Уважаемые пользователи! Сообщаем вам, что сайт подвергся DDoS-атаке из-за рубежа. Возможны сбои в работе.
Главная Культура 00:01 15 Апреля 2022 14363
Светлана Немоляева: Эльдар Рязанов называл меня «Чаплином в юбке»

Работа с ним была именинами сердца, рассказала актриса

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Фото Сергея Иванова

Она выросла на «Мосфильме», где пропадала целыми днями вместе с родителями-кинематографистами. Уже в восемь лет маленькая Света появилась на экране в фильме «Близнецы», а в 1949 году снялась у своего отца Владимира Немоляева в картине «Счастливый рейс». Это было целую вечность назад. Сегодня на счету Светланы Немоляевой порядка 100 ролей в кино и 50 больших работ в театре. Народная артистка России, прима театра имени Маяковского, звезда фильмов Эльдара Рязанова, она готовится 18 апреля отметить нешуточную дату. Звоню любимой актрисе, благо, мы с ней давно и хорошо знакомы...

— Здравствуйте, дорогая Светлана Владимировна, расскажите, как будете юбилей отмечать...

— Как водится, на родной сцене. Театр пошел, скажем так, на большие преференции для меня. Дирекция поставила в афишу на 18 апреля спектакль «Как важно быть серьезным» с моим участием. После спектакля будут цветы, поздравления, в финале, наверное, выпьем по бокалу шампанского. Приглашаю вас на этот вечер.

— Спасибо, обязательно приду. Знаю, что вы играете в театре семь или восемь спектаклей, большинство из которых я имел счастье видеть...

— Уже меньше. Гоголевскую «Женитьбу» в постанове Сергея Арцыбашева практически не играю. Роль свахи Феклы Ивановны выстроена на вихревом движении, подскоках, прискоках, я там ношусь по сцене этаким кандибобером. Скажу честно, мне это уже трудновато дается. И я за «Женитьбу» перестала держаться, хотя очень ее люблю. Но у меня в репертуаре большие роли в спектаклях «Бешеные деньги», «Таланты и поклонники», «Плоды просвещения», «Кант», «Как важно быть серьезным», которые я играю без замены. Так что приходится быть в тонусе.

— Как относитесь к серьезной дате, которая вдруг на вас свалилась?

— Скажу по секрету: совершенно индифферентно (смеется). Вот Саша мой, хорошо вам известный (народный артист России Александр Лазарев, муж Немоляевой, с которым она прожила более 50 лет. — «Труд»), так вот, мой Сашенька очень боялся, когда ему должно было исполниться 73 года. Как сейчас помню: мы обедаем или ужинаем, или он лежит на диванчике, а я сижу рядом, пасьянс раскладываю, а он с нескрываемой тревогой говорит: «Представляешь, Света, мне скоро будет 73 года!». И эта мизансцена в тех или иных вариациях повторяется раз за разом.

Светлана Немоляева и Александр Лазарев были редкостно счастливой парой

«Что ты, Сашка, прицепился к этой дате, — говорю я ему, — мне давно 73 года исполнилось (я старше его на 8 месяцев). Я женщина и то не комплексую по поводу своего возраста». А он опять: «Нет, Света, ты представь: целых 73 года!». Может, он что-то предчувствовал, но умер как раз в 73 с хвостиком. Что это: мистика? Знаю многих людей, которые боятся своего возраста. Некоторые паспорта переделывают, годы себе убавляют. Мне это абсолютно несвойственно.

— С годами играть стало легче, труднее?

— Труднее. Конечно, с годами появился опыт, он во многих ситуациях выручает. Но жизненная энергия уже не та, что в молодости. Я ведь была такой метлой в юбке. Могла неделями жить в поездах, деля время между сценой и съемочной площадкой, мотаясь между Москвой и Ленинградом. Отыграла спектакль, прыгнула в поезд, наутро уже снимаюсь в кино. Сегодня на большие роли не подписываюсь. В кино и сериалах играю персонажей второго плана, иногда, впрочем, весьма колоритных — в прошлом году получила премию «Золотой орел» за роль в сериале «Дипломат». Были удачные, как многие говорят, роли в фильмах «Ван Гоги» Сергея Ливнева и «Мешок без дна» Рустама Хамдамова, которые побывали на многих фестивалях. В театре ничего нового не репетирую, доигрываю то, на что пока хватает сил.

— Простите, что об этом спрашиваю, но ведь случаются, наверное, и недомогания...

— И довольно часто (смеется). В моем возрасте, как вы догадываетесь, не бывает здоровых людей. Не буду распространяться о своих болячках. Но для меня отменить спектакль — это лучше ежа проглотить. Даже если плохо себя чувствую, но в афише стоит мой спектакль, я все равно собираюсь с духом и иду в театр. В спектакле «Бешеные деньги», который я играю вместе с внучкой Полиной (актриса Полина Лазарева. — «Труд»), у меня большая, затратная по эмоциональной отдаче роль. Порой бывает, еле тащусь в театр, Полина на ступеньках поддерживает меня под руку. Но вот я гримируюсь, надеваю костюм — и вылетаю на сцену. И на два часа забываю о своих недомоганиях. Сцена лечит — об этом еще великий физиолог Иван Павлов говорил. Теперь я это проверила на собственном опыте.

Великая бабушка и талантливая внучка часто играют в одних спектаклях

— К вашему юбилею вы получили еще один подарок — в повторный прокат выходит фильм «Служебный роман»...

— Это прекрасная идея: повторный прокат лучших отечественных фильмов. У одного только Эльдара Рязанова, нежно мною любимого, дюжина прекрасных картин. А еще есть не менее прекрасные ленты Георгия Данелия, Станислава Ростоцкого, Элема Климова и Ларисы Шепитько, Марлена Хуциева, Никиты Михалкова, Андрея Тарковского, Владимира Меньшова, Сергея Соловьева... Эти шедевры кино можно смотреть не по одному разу.

— Сами «Служебный роман» давно пересматривали?

— Когда попадаю на фильм в телевизионной программе, обязательно посмотрю хотя бы несколько фрагментов, и не обязательно сцены со своим участием. Очень люблю в этом фильме роли Алисы Фрейндлих и Андрея Мягкова. Я от их актерского мастерства получаю настоящее наслаждение.

— А своя игра в старых картинах какие эмоции у вас сегодня вызывают?

— В совсем старых фильмах, о которых я уже забыла, у меня есть к себе вопросы и претензии. А в «Служебном романе» мне как-то все по сердцу. Как и в «Гараже», и в «Небесах обетованных». Наверное, все дело в том, что у нас с Рязановым на съемках «Служебного романа» — нашего первого совместного фильма — сложился чудесный творческий альянс, мы понимали друг друга с полуслова. Для меня работа с ним была именинами сердца. Но здесь мне надо сделать небольшое отступление...

Рязанов стал для Немоляевой «своим» режиссером

В то время в нашем театре главным режиссером был Андрей Гончаров — полная противоположность Рязанову. Человек бесконечно талантливый, но суровый, даже жестокий, который мог актера обидеть, прилюдно ударить его словом в самое больное место. Но мы с моим Сашей, придя в театр в один день, терпели эти кошмарики ради творческого результата: Гончаров ставил грандиозные, эпохальные спектакли, которые гремели на всю Москву.

И вот после изматывающих, нервных репетиций у Гончарова, после его окриков, унижений приходишь на съемочную площадку к Рязанову — и сразу попадаешь в рай. Тебя встречает необыкновенно обаятельный, добрый, смешливый человек, вся его позитивная энергия направлена на тебя. Если что-то сыграешь не так, он отведет тебя в сторонку, деликатно поправит. И опять шутки, кураж, импровизация. Наверное, поэтому у меня, да и у всех, кто снимался у Рязанова, получились такие замечательные роли. И получились фильмы, которые, выражаясь сегодняшним вульгарным языком, являются настоящими нетленками. Их смотрят уже по 40-50-60 лет и будут смотреть еще не одно десятилетие.

— Как начался ваш с Рязановым кинематографический роман?

— Однажды Эльдар Александрович, который тогда работал в тандеме с драматургом Эмилем Брагинским, принес в наш театр три пьесы: «Сослуживцы», по которой впоследствии был поставлен фильм «Служебный роман», «Родственники» и «Аморальную историю». В «Родственниках» я остро, гротескно сыграла роль смешной, перезревшей девицы, которую отец хочет ловко выдать замуж. Я обожала эту роль, просто обожала. И когда Рязанов, с которым мы были давно знакомы, посмотрел спектакль, то назвал меня «Чаплином в юбке». На творческих встречах я хвасталась перед зрителями столь лестной аттестацией. Потом, правда, оказалось, что Рязанов одарил этим комплиментом еще и Лиечку Ахеджакову. И она тоже с гордостью всем об этом рассказывала.

Три звезды: Инна Чурикова, Светлана Немоляева и Лия Ахеджакова

— Говорят, до «Служебного романа» у вас было восемь проб на роль Нади в «Иронии судьбы». Но в итоге ее сыграла Барбара Брыльска...

— Рязанов очень хотел меня снимать, очень. Он открыл для себя Андрея Мягкова и был в восторге от его блистательных импровизаций. И точно так же хотел открыть широкой публике меня, которая к тому времени уже лет 15 не снималась в кино и которую знали только любители театра. Мягков был утвержден на роль Жени Лукашина сразу, и со всеми претендентками на роль Нади одну и ту же сцену играл виртуозно и каждый раз по-новому.

Не имея большого опыта в кино, я настолько всего и вся боялась, в том числе осветителей, которые поставили меня «на точку» и велели не сходить с нее, что я была эмоционально зажата, как кочерга. Плюс у меня тогда была страшная близорукость, это я позже сделала себе операцию на глазах и сейчас вижу лучше, чем в молодости. По совокупности этих обстоятельств я пробы блистательно провалила. Рязанов так и не смог со мной справиться, я была неподдающейся. В итоге он сокрушенно сказал: «Света, можно, конечно, сыграть хуже, но это трудно».

— Как вам в итоге Барбара Брыльска в роли Нади?

— Она мне понравилась, как и всем. Зависти к ней у меня точно нет. Наверное, каждая актриса мечтает быть первой и лучшей, хочет сиять, нравиться поклонникам. Но у меня нет обостренного тщеславия, я принимаю все случившееся и не случившееся в жизни, как должное. Благодаря счастливому характеру я спокойно прожила в театре свой актерский век, не съедая себя болезненными рефлексиями и не завидуя успехам прекрасных актрис, которыми был, да и сегодня богат наш коллектив.

— Каково это проработать более 60 лет в одних стенах?

— Знаете, в мае будет 62 года, как я пришла в театр, кстати, в один день с моим Сашей. И я вам отвечу так, как Саша говорил, его тоже об этом как-то спросили. «Да, — ответил он, — я провел в одних стенах более 50 лет, но я работал в трех разных театрах. Семь лет в театре Николая Охлопкова, четверть века в театре Андрея Гончарова и десять лет в театре Сергея Арцибашева. У каждого из этих режиссеров — своя школа, свой почерк, свой стиль, свой художественный мир».

Мой Саша умер 11 лет назад, я очень тяжело переживала его смерть. Не знала, как и зачем мне жить. Вытащил меня из этого тяжелейшего состояния Миндаугас Карбаускис — ученик Петра Фоменко и мой четвертый худрук. Он загрузил меня репетициями, спектаклями, и я вернулась на сцену, на которой мы с Сашей полвека играли вместе. Благодаря этому, а также ежедневной заботе и поддержке Полины, сына Шурки (народный артист России, ведущий актер театра «Ленком» Александр Лазарев-младший. — «Труд»), я потихоньку пришла в себя. И даже, как видите, дожила в театре до серьезного юбилея. И намерена выходить на сцену, пока у меня хватит сил.

P. S. 18 апреля в онлайн-кинотеатре KION состоится премьера мелодрамы Марии Шалаевой «Синдром жизни». Это полнометражный режиссерский дебют актрисы Марии Шалаевой к юбилею Светланы Немоляевой, исполнившей в фильме главную роль.

- «Синдром жизни» сделан с нежной душой, - рассказывает Светлана Владимировна. К сожалению, история фильма реалистична: моя героиня долгие годы жила в счастливом неведении, но потом узнала, что у любимого мужа была вторая семья. Режиссеру Маше Шалаевой удалось передать настоящие чувства, боль и страдания, это важно для искусства. Зритель должен увидеть перипетии, недомолвки, распри в семье и перемирия, ссоры и желание быть рядом друг с другом. Я не знаю, как сейчас люди смотрят кино и что от него требуют, но мне кажется, что у фильма должна быть своя миссия — в «Синдроме жизни» она есть и идеально выполнена.

Комментарии для сайта Cackle
Культура 00:15 / 08 Апреля 2022 15389
Битва при Урганте

Скандал с «отпуском» телеведущего, начавшийся после его отъезда в Израиль, не прекращается даже теперь, когда он вернулся в Россию

Сергей Беднов
Труд
Ситуация с Иваном Андреевичем вышла чуть ли не на государственный уровень. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Другие-то известные личности, умотавшие за кордон после объявления спецоперации, конечно, получили свой ушат общественного презрения, но через неделю про них забыли. А вот ситуация с Иваном Андреевичем, напротив, вышла чуть ли...

На Первом канале завершился показ сериала «Никто не узнает»

Сергей Беднов
Труд
Главную роль сыграла Евгения Брик, которую жюри назвало лучшей актрисой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Сериал «Никто не узнает», премьерный показ которого завершился на Первом канале, снимался три года назад. Еще не было не то что войны, но даже ковида. И это позволяет говорить о нем, не мучаясь...

Культура 00:01 / 15 Апреля 2022 13779
Календарь: 15 апреля

В этот день в 1949 году родилась Алла Борисовна Пугачева

Труд
Фото: Генриетта Перьян/Russian Look, globallookpress.com

1452 Родился Леонардо да Винчи, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, ярчайший пример «универсального человека». 1765 Скончался Михаил Ломоносов, первый русский ученый-естествоиспытатель мирового...

Культура 00:06 / 08 Апреля 2022 13655
Россия без Нетребко?

Легендарной оперной певице достался ярлык «предательницы»

Мария БАБАЛОВА, музыкальный критик
Труд
Артистку зачислили в «неправильные». Фото: www.imago-images.de, globallookpress.com

Новосибирский театр оперы и балета оказался на днях в топе новостей благодаря не яркой премьере, а решению отменить запланированное на июнь выступление на своей сцене Анны Нетребко. Так в здешнем оперном...

Оба молоды, энергичны, оба - популярные комические артисты. Следовательно?..

Сергей Беднов
Труд
Фото: Анатолий Ломохов, пресс-служба Владимира Зеленского/globallookpress.com

Помните, года четыре назад народ активно поддержал петицию с требованием убрать Пугачеву и ее окружение из «Огоньков»? Достали за тридцать-то лет! И вот чаяния подписантов сбываются. Ни Аллу Борисовну,...

Культура 00:22 / 15 Апреля 2022 13508
Kinorex стирает границы

Как и зачем возник этот молодежный фестиваль киномузыки?

Анна Чепурнова
Труд
Если в прошлом году фестиваль был всероссийским, то сейчас сделался международным

С 17 по 23 апреля в Москве пройдет второй молодежный фестиваль Kinorex. Как и зачем он возник? Известно: кино без музыки не существовало, даже немые ленты демонстрировались под аккомпанемент тапера. А уж потом...

Старая песня, звучавшая в эпоху Карибского кризиса, обретает вторую жизнь

Сергей Бирюков, редактор отдела культуры «Труда»
Труд
YouTube заблокировал страницу с записью песни Евгения Евтушенко и Эдуарда Колмановского. Фото: Юрий Пилипенко/Russian Look, globallookpress.com

Нет, надо же! Мало им на Западе отмен исполнения музыки Чайковского и Мусоргского, спектаклей по Чехову и Коляде, вычеркивания из афиш выступлений Анны Нетребко, Валерия Гергиева, Дениса Мацуева... Теперь «зачисткой...

Культура 23:01 / 16 Апреля 2022 12672
Игры патриотов

Том Хэнкс продюсирует сериал «Властелины воздуха» об американских летчиках Второй мировой войны

Труд
Фото: Europa Press/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Знаменитый Том Хэнкс, хорошо знакомый нам по «Форресту Гампу», «Изгою» и другим культовым фильмам, заключил многолетний контракт с компанией Apple об эксклюзивном сотрудничестве. Уже сейчас актер работает...

Владимир Мирзоев поставил спектакль «Эзоп» по пьесе бразильского драматурга Гильерме Фигейредо «Лиса и виноград»

Анна Чепурнова
Труд
По словам режиссера, спектакль об Эзопе он ставил как басню, суть которой в том, что «каждый человек созрел для свободы». Фото: Екатерина Цветкова, globallookpress.com

Во времена всеобщих запретов люди искусства часто обращаются к так называемому эзоповому языку — к иносказаниям. Режиссер Владимир Мирзоев в РАМТе поставил спектакль «Эзоп» по пьесе бразильского...

Культура 00:17 / 08 Апреля 2022 11460
Мания слияния

«Мостсовет», «Сферитаж», кто следующий? Объединение московских театров набирает обороты

Виктория Пешкова
Труд
Все началось прошлой осенью со слияния двух «Таганок». Фото: Moscow-Live.ru

Театральное сообщество не успевает уворачиваться от увесистых новостей. Столичный департамент культуры с новой силой принялся объединять театральные труппы, и не просто абы как, а «успешных с неуспешными»....

В Литмузее открылась выставка о великом поэте и его единомышленнике Владимире Дале

Виктория Рогозинская
Труд
Этот перстень, который был на руке Пушкина, его супруга передала Владимиру Ивановичу по наказу умиравшего мужа

Александр Сергеевич и Владимир Иванович почти ровесники, сыновья одной эпохи. Их многое объединяло во взглядах на мир, для обоих делом жизни стало рыцарское служение «живому великорусскому языку». Один оставил...

Реалити-шоу же дают возможность узнать людям о себе такое, о чем они даже не подозревали

Труд
Съемочная площадка самого известного и самого скандального в России реалити-шоу «Дом-2»

Издание Psychology Today опубликовало статью известного специалиста Тейхоу Смит, в которой та описала механизм возникновения зависимости от реалити и предложила способ извлечь из нее пользу. По словам психолога,...

Искусство для детей должно нести витамины добра и радости, считает известный актер и режиссер

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Пять фильмов для маленьких зрителей вывели Александра Галибина в первые ряды мастеров детского кино. Фото из личного архива артиста

На экраны страны вышла комедия «Моя ужасная сестра» в постановке народного артиста России Александра Галибина. Это уже четвертый детский фильм, который известный актер снял в качестве кинорежиссера. А на подходе...

В канун Дня Победы на экраны вышли два новых достойных фильма о войне

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «1941. Крылья над Берлином» с сайта kinopoisk.ru

Запомните эти названия: «Первый Оскар» и «1941. Крылья над Берлином». Поставили фильмы режиссеры Сергей Мокрицкий и Константин Буслов, уже работавшие ранее с военной темой. Первый несколько лет назад снял...

Культура 00:18 / 08 Апреля 2022 9043
Тициан под арестом

На финской таможне арестовали более 200 картин великих мастеров из коллекций российских музеев

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Тициано Вечеллио. «Даная» (1554 г.). Фото: Russian Look/globallookpress.com

Более 200 картин великих мастеров из коллекций Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ имени Пушкина и других российских музеев арестованы на финской таможне. Они следовали домой из Италии, куда были отправлены осенью прошлого...







Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?