Главная Культура 00:01 16 Февраля 2024 4745
Смотрим в оба

Две картины Моне вернулись к публике из-под лучей Рентгена

Елена Широян, искусствовед
«Руанский собор в полдень» (Портал и башня д’Альбана)» и «Руанский собор вечером»

Пушкинский музей бросил вызов массовой аудитории необычным, почти лабораторным проектом. После блокбастеров вроде «Испанской коллекции» в учреждении показали научный аспект работы, приоткрыв дверь в святая святых — хранительские фонды и мастерские реставраторов.

На выставке «Руанские соборы». Исследование картин Клода Моне из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина» в центре внимания лишь две картины, к тому же всем давно знакомые, а не привезённые издалека. В 1860-70-х их автор был среди основателей импрессионизма — направления, название которому (кстати, сперва издевательское, из фельетона Луи Леруа), дала его картина 1872 года «Впечатление. Восходящее солнце» (Impression. Soleil levant).

Два варианта композиции «Руанский собор» (1892-94) отразили интерес Моне к эффектам цвета и света, трансформирующихся в зависимости от времени суток и погоды. Свои эксперименты с колоритом и освещением мастер начал задолго до создания этого цикла и продолжил после его завершения. Для большинства художников-импрессионистов был важен принцип серийности, вытекающий из настойчивого стремления уловить свет и краски природы, все новые и новые оттенки изменчивого освещения. Однако именно Моне стал лидером подобных исканий.

«Соборам» предшествовали серии «Вокзал Сен-Лазар», «Стога» и «Тополя на Эпте». А позже появились циклы снежных сцен, созданных в Норвегии, «Виды Темзы» и, наконец, «Кувшинки» — их Моне напишет сотни. В отличие от других серийных мотивов, в «Соборах» художник избрал жанр городского ландшафта, однако настолько сосредоточился на одном фрагменте фасада базилики в Руане, что скорее писал «портрет» самого здания. Непрерывно меняющиеся черты его облика Моне воспринимал как калейдоскоп, порой становящийся наваждением. Почти случайно выбрав этот сюжет при деловой поездке в Руан, в дальнейшем художник несколько раз начинал и бросал этот замысел, уезжал и возвращался, находил комнаты под мастерскую с одним или другим видом на собор, сдвигаясь вправо и влево. И вдруг признавался в письмах жене и маршану: «Я сломлен... У меня была ночь, полная кошмаров: собор... казался то синим, то розовым, то желтым». Расставляя в ряд несколько полотен (рядом с мольбертом могло быть до 14 холстов), он переходил от одного к другому по мере того, как преломлялись лучи солнца на фасаде.

Парадокс, но цикл «Соборов» целиком никто не видел, разве что близкие Моне. Спорят и о количестве этих картин: сегодня известно 35 фрагментов, рассеянных по миру, плюс наброски. Редкий музей может похвастать этими холстами, более других повезло, понятно, парижскому Орсе, хранящему сразу пять «Соборов».

Даже в тот единственный раз, когда серию с максимальной полнотой показывал сам автор, в зале висело лишь 20 холстов. Тогда, на персональной выставке Моне, открытой 10 мая 1895 года в парижской галерее маршана Поля Дюран-Рюэля, «Соборы» были впервые явлены зрителю. Схему развески для столь амбициозного проекта автор разработал лично.

Художник очень хотел, чтобы все полотна цикла хранились в одной коллекции. Его правоту подтверждал коллега, Камиль Писсарро, в письме к сыну выразивший сожаление, что тот не увидит выставку Моне: «Соборы разойдутся в разные стороны, а их нужно смотреть вместе. Молодежь и даже поклонники Моне нападают на них, а я восхищен этим необыкновенным мастерством». Сезанн согласился с коллегой: «Это работа человека, упорно и последовательно стремящегося запечатлеть неуловимые оттенки освещения».

Увы, сам автор заложил мину под реализацию стройной идеи, назначив за каждый холст чересчур высокую цену: 15 тысяч франков. Желающих выложить триста тысяч зараз не нашлось.

Заметим, в 1890-х Моне уже не бедный полуголодный гений, рано потерявший жену-страдалицу. Теперь это солидный господин с неколебимым авторитетом, высокими гонорарами, имением в Живерни и прочным местом в истории Франции, за него и его полотна хлопочет не кто-нибудь, а премьер Клемансо.

Но гений перехитрил сам себя — серия разошлась «в розницу». Два холста приобрел московский фабрикант Сергей Щукин, причем один из них, «Руанский собор вечером», прямо у автора в 1901 году за 18 тыс. франков. А поскольку в дальнейшем цена росла, второй «Собор» русский коллекционер купил у Дюран-Рюэля уже за 22 тыс. франков.

Холсты, попавшие в ГМИИ в 1948 году после ликвидации Госмузея нового западного искусства, прочно вошли в топ знаменитой московской коллекции импрессионистов. Казалось бы, чего такого мы о них не знаем?

Оказалось — многого. Даже у хранителей было множество вопросов, ради ответа на которые предприняли серьёзные, подробные исследования. Несмотря на государственный статус одного из главных музеев страны, задействовать весь арсенал современных технологий экспертизы оказалось невозможно без помощи старого верного спонсора ГМИИ — LG.

Рабочая группа проекта, помимо историков искусства включившая химиков, технологов, реставраторов, провела исследование в 2023 году. Рентгенография, анализ структуры и состава пигментов, выявление особенностей холстов позволили узнать немало нового о методах Моне. В частности, съемка в инфракрасной зоне спектра показала, что автор картин писал их без предварительного рисунка на холсте и вплоть до завершения работы не изменял композицию.

На интересные выводы навела и возможность сравнения двух полотен. Дело в том, что красочный слой у Моне настолько плотен и объёмен, что местами обладает прямо-таки скульптурной лепкой, и это качество по-разному «работает» в разных полотнах. Отличается на них даже количество краски: при одинаковом формате «дневной собор» тяжелее «вечернего» на целых 600 граммов. Картины и подписаны, как выяснилось, в разное время, тогда как раньше считалось: Моне работал над серией постепенно, а подпись поставил сразу везде.

Исследование подтвердило и другое важное обстоятельство: холст «Соборов» не лучшего качества, а красочный слой не имеет с основой настолько прочной связи, чтобы не бояться вибрации при переездах. Стало ясно, насколько право было руководство музея, неизменно отвечая отказом на многочисленные просьбы предоставить эти картины на выставки. Разумеется, это не то критическое состояние, как у горемычной шестисотлетней «Троицы» Рублева, которая в аварийном статусе недавно пережила третью транспортировку за полтора года, к тому же без обещанной спецкапсулы со стабильным режимом температуры и влажности (напомним, сейчас знаменитая икона вновь «гостит» в храме Христа Спасителя в ожидании переезда надолго, а возможно, и навсегда в Сергиеву лавру, где имеет шанс разрушиться окончательно).

И я не исключаю мысли, что проведённое в ГМИИ исследование, помимо чисто научных задач, ставило тайной целью обезопасить эти картины, а возможно, и их «сестёр» (работ импрессионистов у ГМИИ много, и их техническое состояние, как правило, схожее) от участия в масштабных госпроектах, инициаторы которых из амбициозных соображений готовы пожертвовать безопасностью шедевров. Впрочем, если государство захочет что-нибудь забрать у музея, никто его не остановит: на память приходят хоть печально известные сталинские «распродажи» из Эрмитажа и других сокровищниц...

Повторю: это сугубо мое предположение — никто сегодня в музеях не решится впрямую говорить с вами на подобную тему. В случае же с картинами импрессионистов утешает одно: они не столь идеологически нагружены и, есть надежда, не станут жертвой политических игр, а останутся в стенах, где надежно хранятся уже три четверти века.

Эти стихи Борис Пастернак написал в 1912 году - високосном, как и нынешний

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Борис Пастернак. Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

По народным приметам, високосы считались самыми тяжелыми годами, сулящими войны, неурожаи и прочие бедствия. Особенно страшились февраля. Шутка ли: раз в 19 лет этот месяц бывает «черным», то есть вообще...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Что можно посмотреть в кинотеатрах в праздничные дни

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В повторный прокат вышел «Шепот сердца» - полнометражный шедевр 1995 года. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Международный женский день ассоциируется у нас с приходом весны, света, тепла, любви. В нынешнем году у россиян три выходных дня: 8, 9 и 10 марта, а 7-го — сокращенный рабочий день. Есть возможность...

Культура 00:30 / 07 Марта 2024 4337
Трагедия абсурда

Спектакли по Кобо Абэ и Славомиру Мрожеку перекликаются между собой

Анна Чепурнова
Труд
Одиночке нелегко сопротивляться группе, тем более столь сплоченной. Фото из спектакля «Друзья» предоставлено пресс-службой Театра Наций.

В эпоху перемен, когда мир кругом так непредсказуем, на двух московских сценах обратились к абсурдистскому жанру. В Театре Наций постановку «Друзья» по одноименному произведению Кобо Абэ осуществил японский режиссер...

О чем важно не забыть в ближайшие выходные

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Пасха. Виктор Петрович Кудрин, живопись, XX век. Фото из открытых источников

Всенародно любимая Масленица во многих регионах стартует не 11 марта, как ей положено в этом году, а днем раньше. Местные власти поясняют: раньше начнем — раньше закончим, а в конце следующей...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 4040
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Культура 00:16 / 07 Марта 2024 3949
Шерочка VS машерочки

На телеканале НТВ вышли – что называется, по соседству – две передачи, посвященные Ксении Собчак и Ольге Бузовой

Сергей Беднов
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В минувшие выходные в «Новых русских сенсациях» НТВ выдал фильм «Тайны кровавой барыни — 2. Дело чести», ставший продолжением его «военной операции» против Собчак. В тот же день...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 3807
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

На экраны выходят два хита Венецианского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Я—капитан» с сайта kinopoisk.ru

В прокат выходят фильмы двух больших европейских режиссеров — итальянца Маттео Гарроне и француза Стефана Бризе. Оба автора увенчаны наградами национальных кинопремий, оба не раз соперничали между собой на международных...

Культура 00:50 / 22 Марта 2024 3763
Палитра не та…

Жанр телевизионного детектива породил множество стереотипов

Сергей Беднов
Труд
Анна Михалкова в роли Вероники Васнецовой. Фото: kinopoisk.ru

Многие зрители начали смотреть 16-серийную «Васнецову» (на фото) на «России 1» вовсе не потому, что истосковались по детективам, где центральный персонаж — женщина. Уж чего-чего,...

Культура 22:01 / 23 Марта 2024 3649
Франшизные страсти

На днях состоялась премьера трейлера сериала «Звездные войны: Аколит»

Труд
Блистательная Керри-Энн Мосс (Тринити из «Матрицы») на этот раз ожидаемо сыграет джедая. Фото: Imagespace/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Как известно, фанаты франшиз с трепетом воспринимают любую новость, касающуюся предмета их обожания. И вот несколько примеров. На днях состоялась премьера трейлера сериала «Звездные войны: Аколит», действие которого...

Популярный актер - о кино, боксе, МХТ и гении Достоевского

Дарья Ефремова
Труд
Актер, спортсмен, глава семьи... Ни в одном из этих качеств невозможно обойтись без труда и самодисциплины, говорит Максим. Фото Ксении Угольниковой из личного альбома артиста

На экранах — нежная и философская мелодрама Тины Баркалая «Сказки Гофмана» с ярким актерским трио Екатерины Вилковой, Евгения Цыганова и Максима Стоянова. Мечтательная чудачка-библиотекарша Надя, загадочный...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?