то торопятся. А тут...
«Мы приплываем в историческую часть города, поэтому он сразу предстает во всей красе. Выходишь — и ты в гуще событий, не надо никуда ехать», — поясняют мне соседи за столом. И с погодой нам, кажется, повезло: прохладно, но солнечно.
Тур у меня один из самых популярных — по Ярославской области, включая города Золотого кольца: Мышкин, Ярославль, Кострома, Углич. И всюду нас ждут сюрпризы. В Мышкине спускающихся с трапа туристов встречают танцующие мыши — куклы в человеческий рост. В Костроме — песни с берега. В Угличе прямо у воды выстроились лавки с сувенирами от местных мастеров. И так будет каждый день: с утра у путешественников экскурсии, потом программа по своему желанию, вечером отплываем дальше.
Супружеская пара делится со мной впечатлениями: «Есть из чего выбрать. Сегодня даже взялись играть в лото — и было очень весело. Голова ничем не забита, полный релакс! Иногда хочется так пожить, чтобы о тебе заботились...»
Но вот настало время ужина, да не простого, а капитанского. Торжественное мероприятие с представлением всей команды и приветствием самого капитана. Пассажиры прихорашиваются, ведут светские беседы и норовят чокнуться с капитаном бокалом шампанского. Самое время познакомиться с этим человеком.
.jpg)
Фото из открытых источников
Павел Николаевич Косицкий работает капитаном уже 18 лет. Сразу оговорюсь: здесь же трудится и его вторая половина. Но мы начинаем разговор не с семейных, а со служебных дел. Спрашиваю, что изменилось в речном флоте в последние годы.
— Раньше наш туризм был заточен на иностранного пассажира и большим разнообразием не блистал: в подавляющем большинстве это были рейсы из Москвы в Санкт-Петербург со стоянкой в семь дней. А потом обратно в столицу. Сейчас многое изменилось к лучшему. Возим в основном своих, россиян, и маршрутов стало больше, они разнообразны.
Ну а теперь капитана можно и про семью спросить.
— Я со своей женой познакомился тоже на корабле. Она сейчас работает отель-менеджером, а раньше была старшим администратором на теплоходе «Александр Пушкин», где я с ней и встретился впервые. Так что нас познакомил флот, и даже наш ребенок, можно сказать, родился на теплоходе. Сейчас ему пять лет, — рассказывает Павел Николаевич. И добавляет: — Впрочем, семья семьей, а работа работой. Но жена у меня молодец, понимает, что и когда можно сказать, а чего говорить не стоит. Я ведь человек импульсивный...
За 18 лет работы у капитана наверняка накопились яркие круизные истории. А что ему запомнилось больше всего?
— У меня была одна просьба, которую я мог выполнить, но отшутился. Одна взрослая семейная пара попросила зарегистрировать брак. По кодексу водного транспорта я могу это сделать, но решил все-таки отказаться от таких хлопот. В итоге супруги пошли и повенчались в Угличе, потом сильно опоздали к отплытию, но мы их дождались.
А самая распространенная просьба от пассажиров — пустить их к штурвалу, дать порулить кораблем. Тяжело отказывать, но приходится. Нашел вежливую форму, отвечаю так: «Умеете кататься на велосипеде? Вот давайте этим и ограничимся».
Интересно было выяснить, кто он, среднестатистический пассажир теплохода. По словам капитана, в круизах выходного дня, где шумные компании, мало будет тех, кому за 50, и ребятишек меньше обычного. А вот если теплоход пойдет на Пермь, то там пассажирами станут и бабушки с дедушками, и мамы-папы с детьми. Многие отправляются в путь по реке не впервые, у капитана среди пассажиров немало таких знакомых, которых сам он называет «заболевшие рекой».
Кстати, и в нашем путешествии я столкнулась с такими речными фанатами. Супруги Алла и Сергей Мартемьяновы 20 лет проработали вместе в подразделении МЧС, а теперь почти столько же вместе бороздят просторы Родины на водных видах транспорта. На чем основана такая преданность жанру?
.jpg)
— У нас за плечами уже 34 круиза, 16 разных теплоходов. В среднем мы путешествуем по рекам по два-три раза в год, а иногда и все четыре путешествия выходят, — рассказывает Сергей. — Впервые идея поехать возникла у супруги, это была ее давняя мечта. Отправились по маршруту Москва — Нижний Новгород и обратно. Очень понравилось, и в следующий круиз взяли мы с собой уже старшую дочку, а потом и младшую. Так и путешествовали вчетвером, пока старшая не выросла. А младшая, представьте, сама пошла работать в «Мостурфлот». Объездила уже чуть ли не всю страну. Да, мы все заболели рекой и планируем дальше продолжать такие «заплывы».
Не удержалась, спросила: а как же заграница, неужели не тянет?
— Этот вопрос нам задают друзья и родственники, — улыбается Алла. — Мол, за те же деньги можно было съездить и куда-нибудь подальше. Но мы очень любим нашу природу и постоянно находим новое даже в привычных маршрутах. Я вообще люблю спокойный отдых: с книжечкой, на палубе. Каждый находит занятие по душе. Да и сказать, что мы уже все видели, никак нельзя: чем больше путешествий, тем больше хочется открыть на карте новых мест.
По словам Мартемьяновых, особенно им запомнилась поездка на Соловецкие острова, куда их тоже доставил теплоход. Были они на этих островах с ночевкой и увезли оттуда незабываемые впечатления.
И я им всем, полюбившим путешествия по рекам, верю. Шесть дней моего путешествия пролетели незаметно. Я вернулась в город, но все еще не могу забыть свою каюту и окно, в котором проплывает такая красота!