Главная Экономика 00:01 26 Октября 2018 2973
Только с парашютом можно долететь

В огромной России аэропортов осталось меньше, чем в заполярной Аляске

Галина Пономарева, Анатолий Журин

Есть хорошая новость: за год в России не закрыли ни одного аэропорта. А в городах, принимавших ЧМ-2018, реконструировали терминалы, взлетные полосы, в Ростове-на-Дону даже построили суперсовременный Платов. Но, конечно, один новый аэропорт не в состоянии закрыть зияющие белые пятна на карте авиационных маршрутов в самой большой стране мира, занимающей территорию в 17 млн кв. километров.

На ежегодной осенней конференции «Развитие региональных аэропортов — 2018» эксперты называли горькие цифры. За четверть века количество аэропортов на российской территории сократилось в шесть с лишним раз — с 1450 до 232, 60 тысяч специалистов наземных служб остались без работы. Самый болезненный удар пришелся по малым региональным аэропортам. Сотни населенных пунктов потеряли воздушную связь с областным центром и соседними регионами.

В докладе Андрея Колесникова, гендиректора компании «КрасАвиаПорт», нового оператора аэропортов Красноярского края, был представлен визуальный ряд, который будто перенес слушателей на век назад. По таежным просторам края разбросано 80 крупных населенных пунктов, вообще не имеющих другого вида транспорта, кроме авиации. И тут идут кадры ужасающей разрухи: полуразвалившиеся, обшарпанные здания аэропортов, деревянные сараи для наземных служб. В таких условиях работают люди, принимая и выпуская рейсы, жизненно важные для населения края. Тунгуска, Енисейск, Туруханск...

По данным «КрасАвиаПорт», техническое состояние региональных аэропортов и аэродромов критическое. Износ основных производственных фондов — 80%, уровень обеспечения производственными зданиями и сооружениями не превышает 60%. Капвложения осуществляются за счет градообразующих предприятий. Собственных средств на это аэропорты не имеют вследствие малых объемов перевозок.

В «Аэропроекте» подсчитали: для поддержания существующей материальной базы гражданской авиации в рабочем состоянии требуется 70-75 млрд рублей. В последнее время государственные инвестиции в эту сферу выросли до 40 млрд. Правда, из них на содержание 81 регионального аэропорта в Сибири и на Дальнем Востоке направлено 3,5 млрд рублей. Остальные деньги осваивают крупные авиаузлы мегаполисов. При дележке бюджетного пирога крупные игроки в очереди всегда первые, остальным достаются крохи.

Где же выход? Участники конференции, организованной Центром стратегических разработок в гражданской авиации, считают, что аэропорты следует переводить с бюджетного финансирования на концессионные соглашения. Правовая основа заложена российским законодательством в области государственно-частного партнерства (ГЧП). Как показывает международная практика, приход частного инвестора позволяет сделать прозрачными денежные потоки, существенно сокращать затраты и сроки строительства.

Опыт на этот счет имеется в соседних странах. К примеру, в Грузии на основе ГЧП успешно реализуется проект реконструкции аэропорта Тбилиси. В Черногории в рамках концессионного соглашения готовится конкурс, результатом которого станет выбор оператора для управления аэропортами Тиват и Подгорица. В Узбекистане реализуется проект ГЧП, субъектами которого стали аэропорт Ташкента и автомагистраль от столицы до Самарканда. У нас подобный пример мог быть в Пулково, но ЕБРР заморозил обещанные вложения из-за экономических санкций. Зато интерес к развитию аэропортов в российских регионах выразил Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (AIIB).

 

Проблема в том, что российские инвесторы не спешат вкладывать деньги в эту сферу. Были случаи, когда конкурс на управление аэропортом объявлялся и отменялся по причине отсутствия желающих. Риски высоки. Банки хотят государственных гарантий, которые могли бы компенсировать потери при особых обстоятельствах, ставших едва ли не нормой хозяйственной практики.

Тем не менее за минувшее десятилетие объектами инвестирования стали 30 аэропортов с пассажиропотоком свыше 500 тысяч в год. Их, как всегда, разобрали крупные игроки рынка. Сейчас на очереди аэропорты помельче, куда привлечь частный капитал труднее. По мнению Антона Кореня, гендиректора ЦСР ГА, потребуется всесторонний анализ деятельности объекта инвестиций — от оценки конкуренции со стороны других видов транспорта до изучения платежеспособного спроса населения и вариантов «монетизации» инфраструктуры аэропорта. 10 тысяч новых маршрутов — прогноз ЦСР на развитие спроса в ближайшие 10 лет. Основные тренды — цифровизация аэропортового бизнеса, развитие хабовых технологий, увеличение числа лоукостеров.

Примером реализации проекта ГЧП хотят сделать Московский авиационный узел (МАУ). До сих пор на него бюджет тратил средств больше, чем на все остальные аэропорты вместе взятые. Теперь Минтранс обещает исключить государственное финансирование и перераспределить деньги в регионы. В концессию переходят аэропорты Внуково и Домодедово, сроки действия соглашения, соответственно, 49 и 55 лет. На этапе согласования в Росавиации вопрос перехода в концессию аэропорта Шереметьево. Один из основных источников финансирования — установление тарифов на услуги аэропорта по своему усмотрению. 143 млн пассажиров в год — такова пропускная способность аэропортов МАУ. В стоимости каждого авиабилета будет заложено 200-300 рублей за аэропортовое обслуживание. То есть цена билета на полет из столицы неизбежно вырастет. Предполагается, что и это тоже заставит развивать региональные маршруты внутри страны, избегая использования аэропортов Московского авиационного узла.

Это благие планы, а есть решения, которые уже сегодня лежат на поверхности. Те самые региональные аэропорты, которые не в состоянии даже содержать наземные службы, платят ежегодно свыше 500 млн рублей налогов. Спрашивается: что мешает избавить от этого бремени и направить средства на развитие? Вполне возможно, что при таком перераспределении средств не пришлось бы повышать цены на билеты и региональные аэропорты стали бы привлекательнее для инвесторов.

Голос

Виктор Горбачев, гендиректор ассоциации «Аэропорт» ГА

— Рано пока говорить о перераспределении средств из МАУ в регионы. Пока не закончено строительство посадочных полос, их не передадут в концессию. А строятся они на деньги госбюджета. Полосу в Домодедово должны были сдать к ЧМ-2018, но не успели, строительство продолжается. То же — с третьей ВПП в аэропорту Шереметьево. Ее стоимость уже перевалила за 100 млрд рублей, а конца не видно из-за споров с «Газпромом» (там проходит газовая магистраль) и жилой застройки в непосредственной близости. Средства летят как в трубу. А региональным аэропортам по-прежнему достаются крохи. Из 30 аэропортов ФКП «Аэропорты Севера» 25 имеют грунтовые полосы, которые работают всего несколько месяцев году. Вот куда требуются вложения! А им выделяют по 3-4 млрд в год. Это мизерная сумма для тех климатических зон, где они расположены. Себестоимость строительства зависит от многих факторов. Там нет дорог, завозить стройматериалы можно только водным путем, строить приходится в условиях вечной мерзлоты.

Аэродромная сеть сокращается, и это напрямую влияет на состояние безопасности полетов. Куда вы собираетесь садиться в случае чего? На днях было совещание в Минтрансе о ситуации с запасными аэродромами. Они есть только по ходу основных трасс, например, Москва — Хабаровск. Если же говорить о местных воздушных линиях, запасных аэродромов и посадочных площадок для них нет. В тундру будут садиться в аварийной ситуации? Больше некуда.

А в это время

Общественная палата предлагает переименовать полсотни аэропортов в рамках проекта «Великие имена России». Пока в стране именных аэропортов немного: в Саратове, Барнауле и Кемерово их назвали именами космонавтов первого призыва — Юрия Гагарина, Германа Титова и Алексея Леонова. В Ульяновске — в честь историка Николая Карамзина, в Ростове-на-Дону — казачьего атамана Матвея Платова. Славных имен в России хватает, а вот с аэропортами хуже. Были намерения у тобольчан дать местной воздушной гавани имя великого земляка Дмитрия Менделеева, жители Великого Новгорода голосовали за Александра Невского, Бийска — за одного из основоположников отечественной космонавтики Юрия Кондратюка... Увы, в эти города больше не летают самолеты, так что говорить не о чем.

Дискредитировавшая себя компания вновь берется за масштабные госпроекты, предлагая наступать на те же грабли

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
«Роснано» собралась сотрудничать с компаниями из Китая в сферах утилизации промышленных отходов и логистики. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Официальный визит главы государства за рубеж — это всегда значительное событие. А для крупных компаний еще и отличная возможность не только заключить выгодный контракт, но и заявить о себе, продемонстрировать...

На прошлой неделе «Газпром» опубликовал отчетность за 2023 год, согласно которой впервые за 25 лет компания получила чистый убыток в 629 млрд рублей 

Андрей Раскин
Фото: Maksim Konstantinov, globallookpress.com

Целое поколение россиян выросло под звучащую из каждого утюга рекламу: «Газпром» – национальное достояние». Как сообщает газета «Ведомости», зрители и слушатели, узнав о впечатляющих успехах компании, должны...

Экономика 00:01 / 17 Мая 2024 5197
Тесно!

Цена квартиры останется прежней, а вот площадь уменьшится. И когда же «скворечники» выйдут из моды?

Александр Киденис
Труд
Апартаменты сегодня строятся для людей богатых. Фото: Роман Денисов, globallookpress.com

Российское строительное лобби добилось от президента страны подписания указа, который выполнить нереально: обеспечить россиян жильем площадью 33 квадратных метра на человека к 2030 году и 38 метров к 2038 году....

Без роста миграционного потока России грозит депопуляция, то есть вымирание

Александр Киденис
Труд
Сами мы с задачей пополнения населения не справляемся. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

МВД готовит реформу миграционного законодательства. Об этом заявил в Совете Федерации глава министерства Владимир Колокольцев. И подчеркнул: необходимо избегать роста ксенофобии в отношении мигрантов. Дело не только...

По данным кабмина, при курсе менее 80 рублей за доллар пошлина нулевая

Фото: Konstantin Kokoshkin/Russian Look, globallookpress.com

Правительство России отменило экспортные пошлины на уголь на период с 1 мая по 31 августа. Об этом сообщает пресс-служба кабинета министров в своем Telegram-канале. «Правительство приняло решение отменить пошлины на вывоз энергетического...

Еврокомиссия планирует в этом году получить таким образом два или три миллиарда евро

Фото: Imago/Christian Spicker, globallookpress.com

Послы стран – членов Европейского союза согласовали процедуру изъятия доходов от российских активов для оказания военной помощи Украине. Об этом сообщает информационное агентство Reuters. В статье говорится, что Европейская комиссия планирует...

Стоимость путевок в детские лагеря уже выросла, и это не предел. Не по-детски получается!

Максим Башкеев
Труд
Количество детских лагерей в России не растет, а сокращается. Фото: Сервер Амзаев, globallookpress.com

После сворачивания программы детского туристического кешбэка поиск путевок в оздоровительные лагеря, особенно приморские, становится для многих семей головной болью. Стоимость путевок в детские лагеря уже выросла, а в сезон...

«Коммунальная система у нас ветшает больше, чем мы ее восстанавливаем», - посетовал вице-премьер Марат Хуснуллин

Труд
Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Владимир Путин, президент России (об обстрелах Белгорода) — Я говорил публично: если это будет продолжаться, то мы будем вынуждены создать санитарную зону. Мы это и делаем. Марат Хуснуллин, вице-премьер...

Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Центральный районный суд Челябинска принял решение об обращении в доход государства компании по производству макаронных изделий, муки и круп «Макфа» и связанных с нею структур. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой...

В свою очередь Госсовет КНР накануне принял постановление из 52 глав, ужесточающее контроль за поведением глав государственных предприятий 

Фото: http://kremlin.ru

Президент РФ Владимир Путин заявил, что российские чиновники должны чувствовать себя мобилизованными на фронт и действовать соответствующим образом. Соответствующее заявление глава государства сделал на расширенном заседании Совета по стратегическому...

Новый этап в судебной саге по оспариванию застройки Финского залива: в суде появилась долгожданная экспертиза от Следственного комитета РФ. Ее ждали с прошлого лета

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Перспектива затопления города становится на наших глазах вполне реальной. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Третий год длится тяжба между жителями Васильевского острова и представителями застройщика и Росприроднадзора, который выдал разрешение на застройку Финского залива. Дело в Куйбышевском районном суде Петербурга по оспариванию...

Глава бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров оценил идею производить государственные макароны

Труд
Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

Владимир Путин, президент России — Если хотите прекратить боевые действия на Украине, то перестаньте поставлять оружие. И эти действия прекратятся в течение двух-трех месяцев. Андрей Макаров, глава бюджетного...

Как пишет Reuters, это иностранные инвесторы, в отношении которых могут быть приняты зеркальные меры

Фото: Liu Jie/Синьхуа, globallookpress.com

Если российские активы будут конфискованы в США, Россия может принять зеркальные меры в отношении финансовых средств и ценных бумаг иностранных инвесторов. Об этом сообщило информационное агентство Reuters. По мнению управляющего инвестиционным...

Минсельхоз запретил до конца года промысел этой рыбы в дельте Волги и на Каспии

Артем Скворцов
Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Тревожная новость для любителей пива: Минсельхоз запретил до конца года промысел любой воблы в дельте Волги и на Каспии. Пойти на непопулярную меру вынудило бедственное положение промыслового вида, оказавшегося на грани...

Эта работа должна быть закончена к августу

Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

Президент России Владимир Путин поручил утвердить планы-графики дополнительной газификации домов в садоводческих некоммерческих товариществах (СНТ). Поручение главы государства опубликовано на сайте Кремля. Графики будут утверждаться при участии...

Как отметили в Центробанке, цель введения высоких ставок заключается в том, чтобы снизить инфляцию

Фото: Petrov Sergey/news.ru, globallookpress.com

Высокие ставки по кредитам и вкладам в России — временное явление. Как сообщает «АиФ», об этом заявил заместитель председателя Центробанка (ЦБ) Алексей Заботкин. «Если заемные деньги оставить дешевыми, то спрос еще сильнее...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?