Главная Культура 00:25 22 Сентября 2023 9033
Сочинил архитектор Щусев...

В Москве открылась выставка, посвященная 150-летию великого зодчего

Елена Широян, искусствовед
Эскиз храма Сергия Радонежского на Куликовом поле с резолюцией императора Николая II. Фото с сайта ВМДИ

День рождения у архитектора Алексея Щусева наступит 8 октября, но знаменательную дату уже начали отмечать во Всероссийском музее декоративного искусства. Афиша выставки, выдержанная в старой орфографии — «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», — удивила публику: вроде бы в Москве есть Музей архитектуры, который даже имя носит щусевское — Алексей Викторович был его основателем.

А в прошлом году зодчего авансом чествовали в Третьяковской галерее, где в 1920-х он поработал директором. Что же, личность юбиляра и его наследие многогранны, и разговор о нем можно продолжать в разных ракурсах и стенах. Но автограф с надписью, давшей заглавие нынешней выставке, хранится именно во ВМДИ вместе с переданными родственниками архитектора экспонатами его личной коллекции народного искусства, эскизами, чертежами, раритетными шаблонами каменной резьбы для его шедевра — Покровского храма Марфо-Мариинской обители. Орнаментами русских бытовых предметов зодчий вдохновлялся при создании декора храмов: до 1917 года будущий автор Мавзолея зарекомендовал себя именно как строитель церковных зданий.

Куратор выставки Юрий Аввакумов, тоже зодчий, известный прежде всего как мэтр «бумажной архитектуры» — уникального течения российского искусства, существовавшего только в проектах, — избрал нестандартный ход. Вместо привычного хронологического обзора творчества нам открыли по преимуществу лишь одну главу жизнеописания Щусева. Здесь показан ряд храмов, по существу, легших в основу неорусского стиля — гибрида историзма, который использовал мотивы Древней Руси, с модерном, расцветшим на рубеже ХХ века в России, как и во всей Европе. Кстати, начинающий архитектор сумел возвести храмы не только на Куликовом поле, в усадьбе Натальевка Харьковской губернии или в Кугурештах в глубинке Валахии, как называли тогда Молдавию, но и в итальянских городах. Прекрасный образец этой «культурной экспансии» — храмы в Бари и Сан-Ремо.А наряду с ними — одна из зарубежных эмблем России: павильон нашей страны в садах Джардини на окраине Венеции, где проводятся биеннале современного искусства. Надо ли пояснять, что и его Щусев создал в фирменной манере, хитроумно связав элементы древнерусской архитектуры с обликом соседней краснокирпичной старинной верфи — Арсенала. Впрочем, павильон в Венеции на выставке не упомянут, что обусловлено строгим минимализмом кураторского замысла.

Анфилада залов с эскизами, проектами, макетами, фотографиями церквей упирается неожиданный здесь, хотя в неизбежный в рассказе о Щусеве образ совершенно иного по стилистике, но абсолютного шедевра— конструктивистского Мавзолея Ленина. Того, третьего варианта, что поныне стоит на Красной площади, а двум ранним посвящены эскизы и фото, иллюстрирующие оттачивание замысла.

Хрестоматийный глянец, тем не менее, не торжествует: знаменитое здание представлено в виде сияющей (буквально, стразами Сваровски) модели из 3500 костяшек домино, которую Аввакумов сложил для одной, уже давней выставки. Сегодня она вернулась к нам как объект актуального искусства.

Никакая выставка о Щусеве невозможна без Мавзолея. Пусть в виде макета из костяшек домино со стразами. Фото автора

Кто-то, возможно, возмутится непочтительным обращением с классикой. Но вспомним, что искусство может буквально соткаться из воздуха, который ничуть не инертен, а напротив, заряжен мириадами эмоций и воль. Ну а насколько сгущен он ими в таком мегаполисе, как Москва, тем более в самом ее центре, легко догадаться.

Вот и Красная площадь давно перестала быть просто большим свободным пространством в окружении зданий, а стоящий на ней ленинский зиккурат, оттененный кремлевской стеной с башнями, Покровским собором эпохи Ивана Грозного и псевдорусским зданием Исторического музея, — далеко не только гробница лидера большевиков. В наши дни это и символ страны СССР, канувшей в прошлое, и центр вселенной коммунистов с примкнувшими к ним левыми консерваторами, продолжающими тысячелетние рассуждения об «особом русском пути»...

Вместе с тем Мавзолей почти столетиея влялся местом, в котором непременно надо побывать, не так важно — из почтения к вождю или из любопытства. Признаюсь, однажды туда сводили и меня. Хотя впечатлительного ребенка не брали на кладбище даже к близким, незадачливые родители умудрились притащить шестилетку в этот склеп в рамках, так сказать, посещения достопримечательностей столицы. Что я там увидела, помню смутно, да и на покойника старалась не смотреть, зато кошмары потом снились долго. И этот случай свидетельствует: уже в 1960-х Мавзолей был не сакральным местом, но обязательным пунктом программы туриста, в которой идейный мотив был выхолощен, а торжествовало залихватское: и я там был! Неплохая замена «Джоконде», которую мало кто из советских граждан имел шанс увидеть вживую, в Лувре.

В таком контексте сверкающий стразами гламурный объект Аввакумова — ровно то, что нужно сегодня знать о Мавзолее.

Уж кто-кто, но сам Щусев был хорошо осведомлен о модных тенденциях своего времени. Человек небогатый, выучившийся в Академии художеств на деньги земства его родного Кишинева, по окончании он умудрился на полтора года отправиться в путешествие по Европе, где внимательно смотрел памятники старины и работы современников. Не тогда ли сложилась его особая манера тонкого изощренного стилизатора? И не она листала причиной того, что именно к Щусеву в 1924 году обратилась верхушка советского правительства с просьбой сделать проект усыпальницы Ленина?

На самом деле наследие Щусева столь велико и значимо, что для полного его выставочного охвата понадобились бы тысячи квадратных метров какого-нибудь Манежа или Новой Третьяковки. Чего стоил бы рассказ об одном лишь Казанском вокзале — восточных воротах Москвы. К созданию этой гигантской сухопутной гавани Щусев, как несомненно одаренный менеджер, привлек целую плеяду талантов от инженера Шухова до живописцев Бенуа и Серебряковой...

Не всё задуманное удалось осуществить, но и в наши дни вокзал производит колоссальное впечатление. В том числе потому, что словно бросает вызов стоящей напротив него классицистической громаде Ленинградского вокзала, некогда Николаевского, названного в честь императора, основавшего железнодорожное строительство в России. В невольное соревнование вовлечен и Ярославский вокзал — затейливый образец стиля модерн, теснимый мощными соседями.

Вот вам вкратце и картина русской архитектурной жизни, в которую на рубеже ХХ века пока что не ворвался, но амбициозно вклинился скромный внешне выпускник Академии. И почти сразу стал вырабатывать свою манеру, отличную от академической. В частности, почти во все свои постройки Щусев вводит асимметрию, словно дистанцируясь от «правильных» зодчих с их традиционными планами. В возведении расхожих тогда особняков или доходных домов, зачастую служивших и убедительной визитной карточкой автора, Щусев не преуспел. Не сумел он и завоевать лавры тонкого церковного живописца. В самом деле, почему бы ученику легендарного Архипа Куинджи не попробовать себя в росписи храма? Однако связь с великим пейзажистом останется видимой в ином: Щусев возглавит создание в Петербурге надгробия своему учителю.

Немало помог молодому зодчему другой наставник, преподаватель академии Котов, рекомендуя его при распределении заказов. Дальше Щусев познакомился с семьей богача и мецената Харитоненко, с художником Михаилом Нестеровым, с кружком интеллигенции под крылом великой княгини Елизаветы Федоровны. Старшая сестра императрицы, овдовевшая после теракта, в котором был убит ее муж, дядя царя Сергей Александрович, основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель. Не логично ли, что автором проекта этого великолепного образца модерна стал Щусев...

Взамен подробного описания удивительного проекта, разработку которого в деталях показала выставка, советую читателю продолжить знакомство с наследием Щусева в прогулке по обители, ныне доступной любому. Точно так же организаторы грандиозной ретроспективы Караваджо в Риме не стали привозить несколько его шедевров из церквей, для которых они были созданы, а направляли посетителя в эти церкви. А дальше москвичу или гостю столицы стоит «освоить» примеры творчества Щусева в Москве, начиная от Красной площади и соседней Театральной, где возвышается гостиница"Москва«, до здания КГБ-ФСБ на Лубянке и Комсомольской площади, где не только Казанский вокзал, но и находящаяся под ним станция метро Кольцевой линии «сочинены Щусевым».

Уверена, под таким впечатлением вы задумаетесь о драме художника, который начинал как смелый новатор, а закончил как помпезный певец империи. Не о подобном ли писал Пушкин: «Черт догадал меня родиться в России с душою и с талантом»?

 

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3339
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3239
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3102
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...

На инстинкт продолжения рода наше воинственно настроенное телевидение влияет крайне пагубно

Сергей Беднов
Труд
Такое ощущение, что легендарное «Обязательно бахнем» вот этого персонажа фильма «ДМБ» стало лозунгом всех крупных российских каналов

Год назад Госдума признала нацпроект «Демография» проваленным. Ни маткапитал, ни льготы так и не подвигли неблагодарных россиянок на продолжение рода. Повздыхав, депутаты принялись выдумывать новые заманухи...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?