Новости
Главная Культура 00:32 22 Марта 2019 3195
Репин - тоже наше все!

В Третьяковке открылась выставка, которая обещает побить все рекорды посещаемости

Елена Широян
Картина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» лишь второй раз за свою историю покинула пределы Санкт-Петербурга. Фото Сергея Бирюкова

К юбилею Ильи Репина (1844-1930) Третьяковка открыла проект года – гигантскую ретроспективу мастера, чье имя громче всех звучало в русской живописи второй половины XIX века. Музейный блокбастер грозит побить рекорды посещаемости.

Беспрецедентный масштаб – 300 произведений из 28 музеев четырех стран и семи частных коллекций – под стать маэстро. Долгая жизнь и трудолюбие, помноженное на талант, живой интерес к людям и неравнодушие к «проклятым вопросам» не прошли даром: Репин – такое же «наше все», как Пушкин. Кстати, вот и отражение социального перелома, выпавшего на их век: как поэт-аристократ воплощает дворянскую культуру, так сын военного поселенца из заштатного Чугуева – разночинно-демократическую. А что портретировал императора – так ведь эпоха выдвигала личности! За шесть десятилетий интенсивной работы он успел отразить так много явлений и написать столько лиц, что теперь его наследие – в ранге «энциклопедии русской жизни», как роман в стихах об Онегине. Неудивительно, что на выставке есть картина с Пушкиным: лицеистом он читает стихи, а Державин привстает в изумлении. Впрочем, есть и Гоголь, сжигающий рукопись, и Лев Толстой – на пашне, и вместе с женой, совсем старый, и мощный, в полный рост, босиком – хитрец Репин знал, как увлечь зрителя!

Довольно ли, чтобы публика ринулась смотреть картины, до боли знакомые по учебникам? Или, напротив, приманка – радость узнавания? Как бы то ни было, народ уже штурмует галерею. Ведь нам обещали показать актуальность художника, в чьих работах, как считает куратор проекта Татьяна Юденкова, мы найдем отражение истории страны, сравнивая себя с его моделями: «Теперь мы иначе видим искусство XIX века, но наша Россия – продолжение той, что писал Репин. Многие вещи, злободневные в его время, мы воспринимаем как остросовременные».

Репин оставил нам портреты едва ли не всех властителей дум своего времени

Избрав новую оптику, музей соединил известнейшие работы и нам не знакомые. Выставка вобрала все творческие периоды Репина от учебы в Академии художеств с ее библейскими темами, сквозь народнические сюжеты – до поздних лет. Хотя, кажется, герой так и не состарился: после 80-ти он не прекратил живописных исканий, даром что их плоды спорны. Зато он протягивает нам руку через весь ХХ век поверх споров о современном искусстве: смотрите, какой я был разный – продвигал критический реализм, мог писать как фотореалист, и к новейшим течениям припадал, будь то импрессионизм, модерн или экспрессионизм. Сочувствовал народу, делал портреты царей и сановников, получал огромные деньги и терял их, покупал имения и готов был работать бесплатно – а вы все еще спорите, прав ли поэт: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать?»

Три года назад в этих же залах на Крымском валу поразил небывалой востребованностью Валентин Серов. Казалось, русская классика давно неспособна «завести» публику, ан нет. В Третьяковку рвались стар и млад, стояли в очередях на морозе, азартно делали селфи на фоне портретов. Теперь ГТГ обещает положить конец ажиотажу: билеты «на Репина» –именные, по 600 рублей продают в интернете либо в кассе, но только заранее. Все должно быть чинно-мирно, но многолюдно. Впрочем, рекорды в 600 тысяч зрителей – ничтожно мало для мегаполиса с 25-миллионным «дневным» населением.

За год пережив две атаки (один вандал повредил полотно Репина «Иван Грозный и сын его Иван», другой украл эскиз Куинджи), ГТГ не стала делать вид, будто «в Багдаде все спокойно». Об участи картины с Грозным, еще в 1913 году порезанной сумасшедшим, говорит пустой прямоугольник на стене напротив входа. Рядом «Автопортрет за работой», созданный в 1915 году по заказу Игоря Грабаря, главы Третьяковской галереи, но так и не купленный. А ведь хорош: Илья Ефимович из-за болей в правой руке научился писать левой, потому палитру крепил к поясу, но взгляд у старикана цепкий и живой, и он еще всем покажет!

В этом позднем автопортрете проявилось даже что-то рембрандтовское

И впрямь не уставал показывать. Вплоть до последних лет, когда создал мажорное полотно «Гопак» – эта финальная работа доказывает, что и на склоне дней Репин не утратил интереса к цвету и новейшим веяниям. Контрастом жизнеутверждающей философии служит другой автопортрет, из дома-музея «Пенаты», провожающий зрителя к выходу. Зимой 1920-го художник написал себя в ушанке и зимнем пальто – в доме было холодно, нечем топить, вместо холста – клеенка: все сбережения «сгорели» после национализации. Эта пронзительная картина доносит чувства мастера, с революцией потерявшего родину, заказчиков, половину семьи…

Эмигрантом Репин стал поневоле: он доживал свой век в местечке Куоккала, где в 1899 году за крупную сумму – 10 000 рублей купил два гектара леса и летнюю дачу. В 1917-м «Пенаты» оказались в Финляндии, отпавшей от империи бывшей колонии. Сталин через своих посланцев звал мастера на родину. Репин же условием возвращения выдвинул требование вернуть ему конфискованные банковские вклады, хотя хитрил и давал «авансы», дабы вытащить из лап большевиков семью младшей дочери.

Мастер не переехал в СССР, несмотря на все увещевания. Тосковал, но боялся новой власти, которую заклеймил в холсте а-ля Босх «Большевик»: хам в гогочущей толпе отнимает хлеб у ребенка. Позже дела наладились – с выставки в Чехословакии купили много картин, состоялось чествование в Хельсинки. В благодарность маэстро передал часть своих работ приютившей его стране, и теперь в музее «Атенеум» финской столицы – солидная репинская коллекция; некоторые экспонаты, как и холсты из музеев Чехии, привезли в Москву.

Сильный ход кураторов – решимость предъявить зрителю не только хрестоматийные полотна и портреты знаменитостей, например, образы хирурга Пирогова, купцов Третьякова и Мамонтова, композитора Мусоргского или Петра Столыпина: их хватило бы на большую выставку. ГТГ сочла важными и поздние работы, схожие с Репиным-классиком разве что в неистовстве. На пользу автору строгий, лаконичный дизайн экспозиции: на светло-серых стенах красочные, композиционно сложные картины выиграли. Зрителя ведут «по хронологии», подобно страницам альбома, раскрывая один за другим пласты творчества. От сразу прославившейся картины «Бурлаки на Волге», созданной еще в студенческие годы с баснословным гонораром, мы движемся к грандиозному полотну «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» – оно прибыло среди 80 экспонатов Русского музея.

Идя в Третьяковку, хорошо бы знать биографию художника, в которой успехи перемежались горестями. Кто теперь помнит, что внук его Дий (Дмитрий Юрьевич) был расстрелян в 1935 году за попытку побега из СССР, а отец Дия Юрий Ильич, сам одаренный живописец, покончил с собой в 1953-м. Что половину братьев и сестер Илья Репин потерял в детстве; что умерла в одиночестве его гражданская жена Наталья Нордман, столь яркая и жизнелюбивая на портретах.

Ах, эти репинские женщины, сколько их, и каких разных! От раннего портрета матери из Национальной галереи Праги до множества изображений дочерей, от строгой матушки Павла Третьякова до светских дам (в их числе баронесса Икскуль и дочь Льва Толстого Татьяна). От невзрачной первой жены, дочери академика архитектуры Веры Шевцовой, с которой не сложилось, до феминистки-вегетарианки Нордман, дочери адмирала и крестницы Александра II, кормившей гостей усадьбы «Пенаты» супом из сена. От ее неукротимой энергии и причуд пожилой мэтр за 15 лет устанет, а она, больная чахоткой, уедет и ни копейки от него не возьмет… И еще прекрасные дамы – певицы, меценатки, ученицы, одна другой краше и опаснее: Марию Тенишеву он изобразил как царицу, неожиданно выявив ее гордыню.

А вот начало этой вереницы: ступающие по дну моря мимо Садко красавицы подводного мира, в них молодой Репин зашифровал идеалы любимых им Рафаэля, Веронезе, Рубенса... Теперь и не верится, что именно эта картина на грани китча, созданная в Париже под впечатлением Салона, принесла звание академика! Но рядом – девочка-нищенка из французской глубинки, написанная правдиво и пронзительно. И так по всей выставке: полотна вроде «Крестного хода в Курской губернии» дополнены эскизами, вариантами, показывающими беспрерывные искания, как незнакомый нам «Крестный ход в дубовом лесу» из Чехии: начат раньше курского, дважды переписан, завершен спустя полвека в совсем иной манере…

Малоизвестное у нас полотно из Чехии «Крестный ход в дубовом лесу. Явленная икона» показывает совсем другое решение темы, чем хрестоматийный шедевр из Третьяковки

Мощь проекта, да и самого Репина – в дерзком многообразии. Спустя век заметна литературность его творчества, будто не живопись это, а летопись. Великий ли он художник? Каждый найдет свой ответ, увидев эту незабываемую выставку.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 9005
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5737
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4360
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

На экраны выходят два хита Венецианского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Я—капитан» с сайта kinopoisk.ru

В прокат выходят фильмы двух больших европейских режиссеров — итальянца Маттео Гарроне и француза Стефана Бризе. Оба автора увенчаны наградами национальных кинопремий, оба не раз соперничали между собой на международных...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 4155
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?