Главная Культура 00:02 22 Декабря 2023 5572
Под знаком «Чебурашки»

Наша киноиндустрия никак не может выйти из зоны турбулентности

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Знаменем уходящего киногода недаром стал ушастый Чебурашка

Сначала по российскому кино больно ударила пандемия. Потом ситуацию осложнил уход с нашего рынка «большого Голливуда», который обеспечивал кинотеатрам до 80% выручки. Попытки импортозамещения в деликатной творческой сфере пока приносят весьма противоречивые результаты. Это подтверждают и итоги уходящего киногода.

Уже подсчитано, что в 2023 году кинотеатры заработают порядка 35 млрд рублей. Это значительно лучше показателей прошлого года, но для выживания кинопроката сборы должны составлять 45млрд. А для того, чтобы кинотеатры могли покупать новое оборудование, делать ремонт, платить сотрудникам достойную зарплату, нужно собирать 50-55 млрд в год. Столько, кстати, отрасль зарабатывала в 2018-2019 годах, которые вспоминаются сегодня, как потерянный рай.

Но - «в любой беде скрывается и нечто перспективное». Уход Голливуда заставил Россию мощно нарастить объемы собственного кинопроизводства. Остроумцы уже нарекли это «путинским многокартиньем» - по аналогии со сталинским малокартиньем. В нынешнем году на экраны вышло порядка 200 российских фильмов – это меньше, чем в прошлом году (236 фильмов), но гораздо больше, чем снималось за год в Советском Союзе – и это с его мощными «Мосфильмом» и «Ленфильмом», киностудиями национальных республик.

Эти две сотни картин обеспечили нашему прокату порядка 75% от общего бокс-офиса. Остальные 25% пришлись на европейское, азиатское, американское (легальное и пиратское) кино. А ведь еще недавно мы радовались, когда доля российского кино в прокате приближалась к 30%. И мечтали со временем дотянуться до 45% -«чтобы было, как во Франции», на прокатную модель которой мы равнялись. Теперь по этому показателю мы оставили Францию далеко позади. Но счастья по-прежнему нет: собранных нашими фильмами денег пока недостаточно, чтобы возместить потери от нехватки крупных голливудских релизов.

Большинство наших картин, увы, безнадежно убыточны в прокате. Порой они не возвращают даже десятой части вложенных в них средств. К примеру, фильм «Свидетель» на тему СВО при бюджете 180 млн рублей вернул только 14 млн. «Легенда о самбо», снятая за 145 млн, заработала 23 млн. А ведь на кинопроизводство идут бюджетные, то есть, наши с вами деньги, которые год за годом ухают в черную дыру. Но авторы финансово и творчески несостоятельных картин без проблем получают из казны все новые гранты. Может, все-таки вспомнить совет Ильича: «Лучше меньше, да лучше»?

В этом году из всех выпущенных на экраны отечественных картин, по подсчетам независимого аналитика кинорынка Сергея Лаврова, окупились только 18 фильмов. Причем, из 26 млрд рублей, которые заработали в прокате наши ленты, более 7 млрд пришлось на долю «Чебурашки». Еще 2,5 млрд принесла сказка «По щучьему велению». Чуть меньше собрал космический «Вызов». Порядка 650 млн заработала военная драма «Праведник». Более 500 млн отбили в прокате приключенческий фильм «Повелитель ветра» и еще одна сказка - «Баба Яга спасает мир». По сути, кассу киногода сделали пять-шесть, ну десять фильмов. А для кого и для чего были сняты остальные?

Разумеется, не все в искусстве меряется рублем. Есть еще кино авторское, фестивальное, которое не претендует на большие сборы, но которое поднимает серьезные темы, развивает киноязык. В былые годы наши лучшие фильмы участвовали в престижных международных киносмотрах и привозили оттуда десятки наград, подтверждая статус России как великой кинодержавы. Но теперь туда дороги нет. Эмблема Минкультуры в титрах фильмов воспринимается нынче фестивальными кураторами как стоп-сигнал.

В прошлом году только Александру Сокурову удалось попасть в конкурс фестиваля в Локарно с новаторским фильмом «Сказка», да еще уехавший из страны Кирилл Серебренников показал в Каннах «Жену Чайковского». Оба фильма, кстати, были сняты без бюджетных денег. В нынешнем году Наталье Мещаниновой удалось пробиться в Роттердам с талантливым фильмом «Один маленький ночной секрет», рассказывающим о семейном насилии. Дебютантка Иля Малахова с тонкой семейной драмой «Здравствуй, мама» доехала до Сан-Себастьяна. Алексей Герман-младший, ранее участвовавший в венецианских, берлинских, каннских кинористалищах, побывал на фестивале в Токио с масштабным военным фильмом «Воздух». Ни одна из этих картин, к сожалению, наград не получила.

Охлаждение «большой фестивальной тройки» к нашим фильмам можно списать на политику. Но по большому счету дело не только в ней. Крупные фестивали обычно привечают фильмы острые, проблемные. А наше кино в основной своей массе стало беззубым, социально аморфным. Если верить киноэкрану, у нас в стране практически нет проблем. Нет пропасти между сверхбогатым меньшинством и бедным большинством, нет коррупции во власти, нет правового беспредела в судах и произвола в колониях, нет депрессивных моногородов и неперспективных деревень, нет варварской вырубки лесов и мелеющих рек, нет отравляющих людям жизнь мусорных полигонов…

Отказавшись от социальной проблематики, наше кино – даже в лучших своих образцах -рассказывает преимущественно о частных семейных конфликтах и драмах. Картин с большим дыханием – раз-два и обчелся. К главным фильмам года я бы отнес фильм Александра Велединского «1993». Это кино не только и не столько о расстреле парламента осенью 1993 года, это рассказ о трагическом расколе, который тогда прошел через семью, страну, общество и который нам не удалось преодолеть до сих пор. Если угодно, «1993» - это кинематографический «Тихий Дон» нашей новейшей истории.

Серьезным высказыванием представляется мне фильм «Снегирь» Бориса Хлебникова. Это попытка на примере одной рыболовецкой бригады, набившей трюмы с треской в чужих территориальных водах, порассуждать о разных, привлекательных и не очень, гранях национального характера. Замах на крупное высказывание о судьбах человечества, погрязшего в войнах, техногенных катастрофах, эпидемиях, прочитывался в первой половине фильма Анны Меликян «Чувства Анны», который в финале, увы, обернулся банальной слезливой мелодрамой…

Не берусь судить творцов, которые избегают сегодня больших, серьезных тем. Особенно на фоне ужесточения цензуры, которой, по словам чиновников, у нас нет, но по факту она цветет махровым цветом. В нашем кино образовалась уже новая «полка», на которую легла добрая дюжина картин. Среди них яростный антисталинский фильм «Капитан Волконогов бежал», который, увы, не добежал до проката. Якутская социальная драма «Айта», у которой отняли ранее выданное прокатное удостоверение. Уже упоминавшийся фильм «Сказка», которому без всякого объяснения причин прокатное удостоверение решили просто не выдавать. Как будто Сокуров не классик мирового кино, а нашкодивший школяр.

Цензура ведет к самоцензуре, в итоге наше фестивальное кино стало не очень интересно международной аудитории. Да и своей, по большому счету, тоже. Сегодня представить появление таких ярких, острых, честных фильмов, какими для нас в прежние годы были «Левиафан» и «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, «Ученик» Кирилла Серебренникова, «Страна Оз» Василия Сигарева, «Майор» и «Дурак» Юрия Быкова, попросту невозможно – Минкультуры зарубит подобные замыслы на корню. Да и зрители на них, скорее всего, не пойдут. Сборы авторского кино, резюмировали эксперты на стартовавшем в этом году новом кинофестивале «Маяк», упали за несколько лет в два раза. И количество площадок, где его можно посмотреть, тоже резко сократилось.

В этой ситуации наши лучшие режиссеры дружно уходят из большого кино и снимают сериалы для интернет-платформ, где творческой свободы пока побольше. Но и там ее пытаются укоротить – история с призывами запретить сериал «Слово пацана» Жоры Крыжовникова тому подтверждение. А режиссеры, не обладающие большими творческими амбициями, тем временем бодро ваяют имеющие спрос гладкие и сладкие, как апельсин, утешительные сказки. Недаром знаменем уходящего киногода стал ушастый Чебурашка.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5639
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3317
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3208
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3084
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?