Главная Культура 00:19 28 Мая 2021 11546
Спиваков расколдовал Чайковского

Знаменитый музыкант и его лейбл выпустили запись последних симфоний Петра Ильича

Соломон Волков, писатель
«Над вымыслом слезами обольюсь...» - эти слова Пушкина можно поставить эпиграфом и к спиваковским записям Чайковского

«Ноты — спящая красавица, а исполнитель — расколдовывающий ее принц», — любил приговаривать один мой добрый знакомый. Я бы добавил — настоящий исполнитель. Далеко не все, кто умеет бойко воспроизводить ноты, способны разбудить красавицу по имени музыка. Владимиру Спивакову это подвластно, что он вновь доказал в своих недавних записях с Национальным филармоническим оркестром России, им основанным и бессменно руководимым. Если до них я считал, что, кажется, знаю о популярных партитурах Чайковского все, то по прослушивании понял, насколько заблуждался. И получил новое свидетельство того, что великую музыку можно открывать бесконечно, если она оказывается в руках большого музыканта.

Речь о трех со вкусом оформленных компакт-дисках (лейбл Spivakov Sound), где объединены Четвертая, Пятая и Шестая симфонии Чайковского, а также его «Итальянское каприччио» и увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Выбор сколь очевидный, столь и дерзкий. Музыканты даже шутят, что у Петра Ильича три симфонии — 4-я, 5-я и 6-я, настолько чаще они звучат, чем предыдущие. Но почему так? Спиваков полагает — и, вероятно, он прав, — что эта триада составляет единое целое, резко отличаясь от ранних опусов композитора. Чайковский сочинял эту музыку, что называется, «на разрыв аорты». Так ее Спиваков и исполняет.

Я спросил у Владимира Теодоровича — как он относится к известной версии о том, что Чайковский покончил жизнь самоубийством? Дирижер ответил, что при всех существующих на этот счет точках зрения для него несомненно: Чайковский хотел уйти из жизни, думал об этом. Поэтому его Шестую можно трактовать как реквием по самому себе. А что иное может означать цитата православного песнопения «Со святыми упокой» в первой части, роковой удар тамтама и постепенно останавливающийся пульс контрабасов в коде симфонии?..

Ответ, говорящий о музыкантском мышлении, ключевой особенностью которого является эмпатия. Причем такая, что направлена — это особенно важно — и на композитора, и на слушателя. В наш суматошный век многие даже одаренные дирижеры в основу интерпретаций кладут свои чисто эмоциональные впечатления от партитуры. На большее у них, увы, не хватает терпения и времени. Не таков Спиваков. Он тщательно анализирует партитуру, сопоставляет различные ее редакции — и то лишь начало работы. Дальше следует внимательное изучение композиторских писем, дневников, интервью, свидетельств современников. Углубление в музыковедческие исследования и разборы, оставленные великими дирижерами прошлого.

И этого Спивакову недостаточно. Он вживается в образ композитора, пытается понять и почувствовать, какая именно мысль и эмоция стоят за каждым «крещендо» или «диминуэндо», «аччелерандо» или ферматой. Для Спивакова это не просто указания на сдвиги в громкости звучания или в темпе, а приметы вспышек сознания, приступов фобий, погружения в бездны отчаяния и восхождения к вере и просветлению.

И, как весьма немногие в наше время серьезные интерпретаторы классики, Спиваков заботится о слушательском восприятии. Настолько, что эта подлинная демократичность подчас вызывает брезгливое недоумение наших, как я их называю, «снобов-в-коротких-штанишках». Их пониманию недоступна органика, с которой он без притворства любит и чувствует своего слушателя, не стыдясь идет ему навстречу.

И слушатели ему за это благодарны. Сколько раз в концертах Спивакова и его оркестра я видел, как они — и млад, и стар — сидели с увлажнившимися глазами. «Над вымыслом слезами обольюсь...» Эти слова поэта можно было бы поставить эпиграфом и к нынешним записям симфоний Чайковского.

Союзником в их воплощении нужно назвать в первую очередь Национальный филармонический оркестр России (НФОР), любовно выпестованный Спиваковым. Наблюдать за этим первоклассным ансамблем в процессе музицирования — дополнительное удовольствие, своего рода бесплатный бонус. Сколько энтузиазма, азарта, самоотдачи!

Специального упоминания заслуживают звукорежиссер Филипп Недель и звукоинженер Мартин Кистнер — подлинные виртуозы своего дела. С каким мастерством воспроизвели они не только пафосные и трагические эпизоды спиваковских интерпретаций, но и их воздушные, прозрачные (даже призрачные) моменты, когда оркестровая ткань — ноу-хау Спивакова — словно растворяется в пространстве!

Воспользуюсь случаем, чтобы сказать несколько слов и о другом комплекте дисков Спивакова с НФОР, не получившем, как мне кажется, должного отклика в российских СМИ. Это — собрание симфонических опусов «Шедевры русской музыки». Тут сочинения Мусоргского, Римского-Корсакова, Лядова, Скрябина и Стравинского, представляющие целую эпоху — от 1867-го до 1927 годов. Мы словно листаем маленькую энциклопедию шедевров, создателей которых объединяло высокое понимание искусства как служения.

Великий русско-американский хореограф Джордж Баланчин (Георгий Мелитонович Баланчивадзе), с которым мне посчастливилось в свое время сделать в Нью-Йорке книгу о Чайковском, говорил: «Чувство долга перед публикой — это русское, как у Льва Толстого, Достоевского. Настоящий русский писатель или музыкант ощущает, что он какую-то миссию выполняет». И добавлял: «Русская музыка не душевная, а духовная — большая разница». Вот эту разницу и помогают нам понять новые записи Владимира Спивакова.

Потери и обретения новой экранизации «Мастера и Маргариты»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
1930-е оказались к нам гораздо ближе, чем некоторые думают… Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышла третья по счету отечественная киноверсия легендарного романа Михаила Булгакова. Она ожидаемо разделила первых зрителей на сторонников и противников фильма. Оно и понятно: картина менее всего напоминает...

На экраны выходит новая экранизация знаменитого романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», окруженного загадками и мистическими историями

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Заглавных героев новой экранизации сыграли Евгений Цыганов и Юлия Снигирь. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Эта книга обрела в нашей стране культовый статус. Дело не только в неоспоримых достоинствах романа, но и в его поистине мистической судьбе. Булгаков начал работать над своим главным произведением в конце 1928 года....

Культура 00:01 / 12 Января 2024 6982
Слово чушпана

Субъективные заметки о сериале «Слово пацана»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Бандитские разборки с эффектным мордобоем и разливанным морем клюквенной крови – хорошо продающийся на кинорынке товар. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Завершившийся в канун Нового года сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» до сих пор будоражит умы и вызывает дискуссии. Я не люблю смотреть сериалы в онлайн-кинотеатрах на гребне хайпа, предпочитаю...

Телезрители ждали новогоднего эфира с особым чувством

Сергей Беднов
Труд
В то, что ТВ вырежет отовсюду проштрафившегося Киркорова, мало кто верил. Но Филиппа нигде не было. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

«Покажут? Не покажут?» — гадали они и жали на кнопки, чтобы найти ответ на животрепещущий вопрос. Потом звонили знакомым — поделиться наблюдениями. В то, что ТВ вырежет отовсюду...

У звезд - те же проблемы, что и у обыкновенных людей, убежден популярный телеведущий

Александр Славуцкий
Труд
Проект «За гранью» готов предоставить его участникам реальную поддержку, вплоть до врачебной и юридической. Фото предоставлены телеканалом НТВ

Популярная программа телеканала НТВ «За гранью» встретила 2024 год с новым ведущим — актером театра и кино Тимуром Еремеевым. Он хорошо знаком публике по фильмам и сериалам «Неравный...

О новой экранизации романа Стефана Цвейга «Нетерпение сердца»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Один-единственный поцелуй резко меняет судьбы героев фильма

На экраны выходит фильм «Поцелуй» в постановке Билле Аугуста. Датский режиссер — один из грандов мирового кино. Он дважды — в 1987 и 1992 годах увозил из Канн «Золотую...

Когда сносить нельзя, но очень хочется...

Ирина Смирнова
Труд
Фото автора

Смольный анонсировал снос около 400 исторических зданий в Петербурге. Для начала, а там как пойдет. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры города (КГИОП) опубликовал...

В США с молотка ушли личные вещи знаменитых женщин

Труд
Белая пачка главной героини «Секса в большом городе» Кэрри Брэдшоу в исполнении Сары Джессики Паркер была продана за 52 тысячи долларов

На днях на американском аукционе со сложным названием Unstoppable: Signature Styles Iconic Women In Fashion были проданы личные вещи знаменитых женщин. Лидерами продаж стало бархатное коктейльное платье леди Дианы и наряд...

Арфистка Софья Кипрская – о музыке, способной связать людей, города и страны

Сергей Бирюков
Труд
Софью и ее арфу полюбила публика лучших залов мира. Фото из личного альбома

Тысячи меломанов, посещающих спектакли и концерты Мариинского театра, знают Софью А. Да и как не обратить внимание на золотистый звук ее арфы и на саму красавицу, виртуозно владеющую этим инструментом?...

Новым главрежем стал «свой»

Любовь Лебедина
Труд
После 17 лет работы в Малом театре Алексей Дубровский стал его главным режиссером. Фото предоставлено пресс-службой Малого театра

Когда в Малом театре, недавно осиротевшем после ухода из жизни многолетнего худрука Юрия Соломина, узнали, что главным режиссером коллектива назначен Алексей Дубровский - до того помощник Юрия Мефодьевича, пользовавшийся его полным доверием...

Знаменитый сериал «Клан Сопрано» отметил серебряный юбилей

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Ровно 25 лет назад — 10 января 1999 года — вышла первая серия знаменитого сериала НВО «Клан Сопрано». Эта черная криминальная драма, выдержавшая шесть сезонов (86 эпизодов), хорошо известна и нашему...

ТВ-язык поражает разнообразием вульгаризмов

Сергей Беднов
Труд
Владимир Соловьев. Фото: © Maksim Konstantinov, globallookpress.com

Годами мы боролись с матерщиной столь же яростно, как теперь с ЛГБТ. Несколько законов приняли: 10 лет назад запретили употребление нецензурной лексики в кино, а в 2021-м — в социальных...

Он ушел из жизни в возрасте 38 лет

Фото: yanna, kino-teatr.ru

Скончался российский актер и каскадер Александр Захаренков. Об этом сообщается на сайте kino-teatr.ru. Захаренков умер 12 января, но это стало известно только сейчас. Ему было 38 лет. О причинах смерти не собщаетсмя. За свою карьеру Захаренков...

Новогодний концерт обязательно состоится

Анжелика Заозерская, Белгород
Труд
Тимур Халиуллин не представляет себе жизнь без белгородского органа и публики прекрасного южнорусского города. Фото из открытых источников

Вот уже 12 лет белгородские меломаны не представляют себе музыкальную жизнь города без Тимура Халиуллина — пианиста, органиста, клавесиниста, исполнителя на карильоне (род колоколов). 31 декабря в здешней...

8 января литератора сбила машина на нерегулируемом пешеходном переходе

Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Известный российский поэт и публицист, член Союза писателей РФ Лев Рубинштейн скончался на 77-м году жизни в столичном НИИ скорой помощи имени Склифосовского. Об этом вечером пятницы, 12 января сообщили ряд российских Telegram-каналов. По сведениям...

Культура 00:02 / 16 Февраля 2024 3200
Тот самый Янковский

Заметки на полях судьбы великого русского актера, последнего народного артиста СССР

Леонид Павлючик
Труд
Фото: © Igor Gnevashev,globallookpress.com

23 февраля Олегу Янковскому могло бы исполниться 80 лет. Не могу представить его 80-летним. Седовласым, в паутине морщин, с палочкой. Олег Иванович и в моей, и в памяти миллионов поклонников его творчества...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?