Главная Культура 00:01 15 Апреля 2022 18469
Светлана Немоляева: Эльдар Рязанов называл меня «Чаплином в юбке»

Работа с ним была именинами сердца, рассказала актриса

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Фото Сергея Иванова

Она выросла на «Мосфильме», где пропадала целыми днями вместе с родителями-кинематографистами. Уже в восемь лет маленькая Света появилась на экране в фильме «Близнецы», а в 1949 году снялась у своего отца Владимира Немоляева в картине «Счастливый рейс». Это было целую вечность назад. Сегодня на счету Светланы Немоляевой порядка 100 ролей в кино и 50 больших работ в театре. Народная артистка России, прима театра имени Маяковского, звезда фильмов Эльдара Рязанова, она готовится 18 апреля отметить нешуточную дату. Звоню любимой актрисе, благо, мы с ней давно и хорошо знакомы...

— Здравствуйте, дорогая Светлана Владимировна, расскажите, как будете юбилей отмечать...

— Как водится, на родной сцене. Театр пошел, скажем так, на большие преференции для меня. Дирекция поставила в афишу на 18 апреля спектакль «Как важно быть серьезным» с моим участием. После спектакля будут цветы, поздравления, в финале, наверное, выпьем по бокалу шампанского. Приглашаю вас на этот вечер.

— Спасибо, обязательно приду. Знаю, что вы играете в театре семь или восемь спектаклей, большинство из которых я имел счастье видеть...

— Уже меньше. Гоголевскую «Женитьбу» в постанове Сергея Арцыбашева практически не играю. Роль свахи Феклы Ивановны выстроена на вихревом движении, подскоках, прискоках, я там ношусь по сцене этаким кандибобером. Скажу честно, мне это уже трудновато дается. И я за «Женитьбу» перестала держаться, хотя очень ее люблю. Но у меня в репертуаре большие роли в спектаклях «Бешеные деньги», «Таланты и поклонники», «Плоды просвещения», «Кант», «Как важно быть серьезным», которые я играю без замены. Так что приходится быть в тонусе.

— Как относитесь к серьезной дате, которая вдруг на вас свалилась?

— Скажу по секрету: совершенно индифферентно (смеется). Вот Саша мой, хорошо вам известный (народный артист России Александр Лазарев, муж Немоляевой, с которым она прожила более 50 лет. — «Труд»), так вот, мой Сашенька очень боялся, когда ему должно было исполниться 73 года. Как сейчас помню: мы обедаем или ужинаем, или он лежит на диванчике, а я сижу рядом, пасьянс раскладываю, а он с нескрываемой тревогой говорит: «Представляешь, Света, мне скоро будет 73 года!». И эта мизансцена в тех или иных вариациях повторяется раз за разом.

Светлана Немоляева и Александр Лазарев были редкостно счастливой парой

«Что ты, Сашка, прицепился к этой дате, — говорю я ему, — мне давно 73 года исполнилось (я старше его на 8 месяцев). Я женщина и то не комплексую по поводу своего возраста». А он опять: «Нет, Света, ты представь: целых 73 года!». Может, он что-то предчувствовал, но умер как раз в 73 с хвостиком. Что это: мистика? Знаю многих людей, которые боятся своего возраста. Некоторые паспорта переделывают, годы себе убавляют. Мне это абсолютно несвойственно.

— С годами играть стало легче, труднее?

— Труднее. Конечно, с годами появился опыт, он во многих ситуациях выручает. Но жизненная энергия уже не та, что в молодости. Я ведь была такой метлой в юбке. Могла неделями жить в поездах, деля время между сценой и съемочной площадкой, мотаясь между Москвой и Ленинградом. Отыграла спектакль, прыгнула в поезд, наутро уже снимаюсь в кино. Сегодня на большие роли не подписываюсь. В кино и сериалах играю персонажей второго плана, иногда, впрочем, весьма колоритных — в прошлом году получила премию «Золотой орел» за роль в сериале «Дипломат». Были удачные, как многие говорят, роли в фильмах «Ван Гоги» Сергея Ливнева и «Мешок без дна» Рустама Хамдамова, которые побывали на многих фестивалях. В театре ничего нового не репетирую, доигрываю то, на что пока хватает сил.

— Простите, что об этом спрашиваю, но ведь случаются, наверное, и недомогания...

— И довольно часто (смеется). В моем возрасте, как вы догадываетесь, не бывает здоровых людей. Не буду распространяться о своих болячках. Но для меня отменить спектакль — это лучше ежа проглотить. Даже если плохо себя чувствую, но в афише стоит мой спектакль, я все равно собираюсь с духом и иду в театр. В спектакле «Бешеные деньги», который я играю вместе с внучкой Полиной (актриса Полина Лазарева. — «Труд»), у меня большая, затратная по эмоциональной отдаче роль. Порой бывает, еле тащусь в театр, Полина на ступеньках поддерживает меня под руку. Но вот я гримируюсь, надеваю костюм — и вылетаю на сцену. И на два часа забываю о своих недомоганиях. Сцена лечит — об этом еще великий физиолог Иван Павлов говорил. Теперь я это проверила на собственном опыте.

Великая бабушка и талантливая внучка часто играют в одних спектаклях

— К вашему юбилею вы получили еще один подарок — в повторный прокат выходит фильм «Служебный роман»...

— Это прекрасная идея: повторный прокат лучших отечественных фильмов. У одного только Эльдара Рязанова, нежно мною любимого, дюжина прекрасных картин. А еще есть не менее прекрасные ленты Георгия Данелия, Станислава Ростоцкого, Элема Климова и Ларисы Шепитько, Марлена Хуциева, Никиты Михалкова, Андрея Тарковского, Владимира Меньшова, Сергея Соловьева... Эти шедевры кино можно смотреть не по одному разу.

— Сами «Служебный роман» давно пересматривали?

— Когда попадаю на фильм в телевизионной программе, обязательно посмотрю хотя бы несколько фрагментов, и не обязательно сцены со своим участием. Очень люблю в этом фильме роли Алисы Фрейндлих и Андрея Мягкова. Я от их актерского мастерства получаю настоящее наслаждение.

— А своя игра в старых картинах какие эмоции у вас сегодня вызывают?

— В совсем старых фильмах, о которых я уже забыла, у меня есть к себе вопросы и претензии. А в «Служебном романе» мне как-то все по сердцу. Как и в «Гараже», и в «Небесах обетованных». Наверное, все дело в том, что у нас с Рязановым на съемках «Служебного романа» — нашего первого совместного фильма — сложился чудесный творческий альянс, мы понимали друг друга с полуслова. Для меня работа с ним была именинами сердца. Но здесь мне надо сделать небольшое отступление...

Рязанов стал для Немоляевой «своим» режиссером

В то время в нашем театре главным режиссером был Андрей Гончаров — полная противоположность Рязанову. Человек бесконечно талантливый, но суровый, даже жестокий, который мог актера обидеть, прилюдно ударить его словом в самое больное место. Но мы с моим Сашей, придя в театр в один день, терпели эти кошмарики ради творческого результата: Гончаров ставил грандиозные, эпохальные спектакли, которые гремели на всю Москву.

И вот после изматывающих, нервных репетиций у Гончарова, после его окриков, унижений приходишь на съемочную площадку к Рязанову — и сразу попадаешь в рай. Тебя встречает необыкновенно обаятельный, добрый, смешливый человек, вся его позитивная энергия направлена на тебя. Если что-то сыграешь не так, он отведет тебя в сторонку, деликатно поправит. И опять шутки, кураж, импровизация. Наверное, поэтому у меня, да и у всех, кто снимался у Рязанова, получились такие замечательные роли. И получились фильмы, которые, выражаясь сегодняшним вульгарным языком, являются настоящими нетленками. Их смотрят уже по 40-50-60 лет и будут смотреть еще не одно десятилетие.

— Как начался ваш с Рязановым кинематографический роман?

— Однажды Эльдар Александрович, который тогда работал в тандеме с драматургом Эмилем Брагинским, принес в наш театр три пьесы: «Сослуживцы», по которой впоследствии был поставлен фильм «Служебный роман», «Родственники» и «Аморальную историю». В «Родственниках» я остро, гротескно сыграла роль смешной, перезревшей девицы, которую отец хочет ловко выдать замуж. Я обожала эту роль, просто обожала. И когда Рязанов, с которым мы были давно знакомы, посмотрел спектакль, то назвал меня «Чаплином в юбке». На творческих встречах я хвасталась перед зрителями столь лестной аттестацией. Потом, правда, оказалось, что Рязанов одарил этим комплиментом еще и Лиечку Ахеджакову. И она тоже с гордостью всем об этом рассказывала.

Три звезды: Инна Чурикова, Светлана Немоляева и Лия Ахеджакова

— Говорят, до «Служебного романа» у вас было восемь проб на роль Нади в «Иронии судьбы». Но в итоге ее сыграла Барбара Брыльска...

— Рязанов очень хотел меня снимать, очень. Он открыл для себя Андрея Мягкова и был в восторге от его блистательных импровизаций. И точно так же хотел открыть широкой публике меня, которая к тому времени уже лет 15 не снималась в кино и которую знали только любители театра. Мягков был утвержден на роль Жени Лукашина сразу, и со всеми претендентками на роль Нади одну и ту же сцену играл виртуозно и каждый раз по-новому.

Не имея большого опыта в кино, я настолько всего и вся боялась, в том числе осветителей, которые поставили меня «на точку» и велели не сходить с нее, что я была эмоционально зажата, как кочерга. Плюс у меня тогда была страшная близорукость, это я позже сделала себе операцию на глазах и сейчас вижу лучше, чем в молодости. По совокупности этих обстоятельств я пробы блистательно провалила. Рязанов так и не смог со мной справиться, я была неподдающейся. В итоге он сокрушенно сказал: «Света, можно, конечно, сыграть хуже, но это трудно».

— Как вам в итоге Барбара Брыльска в роли Нади?

— Она мне понравилась, как и всем. Зависти к ней у меня точно нет. Наверное, каждая актриса мечтает быть первой и лучшей, хочет сиять, нравиться поклонникам. Но у меня нет обостренного тщеславия, я принимаю все случившееся и не случившееся в жизни, как должное. Благодаря счастливому характеру я спокойно прожила в театре свой актерский век, не съедая себя болезненными рефлексиями и не завидуя успехам прекрасных актрис, которыми был, да и сегодня богат наш коллектив.

— Каково это проработать более 60 лет в одних стенах?

— Знаете, в мае будет 62 года, как я пришла в театр, кстати, в один день с моим Сашей. И я вам отвечу так, как Саша говорил, его тоже об этом как-то спросили. «Да, — ответил он, — я провел в одних стенах более 50 лет, но я работал в трех разных театрах. Семь лет в театре Николая Охлопкова, четверть века в театре Андрея Гончарова и десять лет в театре Сергея Арцибашева. У каждого из этих режиссеров — своя школа, свой почерк, свой стиль, свой художественный мир».

Мой Саша умер 11 лет назад, я очень тяжело переживала его смерть. Не знала, как и зачем мне жить. Вытащил меня из этого тяжелейшего состояния Миндаугас Карбаускис — ученик Петра Фоменко и мой четвертый худрук. Он загрузил меня репетициями, спектаклями, и я вернулась на сцену, на которой мы с Сашей полвека играли вместе. Благодаря этому, а также ежедневной заботе и поддержке Полины, сына Шурки (народный артист России, ведущий актер театра «Ленком» Александр Лазарев-младший. — «Труд»), я потихоньку пришла в себя. И даже, как видите, дожила в театре до серьезного юбилея. И намерена выходить на сцену, пока у меня хватит сил.

P. S. 18 апреля в онлайн-кинотеатре KION состоится премьера мелодрамы Марии Шалаевой «Синдром жизни». Это полнометражный режиссерский дебют актрисы Марии Шалаевой к юбилею Светланы Немоляевой, исполнившей в фильме главную роль.

- «Синдром жизни» сделан с нежной душой, - рассказывает Светлана Владимировна. К сожалению, история фильма реалистична: моя героиня долгие годы жила в счастливом неведении, но потом узнала, что у любимого мужа была вторая семья. Режиссеру Маше Шалаевой удалось передать настоящие чувства, боль и страдания, это важно для искусства. Зритель должен увидеть перипетии, недомолвки, распри в семье и перемирия, ссоры и желание быть рядом друг с другом. Я не знаю, как сейчас люди смотрят кино и что от него требуют, но мне кажется, что у фильма должна быть своя миссия — в «Синдроме жизни» она есть и идеально выполнена.

Культура 00:05 / 24 Января 2025 25496
Кина не будет?

Команда Никиты Михалкова готовит к сносу Центральный дом кино

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
30000 кв.м элитного жилья с садами на крышах и подземными парковками планируется возвести на месте приговоренного к сносу Дома кино. Фото Юрия Феклистова

1 февраля Дом кино, который появился в Москве в 1934 году по инициативе Сергея Эйзенштейна, закрывается на реконструкцию. Сегодня комплекс состоит из двух зданий: Алексеевского народного дома 1908 года постройки,...

В Ингушетии начали работу две новых радиостанции; их вещание будет доступно не только в крупных городах, но и в небольших населенных пунктах 

Фото предоставлено пресс-службой главы и правительства Республики Ингушетия

В Ингушетии состоялось торжественное открытие двух радиостанций, которые входят в холдинг «Крутой Медиа»: это «Радио Дача» и «Радио Шансон». Почетными гостями мероприятия стали глава региона Махмуд-Али Калиматов...

Один из создателей музея «Полторы комнаты», глава градозащитного общества «Старый Петербург» делится с «Трудом» своими воспоминаниями

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Фото из личного архива Михаила Мильчика

«В Рождество все немного волхвы...». В недавние рождественские дни сами собой вспоминались эти строки Иосифа Бродского. Историк, реставратор и искусствовед Михаил Мильчик дружил с поэтом в пору, когда Бродский...

Коттедж стоимостью 2,8 млн долларов музыкант, больше десяти лет проживающий в Лос-Анджелесе, купил в 2018 году в ипотеку 

Илья Лагутенко. Фото: © Aleksey Smyshlyaev, globallookpress.com

Фронтмен группы «Мумий Тролль» Илья Лагутенко, который уже больше десяти лет проживает в Лос-Анджелесе и высказывался против российской спецоперации на Украине, лишился своей недвижимости в штате Калифорния в результате масштабных...

Криминал в культовом сериале усмотрел депутат Брянской областной думы, глава движения «Россия Православная» Михаил Иванов

Труд
Фото: Cfoto/Keystone Press Agency, globallookpress.com

За несколько дней до Нового года Netflix показала второй сезон культового корейского сериала «Игра в кальмара». И хотя пока по количеству зрителей он уступает сезону первому, ставшему рекордным для платформы,...

Спектакль «Калечина-Малечина» Сойжин Жамбаловой из Няганского ТЮЗа повествует о недетских проблемах детей

Анна Чепурнова
Труд
И хотя героиня — 10-летняя девочка Катя, и книга, и спектакль рассчитаны на взрослую аудиторию. Фото с сайта Няганского ТЮЗа

В Театре Наций в рамках гастролей спектаклей — победителей ХХI фестиваля театров малых городов показали «Калечину-Малечину» Сойжин Жамбаловой из Няганского ТЮЗа. В основе постановки, приехавшей из Ханты-Мансийского...

Культура 00:20 / 07 Февраля 2025 8810
«Чапаев» - и пустота?

Невероятные приключения «Ленфильма», где когда-то снималась отечественная киноклассика

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Председатель совета директоров «Ленфильма» Федор Бондарчук доложил об успехах и ушел рулить другими киностудиями. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Смена директоров «Ленфильма», еще недавно похожая на остросюжетный блокбастер, нынче напоминает неоправданно затянутую мыльную оперу. Причем, как во всяком плохом сериале, финал зрителям заранее известен. Еще в 2016...

Он был сыном народного артиста СССР Ростислава Янковского

Фото: «Комсомольская правда»/Russian Look, globallookpress.com

Ушел из жизни актер театра и кино, бизнесмен и медиаменеджер, один из основателей Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) Игорь Янковский. Об этом сообщило интернет-издание Sostav со ссылкой на свои источники. Янковский скончался...

Он скончался на 60-м году жизни

Кадр из сериала «Перевозчик» с сайта kino-teatr.ru

Ушел из жизни российский актер театра и кино Игорь Ромащенко, известный по своей роли в телевизионном сериале «Папины дочки». Ему было 59 лет. О смерти Ромащенко сообщило издание «Аргументы и факты» со ссылкой на друга...

Что такое «нечто» по отношению к спектаклям и концертам знаменитого театра

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Если считать все петербургские постановки «Аиды», начиная с первой, в 1875 году, нынешняя будет уже восьмой. Фото пресс-службы Мариинского театра

Премьера одной из самых знаменитых опер мирового репертуара грядёт в феврале в Мариинском театре. Как там обещают, зрелище будет грандиозным. Зрителей ожидает немало открытий, несмотря на то, что это далеко не первое обращение труппы к данному...

Андрея Данилко уже отказались выпускать за границу без сопровождения представителей спецслужб и обязали отдавать часть гонораров киевским властям 

Фото: © Alexander Keltik, globallookpress.com

Украинский шоумен Андрей Данилко, широко известный благодаря сценическому образу Верки Сердючки, может оказаться мобилизован в ряды украинских вооруженных сил (ВСУ) и отправлен на фронт. Об этом в среду, 5 февраля сообщает Telegram-канал...

На экраны вышел исторический блокбастер «Злой город». Каким он получился?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Актриса Леонела Мантурова сыграла молодую женщину, которая к финалу фильма превращается в Богиню возмездия

Это новая попытка осмыслить события седой старины, а конкретнее, борьбу Руси с татаро-монгольским нашествием. В центре фильма — героическая оборона небольшого города Козельска, который в 1238 году встал на пути...

На экраны выходит российско-грузинский фильм «Снег в моем дворе», получивший престижный приз на крупном международном фестивале

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Досуг Левана разделяют две собаки: Большая и Маленькая Джесси, которых он нежно опекает

Снял фильм режиссер Бакур Бакурадзе. Он вырос в Тбилиси, учился во ВГИКе у Марлена Хуциева, к 50 годам поставил три фильма. «Шультес» и «Охотник» побывали на фестивале в Каннах,...

Лауреат литературных премий Евгений Чигрин - об исцеляющей силе искусства

Дарья Ефремова
Труд
Фото Юрия Феклистова

В издательстве «РИПОЛ классик» вышла книга избранных сочинений Евгения Чигрина «Болотный огонь» — 540-страничный том создавался на протяжении 12 лет. Чем не повод для гордости? Но лауреат...

Суд его просьбе не внял и отправил его на пять с половиной лет в колонию-поселение за реабилитацию нацизма

Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Певец и блогер Эдуард Шарлот (внесен в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга) предстал перед судом по обвинению в реабилитации нацизма и нарушении права на свободу совести и вероисповеданий. Он выступил с последним словом, в...

Что не так с фильмом, премированном на Венецианском кинофестивале

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Героиня Николь Кидман не устояла перед наглым обаянием молодого стажера

На экраны выходит фильм «Плохая девочка» с Николь Кидман в главной роли. После бесчисленных детских сказок, захлестнувших новогодний экран, это в полной мере взрослый фильм, удостоенный приза за лучшее исполнение...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?