Главная Культура 00:02 22 Декабря 2023 5244
Под знаком «Чебурашки»

Наша киноиндустрия никак не может выйти из зоны турбулентности

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Знаменем уходящего киногода недаром стал ушастый Чебурашка

Сначала по российскому кино больно ударила пандемия. Потом ситуацию осложнил уход с нашего рынка «большого Голливуда», который обеспечивал кинотеатрам до 80% выручки. Попытки импортозамещения в деликатной творческой сфере пока приносят весьма противоречивые результаты. Это подтверждают и итоги уходящего киногода.

Уже подсчитано, что в 2023 году кинотеатры заработают порядка 35 млрд рублей. Это значительно лучше показателей прошлого года, но для выживания кинопроката сборы должны составлять 45млрд. А для того, чтобы кинотеатры могли покупать новое оборудование, делать ремонт, платить сотрудникам достойную зарплату, нужно собирать 50-55 млрд в год. Столько, кстати, отрасль зарабатывала в 2018-2019 годах, которые вспоминаются сегодня, как потерянный рай.

Но - «в любой беде скрывается и нечто перспективное». Уход Голливуда заставил Россию мощно нарастить объемы собственного кинопроизводства. Остроумцы уже нарекли это «путинским многокартиньем» - по аналогии со сталинским малокартиньем. В нынешнем году на экраны вышло порядка 200 российских фильмов – это меньше, чем в прошлом году (236 фильмов), но гораздо больше, чем снималось за год в Советском Союзе – и это с его мощными «Мосфильмом» и «Ленфильмом», киностудиями национальных республик.

Эти две сотни картин обеспечили нашему прокату порядка 75% от общего бокс-офиса. Остальные 25% пришлись на европейское, азиатское, американское (легальное и пиратское) кино. А ведь еще недавно мы радовались, когда доля российского кино в прокате приближалась к 30%. И мечтали со временем дотянуться до 45% -«чтобы было, как во Франции», на прокатную модель которой мы равнялись. Теперь по этому показателю мы оставили Францию далеко позади. Но счастья по-прежнему нет: собранных нашими фильмами денег пока недостаточно, чтобы возместить потери от нехватки крупных голливудских релизов.

Большинство наших картин, увы, безнадежно убыточны в прокате. Порой они не возвращают даже десятой части вложенных в них средств. К примеру, фильм «Свидетель» на тему СВО при бюджете 180 млн рублей вернул только 14 млн. «Легенда о самбо», снятая за 145 млн, заработала 23 млн. А ведь на кинопроизводство идут бюджетные, то есть, наши с вами деньги, которые год за годом ухают в черную дыру. Но авторы финансово и творчески несостоятельных картин без проблем получают из казны все новые гранты. Может, все-таки вспомнить совет Ильича: «Лучше меньше, да лучше»?

В этом году из всех выпущенных на экраны отечественных картин, по подсчетам независимого аналитика кинорынка Сергея Лаврова, окупились только 18 фильмов. Причем, из 26 млрд рублей, которые заработали в прокате наши ленты, более 7 млрд пришлось на долю «Чебурашки». Еще 2,5 млрд принесла сказка «По щучьему велению». Чуть меньше собрал космический «Вызов». Порядка 650 млн заработала военная драма «Праведник». Более 500 млн отбили в прокате приключенческий фильм «Повелитель ветра» и еще одна сказка - «Баба Яга спасает мир». По сути, кассу киногода сделали пять-шесть, ну десять фильмов. А для кого и для чего были сняты остальные?

Разумеется, не все в искусстве меряется рублем. Есть еще кино авторское, фестивальное, которое не претендует на большие сборы, но которое поднимает серьезные темы, развивает киноязык. В былые годы наши лучшие фильмы участвовали в престижных международных киносмотрах и привозили оттуда десятки наград, подтверждая статус России как великой кинодержавы. Но теперь туда дороги нет. Эмблема Минкультуры в титрах фильмов воспринимается нынче фестивальными кураторами как стоп-сигнал.

В прошлом году только Александру Сокурову удалось попасть в конкурс фестиваля в Локарно с новаторским фильмом «Сказка», да еще уехавший из страны Кирилл Серебренников показал в Каннах «Жену Чайковского». Оба фильма, кстати, были сняты без бюджетных денег. В нынешнем году Наталье Мещаниновой удалось пробиться в Роттердам с талантливым фильмом «Один маленький ночной секрет», рассказывающим о семейном насилии. Дебютантка Иля Малахова с тонкой семейной драмой «Здравствуй, мама» доехала до Сан-Себастьяна. Алексей Герман-младший, ранее участвовавший в венецианских, берлинских, каннских кинористалищах, побывал на фестивале в Токио с масштабным военным фильмом «Воздух». Ни одна из этих картин, к сожалению, наград не получила.

Охлаждение «большой фестивальной тройки» к нашим фильмам можно списать на политику. Но по большому счету дело не только в ней. Крупные фестивали обычно привечают фильмы острые, проблемные. А наше кино в основной своей массе стало беззубым, социально аморфным. Если верить киноэкрану, у нас в стране практически нет проблем. Нет пропасти между сверхбогатым меньшинством и бедным большинством, нет коррупции во власти, нет правового беспредела в судах и произвола в колониях, нет депрессивных моногородов и неперспективных деревень, нет варварской вырубки лесов и мелеющих рек, нет отравляющих людям жизнь мусорных полигонов…

Отказавшись от социальной проблематики, наше кино – даже в лучших своих образцах -рассказывает преимущественно о частных семейных конфликтах и драмах. Картин с большим дыханием – раз-два и обчелся. К главным фильмам года я бы отнес фильм Александра Велединского «1993». Это кино не только и не столько о расстреле парламента осенью 1993 года, это рассказ о трагическом расколе, который тогда прошел через семью, страну, общество и который нам не удалось преодолеть до сих пор. Если угодно, «1993» - это кинематографический «Тихий Дон» нашей новейшей истории.

Серьезным высказыванием представляется мне фильм «Снегирь» Бориса Хлебникова. Это попытка на примере одной рыболовецкой бригады, набившей трюмы с треской в чужих территориальных водах, порассуждать о разных, привлекательных и не очень, гранях национального характера. Замах на крупное высказывание о судьбах человечества, погрязшего в войнах, техногенных катастрофах, эпидемиях, прочитывался в первой половине фильма Анны Меликян «Чувства Анны», который в финале, увы, обернулся банальной слезливой мелодрамой…

Не берусь судить творцов, которые избегают сегодня больших, серьезных тем. Особенно на фоне ужесточения цензуры, которой, по словам чиновников, у нас нет, но по факту она цветет махровым цветом. В нашем кино образовалась уже новая «полка», на которую легла добрая дюжина картин. Среди них яростный антисталинский фильм «Капитан Волконогов бежал», который, увы, не добежал до проката. Якутская социальная драма «Айта», у которой отняли ранее выданное прокатное удостоверение. Уже упоминавшийся фильм «Сказка», которому без всякого объяснения причин прокатное удостоверение решили просто не выдавать. Как будто Сокуров не классик мирового кино, а нашкодивший школяр.

Цензура ведет к самоцензуре, в итоге наше фестивальное кино стало не очень интересно международной аудитории. Да и своей, по большому счету, тоже. Сегодня представить появление таких ярких, острых, честных фильмов, какими для нас в прежние годы были «Левиафан» и «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, «Ученик» Кирилла Серебренникова, «Страна Оз» Василия Сигарева, «Майор» и «Дурак» Юрия Быкова, попросту невозможно – Минкультуры зарубит подобные замыслы на корню. Да и зрители на них, скорее всего, не пойдут. Сборы авторского кино, резюмировали эксперты на стартовавшем в этом году новом кинофестивале «Маяк», упали за несколько лет в два раза. И количество площадок, где его можно посмотреть, тоже резко сократилось.

В этой ситуации наши лучшие режиссеры дружно уходят из большого кино и снимают сериалы для интернет-платформ, где творческой свободы пока побольше. Но и там ее пытаются укоротить – история с призывами запретить сериал «Слово пацана» Жоры Крыжовникова тому подтверждение. А режиссеры, не обладающие большими творческими амбициями, тем временем бодро ваяют имеющие спрос гладкие и сладкие, как апельсин, утешительные сказки. Недаром знаменем уходящего киногода стал ушастый Чебурашка.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Александр Ильин попал в больницу с аппендицитом

Кадр с сайта kinopoisk.ru

В Москве был экстренно госпитализирован актер Александр Ильин, который известен по роли Семена Лобанова в сериале «Интерны». Об этом сообщил Telegram-канал Shot. Как рассказал знакомый с ситуацией источник, 40-летний Ильин был доставлен...

Культура 20:01 / 16 Ноября 2024 8888
Изнанка гламура

Режиссер фильма «Руки Вверх!» Аскар Узабаев снимет сериал о закулисье Патриарших прудов

Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В то время как фильм «Руки Вверх!» об одноименном коллективе продолжает оставаться среди лидеров проката, его режиссер Аскар Узабаев уже вынашивает замысел сериала «Бедные Патрики». Все знают, что Патриаршие...

Брань в адрес писателя-фронтовика прощать нельзя

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Писатель Виктор Петрович Астафьев. Фото: © Konstantin Kokoshkin globallookpress.com

Историк Евгений Спицын, известный своей неутомимой защитой товарища Сталина, а также яростной критикой хрущевских, горбачевских преобразований и либеральных реформ, проведенных в России после распада СССР, оскорбил большого русского...

Он не был русским по крови, зато стал одним из самых русских композиторов века

Сергей Бирюков, редактор отдела культуры «Труда»
Труд
Фото: Вадим Некрасов/Russian Look, globallookpress.com

Баталии в профессиональном композиторском цехе редко выходят на широкую публику. Сталинские времена, когда не только Шостаковича — всю страну держали во вздрюченном состоянии, давно миновали. Но чтобы призрак...

В Библиотеке имени Д. В. Давыдова выставка «Три грации» современных художников

Ирина Свиридова

В выставочном зале Библиотеки имени Д. В. Давыдова под эгидой Творческого союза профессиональных художников проходит выставка «Три грации» современных художников – Анны Флит, Ирины Даниловой и Ольги Щербаковой. В экспозиции...

«Донбасс всегда был русским, давайте взглянем правде в глаза», — заявил 81-летний Аль Бано 

Аль Бано. Фото: © Roma, globallookpress.com

Всемирно известный итальянский эстрадный артист Аль Бано, исполнитель хитов Ci sara и Felicitа, назвал Донбасс российским и признался, что хотел бы там выступить. Об этом 81-летний певец заявил в интервью газете Il Fatto quotidiano. «Донбасс...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7788
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Центр военно-спортивной подготовки и патриотического воспитания молодежи  создан по поручению президента и уже представлен в 21 регионе России 

Фото предоставлено пресс-службой Центра «ВОИН»

Второй день работы стенда Центра «ВОИН» на марафоне «Знание.Первые» получился по-настоящему особенным. Ведь площадку посетили известные блогеры-резиденты продюсерского центра «Инсайт Люди», входящего в «Газпром-Медиа...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?