Главная Культура 19:31 17 Февраля 2018 2929
Юрий Башмет: Перстень - это для веса!

Как признался Юрий Абрамович, купил он эту вещь от вынужденной праздности – когда ожидал рейса в аэропорту Эйлата

Сергей Бирюков
Фото: globallookpress.com

Все знают, что Юрий Башмет играет на альте. Многие читали знаменитый в 1980-х роман Владимира Орлова «Альтист Данилов». Но не очень многие помнят, как писатель Орлов пришел на телепрограмму Башмета «Вокзал мечты» и принес в студию свой роман, изданный на японском языке. И на обложке этого издания, представьте, был портрет... Башмета. Потому что в представлении миллионов людей по всему миру два этих понятия — альт и Башмет — стали неразрывно связанными.

Впрочем, в привычных рамках Юрию Абрамовичу давно тесно, сейчас он возглавляет несколько оркестров, в том числе и созданный им Всероссийский юношеский. Возникло уже и такое явление, как театр Юрия Башмета. Очередная премьера — на Зимнем фестивале искусств, который тоже придумал Башмет. Сегодня этот смотр откроется в Сочи уже в 11-й раз...

— Юрий Абрамович, такое ощущение, что вам постоянно хочется расширить рамки музыкальных программ, в вашем кругу то и дело возникают совсем, казалось бы, неожиданные люди. Например, Константин Хабенский...

— Как возник союз с Костей, сейчас уже трудно вспомнить. По-моему, это была импровизационная идея — читать текст «Калигулы» Камю, наложенный на музыку Шуберта «Девушка и смерть». А самая знаменитая из наших совместных работ — спектакль «Не покидай свою планету» по «Маленькому принцу» Сент-Экзюпери. Это с успехом показывалось в разных городах и даже шло два года в репертуаре театра «Современник». Сейчас повторим это в Сочи. А нашу «Фантастическую Кармен» вы видели?

— Даже дважды.

— Этот спектакль по опере, балету и драме, впервые представленный три года назад, сейчас еще вырос. Вообще считаю, мы открыли новый жанр — не знаю, как его назвать, но эти постановки на основе великих оперных шедевров, по-моему, отвечают на важный запрос времени. Сегодняшний мир — мир скоростей. Знаю примеры, когда люди, не слишком искушенные в оперном искусстве, тратили огромные деньги на билет, допустим, в театр «Ла Скала» — летели в Милан сломя голову и, попав на Вагнера, потом с тоской следили за ползущими на часах стрелками. А на наши постановки — например, «Фортунатиссимо, или Безнадежно счастливый человек» (это фантазия на тему музыки и жизни Россини) — приходят семьями, стар и млад.

В Сочи мы собираемся представить премьеру нашей версии «Пиковой дамы». Подробности пока не выдам, но скажу, что меня там хотят задействовать помимо дирижерской и в драматической роли: Вообще же, думаю, пора искать свою постоянную площадку. Почему не быть на свете Театру Юрия Башмета?

— Про ваш Юношеский симфонический оркестр говорят: Россия ищет национальную идею — так вот же она!

— Да, это сказал Никита Михалков. А его папа говорил так: сегодня дети — завтра народ... Меня беспокоило, что наши великие традиции стали размываться. Помню консерваторию моей юности, где Ойстрах и Коган передавали свои заветы новым поколениям. Но пришла перестройка — и те, кто принял эти заветы, стали разъезжаться. Это неплохо, в мире еще лучше узнали и оценили русскую школу. Сегодня молодые ребята востребованны, вижу это по программам международных фестивалей: Юрий Ревич, Марк Бушков: О Максиме Венгерове уже и не говорю. Но школа должна воспроизводиться! Одаренные российские мальчишки и девчонки должны знать, что их талант будет востребован в собственной стране. Так возникла идея юношеского оркестра.

А параллельно — системы образовательных центров: сейчас их шесть, скоро будет 12. Проехав с прослушиваниями четыре десятка городов, вижу, что возникло целое движение. Одна девочка из Екатеринбурга с первого нашего призыва подросла, и сейчас она — студентка Московской консерватории...

— Постойте, не та ли, о которой вы с восхищением и печалью говорили несколько лет назад, что-де есть чудесная девочка на Урале, но она собирается строить жизнь в Германии?

— Та самая, Саша Зверева. Она поездила с нашим оркестром, повидала Женеву, Милан, Вену, получила там мастер-классы. И остановила выбор на Москве, чему я несказанно рад. На днях Саша выиграла международный конкурс флейтистов. А совсем недавно мы услышали потрясающую девочку из Барнаула, Валерию Афанасьеву. Ей 14 лет, а она так сыграла труднейший каприс Паганини, что можно записывать и на «Грэмми» претендовать.

— И тоже в Москву рвется? А регионам не обидно?

— Это тонкий вопрос. Помню, как мама впервые привезла меня из Львова, где мы тогда жили, в Москву на консультацию к знаменитому альтисту и педагогу Федору Дружинину. Он меня послушал и сказал: вы, наверное, хотите, чтобы его взяли сейчас в Центральную музыкальную школу? Но тогда ему придется жить в интернате. А во Львове он дома, и я вижу, что его прекрасно учат. Пусть заканчивает школу там, и я его с удовольствием приму в консерваторию.

В стране до сих пор остается множество замечательных музыкальных школ. Но Москва и ее консерватория — нечто особое. Поступление сюда — огромный рывок. Никогда не забуду концерты Ойстраха, Ростроповича, Гилельса, Рихтера, на которые мы прорывались: Потрясающий звук Владимира Спивакова, уникальная свобода игры Гидона Кремера, и в центре этой плеяды звезд — победительный Виктор Третьяков: Такой концентрации музыки не было больше нигде. Это стимулирует невероятно. В программе первого курса не было квартета, но мы с друзьями очень хотели играть, репетировали ночами. Квартет распался, но его дух, уверен, живет в каждом из нас.

— В какие из моментов прожитой жизни вам хотелось бы вернуться?

— Наверное, в те, когда я совершил что-то, что сегодня желал бы исправить. Меня, бывает, спрашивают: отчего вы не сыграли, допустим, Альтовый концерт Хиндемита? Отвечаю: прекрасный концерт, но Хиндемит писал его для других исполнителей. А у меня обязательства перед теми, кто писал в расчете на мое исполнение. Полсотни таких сочинений уже сыграл, но есть до сих пор не сыгранные. К сожалению, иные долги уже не отдашь. Например, перед Олегом Каганом. Он очень хотел сыграть со мной Концертную симфонию Моцарта, но мы ее уже играли со Спиваковым. На Западе такое не было бы проблемой, в России по-другому, Олег это знал: «Я обожаю эту музыку, но подожду, когда вы наиграетесь и сделаете запись, тогда настанет мой черед». Но тут он заболел. Я, насколько мог, изменил планы, и мы с ним все-таки пять раз сыграли «Кончертанте» в разных городах, последний — в баварском Кройте за два дня до его смерти. Но главной его мечтой было выступить с Концертной симфонией в Большом зале Московской консерватории. Уже и день был назначен, но Олега не стало. Тогда мы достали огромный экран, повесили его на сцене и дали нашу зальцбургскую запись: Это, кстати, была идея моей жены.

— У вас в кабинете чудесные семейно-музыкальные фотографии. Вот на этой вы с Натальей на сцене Малого зала консерватории. Дуэт!

— Это студенческие годы. Не помню, что мы играли, но точно, что уже был роман. Наташа победила всех моих тогдашних знакомых девушек чувством юмора. У нее прекрасный вкус, в том числе музыкальный. Не могу назвать ее религиозным человеком, но живет она по заповедям.

— А эта ваша фотография — что, где, когда?

— Судя по положению моей левой руки, это Концерт Шнитке. Где еще такие высокие ноты? По-моему, это во Франции, в Туре, Валера Гергиев дирижировал — 1987 год, еще до Мариинского театра, но публика его уже очень полюбила.

— Вы упомянули Львов — один из главных городов в вашей жизни. Но не так давно Львовская музыкальная академия вычеркнула вас из списка почетных профессоров как одного из подписавших письмо в поддержку политики России в Крыму.

— Ну, они заложники ситуации, прогнулись под нее. Что анекдотично, я сам только тогда узнал, что был почетным профессором. Но ведь там уже давно не осталось людей, которые меня учили и кому я благодарен. Скорее, эту акцию можно рассматривать как еще одну попытку пиара на моем имени: А город потрясающий. Он всегда был в оппозиции, прежде всего по отношению к Киеву, который воспринимался как брат Москвы. Львовяне тяготели к Западу, Польше. Синагоги, в других местах закрытые, там действовали, в одну из них ходил мой дедушка — фронтовик, армейский запевала, дошедший до Берлина. Во Львове я прожил с 5-летнего возраста до 18-летнего. При мне не стоит секретничать по-польски. А по-украински заговорю на второй же день пребывания в стране. Львов для меня — это потрясающая архитектура, песни «Битлз», первое вино, первая сигарета, первая влюбленность: Он со мной до конца, включают ли меня в какие-то списки или не включают.

— Расскажите о перстне и медальоне, которые вы, по-моему, никогда не снимаете.

— Перстень — это для веса! Хотя купил я вещь от вынужденной праздности. Был в аэропорту Эйлата, пять часов задержки рейса, надо чем-то себя занять. Несколько киосков, в том числе ювелирный. Никогда не покупал себе колец, считая, что плохо, когда у исполнителя что-то блестит на руке и отвлекает внимание. Но это кольцо было матовое, плоской формы, темно-зеленое, украшенное звездочками — будто из наших старых киносказок. Взял! Через несколько лет меня увидел с ним Айзек Стерн. И, как мне потом доложил один из его учеников, страшно ругался — он подобных «украшательств» не выносил. И все музыканты свои кольца перед игрой снимали. Но мне как-то сошло с рук.

А потом я это кольцо потерял. И обнаружил, что мне без привычной тяжести играть некомфортно. Опять-таки в аэропорту, на этот раз в Хельсинки, присмотрел два перстня, и они вместе как раз заменили по весу тот один, прежний. С тех пор их и ношу. Недавно на концерте рука вспотела, и одно кольцо слетело. Концертмейстер оркестра его поймал. Пока я доигрывал, понял, что дополнительный вес мне уже не нужен. Так что сейчас я их ношу уже как талисман.

А медальон мне подарили четыре года назад в Тбилиси. Я туда поехал впервые после августовской войны выступить в благотворительном концерте в поддержку местной музыкальной школы. Ее директриса — родная сестра режиссера Резо Гигинеишвили, мужа Нади Михалковой, а мы с Михалковыми дружим — соседи по Николиной Горе. Я, честно, волновался — как примут. Но Гия Канчели успокоил: не волнуйся, тебя встретят с любовью. Три дня прошли потрясающе, а во время концерта явились какие-то демонстранты, стали шуметь, требовать, чтобы меня посадили в тюрьму. А я как раз музыку Гии Канчели играл, и эти крикуны испортили исполнение пьесы выдающегося грузинского композитора.

Я расстроился, но тут вдруг звонок — зовут в резиденцию патриарха Илии. Я поехал. За полтора часа, что мы с ним были, патриарх ставил мне свою любимую музыку, попросил сыграть Баха, мы пили чудесное красное вино. Когда прощались, он мне вручил этот медальон с Георгием Победоносцем — хранителем Грузии. И, получается, и моим хранителем — я же Юрий, Георгий, это одно имя. С тех пор снимаю его только на ночь. С кольцами история, может быть, скоро закончится. А вот с Георгием не расстанусь никогда.

Комментарии для сайта Cackle

Издевка стала самой распространенной формой подачи и обсуждения новостей в итоговых программах и политических ток-шоу

Сергей Беднов
Труд
Этот стиль сформировался во многом благодаря Владимиру Соловьеву - бесспорно, пропагандисту номер один. Фото: Евгений Филиппов, globallookpress.com

Если верить свежему опросу ВЦИОМа, то россияне больше всего доверяют информации, получаемой на федеральном телевидении. Выходит, у них не вызывают особых сомнений слова людей, которые всего три месяца назад ухохатывались,...

К 225-летию со дня рождения поэта мемориальные пушкинские места подвергнутся масштабным реставрациям. И это тревожно

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Фото с сайта Всероссийского музея А. С. Пушкина

Правительство России утвердило план подготовки к празднованию 225-летия со дня рождения поэта Александра Пушкина. Обычно принято справлять юбилеи через десятилетия, но с пушкинскими перешли на пятилетки. Замечательно,...

На экраны выходит фильм «Праведник»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Александр Яценко сыграл в «Праведнике» одну из лучших своих ролей

В основу картины лег документальный материал, к сожалению, до сих пор у нас малоизвестный. Может, потому, что на протяжении ряда лет никто не додумался (не отважился?) снять большое кино об этом уникальном...

Сыгравшая одну из главных ролей в сериале «Лимитчицы» актриса сама перебралась в Москву из Хабаровска

Анна Чепурнова
Труд
Иметь смелость говорить, что думаешь – умение, которому Маруся училась в том числе и у своей героини Нины. Фото предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» стартовала многосерийная мелодрама режиссера Ольги Добровой-Куликовой «Лимитчицы». Она рассказывает о судьбе трех девушек, приехавших в начале 1970-х из деревни в недавно...

В прокат выходит один из лучших отечественных фильмов последнего времени

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Никита Ефремов сыграл в фильме «Здоровый человек» одну из лучших своих ролей. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Называется этот фильм «Здоровый человек». Поставил его по своему сценарию Петр Тодоровский, внук знаменитого режиссера, сценариста, оператора, композитора Петра Ефимовича Тодоровского и сын теперь уже не менее знаменитого...

Культура 00:04 / 17 Февраля 2023 11631
Из шкуры и обратно

«Собачье сердце» Малого театра не меркнет на фоне классики

Любовь Лебедина
Труд
Преображенскому и Борменталю скальпель помог усмирить разбушевавшегося Шарикова. Но как быть со своими Шариковыми тем, у кого этого инструмента нет? Фото Евгения Люлюкина предоставлено Малым театром

Большинству зрителей, пришедших на спектакль «Собачье сердце» в Малый театр, хорошо известна легшая в его основу повесть о превращение бездомной собаки в человека, а также, конечно, незабываемый фильм...

Как и его герой в фильме «Комплекс бога», Николай одним из главных смыслов жизни считает нашу любовь к детям

Анна Чепурнова
Труд
Герой Шрайбера – очень добрый человек, путь к свету которого в этой истории нелегок. Изображения предоставлены онлайн-кинотеатром KION

На платформе KION в разгаре показ психологического детектива Флюзы Фархшатовой «Комплекс бога» по сценарию Алены Званцовой. У известного пианиста пропадает восьмилетняя дочь, а потом в городе находят...

Культура 00:05 / 17 Февраля 2023 11411
Эдичка скорее жив

К 80-летию Эдуарда Лимонова

Дарья Ефремова
Труд
По-декадентски эстетствующий, не чуждый масочности Лимонов с толстовской жесткостью сметал условности. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

22 февраля исполняется 80 лет со дня рождения изгоя и классика Эдуарда Лимонова, писателя, сделавшего предметом творчества собственную судьбу со всеми ее смыслами и превратностями. ЭВЛ, дед и Эди-бэби....

Культура 00:25 / 17 Февраля 2023 11195
Голова в доказательство

Как и когда в армию набирали «чисто конкретных» бойцов

Марина Крючкова, архивариус
Труд
Адольф Ладюрнер. Парад лейб-гвардии Павловского полка

«Нас сразу послали на прорыв — без артподдержки, под огонь пулеметов. Из боя вышли восемь человек, а было 198», — так вспоминает о своем боевом крещении писатель Владимир Карпов, попавший...

Культура 21:01 / 18 Февраля 2023 11038
Брежневские отморозки

По роману «Город Брежнев» Шамиля Идиатуллина НТВ снимет мини-сериал

Труд
В качестве автора сценария выступил Алексей Рыбин

Теперь уже мало кто помнит, что в 1982 году, вскоре после смерти генсека город Набережные Челны переименовали в Брежнев. В течение следующих шести лет, пока прежнее название не вернули, там все было «брежневским»,...

По количеству поклонников среди зрителей-патриотов Ирада Зейналова и Ольга Скабеева могут поспорить с самим Владимиром Соловьевым

Сергей Беднов
Труд
Фото: Евгений Филиппов, globallookpress.com

Как известно, у... Чуть было не вырвалось нехорошее слово. В общем, у нее не женское лицо. Что и подтвердили федеральные телеканалы, в первые же дни СВО снявшие с дневного эфира душещипательные мелодрамы...

Культура 00:03 / 03 Марта 2023 10739
Остается нам Братом

Выставка, посвященная режиссеру Балабанову и 25-летию выхода его самого знаменитого фильма, продлена в Петербурге по просьбе публики

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Семен Лиходеев/Russian Look, globallookpress.com

Алексей Балабанов умер в 54 года, а сделать успел столько, что иному и к восьмидесяти не догнать. Это отчетливо понимаешь на посвященной кинорежиссеру, сценаристу, продюсеру выставке — путешествии...

Такое Станиславскому и Немировичу-Данченко не снилось

Любовь Лебедина
Труд
Мхатовский «Пловец» теперь обнимет все искусства разом и взлетит в космос. Изображение предоставлено пресс-службой МХТ им. Чехова

И сегодня, накануне 125-летия Московского общедоступного художественного театра, основанного Станиславским и Немировичем-Данченко, две его «половинки» в Камергерском переулке и на Тверском бульваре, обособившиеся...

Вместо заявленной исторической драмы известный режиссер Николай Лебедев снял нескладный шпионский боевик

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Сергей Безруков в роли генпрокурора СССР Романа Руденко. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Премьерный показ нового фильма Николая Лебедева «Нюрнберг» прошел в Петербурге. Из названия можно догадаться (тем, кто хотя бы немного знаком с историей), что посвящена лента международному трибуналу над фашистскими...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Sonja Krebs, globallookpress.com

Вместе с весной неумолимо надвигается на нас череда праздников с подарками — сначала мужской, потом женский. И ведь надо чем-то одаривать любимых (чур, носков и дезодорантов не предлагать!). И книга...

Культура 20:01 / 18 Февраля 2023 10241
Любовь рулит

Проект «Кино Mail.ru» узнал, какую пару влюбленных из сериалов россияне считают лучшей

Труд
Победили герои Кортни Кокс и Мэттью Перри - Моника Геллер и Чендлер Бинг из «Друзей». Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

День всех влюбленных, случившийся во вторник, не вызвал ажиотажа прежних лет. И правильно, у нас есть День святых Петра и Февронии — наш, родной, его и надо праздновать. Тем не менее, проект «Кино...


Реклама. Рекламодатель: АО «Всероссийский банк развития регионов» /ID-vbrr



Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?