Главная Культура 21:47 17 Апреля 2014 3981
«Как любой наркотик, фильмы ужасов вызывают потребность во все больших дозах»

Психологи считают, что поклонники хоррор-жанра близки к наркоманам

Ольга Абдуллаева

Многие киноманы из всего разнообразия жанров современного кинематографа выбирают именно фильм ужасов, при этом даже не задумываясь, чем на самом деле объясняется их выбор. В это же время многие специалисты в области психологии придерживаются мнения, что сей жанр не так уж и безвреден и даже может вызвать привыкание у некоторых киноманов с неокрепшей психикой, а также склонность к проявлению излишней агрессии. Так ли это на самом деле, постараемся разобраться.

Немного истории. Зародился сей незатейливый, но душещипательный жанр не где-нибудь на задворках провинциального городишки, а в Париже. Еще во время Французской революции некто Этьен Робер прославился тем, что начал устраивать жуткие представления в разрушенной монастырской часовне, а называлось сие действо «Фантасмагория». Надо отдать должное Роберу, атмосфера, воссозданная в полуразрушенной часовне, как нельзя лучше располагала зрителя к тому, что его ожидает. Сами посудите, еще неискушенный и непресытившийся, можно так сказать, юный любитель страшилок получал колоссальное впечатление от увиденного на импровизированных подмостках монастырской часовни представления. Как говорится, все гениальное просто.

При помощи обычных экранов, расположенных по периметру часовни, Робер смог достичь необходимого эффекта панического ужаса и всепоглощающего страха. На них непостижимым образом меняли свои размеры разного рода призраки, скелеты и чудовищные лица. А достигалось все это с помощью людей, которые, находясь позади экранов, задымляли помещение и перемещали специальные фонари на тележках, что делало теневой театр подвижным. Кроме того, использовались специальные ставни, благодаря которым все чудовища и прочая нечисть могли исчезать как бы в ослепительной вспышке молнии, как говорится, по мановению волшебной палочки.

Между прочим, задумка Робера до сих пор остается актуальной, ведь однотипные фильмы ужасов уже успели набить оскомину у пресыщенного кинолюбителя. Совсем недавно в культурной столице появился музей «Ужасы Петербурга». Все желающие могут поплутать по лабиринту, состоящему из 13 комнат, каждая из которых повествует о различных сюжетах из мифологии. Остроту увиденному добавляет игра актеров, задача которых создать реалистичность образов. Посетители музея могу воочию увидеть жанр ужаса во всей красе и испытать новые ощущения, которые вряд ли можно сравнить с просмотром ужастика.

Так называемая «Фантасмагария» меняла свой облик несколько раз, от некой театрализованности она приобрела кинематографические черты, однако суть осталась та же: пугать людей.

Однако для того, чтобы понять, чем же столь незатейливый жанр привлекает зрителя и есть ли положительные аспекты в просмотре подобных фильмов, мы обратилась к доценту кафедры психиатрии и медицинской психологии РУДН, кандидату медицинских наук, врачу высшей категории, психиатру, психотерапевту Роману Сулейманову.

— Роман Александрович, можно ли с точки зрения психологии объяснить неестественную тягу к такой негативной эмоции, как страх?

— Лучший способ преодолеть страх — пережить его или избежать. Возможность испытать и то и другое как раз и предоставляет просмотр фильма ужасов. Механизм психологической защиты в данном случае заложен эволюционно — тебя побила большая обезьяна, и ты находишь обезьяну поменьше или поглупее и безнаказанно колотишь ее. Испытываешь безотчетный страх и не понимаешь его истинную причину — отправляешься на кладбище или смотришь фильм ужасов и испытываешь то, что в психологии называется «катарсис» — очищение, просветление, возникающее в процессе сопереживания и сострадания. При этом не важно, кому или чему зритель сопереживает, значим сам факт. На биохимическом уровне в головном мозге происходит выброс нейромедиаторов (дофамина, серотонина), как у гонщика или парашютиста. Таким образом, мы расстаемся с нашими негативными эмоциями. Тоска, злость, гнев, желание отомстить возникают, когда мы становимся жертвами. Вместо того чтобы смириться с мыслью, что ненавидеть некого, когда мы не находим возможность наказать жертву, повинную в наших бедах, (которой на самом деле может оказаться кто угодно — бюрократ, начальник-самодур или семейные неурядицы), мы направляем свою злость на неодушевленный предмет или виртуальное зло — демонов и прочую инфернальную нечисть.

— Некоторые специалисты утверждают, что любители «страшилок» проявляют агрессию намного чаще, чем те, кто предпочитает более лиричный жанр, так ли это на самом деле?

— На этот вопрос нельзя ответь однозначно. Любителей фильмов ужасов можно условно разделить на две категории. Первая группа — люди, впечатлительные, тревожно-мнительные, склонные к «магическому» мышлению, верят в приметы и «знаки». Для них в большей степени характерно избегающее поведение, стремление уйти от прямых конфликтов. Они скорее найдут себя в фантазиях о том, как они могли бы «жестоко наказать обидчика», нежели выпустят пар, выплеснув накопившийся негатив в виде открытой агрессии. Вторая группа — эмоционально неустойчивые люди, не умеющие контролировать свое поведение и справляться с эмоциями, импульсивные и действующие по принципу «короткого замыкания». Но я все же думаю, что в массе своей люди, предпочитающие фильмы ужасов, не представляют угрозы для общества.

— Вы согласны с большинством своих коллег, что на чувство всепоглощающего страха вызывает привыкание, как наркотик?

— Это действительно так. Как любой наркотик, фильмы ужасов вызывают привыкание в смысле психологической потребности во все больших дозах. Но в отличие от алкоголя сигарет, наркотиков и высококалорийной пищи «ужастики» не формируют физической зависимости, то есть любители пощекотать себе нервы обходятся в последующем без мучительной «ломки». Как правило, увлечение «страшилками» длится не более двух-трех лет, и абстиненция при этом не отмечается. Да и репертуар кинематографа не безграничен — вариантов развития сюжета не так уж много. Основные сюжетные линии — зомби, вампиры, привидения, пришельцы и мутанты — давно себя исчерпали, быстро приедаются. Недаром основную зрительскую аудиторию категории «хоррор» составляют подростки. Фильмы ужасов — аутсайдеры в гонке за лидерство потребительских пристрастий у людей постарше. Сегодня им на смену приходит новый, на мой взгляд, очень интересный и креативный жанр научно-фантастического триллера. Благо что возможности современной компьютерной графики позволяют реализовать любой, подчас самый сложный фантастический замысел.

— С точки зрения психологии какое именно зрелище вызывает у зрителя больший страх — сцены кровавой расправы и насилия или же фильмы с тонким психологическим подходом, где сюжет строится не на жестокости, а на психологической игре со зрителем наподобие «кошки- мышки»?

— Как правило, к кровавым сценам тяготеют подростки мужского пола. В этом возрасте у них эволюционно, на гормональном уровне заложена склонность к жестокости, брутальности, инстинкт охотника и жажда крови. Впечатлительных девушек и женщин притягивает атмосфера таинственности, психологическая подоплека происходящего на экране, особенно если она сочетается с романтическими переживаниями, они чутко реагируют на эстетическое оформление происходящего. Для более зрелого интеллекта, зрителей, преодолевших 20-летний рубеж, и старшего возраста в целом предпочтительнее фильмы жанра «саспенс» — с преобладанием смысловой нагрузки над банальными натуралистическими, кровавыми сценами. Я говорю об основной массе зрителей, не принимая в расчет 5–10% зрителей со скрытыми психопатологическими нарушениями, которые есть в любом обществе.

— Все часто говорят о негативном влиянии фильма ужасов на психику человека, а есть ли позитивный аспект в просмотре подобных фильмов?

— Положительный эффект такой же, какой до появления кинематографа имели народные сказки: своего рода эффект тренировки ума и изживания страха перед неизведанным, неизбежным. Не зря говорят, что предупрежден — значит вооружен. Собственная фантазия порой убивает человека быстрее, чем истинная болезнь, и некоторым людям иногда просто необходима разрядка в виде созерцания сцен катастроф с безопасного расстояния, подпитка чужими переживаниями. Подмена иррационального страха конкретными угрозами для жизни и здоровья особенно эффективна, когда она проецируется не на зрителя, а на кого-то другого. Такова человеческая натура — «у меня все хорошо, пока где-то в другом месте, у другого человека все хуже, чем у меня». Наблюдатель как будто получает прививку от страха — испытывает те же отрицательные эмоции, что и герои фильма ужасов, но в ослабленной, спроецированной на других людей, форме. В психологии есть описание интересного феномена — когда в больничной палате появляется неизлечимый пациент, его не смертельно больные соседи быстрее идут на поправку и начинают демонстрировать больший оптимизм.

— Почему тяга к жестоким сценам насилия возрастает в современном мире?

— Насилие и жестокость редко бывают неспровоцированными или беспричинными. Агрессия, независимо от того, на кого она направлена, — на себя или окружающих, — в подавляющем большинстве случаев является проявлением депрессии, спутником развитого общества. Во всем мире, согласно статистике ВОЗ, ее частота постоянно растет, постепенно приобретая черты эпидемии. Следовательно, чем больше несчастливых людей нас окружает, тем больше насилия и жестокости таится вокруг нас и все больше людей старается избавиться от подавляемой внутри себя агрессии посредством просмотра фильмов ужасов, сцен жестокости и т.п. Наверное, этим же обусловлены и рост увлечения опасными видами спорта, числа самоубийств, удручающая статистика алкоголизма и наркомании, аварийность на дорогах вследствие агрессивного вождения, бытовое хамство и многое другое.

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Увидим ли мы новый фильм с участием популярного актера и телеведущего

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Имя телеведущего Ивана Урганта в эти майские дни не сходило с новостных лент. А началось все с того, что Виталий Бородин, глава некоего Федерального проекта по безопасности и борьбе с коррупцией, в своем...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

В РАМТе – недетский спектакль о детях войны

Анна Чепурнова
Труд
Война только началась, и одежда физкультурников скоро потеряет белизну (Яна Палецкая, Андрей Лаптев, Владимир Зомерфельд). Фото Марии Моисеевой предоставлено пресс-службой РАМТа

В РАМТе — премьера: «Ленинградские сказки» режиссера Филиппа Гуревича по одноименной пенталогии нашей современницы Юлии Яковлевой. В недавней постановке «Леопольдштадт» худрука театра Алексея...

Как улетали журавли Татьяны Самойловой

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Даже одной Вероники было бы достаточно, чтобы навсегда внести ее имя в пантеон величайших актрис ХХ века. Кадр из фильма «Летят журавли», globallookpress.com

4 мая народной артистке России Татьяне Самойловой могло бы исполниться 90 лет. И десять лет назад — тоже 4 мая, в день своего 80-летия, она умерла в московской больнице. О звездной и драматичной...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 8216
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Популярный актер – о новом фильме «Адмирал Кузнецов» и военной теме в кино, старом и нынешнем

Дарья Ефремова
Труд
Герой Петренко -- живой человек, а не гранитная глыба (в кадре - с Дарьей Урсуляк в роли Веры). Изображения предоставлены ВГТРК

На медиаплатформе «Смотрим» — биографический военно-исторический фильм «Адмирал Кузнецов». Проект осуществлен при поддержке Института развития интернета. В основу сюжета легла реальная история самого...

Легенду французского кинематографа арестовали в Париже как насильника. Не стареют душой ветераны!

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Юристы считают - Депардье может грозить от пяти лет лишения свободы за домогательства. Фото: Jens Kalaene/dpa, globallookpress.com

Не стареют душой ветераны! Легенду французского кинематографа и обладателя российского паспорта Жерара Депардье на днях взяли под стражу в Париже как насильника. Его опять обвинили в сексуальном насилии. На этот...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 7978
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 7235
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 7091
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

Нас исправно предупреждают о телефонных мошенниках. Не удивительно ли, что на этом фоне Первый канал своими героями сделал пранкеров Вована и Лексуса?

Сергей Беднов
Труд
В подлинность всех разговоров ВиЛ верят далеко не все. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Каждый день мы слышим предупреждения о телефонных мошенниках. Нас призывают игнорировать незнакомые номера, а если уж сняли трубку — не верить никому: ни банковским служащим, ни прочим «доброжелателям»....

Легендарный форт Боярд находится в плачевном состоянии и нуждается в срочной реставрации

Труд
Крепость может уйти под воду. Фото: Сергей Фомин, globallookpress.com

Наверное, самая знаменитая крепость в мире — это форт Боярд. Миллионы зрителей в десятках стран знают его по одноименному телешоу. Но сегодня, по сообщению французских властей, форт находится в плачевном...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?