Главная Культура 19:55 25 Сентября 2023 2084
Прокофьев: шаг к Победе

Госоркестр Татарстана открыл свой московский абонемент музыкой великого русского композитора

Сергей Бирюков
Александр Сладковский и его коллектив рассказали публике драматичную и славную прокофьевскую историю. Фото предоставлены пресс-службой ГАСО РТ

Идя на первый в сезоне абонементный концерт Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан в Московской филармонии (к слову, это единственный региональный коллектив, имеющий здесь, причем уже много лет, свой абонемент), я держал в голове дежурный вопрос к худруку и главному дирижеру Александру Сладковскому: почему именно эти сочинения избраны для исполнения, тем более старта цикла? Но прослушав мощную, на едином смысловом крещендо идущую программу, понял, что задавать его излишне: музыка Прокофьева актуальна всегда.

Прав ведущий вечера музыковед Артем Варгафтик: не бывает больших композиторов с обыденной судьбой, но у Прокофьева она не-обыденна в особой степени. Сергею Сергеевичу везло на поворотные моменты истории – впрочем, разве были в жизни Отечества в ХХ веке иные полосы?

Ну вот Первая симфония, имеющая заголовок «Классическая». Написана в 1917 году. Хотя, если не знать этой даты, по характеру музыки вряд ли скажешь, что она сочинена в пору двух русских революций. Молодой Прокофьев мало интересовался политикой. Потом-то она отыграется на нем сполна, но, судя по симфонии, пока что он может позволить себе демонстративно вынести ее за скобки своей жизни. Задиристо-успешного музыканта тогда гораздо больше интересовало овладение, плюс к сочинительской и пианистической, дирижерской профессией, а так как учиться ей приходилось на классике из классик – Гайдне, то возник естественный импульс: ответить венскому мастеру на своем главном поле – композиторском, да так, чтобы и по-гайдновски вышло, то есть солнечно-весело, и остро современно. Даже более чем современно: мне, например, в явлении тем-персонажей, особенно в том, с каким аккуратистским любованием подал их оркестр Сладковского, услышались будущие прокофьевские образы, до которых еще годы и десятилетия – ворчливый дедушка-фагот, «пионерские» прыжки скрипок, кошачье мурлыканье кларнетового контрапункта, птичье чириканье флейтового дисканта из симфонической сказки для детей «Петя и волк»… А кому-то, возможно, придут в голову другие ассоциации. Словно для того, чтобы весь этот богатый спектр не ускользнул от слушателя, дирижер изрядно замедлил темп первой части, почти сровняв его с ларгетто второй. Да и третья – знаменитый гавот – будто набрала плотности, зазвучала солидно-неторопливо, заставив по-новому вслушиваться в восхитительные мелодические и гармонические придумки, знакомые, казалось бы, досконально. Зато финал как единственная по-настоящему быстрая часть увлек своей калейдоскопической полифоний мотивов-реплик, не потеряв в их пестроте цельности.

То, как «повороты истории» постепенно овладевали самой сутью прокофьевского творчества, можно наблюдать на примере Пятого концерта. Он у композитора – вроде больного дитяти: играется гораздо реже первых трех. Как и Четвертый – но там хотя бы очевидна техническая причина: камерная скромность партитуры, где у рояля только одна леворучная строчка (сочинен по заказу однорукого австрийского пианиста Пауля Витгенштейна). Но тут-то все признаки большой, мастерски отточенной формы налицо. Более того: частей не три и даже не четыре, как в большинстве исторических образцов жанра, а пять. После токкатно-зубастой третьей, словно вбирающей в себя моторность первой и сарказм второй и выдающей их усиленный сплав, ловишь себя на мысли: уже и хлопать можно! Но следует четвертая, переводящая действие в совершенно новую плоскость. Сосредоточенное размышление выводит композитора на мелодию огромного разворота, где устремление к красоте приобретает силу нравственного императива почти на грани боли. Такой тематизм был нов даже для самого Прокофьева, еще по преимуществу кружившегося в карусели театральных образов предыдущего десятилетия («Любовь к трем апельсинам», «Стальной скок»), которую, к тому же, эмоционально подкреплял раж кочевой гастрольной жизни автора… Эта эпическая мелодика станет одной из прокофьевских доминант позже, по возвращении на Родину – в «Семене Котко», «Войне и мире», военной Пятой симфонии. И она – ярко русская: при всем почтении к зарубежной классике не могу припомнить там аналогов мощного нравственно заряженного мелодического разлета, каким захватывают нас Глинка, Бородин, Мусоргский, Чайковский, Рахманинов…

Надо ли удивляться, что ни этот пафос, ни адекватно ему удаленная от уютно-нейтрального состояния сумасшедшая карнавальность быстрых частей, включая финал, не вызвали сочувствия у публики Берлина (мировая премьера состоялась именно там). Даром что солировал сам автор, а за дирижерским пультом стоял великий Вильгельм Фуртвенглер. Учтем и время: октябрь 1932 года. Канун рокового 1933-го, за гранью которого – нацизм, борьба с «дегенеративным искусством», одним из представителей которого в глазах немецких филистеров, несомненно, был Прокофьев… И респект нынешним исполнителям, в том числе солисту Сергею Давыдченко, несмотря на юный возраст (19 лет), вполне, мне кажется, ощутившему внутреннюю драму этого переходного сочинения, не говоря об уверенной передаче всей его технической роскоши – и тем самым еще раз доказавшему, что полученная им на недавнем XVII конкурсе имени Чайковского первая премия – не случайность.

(В скобках замечу: подтверждением высоких профессиональных качеств юного музыканта стал тактично выбранный им бис – вторая часть Восьмой сонаты Сергея Сергеевича, после чего естественным дополнением прозвучала информация о том, что пианист и ГАСО РТ договорились об исполнении полного цикла прокофьевских концертов через полгода на традиционном казанском фортепианном фестивале «Белая сирень»).

Сергей Давыдченко за клавиатурой своего любимого рояля Yamaha

Ну и, наконец, могучий финал программы – Пятая симфония. В отличие от Концерта, супер-репертуарная, но признаться, я не знал истории, рассказанной Варгафтиком: оказывается, премьеру сочинения 13 января 1945 года в Большом зале Московской консерватории под управлением автора пришлось задержать на несколько минут из-за… грянувшего артиллерийского салюта по поводу очередной победы Красной армии над германскими войсками. Услышав первые залпы, уже вышедший к пульту Прокофьев поднял руку: дескать, все идет своим чередом, слушаем гром пушек, а потом музыке найдется что ему сопоставить.

Для меня-то это всегда было очевидно: кода первой части с ее «вспышками» тарелок и отвечающим им тектоническим рокотом барабанов и тамтама – портрет тех салютов, которые я, правда, впрямую не застал, разминувшись с Победой на пять лет, но прекрасно помню их прямых «потомков» по случаю государственных праздников начала 50-х. Сначала молния огня, а через несколько секунд – догоняющий ее вселенский гром, да еще под «аккомпанемент» гуляющих в небе лучей прожекторов, мятущимися крестами словно обозначающих номер бурного столетия. Деталь, видимо, доставшаяся в наследие от дней прожекторной охоты за вражескими самолетами над нашими городами, впоследствии утраченная, но кто знает, не возникнут ли для нее новые резоны в веке XXI…

Будем надеяться, что не возникнут. И исполнение Пятой не станет лишним в множестве предупреждений об опасной грани. Ведь на самом деле партитура эта далеко не так парадна, как это привычно трактуют. Да, в ее первой части – только радость, слава и триумф. Самой войны вроде бы и нет – осталась за скобками, как революция в «Классической». Но уже во «взвихренной» второй части драматический нерв остро обнажен, даже веселая пляска в ее среднем разделе, этакая «передача по заявкам радиослушателей», отбитая «позывными» гобоев, кларнетов и валторн – это же прямой ответ на «Танец с саблями» Хачатуряна, тогда вовсю поднимавший дух советских людей в радиоэфире, на концертах… Ну а третья с ее демонстративным цитированием рокового ритма бетховенской «Лунной сонаты» и «говорящей» мелодикой именно того склада, что нащупывался в Пятом концерте – ноктюрн-плач по стране, горящей в военном пожаре, заканчивающийся фантастической аллюзией на «Волшебное озеро» Лядова и «Китеж» Римского-Корсакова. Что это. как не мольба о спасительном чуде, возносимая из глубин беды?

Да и финал, внешне тоже, как первая часть, праздничный, больше озадачивает, чем «эйфорит»: отчего так короток, а кода оборвана прямо-таки лихорадочно, на полуслове?

Браво Сладковскому и оркестру, мудро, чутко, мужественно донесшим все эти оттенки смысла. И закрепившим успех (я боялся смысловой фальши под конец, но казанцы выдержали верный тон до последних тактов) исполнением марша из «Любви к трем апельсинам». Тоже, как и гавот из «Классической», мощно укрупненного, отчего он «превзошел себя», зазвучав не просто карнавальным шествием, но шагом к Победе.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 10309
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5906
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 5616
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 5572
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 4564
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?