Новости
Главная Культура 00:02 22 Декабря 2023 4875
Под знаком «Чебурашки»

Наша киноиндустрия никак не может выйти из зоны турбулентности

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Знаменем уходящего киногода недаром стал ушастый Чебурашка

Сначала по российскому кино больно ударила пандемия. Потом ситуацию осложнил уход с нашего рынка «большого Голливуда», который обеспечивал кинотеатрам до 80% выручки. Попытки импортозамещения в деликатной творческой сфере пока приносят весьма противоречивые результаты. Это подтверждают и итоги уходящего киногода.

Уже подсчитано, что в 2023 году кинотеатры заработают порядка 35 млрд рублей. Это значительно лучше показателей прошлого года, но для выживания кинопроката сборы должны составлять 45млрд. А для того, чтобы кинотеатры могли покупать новое оборудование, делать ремонт, платить сотрудникам достойную зарплату, нужно собирать 50-55 млрд в год. Столько, кстати, отрасль зарабатывала в 2018-2019 годах, которые вспоминаются сегодня, как потерянный рай.

Но - «в любой беде скрывается и нечто перспективное». Уход Голливуда заставил Россию мощно нарастить объемы собственного кинопроизводства. Остроумцы уже нарекли это «путинским многокартиньем» - по аналогии со сталинским малокартиньем. В нынешнем году на экраны вышло порядка 200 российских фильмов – это меньше, чем в прошлом году (236 фильмов), но гораздо больше, чем снималось за год в Советском Союзе – и это с его мощными «Мосфильмом» и «Ленфильмом», киностудиями национальных республик.

Эти две сотни картин обеспечили нашему прокату порядка 75% от общего бокс-офиса. Остальные 25% пришлись на европейское, азиатское, американское (легальное и пиратское) кино. А ведь еще недавно мы радовались, когда доля российского кино в прокате приближалась к 30%. И мечтали со временем дотянуться до 45% -«чтобы было, как во Франции», на прокатную модель которой мы равнялись. Теперь по этому показателю мы оставили Францию далеко позади. Но счастья по-прежнему нет: собранных нашими фильмами денег пока недостаточно, чтобы возместить потери от нехватки крупных голливудских релизов.

Большинство наших картин, увы, безнадежно убыточны в прокате. Порой они не возвращают даже десятой части вложенных в них средств. К примеру, фильм «Свидетель» на тему СВО при бюджете 180 млн рублей вернул только 14 млн. «Легенда о самбо», снятая за 145 млн, заработала 23 млн. А ведь на кинопроизводство идут бюджетные, то есть, наши с вами деньги, которые год за годом ухают в черную дыру. Но авторы финансово и творчески несостоятельных картин без проблем получают из казны все новые гранты. Может, все-таки вспомнить совет Ильича: «Лучше меньше, да лучше»?

В этом году из всех выпущенных на экраны отечественных картин, по подсчетам независимого аналитика кинорынка Сергея Лаврова, окупились только 18 фильмов. Причем, из 26 млрд рублей, которые заработали в прокате наши ленты, более 7 млрд пришлось на долю «Чебурашки». Еще 2,5 млрд принесла сказка «По щучьему велению». Чуть меньше собрал космический «Вызов». Порядка 650 млн заработала военная драма «Праведник». Более 500 млн отбили в прокате приключенческий фильм «Повелитель ветра» и еще одна сказка - «Баба Яга спасает мир». По сути, кассу киногода сделали пять-шесть, ну десять фильмов. А для кого и для чего были сняты остальные?

Разумеется, не все в искусстве меряется рублем. Есть еще кино авторское, фестивальное, которое не претендует на большие сборы, но которое поднимает серьезные темы, развивает киноязык. В былые годы наши лучшие фильмы участвовали в престижных международных киносмотрах и привозили оттуда десятки наград, подтверждая статус России как великой кинодержавы. Но теперь туда дороги нет. Эмблема Минкультуры в титрах фильмов воспринимается нынче фестивальными кураторами как стоп-сигнал.

В прошлом году только Александру Сокурову удалось попасть в конкурс фестиваля в Локарно с новаторским фильмом «Сказка», да еще уехавший из страны Кирилл Серебренников показал в Каннах «Жену Чайковского». Оба фильма, кстати, были сняты без бюджетных денег. В нынешнем году Наталье Мещаниновой удалось пробиться в Роттердам с талантливым фильмом «Один маленький ночной секрет», рассказывающим о семейном насилии. Дебютантка Иля Малахова с тонкой семейной драмой «Здравствуй, мама» доехала до Сан-Себастьяна. Алексей Герман-младший, ранее участвовавший в венецианских, берлинских, каннских кинористалищах, побывал на фестивале в Токио с масштабным военным фильмом «Воздух». Ни одна из этих картин, к сожалению, наград не получила.

Охлаждение «большой фестивальной тройки» к нашим фильмам можно списать на политику. Но по большому счету дело не только в ней. Крупные фестивали обычно привечают фильмы острые, проблемные. А наше кино в основной своей массе стало беззубым, социально аморфным. Если верить киноэкрану, у нас в стране практически нет проблем. Нет пропасти между сверхбогатым меньшинством и бедным большинством, нет коррупции во власти, нет правового беспредела в судах и произвола в колониях, нет депрессивных моногородов и неперспективных деревень, нет варварской вырубки лесов и мелеющих рек, нет отравляющих людям жизнь мусорных полигонов…

Отказавшись от социальной проблематики, наше кино – даже в лучших своих образцах -рассказывает преимущественно о частных семейных конфликтах и драмах. Картин с большим дыханием – раз-два и обчелся. К главным фильмам года я бы отнес фильм Александра Велединского «1993». Это кино не только и не столько о расстреле парламента осенью 1993 года, это рассказ о трагическом расколе, который тогда прошел через семью, страну, общество и который нам не удалось преодолеть до сих пор. Если угодно, «1993» - это кинематографический «Тихий Дон» нашей новейшей истории.

Серьезным высказыванием представляется мне фильм «Снегирь» Бориса Хлебникова. Это попытка на примере одной рыболовецкой бригады, набившей трюмы с треской в чужих территориальных водах, порассуждать о разных, привлекательных и не очень, гранях национального характера. Замах на крупное высказывание о судьбах человечества, погрязшего в войнах, техногенных катастрофах, эпидемиях, прочитывался в первой половине фильма Анны Меликян «Чувства Анны», который в финале, увы, обернулся банальной слезливой мелодрамой…

Не берусь судить творцов, которые избегают сегодня больших, серьезных тем. Особенно на фоне ужесточения цензуры, которой, по словам чиновников, у нас нет, но по факту она цветет махровым цветом. В нашем кино образовалась уже новая «полка», на которую легла добрая дюжина картин. Среди них яростный антисталинский фильм «Капитан Волконогов бежал», который, увы, не добежал до проката. Якутская социальная драма «Айта», у которой отняли ранее выданное прокатное удостоверение. Уже упоминавшийся фильм «Сказка», которому без всякого объяснения причин прокатное удостоверение решили просто не выдавать. Как будто Сокуров не классик мирового кино, а нашкодивший школяр.

Цензура ведет к самоцензуре, в итоге наше фестивальное кино стало не очень интересно международной аудитории. Да и своей, по большому счету, тоже. Сегодня представить появление таких ярких, острых, честных фильмов, какими для нас в прежние годы были «Левиафан» и «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, «Ученик» Кирилла Серебренникова, «Страна Оз» Василия Сигарева, «Майор» и «Дурак» Юрия Быкова, попросту невозможно – Минкультуры зарубит подобные замыслы на корню. Да и зрители на них, скорее всего, не пойдут. Сборы авторского кино, резюмировали эксперты на стартовавшем в этом году новом кинофестивале «Маяк», упали за несколько лет в два раза. И количество площадок, где его можно посмотреть, тоже резко сократилось.

В этой ситуации наши лучшие режиссеры дружно уходят из большого кино и снимают сериалы для интернет-платформ, где творческой свободы пока побольше. Но и там ее пытаются укоротить – история с призывами запретить сериал «Слово пацана» Жоры Крыжовникова тому подтверждение. А режиссеры, не обладающие большими творческими амбициями, тем временем бодро ваяют имеющие спрос гладкие и сладкие, как апельсин, утешительные сказки. Недаром знаменем уходящего киногода стал ушастый Чебурашка.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 9110
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5751
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4376
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

На экраны выходят два хита Венецианского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Я—капитан» с сайта kinopoisk.ru

В прокат выходят фильмы двух больших европейских режиссеров — итальянца Маттео Гарроне и француза Стефана Бризе. Оба автора увенчаны наградами национальных кинопремий, оба не раз соперничали между собой на международных...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?