Главная Культура 20:38 12 Мая 2023 2081
Малер и Шостакович поделились воспоминаниями о будущем

В «праздник со слезами на глазах» Москва услышала уникальную симфоническую серию Курентзиса и Гергиева 

Сергей Бирюков
Поклонникам симфонической музыки было что в эти памятные дни послушать и над чем поразмыслить. Фото автора

В нынешний необычный праздник (даже салют 9 мая в Москве отменили) и радости приходят не совсем обычные. Прежде в эти дни тебя со всех сторон атаковали афиши помпезных эстрадных концертов. Сейчас таких развлечений заметно убыло, а вот с симфонической музыкой – ровно противоположная картина. Как минимум два замечательных оркестра во главе с культовыми дирижерами приехали в Первопрестольную из Петербурга. И дали серию концертов, которая останется в памяти надолго.

7 мая эту торжественную полосу открыл в зале «Зарядье» коллектив musicAeterna Теодора Курентзиса. В программе – одно-единственное название, зато какое: Девятая симфония Малера. Последняя законченная партитура великого австрийского симфониста. Произведение, итожащее романтический взгляд на мир, который к началу кровавого ХХ века пришел с предощущением катастрофы. И в то же время это сгусток плодородной материи, из которой затем, как роща на кладбище, вытянутся ввысь могучие побеги будущего искусства. Уже первая часть, с начальных тактов примагничивающая слух загадочными переборами арфы и таинственной хрипотцой засурдиненной валторны, обещает грандиозный разворот рассказа «о времени и о себе». Одна волна страсти сменяет другую, кажущееся умиротворение в любой момент готово взорваться криком боли, а мотив колыбельной, подобный несбыточной мечте о покое, оборачивается похоронным маршем. Лендлер второй части, в котором столько от Брамса, особенно Второй симфонии, вдруг открывает и ослепительный портал в грядущую феерическую стихию вальсов Прокофьева, до которых самому Сергею Сергеевичу еще лет 30 творчески расти. В сумасшедшем скерцо, озаглавленном «Рондо-бурлеска», тоже не обошлось без «воспоминаний о будущем» но предвещают они уже скорее жестокий урбанизм Шостаковича. А вот в последней части можно угадать контуры тихих финалов Дмитрия Дмитриевича, хотя, пожалуй, такой чистоты чувства (пусть и смешанного с болью ухода из земного мира) даже величайшему русскому симфонисту последнего столетия не удавалось достигнуть.

И все полтора часа этой сложнейшей музыкальной драматургии Курентзис держит тебя на гребне эмоционального повествования, нигде не давая в нем «утонуть», утерять нерв рассказа… Конечно, если ты пришел на концерт из интереса к музыке, а не только потому, что заплатил за статусное событие 30 тысяч, и надо его отбыть (судя по участившемуся к финалу грохоту падающих телефонов, в зале было немало и такой «галочной» публики).

На следующий день эстафету земляков принял симфонический оркестр Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева. Коллектив Валерия Абисаловича – традиционный майский гость в столице, где его лидер обычно закрывает свой Пасхальный фестиваль. Ситуация, с одной стороны, привычная, с другой – не побоюсь слова, героическая: мариинцы до того успевают проехать пол-России, давая полсотни и больше концертов, а уронить планку качества не позволяет престиж марки, равно как недремлющее ухо худрука.

Но никакой усталости не слышалось в игре оркестра, допустим, днем 8 мая в том же «Зарядье». Наоборот, программа балетной музыки ХХ века – «Чудесный мандарин» Бартока, «Скифская сюита» Прокофьева, «Дафнис и Хлоя» Равеля – словно сама придала исполнителям энергии. Сколько драйва было в этих варварски завывающих тромбонах и брутальных ритмах бартоковской абсурдистской сказки, сколько волшебства в прокофьевских флейтовых мотивах-огоньках и поднимающейся из оркестровых низин тревоге, будто вот-вот явятся гости из «параллельного» фантастического сюжета композитора – грозные маги Челий и Фата-Моргана из «Любви к трем апельсинам»… Единственное замечание – может быть, стоило Равеля сыграть прежде этих экспрессионистических резкостей, а не потом, когда на их фоне тонкий импрессионизм и мягко-текучая мелодика французского мастера слегка потерялись.

Впрочем, о том, как свободно строит Гергиев программы, уже сложены легенды. На сайте его фестиваля расшифровка афиш появляется в лучшем случае за сутки-другие до события, с чем публика давно смирилась, зная, что главное – качество работы дирижера и коллектива – ей обеспечено. Ибо вряд ли на свете найдется еще один оркестр, сравнимый с мариинским по сумме вышколенности и объема репертуара. Вот и в вечернем концерте 8 мая Валерий Абисалович соединил, казалось бы, несоединимое – Девятую симфонию Шуберта и «Петрушку» Стравинского.

Ну, где австрийский романтик, еще одной ногой стоящий в классицизме Шуберт – и эстет-мирискусник Стравинский? А вот смотри ж ты, каким удивительно «русским» получился обитатель венских мансард у Валерия Абисаловича! Какой эпической мощью повеяло от первых же мотивов первой части – такие мог написать и Глинка в одной из своих опер. А трогательно-печальная вторая часть, где вспышка драмы приводит к потрясению, после которого автор долго не в силах решиться продолжить музыкальный рассказ – это же абсолютно Анданте кантабиле из Пятой симфонии Чайковского. А шутливая песенно-плясовая тема финала, в разработке обретающая кряжистость какой-нибудь Богатырской симфонии Бородина!

На такой почве напитанная фольклором (тоже, между прочим, не сельским, а вполне столичным, петербургским) музыка Стравинского процвела совершенно естественно. А мастерство гергиевских музыкантов напитало все эти флейтовые, кларнетовые, медные, рояльные и прочие голоса, сплетающиеся в стоголосую полифонию народной жизни, буквально зримой, театральной выразительностью.

И вот – 9 мая, Большой зал консерватории. Закрытие Пасхального фестиваля. Не помнящая себя от счастья публика, которой опять же за день-другой анонсировали явление на сцене вместе с Гергиевым еще одного ее любимца – Дениса Мацуева. С его «коронкой» – Третьим концертом Рахманинова.

И опять же – ну какой Гергиев без сюрприза? Им стал «Фейерверк» Стравинского. Не заявленный даже в самых оперативных анонсах – но вот так захотелось «шефу», и кто будет за такое на него в претензии? Да, много музыки в запасе у мариинцев. Да, хочется ею поделиться, как накануне Валерий Абисалович поделился присоединенным к «Петрушке» на бис финалом «Жар-Птицы». И ведь как сыграл – душа ликовала от этого жаркого торжествующего мажора!

Точно так же ликовала она и от звуков «Фейерверка» – юношеской пьесы, в коротких броских мотивах и ажурном многоголосии которой уже четко угадывается будущий автор великой «Весны священной».

Третий концерт Рахманинова… Немного проблемный случай. Может, это внеплановое явление Стравинского заставило музыкантов так спешить? Я ведь, как и многие другие меломаны, знаю, насколько тонким и глубоким интерпретатором Рахманинова может быть Мацуев. Так отчего же и в этот раз было не отдаться вольному течению мелодий Сергея Васильевича, грандиозному разлету его кульминаций?

По счастью, были и сольные бисы: рахманиновский «Вокализ», который Денис подал почти так же задушевно и естественно, как он это сделал в январе в том же «Зарядье» после опять же Третьего концерта (только тогда сыгранного с Уральским молодежным оркестром). И попурри на темы песен Великой Отечественной войны, во время которого, не скрою, не я один заплакал…

Мы подходим к финишной прямой – Восьмой симфонии Шостаковича. Еще одной великой симфонии ХХ века, масштабом сравнимой с малеровской. В которой многие прозрения трагика начала столетия стали жестокой явью.

Пожалуй, первая часть – единственный момент, в котором мне у гергиевцев почувствовался отлив сил. Уж очень много они их отдали накануне. Нет, все звучало – сумрачная экспозиция, жесткая кульминация, разительно напоминающая будущее явление отца Гамлета в фильме Григория Козинцева (как известно, омузыкаленном Шостаковичем), пронзительный в своем «свете тихом» до мажор трубы в коде… Но все – словно с легкой сурдинкой усталости, о которой я, если б не знал, что на сцене мариинцы, и не подумал.

Но уже в нагло-разгульном скерцо, в топочущей басами и визжащей аккордами, будто ревущий на полном ходу бронепоезд, токкате оркестр показал свою истинную мощь. В долгой пассакалии (вариациях на остинатный бас) словно перенес нас на выжженную, изрытую, припорошенную снегом равнину после битвы.

Особая удача музыкантов – финал. Прежде мне казалось, что это – вроде «отточия» композитора, как бы откладывающего решение драмы до следующих опусов. Нынче же гергиевская нарочитая механистичность в передаче главного приплясывающего мотива, деланное веселье которого разоблачает следующее за ним виолончельное причитание, а особенно – вновь встающая в разработке страшная «тень отца Гамлета», этот символ открытия жестокой правды – четко сказали: никакого решения не будет. То, что мы слышим (и через слышание – видим) в «жизнерадостные» моменты партитуры – не жизнь, а лишь ее попытка. Муляж. Имитация, скорее всего, обреченная на крах. Потому что единственная реальность сейчас – война. Которая будет, похоже, всегда. Эта ли, с фашистами, или одна из бесконечных будущих. А в войну любая улыбка в любой момент может быть погашена. Любой танец оборван. Любая жизнь – раздавлена.

Непраздничный финал. Но ведь и праздник, который мы справили – «со слезами на глазах». В последний год для них, к сожалению, еще больше поводов, чем прежде. 

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюквин

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Сколько можно издеваться над отечественной киноклассикой?

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышел фильм «Невероятные приключения Шурика». Это уже четвертый подряд новогодний проект телеканала ТНТ, использующий в сугубо корыстных целях творческое наследие наших выдающихся комедиографов. Ранее были показаны...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3556
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3477
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3259
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

Корявое словосочетание. Хотя кто знает, не идет ли дело к тому, что именно в Минкультуры и создадут такой отдел

Сергей Беднов
Труд
На записи «Песен года – 2025» не появилась Лариса Долина. «Галя, у нас отмена»? Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На записи «Песен года — 2025», в финале, когда по традиции участники выходят на сцену, Долиной среди них не оказалось. По Сети тут же пошла волна — культура отмены, культура...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?