Однажды я очень устал — от работы, холода и постоянных сумерек, от сильных женщин, дороговизны и однообразия. Поэтому поставил точку в своих унылых буднях и уехал очень далеко — во Вьетнам. На целую неделю.
Лететь надо было долго. За это время я изучил путеводитель и многое узнал о достопримечательностях Вьетнама. Например, о Хюэ, любимом городе императорской династии Нгуен (кстати, это самая распространенная фамилия в стране). Хюэ стоит на реке Ароматная, и лучшее, что в нем есть, — это китайская архитектура. В деревне рядом с Хюэ — культовая гробница императора Ты Дыка.
Ну почему у нас не носят аозай?
Другой заинтриговался бы столь колоритными названиями, но я не любитель музеев под открытым небом. Поэтому на Ханой с мавзолеем Хо Ши Мина и многочисленными пагодами мой выбор тоже не пал. А вот город Хойан мне заочно понравился: там сохранили атмосферу колонизированного французами Вьетнама столетней давности. Кругом живописная обшарпанность, из транспорта больше всего востребованы велосипеды и рикши, что ни дом, то либо маленькая шелкопрядильная фабрика, либо мастерская. За три-четыре часа могут сшить аозай — традиционную женскую одежду: длинную шелковую рубаху с разрезами и штаны к ней. О, почему на моей родине женщины не носят аозай? Они бы сразу стали гораздо женственнее и стройнее!
Словом, по Хойану я бы с удовольствием погулял. Но он расположен в центре Вьетнама, а я ехал на юг — в Сайгон, то есть в Хошимин. И собирался, не отвлекаясь ни на что, устроить себе там настоящие каникулы.
Независимый гид
Чтобы хорошо отдохнуть, надо сначала хорошо поработать. Не в смысле заработать (это само собой), а придумать план, разведать информацию, что-то забронировать. Ничего этого я не сделал. Только снял себе номер в отеле «Рекс» — том самом, где во время вьетнамской войны находился штаб американских журналистов. И оказалось, что судьба запланировала все за меня.
Прямо у «Рекса» меня поджидал мужчина с обезоруживающей желтозубой улыбкой. На сносном английском этот человек предложил мне свои услуги гида, таксиста и сопровождающего лица в наиболее интересные заведения (мужчина сделал выразительную паузу). Вопреки здравому смыслу я доверчиво согласился. И мы по-мчались навстречу Сайгону.
Такси оказалось обычным скутером, а первым моим потрясением было участие во вьетнамском уличном движении: правил никто не соблюдает. На перекрестках все едут одновременно во все стороны. Кажется, что вот-вот произойдет массовое ДТП, но в последнюю секунду все удивительным образом успевают вырулить. Причем водители получают явное удовольствие от этого адского цирка. А скутеры (на дорогах в основном они) в буквальном смысле увешаны пассажирами. То, что на одном мопеде будет ехать семейство с бабушкой и тремя детьми, — обычное дело. Что же, в Сайгоне живут больше 7 млн человек, и скутеров на всех не хватает.
Нотр-Дам де Сайгон
Для начала мой гид провел для меня обзорную экскурсию по центру: уникальный для Вьетнама католический собор Нотр-Дам, бывший губернаторский дворец, парки, небоскребы. От осмотра тоннелей Ку-Чи, где во время войны обитали юркие вьетконговцы, я отказался. А отправиться на рынок радостно согласился. И пока приценивался там к футболкам с изображением Хо Ши Мина, мой провожатый притащил откуда-то связку жетонов погибших американских солдат. Надеюсь, это была подделка, как и 99% товаров на том рынке.
После рынка были блинчики нэмы, потом — бар, крыша небоскреба, покупка бонсая и ночной клуб. Меня как иностранца туда пропустили бесплатно, а вот местным девушкам за вход надо платить, и по местным меркам немало.
Во Вьетнаме много притягательных вещей, ради которых можно бросить все и податься в дауншифтеры. Например, вкуснейшая еда, которая не бывает вчерашней. Или пляжи — они идеальны. Или уверенность, что все будет хорошо.
А еще девушки. Миниатюрные, с кроткими глазами, прямыми волосами и ласковыми голосами. Разницу между девушкой, которой 20 лет, и той, которой уже за 40, уловить сложно, особенно ночью. «Халё!» — мяукают они мужчинам и призывно машут ладошками. Мой неутомимый гид сообщил, что у девушек есть места компактного обитания: бары, бильярдные, массажные салоны, даже парикмахерские, на верхних этажах которых оборудованы «нумера».
Остров с душком
Недалеко от Сайгона находится курортный остров Фукуок. Песок, море и солнце — вот универсальный рецепт, который из недавней жертвы офисного ада сделает полноценного человека. Оказалось, на Фукуоке делают лучший в мире рыбный соус. Эту приправу добавляют почти во все местные блюда. Разумеется, я поспешил на фабрику, чтобы своими глазами увидеть, как создается гастрономическое чудо. Выяснилось, что соус делают из мелкой рыбки, которой набивают бочки и оставляют на солнце. Рыба гниет, отравляя окрестности чудовищным запахом. Но в один прекрасный день вонь превращается в аромат, а содержимое бочек — в деликатес.
Я накупил рыбного соуса с Фукуока на несколько лет вперед. И надеюсь, что эти годы будут прекрасными.
От Хошимина до Ханоя
Вьетнам занимает выгоднейшее положение на географической карте. Узкой загогулиной он растянулся на 1600 км с севера на юг Индокитайского полуострова. Все эти километры — побережье. А вот Лаосу повезло меньше: он соседствует с Вьетнамом «второй линией» и выхода к морю вообще не имеет.
Много лет Вьетнам был разделен на северную (социалистическую) и южную (империалистическую) части. На бедном севере проводились коллективизация и репрессии. На юге тон задавали французы, колонизировавшие Индокитай. Там процветали ремесла, наемный труд и проституция. И все были довольны, но местные коммунисты начали партизанскую войну против оккупантов, а коммунисты севера стали помогать южным товарищам. Так была развязана страшная гражданская война, где юг поддерживали США, а север — СССР. Репортажные снимки с той войны можно увидеть в Музее военных преступлений города Хошимина.
На севере располагается Ханой — административный центр, настоящий мегаполис, где любят дисциплину и соблюдают иерархию. А между этими очень разными городами лежит весь Вьетнам с его прекрасными пагодами, смешными старушками, заливом Халонг, лучшими в мире манго...