Главная Культура 00:01 15 Апреля 2022 18139
Светлана Немоляева: Эльдар Рязанов называл меня «Чаплином в юбке»

Работа с ним была именинами сердца, рассказала актриса

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Фото Сергея Иванова

Она выросла на «Мосфильме», где пропадала целыми днями вместе с родителями-кинематографистами. Уже в восемь лет маленькая Света появилась на экране в фильме «Близнецы», а в 1949 году снялась у своего отца Владимира Немоляева в картине «Счастливый рейс». Это было целую вечность назад. Сегодня на счету Светланы Немоляевой порядка 100 ролей в кино и 50 больших работ в театре. Народная артистка России, прима театра имени Маяковского, звезда фильмов Эльдара Рязанова, она готовится 18 апреля отметить нешуточную дату. Звоню любимой актрисе, благо, мы с ней давно и хорошо знакомы...

— Здравствуйте, дорогая Светлана Владимировна, расскажите, как будете юбилей отмечать...

— Как водится, на родной сцене. Театр пошел, скажем так, на большие преференции для меня. Дирекция поставила в афишу на 18 апреля спектакль «Как важно быть серьезным» с моим участием. После спектакля будут цветы, поздравления, в финале, наверное, выпьем по бокалу шампанского. Приглашаю вас на этот вечер.

— Спасибо, обязательно приду. Знаю, что вы играете в театре семь или восемь спектаклей, большинство из которых я имел счастье видеть...

— Уже меньше. Гоголевскую «Женитьбу» в постанове Сергея Арцыбашева практически не играю. Роль свахи Феклы Ивановны выстроена на вихревом движении, подскоках, прискоках, я там ношусь по сцене этаким кандибобером. Скажу честно, мне это уже трудновато дается. И я за «Женитьбу» перестала держаться, хотя очень ее люблю. Но у меня в репертуаре большие роли в спектаклях «Бешеные деньги», «Таланты и поклонники», «Плоды просвещения», «Кант», «Как важно быть серьезным», которые я играю без замены. Так что приходится быть в тонусе.

— Как относитесь к серьезной дате, которая вдруг на вас свалилась?

— Скажу по секрету: совершенно индифферентно (смеется). Вот Саша мой, хорошо вам известный (народный артист России Александр Лазарев, муж Немоляевой, с которым она прожила более 50 лет. — «Труд»), так вот, мой Сашенька очень боялся, когда ему должно было исполниться 73 года. Как сейчас помню: мы обедаем или ужинаем, или он лежит на диванчике, а я сижу рядом, пасьянс раскладываю, а он с нескрываемой тревогой говорит: «Представляешь, Света, мне скоро будет 73 года!». И эта мизансцена в тех или иных вариациях повторяется раз за разом.

Светлана Немоляева и Александр Лазарев были редкостно счастливой парой

«Что ты, Сашка, прицепился к этой дате, — говорю я ему, — мне давно 73 года исполнилось (я старше его на 8 месяцев). Я женщина и то не комплексую по поводу своего возраста». А он опять: «Нет, Света, ты представь: целых 73 года!». Может, он что-то предчувствовал, но умер как раз в 73 с хвостиком. Что это: мистика? Знаю многих людей, которые боятся своего возраста. Некоторые паспорта переделывают, годы себе убавляют. Мне это абсолютно несвойственно.

— С годами играть стало легче, труднее?

— Труднее. Конечно, с годами появился опыт, он во многих ситуациях выручает. Но жизненная энергия уже не та, что в молодости. Я ведь была такой метлой в юбке. Могла неделями жить в поездах, деля время между сценой и съемочной площадкой, мотаясь между Москвой и Ленинградом. Отыграла спектакль, прыгнула в поезд, наутро уже снимаюсь в кино. Сегодня на большие роли не подписываюсь. В кино и сериалах играю персонажей второго плана, иногда, впрочем, весьма колоритных — в прошлом году получила премию «Золотой орел» за роль в сериале «Дипломат». Были удачные, как многие говорят, роли в фильмах «Ван Гоги» Сергея Ливнева и «Мешок без дна» Рустама Хамдамова, которые побывали на многих фестивалях. В театре ничего нового не репетирую, доигрываю то, на что пока хватает сил.

— Простите, что об этом спрашиваю, но ведь случаются, наверное, и недомогания...

— И довольно часто (смеется). В моем возрасте, как вы догадываетесь, не бывает здоровых людей. Не буду распространяться о своих болячках. Но для меня отменить спектакль — это лучше ежа проглотить. Даже если плохо себя чувствую, но в афише стоит мой спектакль, я все равно собираюсь с духом и иду в театр. В спектакле «Бешеные деньги», который я играю вместе с внучкой Полиной (актриса Полина Лазарева. — «Труд»), у меня большая, затратная по эмоциональной отдаче роль. Порой бывает, еле тащусь в театр, Полина на ступеньках поддерживает меня под руку. Но вот я гримируюсь, надеваю костюм — и вылетаю на сцену. И на два часа забываю о своих недомоганиях. Сцена лечит — об этом еще великий физиолог Иван Павлов говорил. Теперь я это проверила на собственном опыте.

Великая бабушка и талантливая внучка часто играют в одних спектаклях

— К вашему юбилею вы получили еще один подарок — в повторный прокат выходит фильм «Служебный роман»...

— Это прекрасная идея: повторный прокат лучших отечественных фильмов. У одного только Эльдара Рязанова, нежно мною любимого, дюжина прекрасных картин. А еще есть не менее прекрасные ленты Георгия Данелия, Станислава Ростоцкого, Элема Климова и Ларисы Шепитько, Марлена Хуциева, Никиты Михалкова, Андрея Тарковского, Владимира Меньшова, Сергея Соловьева... Эти шедевры кино можно смотреть не по одному разу.

— Сами «Служебный роман» давно пересматривали?

— Когда попадаю на фильм в телевизионной программе, обязательно посмотрю хотя бы несколько фрагментов, и не обязательно сцены со своим участием. Очень люблю в этом фильме роли Алисы Фрейндлих и Андрея Мягкова. Я от их актерского мастерства получаю настоящее наслаждение.

— А своя игра в старых картинах какие эмоции у вас сегодня вызывают?

— В совсем старых фильмах, о которых я уже забыла, у меня есть к себе вопросы и претензии. А в «Служебном романе» мне как-то все по сердцу. Как и в «Гараже», и в «Небесах обетованных». Наверное, все дело в том, что у нас с Рязановым на съемках «Служебного романа» — нашего первого совместного фильма — сложился чудесный творческий альянс, мы понимали друг друга с полуслова. Для меня работа с ним была именинами сердца. Но здесь мне надо сделать небольшое отступление...

Рязанов стал для Немоляевой «своим» режиссером

В то время в нашем театре главным режиссером был Андрей Гончаров — полная противоположность Рязанову. Человек бесконечно талантливый, но суровый, даже жестокий, который мог актера обидеть, прилюдно ударить его словом в самое больное место. Но мы с моим Сашей, придя в театр в один день, терпели эти кошмарики ради творческого результата: Гончаров ставил грандиозные, эпохальные спектакли, которые гремели на всю Москву.

И вот после изматывающих, нервных репетиций у Гончарова, после его окриков, унижений приходишь на съемочную площадку к Рязанову — и сразу попадаешь в рай. Тебя встречает необыкновенно обаятельный, добрый, смешливый человек, вся его позитивная энергия направлена на тебя. Если что-то сыграешь не так, он отведет тебя в сторонку, деликатно поправит. И опять шутки, кураж, импровизация. Наверное, поэтому у меня, да и у всех, кто снимался у Рязанова, получились такие замечательные роли. И получились фильмы, которые, выражаясь сегодняшним вульгарным языком, являются настоящими нетленками. Их смотрят уже по 40-50-60 лет и будут смотреть еще не одно десятилетие.

— Как начался ваш с Рязановым кинематографический роман?

— Однажды Эльдар Александрович, который тогда работал в тандеме с драматургом Эмилем Брагинским, принес в наш театр три пьесы: «Сослуживцы», по которой впоследствии был поставлен фильм «Служебный роман», «Родственники» и «Аморальную историю». В «Родственниках» я остро, гротескно сыграла роль смешной, перезревшей девицы, которую отец хочет ловко выдать замуж. Я обожала эту роль, просто обожала. И когда Рязанов, с которым мы были давно знакомы, посмотрел спектакль, то назвал меня «Чаплином в юбке». На творческих встречах я хвасталась перед зрителями столь лестной аттестацией. Потом, правда, оказалось, что Рязанов одарил этим комплиментом еще и Лиечку Ахеджакову. И она тоже с гордостью всем об этом рассказывала.

Три звезды: Инна Чурикова, Светлана Немоляева и Лия Ахеджакова

— Говорят, до «Служебного романа» у вас было восемь проб на роль Нади в «Иронии судьбы». Но в итоге ее сыграла Барбара Брыльска...

— Рязанов очень хотел меня снимать, очень. Он открыл для себя Андрея Мягкова и был в восторге от его блистательных импровизаций. И точно так же хотел открыть широкой публике меня, которая к тому времени уже лет 15 не снималась в кино и которую знали только любители театра. Мягков был утвержден на роль Жени Лукашина сразу, и со всеми претендентками на роль Нади одну и ту же сцену играл виртуозно и каждый раз по-новому.

Не имея большого опыта в кино, я настолько всего и вся боялась, в том числе осветителей, которые поставили меня «на точку» и велели не сходить с нее, что я была эмоционально зажата, как кочерга. Плюс у меня тогда была страшная близорукость, это я позже сделала себе операцию на глазах и сейчас вижу лучше, чем в молодости. По совокупности этих обстоятельств я пробы блистательно провалила. Рязанов так и не смог со мной справиться, я была неподдающейся. В итоге он сокрушенно сказал: «Света, можно, конечно, сыграть хуже, но это трудно».

— Как вам в итоге Барбара Брыльска в роли Нади?

— Она мне понравилась, как и всем. Зависти к ней у меня точно нет. Наверное, каждая актриса мечтает быть первой и лучшей, хочет сиять, нравиться поклонникам. Но у меня нет обостренного тщеславия, я принимаю все случившееся и не случившееся в жизни, как должное. Благодаря счастливому характеру я спокойно прожила в театре свой актерский век, не съедая себя болезненными рефлексиями и не завидуя успехам прекрасных актрис, которыми был, да и сегодня богат наш коллектив.

— Каково это проработать более 60 лет в одних стенах?

— Знаете, в мае будет 62 года, как я пришла в театр, кстати, в один день с моим Сашей. И я вам отвечу так, как Саша говорил, его тоже об этом как-то спросили. «Да, — ответил он, — я провел в одних стенах более 50 лет, но я работал в трех разных театрах. Семь лет в театре Николая Охлопкова, четверть века в театре Андрея Гончарова и десять лет в театре Сергея Арцибашева. У каждого из этих режиссеров — своя школа, свой почерк, свой стиль, свой художественный мир».

Мой Саша умер 11 лет назад, я очень тяжело переживала его смерть. Не знала, как и зачем мне жить. Вытащил меня из этого тяжелейшего состояния Миндаугас Карбаускис — ученик Петра Фоменко и мой четвертый худрук. Он загрузил меня репетициями, спектаклями, и я вернулась на сцену, на которой мы с Сашей полвека играли вместе. Благодаря этому, а также ежедневной заботе и поддержке Полины, сына Шурки (народный артист России, ведущий актер театра «Ленком» Александр Лазарев-младший. — «Труд»), я потихоньку пришла в себя. И даже, как видите, дожила в театре до серьезного юбилея. И намерена выходить на сцену, пока у меня хватит сил.

P. S. 18 апреля в онлайн-кинотеатре KION состоится премьера мелодрамы Марии Шалаевой «Синдром жизни». Это полнометражный режиссерский дебют актрисы Марии Шалаевой к юбилею Светланы Немоляевой, исполнившей в фильме главную роль.

- «Синдром жизни» сделан с нежной душой, - рассказывает Светлана Владимировна. К сожалению, история фильма реалистична: моя героиня долгие годы жила в счастливом неведении, но потом узнала, что у любимого мужа была вторая семья. Режиссеру Маше Шалаевой удалось передать настоящие чувства, боль и страдания, это важно для искусства. Зритель должен увидеть перипетии, недомолвки, распри в семье и перемирия, ссоры и желание быть рядом друг с другом. Я не знаю, как сейчас люди смотрят кино и что от него требуют, но мне кажется, что у фильма должна быть своя миссия — в «Синдроме жизни» она есть и идеально выполнена.

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Увидим ли мы новый фильм с участием популярного актера и телеведущего

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Имя телеведущего Ивана Урганта в эти майские дни не сходило с новостных лент. А началось все с того, что Виталий Бородин, глава некоего Федерального проекта по безопасности и борьбе с коррупцией, в своем...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

В РАМТе – недетский спектакль о детях войны

Анна Чепурнова
Труд
Война только началась, и одежда физкультурников скоро потеряет белизну (Яна Палецкая, Андрей Лаптев, Владимир Зомерфельд). Фото Марии Моисеевой предоставлено пресс-службой РАМТа

В РАМТе — премьера: «Ленинградские сказки» режиссера Филиппа Гуревича по одноименной пенталогии нашей современницы Юлии Яковлевой. В недавней постановке «Леопольдштадт» худрука театра Алексея...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Как улетали журавли Татьяны Самойловой

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Даже одной Вероники было бы достаточно, чтобы навсегда внести ее имя в пантеон величайших актрис ХХ века. Кадр из фильма «Летят журавли», globallookpress.com

4 мая народной артистке России Татьяне Самойловой могло бы исполниться 90 лет. И десять лет назад — тоже 4 мая, в день своего 80-летия, она умерла в московской больнице. О звездной и драматичной...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 8335
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Популярный актер – о новом фильме «Адмирал Кузнецов» и военной теме в кино, старом и нынешнем

Дарья Ефремова
Труд
Герой Петренко -- живой человек, а не гранитная глыба (в кадре - с Дарьей Урсуляк в роли Веры). Изображения предоставлены ВГТРК

На медиаплатформе «Смотрим» — биографический военно-исторический фильм «Адмирал Кузнецов». Проект осуществлен при поддержке Института развития интернета. В основу сюжета легла реальная история самого...

Легенду французского кинематографа арестовали в Париже как насильника. Не стареют душой ветераны!

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Юристы считают - Депардье может грозить от пяти лет лишения свободы за домогательства. Фото: Jens Kalaene/dpa, globallookpress.com

Не стареют душой ветераны! Легенду французского кинематографа и обладателя российского паспорта Жерара Депардье на днях взяли под стражу в Париже как насильника. Его опять обвинили в сексуальном насилии. На этот...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 8129
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 7352
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 7231
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

Нас исправно предупреждают о телефонных мошенниках. Не удивительно ли, что на этом фоне Первый канал своими героями сделал пранкеров Вована и Лексуса?

Сергей Беднов
Труд
В подлинность всех разговоров ВиЛ верят далеко не все. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Каждый день мы слышим предупреждения о телефонных мошенниках. Нас призывают игнорировать незнакомые номера, а если уж сняли трубку — не верить никому: ни банковским служащим, ни прочим «доброжелателям»....

Легендарный форт Боярд находится в плачевном состоянии и нуждается в срочной реставрации

Труд
Крепость может уйти под воду. Фото: Сергей Фомин, globallookpress.com

Наверное, самая знаменитая крепость в мире — это форт Боярд. Миллионы зрителей в десятках стран знают его по одноименному телешоу. Но сегодня, по сообщению французских властей, форт находится в плачевном...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?