С конца декабря по середину января австрийский Зёльден становится, наверное, самым русским городом Европы - столько здесь наших. Оно и понятно: цены невысокие, трассы - ухоженные и интересные, а главное - их много. Увеселительных заведений тоже немало, целых 80 штук, а в нескольких километрах от подъемников расположен огромный спа-центр "Аквадом". То есть Зёльден - это все и сразу.
Добавим к этому специальные забавы, которые случаются в Зёльдене в зимний сезон. Это и феерические ночные катания, и концерты российских рок-звезд, и тематические водочные вечеринки. А каждую весну на леднике Реттенбах проходит колоссальное шоу - со световыми эффектами, пиротехникой и толпами массовки в дорогих костюмах.
Ну а еще в Зёльдене и его окрестностях весь год (но чаще, конечно, зимой) проходят какие-нибудь фестивали. Например, потрясающий фестиваль фейерверков или соревнования по прыжкам в воду с ледяной горки на всевозможных приспособлениях.
Как попасть в цвет
Горнолыжные трассы различаются по категориям, каждой из которой присвоен определенный цвет. Этим цветом трассу и обозначают на карте зоны катания. А о чем конкретно говорит синяя или красная расцветка?
Большие надежды. Самые простые и безопасные трассы, предназначенные для новичков, зеленые. Они ровные, ухоженные, широкие, без бугров и почти пологие. По ним можно медленно, но верно катиться, не набирая скорости, а значит, без малейшего риска для лыжника или сноубордиста, который еще не умеет ловко поворачивать. Даже если на зеленой трассе и образуется вдруг относительно крутой уклон, за ним обязательно будет подъем, который погасит ускорение.
Следующий уровень. Катание на синих трассах тоже довольно спокойное. Но эти спуски все же покруче и поинтереснее зеленых. Хотя здесь также нет бугров и резких уклонов, но перепады рельефа все же существуют, а значит, есть и возможность разогнаться. Продольные или поперечные уклоны, превышающие 25 градусов, здесь только на коротких участках. Причем эти участки должны быть очень широкими, чтобы у катальщика среднего уровня (а именно на него рассчитана трасса) была достаточная траектория для маневра.
Внимание: опасность. Красные трассы рассчитаны на опытных людей, которые умеют совершать резкие повороты на высокой скорости и могут удержаться на неровностях и буграх. На таких спусках нет пологих участков, зато есть крутые уклоны по 40 градусов. А на коротких и просторных участках градус уклона может быть еще больше.
Черная метка. Черные трассы предназначены для профессионалов или для самых безбашенных катальщиков (впрочем, первое не исключает второго). Обычные уклоны черных трасс превышают максимальные уклоны трасс красных. То есть катишься быстро, вписываясь в узенькие повороты и минуя всевозможные препятствия. В роли последних выступают бугры и участки с целинным снегом. Впрочем, на европейских курортах черные трассы подобные сюрпризы преподносят редко, потому что за ними ухаживают. А вот в таких местах, как Эльбрус и Чегет, пожалуй, все спуски можно назвать "черными".
Покататься и не разориться
Вот список недорогих восточноевропейских зимних курортов.
Болгария. Банско (6 трасс общей протяженностью 14 км расположены на высоте 2500-1100 м), Боровец (15 трасс протяженностью 40 км, высота над уровнем моря - 1350 м), Пампорово (8 трасс протяженностью 18 км, рекордсмен по количеству солнечных дней среди всех болгарских курортов).
Польша. Закопане (курорт расположен на небольшой высоте, не больше 1000 м, поэтому спуски здесь пологие, идеальные для начинающих катальщиков), Карконоше (5 трасс протяженностью 13 км, высота - 1375 м).
Румыния. Синая (12 трасс общей протяженностью 15 км), Пояна-Брашов (14 км неплохих трасс).
Словакия. Штребске Плесо (самое живописное место Высоких Татр, кроме того, это самый высокогорный словацкий курорт, высота катания здесь 1300-1915 м). Хороши также курорты Татранска Ломница и Старый Смоковец. А в Нижних Татрах лучшим (причем чуть ли не во всей Восточной Европе) считается горнолыжный центр Ясна.