Главная Культура 15:25 21 Мая 2024 2019
Прозрения Рахманинова

В Казани стартовал XIII фестиваль «Белая сирень»

Сергей Бирюков
Валерий Полянский и ГАСО РТ на открытии «Белой сирени-2024» Фото предоставлено пресс-службой ГАСО РТ

Традиционный, XIII фестиваль «Белая сирень», посвященный рахманиновской музыке и ее контексту, открылся 14 мая в казанском Государственном Большом концертном зале имени Салиха Сайдашева русскими партитурами рубежа XIX–ХХ веков. Все – прославленные: «Жар-Птица» Стравинского, «Прометей» Скрябина… Но все-таки не зря смотр носит имя не их авторов, а Рахманинова: выскажу, может быть, рискованную мысль, но в чем-то Сергей Васильевич смотрел дальше и глубже даже своих конгениальных коллег. Причем уже в юношеской Первой симфонии. По крайней мере так подумалось после ее интерпретации Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Татарстан и приглашенным на эту программу московским маэстро Валерием Полянским.

Отмечу красивый жест фестиваля, предоставившего первый вечер праздника одному из патриархов отечественной дирижерской школы, месяц назад отметившему 75-летие. И в каком-то смысле этот концерт можно считать выражением творческого кредо Валерия Кузьмича. Прежде всего как русского дирижера и как исполнителя, которому близки все стержневые направления музыкального искусства.

Начали со Стравинского. Самого младшего из представленных в программе мастеров. Впрочем, в определенном соответствии со своей «монументальной» природой (вы ведь видели маэстро за пультом?) Полянский подал молодого Игоря Федоровича с этакой «важной» расстановкой. Например во вступлении, которое– вот парадокс, но и мастерство дирижера! – от еще большей, чем привычно, сдержанности темпа обрело особую наглядность в передаче заторможенных, сумеречных движений, с какими в балете заполоняют сцену ночные персонажи этой готической сказки. А вот в пламенеющих вихрях флейт и кларнетов следующей части – Вариаций Жар-Птицы – Игорь Федорович явился скорее восприимчивым учеником Скрябина (каковым формально, конечно, не являлся, но не впечатлиться творчеством русского музыкального космиста, разумеется, тоже не мог). Зато в ласковом гобойном мелодизме «Хоровода царевен» у Полянского зазвучало даже что-то рахманиновское – неожиданно, правда? Хотя как в ту пору было избежать и такого влияния… Но уж в злом рявканье меди «Поганого пляса Кащеева царства», волшебном импрессионизме Колыбельной и «билибинском» сверкании финала Стравинский предстал во всей уникальности своих красок. Если б еще придать чуть больше движения этому «самому мажорному из всех мажорных финалов», как то делает, допустим, Валерий Гергиев…

Затем настал черед того самого «русского космиста» Скрябина. Признаюсь, мне всегда казалось, что как со своими светомузыкальными прозрениями Александр Николаевич не нашел в тогдашней технике адекватного ответа, так и в симфоническом оркестре ему не хватало «звездных» тембров, которые он, вероятно, слышал внутренним слухом. И футуристический «прометеев аккорд» в начале знаменитой «Поэмы огня», равно как мистический, будто сквозь миллиарды световых лет доносящийся до нас зов шести засурдиненных валторн или пугающе-восторгающие своей квартовой странностью скачки-протуберанцы труб – лишь намек на то, как фантастически могла бы звучать скрябинская партитура, живи автор в позднейшие эпохи.

В этом смысле всякое истинно художественное исполнение «Прометея» – борьба с излишней «материальностью» традиционной симфонической фактуры. Полянский и ГАСО провели эту борьбу с честью. Хотя поначалу и казалось, что некоторая сумрачная обыденность звучания принижает полет этой музыки. Здесь отмечу важный вклад пианистки Татьяны Полянской, прошедшей по лезвию ножа и избежавшей как совсем уж безумной экзальтации (помню одно из исполнений Мацуева, фонтанировавшее прямо-таки джазовой энергией, казалось, вот-вот начнется чистый Гершвин), так и аккуратистски-этюдного воспроизведения этих «флуоресцирующих» пассажей-всполохов. А чем ближе к коде, тем властнее заявляли свои права струнные, вытягивая из коротких лейтмотивов экстатические гимны, в самом конце сливающиеся с апофеозом хора (Государственный камерный хор РТ под руководством Миляуши Таминдаровой).

Ну и Первая симфония Рахманинова. Говоря о которой, невозможно не вспомнить ее трагическую историю: провал первого исполнения то ли от небрежности дирижировавшего в тот вечер Глазунова, то ли из-за просчетов самого композитора – гениального, но еще недостаточно опытного. Последовавшая затем тяжелая депрессия и творческое молчание, лишь через три года героически преодоленные сочинением великого Второго концерта. Твердое решение Сергея Васильевича даже не пытаться спасти «безнадежный» опус редактурой и никогда его впоследствии не играть, так что первое исполнение восстановленной по голосам партитуры состоялось лишь после смерти автора в 1945 году в Советском Союзе…

…Богатырское вступление, говорящее о композиторской хватке не слабее Бородина. А дальше – типичная рахманиновская тема-ход, мелодия-горизонт, песня начала громадного пути, о котором расскажет все последующее сочинение. Здесь уже угадано неотступное впоследствии для Сергея Васильевича единство – древние русские распевы, удивительным, но органичным образом сплетены с европейским средневековым гимном Diesirae, «День гнева». Сочетание воли и рока, ни к какому национальному характеру, кроме русского, с такой определенностью не приложимое. И прослеживаемое во всех главных партитурах Рахманинова, вплоть до последней – «Симфонических танцев».А контрастом к этой главной теме служит томящая страстью, откуда-то с Востока (посмотрите на «скифские» глаза композитора) прилетевшая лирика – чем не Кащеевна, тоскующая в темном царстве своего деспотического отца? И это за 7 лет до «Кащея» Римского-Корсакова, за полтора десятка – до «Жар-Птицы» Стравинского!

А вторая часть, скерцо – разве не эскиз будущей симфонической фантазии «Утес»: с проносящимися по небу облачками – совсем легкими флейтово-гобойными, потемнее – валторновыми, со смятенным средним разделом, где опять не обошлось без Diesirae, а ироничный вальс вполне можно представить себе где-нибудь в саркастическом симфоническом полотне Малера, а то и Шостаковича.

Третья часть – вновь трудно отогнать ассоциацию со страстной дочерью Кащея и ее мертвящим окружением (томные деревяные духовые, противопоставленные тревожной морзянке труб и мрачным басам). И это же, по ритму – вальс-бостон, который так полюбит Сергей Васильевич в своих поздних работах, слыша в нем тоску по тому и тем, с кем безвозвратно разлучила судьба: по Родине, оставшимся там близким...

Наконец финал, где громы и молнии предыдущих частей превратились в созидательную силу. И вновь – чисто рахманиновская находка: хоровая по складу тема, которая одновременно, по ритму – богатырский пляс, а еще – могучий колокольный перезвон. Уникальный синтез, примеры которого впоследствии дадут Всенощная, Вторая симфония, Третий концерт…А здесь, в Первой, ему на смену идет экстаз мятущейся восточной страсти (сколько здесь и скрябинских аллюзий – опять же задолго до главных партитур самого Александра Николаевича). И самое удивительное – кода, будто низвергающая нас вновь в Кащеево царство, которое мы, казалось, победили. Но нет, то именно наша победа, доставшаяся сверхчеловеческой ценой, а потому и прекрасная, и страшная, как финальный мажор Первой симфонии.

Потрясающий образ России! Предвидение триумфальной и страдальческой судьбы страны на столетие вперед. Замечу, автору – 22 года. И такое сочинение провалилось?! Специально узнаю – не в чьей-либо позднейшей редактуре (а такие делались) исполнялось произведение. Нет – в изначальном авторском варианте, слышу ответ.

Таков Рахманинов. И таков ГАСО Татарстана с его снайперским стилистическим чутьем, позволяющим мгновенно схватывать импульсы дирижера. С колоссальным энтузиазмом его музыкантов: я имел возможность наблюдать крупные планы и видел, какой это громадный и, без преувеличения, виртуозный труд – сыграть те же сметающе-созидающие струнные пассажи финала, одеть его в сверкающие фанфарные одежды меди и воздушное сияние деревянных духовых.

И такой контакт маэстро с коллективом был в каждом сочинении вечера.

Завидую публике, которой в последующих программах фестиваля еще предстоит услышать и его фортепианные концерты (солисты Борис Березовский и Лев Бакиров, дирижеры Клеман Нонсье и Кристофер Чен), и упомянутый «Утес», и даже музыку Шнитке, где, как выясняется, тоже слышны рахманиновские отражения (Денис Мацуев), и, конечно, «Симфонические танцы» под управлением главы ГАСО РТ и автора идеи фестиваля Александра Сладковского. Кстати, в этой партитуре (в коде первой части) Сергей Васильевич, итожа пройденный путь, с ностальгической улыбкой вспоминает начальную тему Первой симфонии. Кто знает, проживи он подольше, может быть, «простил» бы и все гениальное сочинение?

Культура 00:10 / 21 Июня 2024 14716
Охтинский шик

Эти мастера оставили красивый след на земле

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «Охтенка» (скульпторы Ян Нейман и Валентин Свешников, архитекторы Станислав Короленко и Владимир Морозов) возле сада «Нева», недалеко от пересечения Среднеохтинского проспекта и шоссе Революции. Фото автора

«А Петербург неугомонный / Уж барабаном пробужден. / Встает купец, идет разносчик, / На биржу тянется извозчик, / С кувшином охтенка спешит, / Под ней снег утренний хрустит». Разительнее...

Наш корреспондент рассказывает об уникальных находках археологов и о варварском отношении к прошлому

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Фото: страница сообщества «Спасем Охтинский мыс!» в социальной сети «ВКонтакте»

На берегах Невы жили наши предки, но потомки об этом уже не узнают. Третий месяц тяжелая строительная техника утюжит хрупкие дерево-земляные памятники Охтинского мыса. Самосвалы вывозят верхний слой грунта и уже подбираются...

На 93 году жизни умерла актриса Анук Эме – звезда незабываемого фильма «Мужчина и женщина»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Жан-Луи Трентиньян и Анук Эме сыграли вечную историю любви с лирической пронзительностью и чувственной страстью. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Анук Эме — творческий псевдоним актрисы, настоящее ее имя — Николь Франсуаз Флоренс Дрейфус. Она родилась весной 1932 года в Париже в актерской семье. Когда Николь было восемь лет, город оккупировали нацисты....

В России у Сокурова не осталось возможностей для самореализации

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: © Andrey Chepakin, globallookpress.com

Кинорежиссер Александр Сокуров в сентябре откроет свою мастерскую в Ереванском государственном институте театра и кино. «Я буду заниматься своей профессией. Буду учить молодых людей режиссерской профессии, поскольку...

Он должен будет сохранить наследие одноименной выставки, работавшей на ВДНХ без малого год 

Владимир Путин на Международной выставке-форуме «Россия» на ВДНХ, декабрь 2023 г. Фото: http://kremlin.ru

Президент Владимир Путин поручил создать в Экспоцентре национальный центр «Россия». Он должен будет сохранить наследие одноименной выставки, работавшей на ВДНХ без малого год и прекращающей свою деятельность 8 июля....

На актрису завели дело о публичных призывах у осуществлению террористической деятельности

Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Росфинмониторинг внес актрису и телеведущую Татьяну Лазареву (внесена в реестр иностранных агентов Министерства юстиции РФ) в перечень террористов и экстремистов. Об этом сообщается на сайте ведомства. «Национальная часть… Лазарева...

20 июня знаменитому барду, журналисту и актеру Юрию Визбору могло бы исполниться 90 лет

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Фотография из личного архива Юрия Визбора. Фото: © Mikhail Baranov, globallookpress.com

Из них Юрий Иосифович прожил на белом свете всего полвека. Но сколько он успел сделать за отпущенный ему короткий срок! Визбор писал стихи и повести, пьесы и сценарии, рисовал картины, снимал документальные...

Послесловие к одному культурному мероприятию

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Александр Яценко получил премию за лучшую главную мужскую роль (фильм «Праведник» Сергея Урсуляка»). Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

После трехлетнего перерыва в московском театре «Маска» прошло вручение премии «Ника», которую многие успели уже похоронить. Но она ожила, правда, в другом формате. Награды вручались сразу за 2022 и 2023 годы....

До чего же доведет Москву зависть к Дубаю?

Елена Широян, искусствовед
Труд
«Башня Скуратова», с какой стороны ни посмотреть, в центре Москвы выглядит странно. Фото с сайта «Архнадзора»

Российским зодчим надоели ограничения. Хочется к небу и звездам, где там оглядываться на высотный регламент. Смотрите, сколько огромных башен в Лондоне! А в Дубае? На его непокоренные вершины не только...

Его новый обладатель, уверен худрук конкурса Grand Piano Competition, вскоре потеснит звезд мирового музыкального Олимпа

Сергей Бирюков
Труд
Дома Денису тоже останется на чем играть. Фото Евгения Евтюхова

Праздничным концертом в столичном зале имени Чайковского открылся IV международный конкурс юных пианистов Grand Piano Competition. Тем, кто считает, что классическая музыка предназначена для избранных, напомним: аудитория прошлого,...

За право экранизировать великий роман бьются Сергей Урсуляк и Сарик Андреасян

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд

Две эти новости появились в один день. Сначала стало известно, что за экранизацию романа Льва Толстого «Война и мир» взялись канал «Россия» и режиссер Сергей Урсуляк. Часом позже о своих амбициях...

Исполнитель главной роли в сериале «Два берега» – о профессии, отечестве, семье, вере

Сергей Бирюков
Труд
Сергей Горобченко в роли Захара Ермакова. Изображения предоставлены Первым каналом

На Первом канале показывают историческую драму режиссера Ольги Субботиной «Два берега». Сериал посвящен двум крестьянским семьям, которые на протяжении десятилетий разделяет не только река, но и принадлежность...

Писать рецензии на проекты, подобные сериалу «Галка», считается дурным тоном

Сергей Беднов
Труд
«Галка» набрала очень хорошие рейтинги. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Мелодрамы на «России 1» подобны сказкам, где в любую небывальщину следует просто верить. Как правило, в центре сюжета там девушки, чей гений чистой красоты надо принимать целиком и сразу, в противном...

Канал «Пятница!» запускает социальный проект «Обманутые» – в помощь жертвам телефонных мошенников

Сергей Беднов
Труд
Самая типичная жертва «разводил» - пенсионерка. Фото: globallookpress.com

Телефонное мошенничество становится все изощреннее. О нем часто говорят по телевизору, разоблачают злоумышленников, предупреждают доверчивых граждан. Результат практически нулевой. Правоохранители каждый год сообщают, на сколько...

Санкт-Петербургу обещан от инвестора грандиозный концертный зал. На чьих костях будем строить - адмиралтейских?

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Ради нового концертного зала власти Петербурга собрались выселить с Ново-Адмиралтейского острова «Адмиралтейские верфи». Фото: Семен Лиходеев, globallookpress.com

Смольный и ВТБ подписали на недавнем Экономическом форуме соглашение о строительстве в Петербурге концертного зала, сопоставимого по масштабу с московским «Зарядьем». Аплодисменты! Но где будет...

Телеканал НТВ и онлайн-кинотеатр «Иви» снимут сериал о том, как русские офицеры выживали в Константинополе

Труд
В фильме снимутся Оксана Акиньшина и Кирилл Кяро. Фото: «Комсомольская правда»/Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Телеканал НТВ и онлайн-кинотеатр «Иви» приступили к съемкам исторической детективной драмы «Изгои», действие которой происходит в начале 20-х годов прошлого века. Сериал расскажет о том, как русские...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?