Главная Культура 20:38 12 Мая 2023 1821
Малер и Шостакович поделились воспоминаниями о будущем

В «праздник со слезами на глазах» Москва услышала уникальную симфоническую серию Курентзиса и Гергиева 

Сергей Бирюков
Поклонникам симфонической музыки было что в эти памятные дни послушать и над чем поразмыслить. Фото автора

В нынешний необычный праздник (даже салют 9 мая в Москве отменили) и радости приходят не совсем обычные. Прежде в эти дни тебя со всех сторон атаковали афиши помпезных эстрадных концертов. Сейчас таких развлечений заметно убыло, а вот с симфонической музыкой – ровно противоположная картина. Как минимум два замечательных оркестра во главе с культовыми дирижерами приехали в Первопрестольную из Петербурга. И дали серию концертов, которая останется в памяти надолго.

7 мая эту торжественную полосу открыл в зале «Зарядье» коллектив musicAeterna Теодора Курентзиса. В программе – одно-единственное название, зато какое: Девятая симфония Малера. Последняя законченная партитура великого австрийского симфониста. Произведение, итожащее романтический взгляд на мир, который к началу кровавого ХХ века пришел с предощущением катастрофы. И в то же время это сгусток плодородной материи, из которой затем, как роща на кладбище, вытянутся ввысь могучие побеги будущего искусства. Уже первая часть, с начальных тактов примагничивающая слух загадочными переборами арфы и таинственной хрипотцой засурдиненной валторны, обещает грандиозный разворот рассказа «о времени и о себе». Одна волна страсти сменяет другую, кажущееся умиротворение в любой момент готово взорваться криком боли, а мотив колыбельной, подобный несбыточной мечте о покое, оборачивается похоронным маршем. Лендлер второй части, в котором столько от Брамса, особенно Второй симфонии, вдруг открывает и ослепительный портал в грядущую феерическую стихию вальсов Прокофьева, до которых самому Сергею Сергеевичу еще лет 30 творчески расти. В сумасшедшем скерцо, озаглавленном «Рондо-бурлеска», тоже не обошлось без «воспоминаний о будущем» но предвещают они уже скорее жестокий урбанизм Шостаковича. А вот в последней части можно угадать контуры тихих финалов Дмитрия Дмитриевича, хотя, пожалуй, такой чистоты чувства (пусть и смешанного с болью ухода из земного мира) даже величайшему русскому симфонисту последнего столетия не удавалось достигнуть.

И все полтора часа этой сложнейшей музыкальной драматургии Курентзис держит тебя на гребне эмоционального повествования, нигде не давая в нем «утонуть», утерять нерв рассказа… Конечно, если ты пришел на концерт из интереса к музыке, а не только потому, что заплатил за статусное событие 30 тысяч, и надо его отбыть (судя по участившемуся к финалу грохоту падающих телефонов, в зале было немало и такой «галочной» публики).

На следующий день эстафету земляков принял симфонический оркестр Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева. Коллектив Валерия Абисаловича – традиционный майский гость в столице, где его лидер обычно закрывает свой Пасхальный фестиваль. Ситуация, с одной стороны, привычная, с другой – не побоюсь слова, героическая: мариинцы до того успевают проехать пол-России, давая полсотни и больше концертов, а уронить планку качества не позволяет престиж марки, равно как недремлющее ухо худрука.

Но никакой усталости не слышалось в игре оркестра, допустим, днем 8 мая в том же «Зарядье». Наоборот, программа балетной музыки ХХ века – «Чудесный мандарин» Бартока, «Скифская сюита» Прокофьева, «Дафнис и Хлоя» Равеля – словно сама придала исполнителям энергии. Сколько драйва было в этих варварски завывающих тромбонах и брутальных ритмах бартоковской абсурдистской сказки, сколько волшебства в прокофьевских флейтовых мотивах-огоньках и поднимающейся из оркестровых низин тревоге, будто вот-вот явятся гости из «параллельного» фантастического сюжета композитора – грозные маги Челий и Фата-Моргана из «Любви к трем апельсинам»… Единственное замечание – может быть, стоило Равеля сыграть прежде этих экспрессионистических резкостей, а не потом, когда на их фоне тонкий импрессионизм и мягко-текучая мелодика французского мастера слегка потерялись.

Впрочем, о том, как свободно строит Гергиев программы, уже сложены легенды. На сайте его фестиваля расшифровка афиш появляется в лучшем случае за сутки-другие до события, с чем публика давно смирилась, зная, что главное – качество работы дирижера и коллектива – ей обеспечено. Ибо вряд ли на свете найдется еще один оркестр, сравнимый с мариинским по сумме вышколенности и объема репертуара. Вот и в вечернем концерте 8 мая Валерий Абисалович соединил, казалось бы, несоединимое – Девятую симфонию Шуберта и «Петрушку» Стравинского.

Ну, где австрийский романтик, еще одной ногой стоящий в классицизме Шуберт – и эстет-мирискусник Стравинский? А вот смотри ж ты, каким удивительно «русским» получился обитатель венских мансард у Валерия Абисаловича! Какой эпической мощью повеяло от первых же мотивов первой части – такие мог написать и Глинка в одной из своих опер. А трогательно-печальная вторая часть, где вспышка драмы приводит к потрясению, после которого автор долго не в силах решиться продолжить музыкальный рассказ – это же абсолютно Анданте кантабиле из Пятой симфонии Чайковского. А шутливая песенно-плясовая тема финала, в разработке обретающая кряжистость какой-нибудь Богатырской симфонии Бородина!

На такой почве напитанная фольклором (тоже, между прочим, не сельским, а вполне столичным, петербургским) музыка Стравинского процвела совершенно естественно. А мастерство гергиевских музыкантов напитало все эти флейтовые, кларнетовые, медные, рояльные и прочие голоса, сплетающиеся в стоголосую полифонию народной жизни, буквально зримой, театральной выразительностью.

И вот – 9 мая, Большой зал консерватории. Закрытие Пасхального фестиваля. Не помнящая себя от счастья публика, которой опять же за день-другой анонсировали явление на сцене вместе с Гергиевым еще одного ее любимца – Дениса Мацуева. С его «коронкой» – Третьим концертом Рахманинова.

И опять же – ну какой Гергиев без сюрприза? Им стал «Фейерверк» Стравинского. Не заявленный даже в самых оперативных анонсах – но вот так захотелось «шефу», и кто будет за такое на него в претензии? Да, много музыки в запасе у мариинцев. Да, хочется ею поделиться, как накануне Валерий Абисалович поделился присоединенным к «Петрушке» на бис финалом «Жар-Птицы». И ведь как сыграл – душа ликовала от этого жаркого торжествующего мажора!

Точно так же ликовала она и от звуков «Фейерверка» – юношеской пьесы, в коротких броских мотивах и ажурном многоголосии которой уже четко угадывается будущий автор великой «Весны священной».

Третий концерт Рахманинова… Немного проблемный случай. Может, это внеплановое явление Стравинского заставило музыкантов так спешить? Я ведь, как и многие другие меломаны, знаю, насколько тонким и глубоким интерпретатором Рахманинова может быть Мацуев. Так отчего же и в этот раз было не отдаться вольному течению мелодий Сергея Васильевича, грандиозному разлету его кульминаций?

По счастью, были и сольные бисы: рахманиновский «Вокализ», который Денис подал почти так же задушевно и естественно, как он это сделал в январе в том же «Зарядье» после опять же Третьего концерта (только тогда сыгранного с Уральским молодежным оркестром). И попурри на темы песен Великой Отечественной войны, во время которого, не скрою, не я один заплакал…

Мы подходим к финишной прямой – Восьмой симфонии Шостаковича. Еще одной великой симфонии ХХ века, масштабом сравнимой с малеровской. В которой многие прозрения трагика начала столетия стали жестокой явью.

Пожалуй, первая часть – единственный момент, в котором мне у гергиевцев почувствовался отлив сил. Уж очень много они их отдали накануне. Нет, все звучало – сумрачная экспозиция, жесткая кульминация, разительно напоминающая будущее явление отца Гамлета в фильме Григория Козинцева (как известно, омузыкаленном Шостаковичем), пронзительный в своем «свете тихом» до мажор трубы в коде… Но все – словно с легкой сурдинкой усталости, о которой я, если б не знал, что на сцене мариинцы, и не подумал.

Но уже в нагло-разгульном скерцо, в топочущей басами и визжащей аккордами, будто ревущий на полном ходу бронепоезд, токкате оркестр показал свою истинную мощь. В долгой пассакалии (вариациях на остинатный бас) словно перенес нас на выжженную, изрытую, припорошенную снегом равнину после битвы.

Особая удача музыкантов – финал. Прежде мне казалось, что это – вроде «отточия» композитора, как бы откладывающего решение драмы до следующих опусов. Нынче же гергиевская нарочитая механистичность в передаче главного приплясывающего мотива, деланное веселье которого разоблачает следующее за ним виолончельное причитание, а особенно – вновь встающая в разработке страшная «тень отца Гамлета», этот символ открытия жестокой правды – четко сказали: никакого решения не будет. То, что мы слышим (и через слышание – видим) в «жизнерадостные» моменты партитуры – не жизнь, а лишь ее попытка. Муляж. Имитация, скорее всего, обреченная на крах. Потому что единственная реальность сейчас – война. Которая будет, похоже, всегда. Эта ли, с фашистами, или одна из бесконечных будущих. А в войну любая улыбка в любой момент может быть погашена. Любой танец оборван. Любая жизнь – раздавлена.

Непраздничный финал. Но ведь и праздник, который мы справили – «со слезами на глазах». В последний год для них, к сожалению, еще больше поводов, чем прежде. 

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 10614
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 6021
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5945
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 5891
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 4927
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?