Главная Культура Афиша 19:11 28 Мая 2017 8410
К Маяковским приехала дочка

На Красной Пресне восстановлена квартира Владимира Маяковского

Елена Широян

Яркая новость для всех, кому интересен Владимир Владимирович и его эпоха: восстановлена и сделана музеем квартира поэта в столице на Красной Пресне. Сейчас это уголок Нью-Йорка в старинном московском районе — новая экспозиция открылась выставкой, посвященной дочери Маяковского Патриции (Елене) Джонс, родившейся и всю жизнь прожившей в Америке.

По адресу Красная Пресня, 36 М-аяковские жили с августа 1913-го по май 1915-го. Маленькая дощечка с надписью «Владимиръ Маяковскiй» указывает на дверной звонок, снабженный видеокамерой. Тяжелая дверь в бывшем доходном доме Кочубея открывается — несколько шагов сквозь подъезд, один марш старинной лестницы... И мы входим в узкий коридор скромной квартиры, где вместе с матерью и сестрами обитал начинающий поэт-футурист, студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Это единственная сохранившаяся из многих съемных квартир, которые сменили Маяковские в Москве после переезда из Грузии в 1906 году. Отсюда поэт уехал в турне по городам России вместе с соратниками-футуристами — тогда-то и прославилась желтая кофта, сшитая юному гению родными для выступлений.

Однако прежде всего новый проект Государственного музея В.В. Маяковского (ГММ) — дань памяти Патриции Томпсон (1926-2016), дочери «горлана-главаря», всю жизнь проведшей в Америке. Снимки из семейного архива и фотографии, запечатлевшие поэта в «стране небоскребов», соседствуют с мемориальными вещами Елены Владимировны (таково русское имя покойной гражданки США). Достойный настоящего литератора массивный письменный стол удивляет электрической пишущей машинкой, контрастирующей в квартире с элементами дизайна вековой давности. На столе — экземпляры книги «Маяковский на Манхэттене», написанной Патрицией по-английски и переведенной на русский, а также фрагменты машинописи с авторскими правками. Это «Фантом отца» — главный труд дочери поэта. Над ним она работала много лет, но так и не успела завершить. Вокруг разнообразие предметов, ей принадлежавших: докторская шапочка, настольная лампа, веер, в простенке над столом — множество изображений совы из разных стран (Патриция была серьезным ученым и дотошным коллекционером). На стенах соседней комнаты — написанные ею в юности картины. А на столике рядами выстроились семейные фото — они перекочевали из ее квартиры на Манхэттене.

Все эти дары — результат целеустремленной работы сотрудников ГММ с наследницей поэта. В 2014 году директор музея Алексей Лобов впервые отправился в Нью-Йорк ради встречи с Патрицией Томпсон. Тогда и была задумана выставка «Дочка», на открытие которой ее героиня собиралась приехать в Москву. Увы, поездка не состоялась — в апреле 2016-го, на 90-м году, Патриция скончалась. Однако Лобов успел договориться о том, чтобы фотографии и архив дочери поэта были переданы в музей. В Москву попали даже такие диковинки, как сшитые еще в России до эмиграции сапоги ее матери и ее же косы, отрезанные уже в Америке.

Все это детали интереснейшей выставки, которая охватывает целую жизнь Патриции Томпсон, включая и обстоятельства ее появления на свет. Роман поэта с ее матерью Элли Джонс, эмигранткой из России, вспыхнул осенью 1925 года, когда Владимир Маяковский впервые приехал в Америку. Знакомство происходило на глазах отца русского футуризма Давида Бурлюка. Два давних друга даже одновременно писали портрет Элли — эти рисунки помещены на выставке среди многочисленных фото, рядом с зашифрованным автошаржем Маяковского, где он намекает на свои отношения с русской красавицей...

 

Владимир Маяковский. Портрет работы Давида Бурлюка.

28 октября 1925 года на пароходе «Рошамбо» Маяковский отбыл в Европу, а в конце ноября вернулся в Москву. Тема Америки долго звучала в его стихах и выступлениях, однако поэт упорно молчал об эмигрантке, завладевшей его сердцем в Нью-Йорке, и о появлении ребенка.

Дочь выходца из Германии, уроженка Уфимской губернии Елизавета Зиберт вырвалась из охваченной голодом России в 1923 году, выйдя замуж за британца, сотрудника организации помощи голодающим. К моменту встречи с Маяковским их брак был фиктивным, тем не менее Джордж Джонс проявил благородство и дал свою фамилию девочке, рожденной в результате любви Элли к «пролетарскому поэту».

Сам поэт знал о рождении Элен-Патриции, а летом 1928 года видел ее в Ницце, куда приезжала Элли с дочерью. Сохранились и письма, в которых Маяковский говорит о своем желании вновь приехать к американской семье, так и не реализованном из-за интриг Лили Брик. Неслучайно факт рождения ребенка он стремился хранить в секрете. Поэтому годы спустя Патриция назвала отца «мастером умолчания»: об Элли и дочери знали лишь самые близкие его друзья. Только в одной записной книжке на чистой странице Маяковский написал карандашом: «Дочка», надолго озадачив биографов.

Хранили тайну и две Элли — мать и дочь. Только после смерти матери и отчима, спустя 60 лет после гибели поэта Елена Владимировна решилась заявить о себе и рассказать историю своих родителей.

Патриция Дж. Томпсон была состоявшейся личностью: училась в арт-колледже, работала редактором журналов, а затем стала профессором университета Нью-Йорка, автором научных исследований по экономике и социологии. И все годы собирала материалы об отце, записывала воспоминания матери. В начале 1990-х она посетила Россию, побывала в Музее Маяковского, а позднее и на родине матери в Башкирии. В 1993 году выпустила книгу «Маяковский на Манхэттене. История любви с отрывками из мемуаров Элли Джонс», недавно переизданную музеем. Патриция организовала в Нью-Йорке празднование 100-летия со дня рождения Владимира Маяковского, сотрудничала с Русско-американским культурным центром «Наследие», много делала для пропаганды в США творчества отца и русской литературы в целом.

В итоге общения Алексея Лобова с «американской дочкой» Маяковского музею удалось получить редкую коллекцию. Исполняя волю Патриции Томпсон, ее сын Роджер передал ГММ семейный архив — сорок папок с фотографиями, газетными вырезками, памятными записями и артефактами. Экспозиция, посвященная Патриции, максимально точно воспроизвела атмосферу ее кабинета и гостиной. Роджер Томпсон подарил музею часть мебели матери и предметы интерьера.

Обложка первого издания книги Маяковского об Америке.

P.S. Возможно, коллекция ГММ пополнится и другими личными вещами: так, в семье до сих пор хранится леопардовое манто Элли-старшей: Впрочем, заокеанская экзотика не должна затмевать тот факт, что почти через столетие Елена Маяковская стала полноправной обитательницей квартиры, где в 1910-е годы звучали голоса ее бабушки, двух теток и бессмертного отца.

Афиша 00:10 / 31 Мая 2024 4297
Код Васнецовых

Как Третьяковка отмечает юбилеи представителей великой творческой династии

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: В.М. Васнецов. Богатыри. 1881-1898 гг. Фото: tretyakovgallery.ru

Главный проект весенне-летнего сезона Третьяковская галерея посвятила семье художников Васнецовых. Охватив без малого полтора столетия, музей соединил творчество трех мастеров: «коренного» в династии Виктора, его брата Аполлинария...

Великий поэт стал героем многосерийного мультфильма

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фильм «Пушкин и... Михайловское. Начало». Фото из открытых источников

На экраны выходит анимационный фильм «Пушкин и... Михайловское. Начало». Это первая часть большого трехчасового мультсериала, который состоит из 52 новелл и уже имеет громкую судьбу. Избранные новеллы из цикла...

Человек-фейерверк Сергей Параджанов терпеть не мог цвет посредственности

Дарья Ефремова
Труд
Лучшие параджановские фильмы прочно вошли в классику мирового кино. Фото предоставлены Гослитмузеем

В Государственном литературном музее на Зубовском бульваре открылась выставка «Сергей Параджанов. Вечный полет», приуроченная к 100-летию со дня рождения этого самобытного режиссера, художника, человека-фейерверка....

Афиша 19:30 / 08 Июня 2024 2467
Цепная реакция

Телеканал «Россия» снял очередной фильм про одни и те же события

Труд
Фото: kinopoisk.ru

Завершились съемки масштабной многосерийной исторической драмы «Атом». Действие начинается в 1943 году, когда Лаврентий Берия поручает своему заместителю Всеволоду Замятину (Алексей Гуськов) собрать команду ученых, чтобы...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?