Главная Культура 00:01 15 Апреля 2022 18223
Светлана Немоляева: Эльдар Рязанов называл меня «Чаплином в юбке»

Работа с ним была именинами сердца, рассказала актриса

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Фото Сергея Иванова

Она выросла на «Мосфильме», где пропадала целыми днями вместе с родителями-кинематографистами. Уже в восемь лет маленькая Света появилась на экране в фильме «Близнецы», а в 1949 году снялась у своего отца Владимира Немоляева в картине «Счастливый рейс». Это было целую вечность назад. Сегодня на счету Светланы Немоляевой порядка 100 ролей в кино и 50 больших работ в театре. Народная артистка России, прима театра имени Маяковского, звезда фильмов Эльдара Рязанова, она готовится 18 апреля отметить нешуточную дату. Звоню любимой актрисе, благо, мы с ней давно и хорошо знакомы...

— Здравствуйте, дорогая Светлана Владимировна, расскажите, как будете юбилей отмечать...

— Как водится, на родной сцене. Театр пошел, скажем так, на большие преференции для меня. Дирекция поставила в афишу на 18 апреля спектакль «Как важно быть серьезным» с моим участием. После спектакля будут цветы, поздравления, в финале, наверное, выпьем по бокалу шампанского. Приглашаю вас на этот вечер.

— Спасибо, обязательно приду. Знаю, что вы играете в театре семь или восемь спектаклей, большинство из которых я имел счастье видеть...

— Уже меньше. Гоголевскую «Женитьбу» в постанове Сергея Арцыбашева практически не играю. Роль свахи Феклы Ивановны выстроена на вихревом движении, подскоках, прискоках, я там ношусь по сцене этаким кандибобером. Скажу честно, мне это уже трудновато дается. И я за «Женитьбу» перестала держаться, хотя очень ее люблю. Но у меня в репертуаре большие роли в спектаклях «Бешеные деньги», «Таланты и поклонники», «Плоды просвещения», «Кант», «Как важно быть серьезным», которые я играю без замены. Так что приходится быть в тонусе.

— Как относитесь к серьезной дате, которая вдруг на вас свалилась?

— Скажу по секрету: совершенно индифферентно (смеется). Вот Саша мой, хорошо вам известный (народный артист России Александр Лазарев, муж Немоляевой, с которым она прожила более 50 лет. — «Труд»), так вот, мой Сашенька очень боялся, когда ему должно было исполниться 73 года. Как сейчас помню: мы обедаем или ужинаем, или он лежит на диванчике, а я сижу рядом, пасьянс раскладываю, а он с нескрываемой тревогой говорит: «Представляешь, Света, мне скоро будет 73 года!». И эта мизансцена в тех или иных вариациях повторяется раз за разом.

Светлана Немоляева и Александр Лазарев были редкостно счастливой парой

«Что ты, Сашка, прицепился к этой дате, — говорю я ему, — мне давно 73 года исполнилось (я старше его на 8 месяцев). Я женщина и то не комплексую по поводу своего возраста». А он опять: «Нет, Света, ты представь: целых 73 года!». Может, он что-то предчувствовал, но умер как раз в 73 с хвостиком. Что это: мистика? Знаю многих людей, которые боятся своего возраста. Некоторые паспорта переделывают, годы себе убавляют. Мне это абсолютно несвойственно.

— С годами играть стало легче, труднее?

— Труднее. Конечно, с годами появился опыт, он во многих ситуациях выручает. Но жизненная энергия уже не та, что в молодости. Я ведь была такой метлой в юбке. Могла неделями жить в поездах, деля время между сценой и съемочной площадкой, мотаясь между Москвой и Ленинградом. Отыграла спектакль, прыгнула в поезд, наутро уже снимаюсь в кино. Сегодня на большие роли не подписываюсь. В кино и сериалах играю персонажей второго плана, иногда, впрочем, весьма колоритных — в прошлом году получила премию «Золотой орел» за роль в сериале «Дипломат». Были удачные, как многие говорят, роли в фильмах «Ван Гоги» Сергея Ливнева и «Мешок без дна» Рустама Хамдамова, которые побывали на многих фестивалях. В театре ничего нового не репетирую, доигрываю то, на что пока хватает сил.

— Простите, что об этом спрашиваю, но ведь случаются, наверное, и недомогания...

— И довольно часто (смеется). В моем возрасте, как вы догадываетесь, не бывает здоровых людей. Не буду распространяться о своих болячках. Но для меня отменить спектакль — это лучше ежа проглотить. Даже если плохо себя чувствую, но в афише стоит мой спектакль, я все равно собираюсь с духом и иду в театр. В спектакле «Бешеные деньги», который я играю вместе с внучкой Полиной (актриса Полина Лазарева. — «Труд»), у меня большая, затратная по эмоциональной отдаче роль. Порой бывает, еле тащусь в театр, Полина на ступеньках поддерживает меня под руку. Но вот я гримируюсь, надеваю костюм — и вылетаю на сцену. И на два часа забываю о своих недомоганиях. Сцена лечит — об этом еще великий физиолог Иван Павлов говорил. Теперь я это проверила на собственном опыте.

Великая бабушка и талантливая внучка часто играют в одних спектаклях

— К вашему юбилею вы получили еще один подарок — в повторный прокат выходит фильм «Служебный роман»...

— Это прекрасная идея: повторный прокат лучших отечественных фильмов. У одного только Эльдара Рязанова, нежно мною любимого, дюжина прекрасных картин. А еще есть не менее прекрасные ленты Георгия Данелия, Станислава Ростоцкого, Элема Климова и Ларисы Шепитько, Марлена Хуциева, Никиты Михалкова, Андрея Тарковского, Владимира Меньшова, Сергея Соловьева... Эти шедевры кино можно смотреть не по одному разу.

— Сами «Служебный роман» давно пересматривали?

— Когда попадаю на фильм в телевизионной программе, обязательно посмотрю хотя бы несколько фрагментов, и не обязательно сцены со своим участием. Очень люблю в этом фильме роли Алисы Фрейндлих и Андрея Мягкова. Я от их актерского мастерства получаю настоящее наслаждение.

— А своя игра в старых картинах какие эмоции у вас сегодня вызывают?

— В совсем старых фильмах, о которых я уже забыла, у меня есть к себе вопросы и претензии. А в «Служебном романе» мне как-то все по сердцу. Как и в «Гараже», и в «Небесах обетованных». Наверное, все дело в том, что у нас с Рязановым на съемках «Служебного романа» — нашего первого совместного фильма — сложился чудесный творческий альянс, мы понимали друг друга с полуслова. Для меня работа с ним была именинами сердца. Но здесь мне надо сделать небольшое отступление...

Рязанов стал для Немоляевой «своим» режиссером

В то время в нашем театре главным режиссером был Андрей Гончаров — полная противоположность Рязанову. Человек бесконечно талантливый, но суровый, даже жестокий, который мог актера обидеть, прилюдно ударить его словом в самое больное место. Но мы с моим Сашей, придя в театр в один день, терпели эти кошмарики ради творческого результата: Гончаров ставил грандиозные, эпохальные спектакли, которые гремели на всю Москву.

И вот после изматывающих, нервных репетиций у Гончарова, после его окриков, унижений приходишь на съемочную площадку к Рязанову — и сразу попадаешь в рай. Тебя встречает необыкновенно обаятельный, добрый, смешливый человек, вся его позитивная энергия направлена на тебя. Если что-то сыграешь не так, он отведет тебя в сторонку, деликатно поправит. И опять шутки, кураж, импровизация. Наверное, поэтому у меня, да и у всех, кто снимался у Рязанова, получились такие замечательные роли. И получились фильмы, которые, выражаясь сегодняшним вульгарным языком, являются настоящими нетленками. Их смотрят уже по 40-50-60 лет и будут смотреть еще не одно десятилетие.

— Как начался ваш с Рязановым кинематографический роман?

— Однажды Эльдар Александрович, который тогда работал в тандеме с драматургом Эмилем Брагинским, принес в наш театр три пьесы: «Сослуживцы», по которой впоследствии был поставлен фильм «Служебный роман», «Родственники» и «Аморальную историю». В «Родственниках» я остро, гротескно сыграла роль смешной, перезревшей девицы, которую отец хочет ловко выдать замуж. Я обожала эту роль, просто обожала. И когда Рязанов, с которым мы были давно знакомы, посмотрел спектакль, то назвал меня «Чаплином в юбке». На творческих встречах я хвасталась перед зрителями столь лестной аттестацией. Потом, правда, оказалось, что Рязанов одарил этим комплиментом еще и Лиечку Ахеджакову. И она тоже с гордостью всем об этом рассказывала.

Три звезды: Инна Чурикова, Светлана Немоляева и Лия Ахеджакова

— Говорят, до «Служебного романа» у вас было восемь проб на роль Нади в «Иронии судьбы». Но в итоге ее сыграла Барбара Брыльска...

— Рязанов очень хотел меня снимать, очень. Он открыл для себя Андрея Мягкова и был в восторге от его блистательных импровизаций. И точно так же хотел открыть широкой публике меня, которая к тому времени уже лет 15 не снималась в кино и которую знали только любители театра. Мягков был утвержден на роль Жени Лукашина сразу, и со всеми претендентками на роль Нади одну и ту же сцену играл виртуозно и каждый раз по-новому.

Не имея большого опыта в кино, я настолько всего и вся боялась, в том числе осветителей, которые поставили меня «на точку» и велели не сходить с нее, что я была эмоционально зажата, как кочерга. Плюс у меня тогда была страшная близорукость, это я позже сделала себе операцию на глазах и сейчас вижу лучше, чем в молодости. По совокупности этих обстоятельств я пробы блистательно провалила. Рязанов так и не смог со мной справиться, я была неподдающейся. В итоге он сокрушенно сказал: «Света, можно, конечно, сыграть хуже, но это трудно».

— Как вам в итоге Барбара Брыльска в роли Нади?

— Она мне понравилась, как и всем. Зависти к ней у меня точно нет. Наверное, каждая актриса мечтает быть первой и лучшей, хочет сиять, нравиться поклонникам. Но у меня нет обостренного тщеславия, я принимаю все случившееся и не случившееся в жизни, как должное. Благодаря счастливому характеру я спокойно прожила в театре свой актерский век, не съедая себя болезненными рефлексиями и не завидуя успехам прекрасных актрис, которыми был, да и сегодня богат наш коллектив.

— Каково это проработать более 60 лет в одних стенах?

— Знаете, в мае будет 62 года, как я пришла в театр, кстати, в один день с моим Сашей. И я вам отвечу так, как Саша говорил, его тоже об этом как-то спросили. «Да, — ответил он, — я провел в одних стенах более 50 лет, но я работал в трех разных театрах. Семь лет в театре Николая Охлопкова, четверть века в театре Андрея Гончарова и десять лет в театре Сергея Арцибашева. У каждого из этих режиссеров — своя школа, свой почерк, свой стиль, свой художественный мир».

Мой Саша умер 11 лет назад, я очень тяжело переживала его смерть. Не знала, как и зачем мне жить. Вытащил меня из этого тяжелейшего состояния Миндаугас Карбаускис — ученик Петра Фоменко и мой четвертый худрук. Он загрузил меня репетициями, спектаклями, и я вернулась на сцену, на которой мы с Сашей полвека играли вместе. Благодаря этому, а также ежедневной заботе и поддержке Полины, сына Шурки (народный артист России, ведущий актер театра «Ленком» Александр Лазарев-младший. — «Труд»), я потихоньку пришла в себя. И даже, как видите, дожила в театре до серьезного юбилея. И намерена выходить на сцену, пока у меня хватит сил.

P. S. 18 апреля в онлайн-кинотеатре KION состоится премьера мелодрамы Марии Шалаевой «Синдром жизни». Это полнометражный режиссерский дебют актрисы Марии Шалаевой к юбилею Светланы Немоляевой, исполнившей в фильме главную роль.

- «Синдром жизни» сделан с нежной душой, - рассказывает Светлана Владимировна. К сожалению, история фильма реалистична: моя героиня долгие годы жила в счастливом неведении, но потом узнала, что у любимого мужа была вторая семья. Режиссеру Маше Шалаевой удалось передать настоящие чувства, боль и страдания, это важно для искусства. Зритель должен увидеть перипетии, недомолвки, распри в семье и перемирия, ссоры и желание быть рядом друг с другом. Я не знаю, как сейчас люди смотрят кино и что от него требуют, но мне кажется, что у фильма должна быть своя миссия — в «Синдроме жизни» она есть и идеально выполнена.

Культура 00:10 / 21 Июня 2024 14716
Охтинский шик

Эти мастера оставили красивый след на земле

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «Охтенка» (скульпторы Ян Нейман и Валентин Свешников, архитекторы Станислав Короленко и Владимир Морозов) возле сада «Нева», недалеко от пересечения Среднеохтинского проспекта и шоссе Революции. Фото автора

«А Петербург неугомонный / Уж барабаном пробужден. / Встает купец, идет разносчик, / На биржу тянется извозчик, / С кувшином охтенка спешит, / Под ней снег утренний хрустит». Разительнее...

Наш корреспондент рассказывает об уникальных находках археологов и о варварском отношении к прошлому

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Фото: страница сообщества «Спасем Охтинский мыс!» в социальной сети «ВКонтакте»

На берегах Невы жили наши предки, но потомки об этом уже не узнают. Третий месяц тяжелая строительная техника утюжит хрупкие дерево-земляные памятники Охтинского мыса. Самосвалы вывозят верхний слой грунта и уже подбираются...

На 93 году жизни умерла актриса Анук Эме – звезда незабываемого фильма «Мужчина и женщина»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Жан-Луи Трентиньян и Анук Эме сыграли вечную историю любви с лирической пронзительностью и чувственной страстью. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Анук Эме — творческий псевдоним актрисы, настоящее ее имя — Николь Франсуаз Флоренс Дрейфус. Она родилась весной 1932 года в Париже в актерской семье. Когда Николь было восемь лет, город оккупировали нацисты....

В России у Сокурова не осталось возможностей для самореализации

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: © Andrey Chepakin, globallookpress.com

Кинорежиссер Александр Сокуров в сентябре откроет свою мастерскую в Ереванском государственном институте театра и кино. «Я буду заниматься своей профессией. Буду учить молодых людей режиссерской профессии, поскольку...

Он должен будет сохранить наследие одноименной выставки, работавшей на ВДНХ без малого год 

Владимир Путин на Международной выставке-форуме «Россия» на ВДНХ, декабрь 2023 г. Фото: http://kremlin.ru

Президент Владимир Путин поручил создать в Экспоцентре национальный центр «Россия». Он должен будет сохранить наследие одноименной выставки, работавшей на ВДНХ без малого год и прекращающей свою деятельность 8 июля....

На актрису завели дело о публичных призывах у осуществлению террористической деятельности

Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Росфинмониторинг внес актрису и телеведущую Татьяну Лазареву (внесена в реестр иностранных агентов Министерства юстиции РФ) в перечень террористов и экстремистов. Об этом сообщается на сайте ведомства. «Национальная часть… Лазарева...

20 июня знаменитому барду, журналисту и актеру Юрию Визбору могло бы исполниться 90 лет

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Фотография из личного архива Юрия Визбора. Фото: © Mikhail Baranov, globallookpress.com

Из них Юрий Иосифович прожил на белом свете всего полвека. Но сколько он успел сделать за отпущенный ему короткий срок! Визбор писал стихи и повести, пьесы и сценарии, рисовал картины, снимал документальные...

Послесловие к одному культурному мероприятию

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Александр Яценко получил премию за лучшую главную мужскую роль (фильм «Праведник» Сергея Урсуляка»). Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

После трехлетнего перерыва в московском театре «Маска» прошло вручение премии «Ника», которую многие успели уже похоронить. Но она ожила, правда, в другом формате. Награды вручались сразу за 2022 и 2023 годы....

До чего же доведет Москву зависть к Дубаю?

Елена Широян, искусствовед
Труд
«Башня Скуратова», с какой стороны ни посмотреть, в центре Москвы выглядит странно. Фото с сайта «Архнадзора»

Российским зодчим надоели ограничения. Хочется к небу и звездам, где там оглядываться на высотный регламент. Смотрите, сколько огромных башен в Лондоне! А в Дубае? На его непокоренные вершины не только...

Его новый обладатель, уверен худрук конкурса Grand Piano Competition, вскоре потеснит звезд мирового музыкального Олимпа

Сергей Бирюков
Труд
Дома Денису тоже останется на чем играть. Фото Евгения Евтюхова

Праздничным концертом в столичном зале имени Чайковского открылся IV международный конкурс юных пианистов Grand Piano Competition. Тем, кто считает, что классическая музыка предназначена для избранных, напомним: аудитория прошлого,...

За право экранизировать великий роман бьются Сергей Урсуляк и Сарик Андреасян

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд

Две эти новости появились в один день. Сначала стало известно, что за экранизацию романа Льва Толстого «Война и мир» взялись канал «Россия» и режиссер Сергей Урсуляк. Часом позже о своих амбициях...

Исполнитель главной роли в сериале «Два берега» – о профессии, отечестве, семье, вере

Сергей Бирюков
Труд
Сергей Горобченко в роли Захара Ермакова. Изображения предоставлены Первым каналом

На Первом канале показывают историческую драму режиссера Ольги Субботиной «Два берега». Сериал посвящен двум крестьянским семьям, которые на протяжении десятилетий разделяет не только река, но и принадлежность...

Писать рецензии на проекты, подобные сериалу «Галка», считается дурным тоном

Сергей Беднов
Труд
«Галка» набрала очень хорошие рейтинги. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Мелодрамы на «России 1» подобны сказкам, где в любую небывальщину следует просто верить. Как правило, в центре сюжета там девушки, чей гений чистой красоты надо принимать целиком и сразу, в противном...

Канал «Пятница!» запускает социальный проект «Обманутые» – в помощь жертвам телефонных мошенников

Сергей Беднов
Труд
Самая типичная жертва «разводил» - пенсионерка. Фото: globallookpress.com

Телефонное мошенничество становится все изощреннее. О нем часто говорят по телевизору, разоблачают злоумышленников, предупреждают доверчивых граждан. Результат практически нулевой. Правоохранители каждый год сообщают, на сколько...

Санкт-Петербургу обещан от инвестора грандиозный концертный зал. На чьих костях будем строить - адмиралтейских?

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Ради нового концертного зала власти Петербурга собрались выселить с Ново-Адмиралтейского острова «Адмиралтейские верфи». Фото: Семен Лиходеев, globallookpress.com

Смольный и ВТБ подписали на недавнем Экономическом форуме соглашение о строительстве в Петербурге концертного зала, сопоставимого по масштабу с московским «Зарядьем». Аплодисменты! Но где будет...

Телеканал НТВ и онлайн-кинотеатр «Иви» снимут сериал о том, как русские офицеры выживали в Константинополе

Труд
В фильме снимутся Оксана Акиньшина и Кирилл Кяро. Фото: «Комсомольская правда»/Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Телеканал НТВ и онлайн-кинотеатр «Иви» приступили к съемкам исторической детективной драмы «Изгои», действие которой происходит в начале 20-х годов прошлого века. Сериал расскажет о том, как русские...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?