Новости
Главная Культура 16:57 29 Апреля 2022 4030
Стравинский – это к цветению белой сирени

Госоркестр Татарстана справляет юбилей великого русского композитора

Сергей Бирюков
Павел Милюков и ГАСО РТ под управлением Александра Сладковского играют Скрипичный концерт Стравинского. Фото предоставлено пресс-службой оркестра

30 апреля в казанском Большом концертном зале имени Салиха Сайдашева финиширует шестидневное турне Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан под управлением его художественного руководителя и главного дирижера Александра Сладковского. Музыканты посвятили поездку 140-летию со дня рождения Игоря Стравинского, отмечаемому в нынешнем году. География тура, охватившая, помимо Перми и Санкт-Петербурга, также Москву, позволила автору этой заметки оценить, насколько вжился один из ведущих российских симфонических коллективов в многокрасочный, как спектр, и в то же время четко структурный художественный мир великого русского композитора – революционера и традиционалиста в одном лице.

Представить себе Госоркестр Татарстана без музыки Стравинского невозможно. Ее внутренняя (а не только формально-жанровая, как в балетах и операх) театральность, делающая каждую партию даже в чисто симфонических партитурах ярким «персонажем» единой ансамблевой игры, великолепно проявляет выразительный и технический потенциал коллектива. Который смело можно было бы назвать «Виртуозами Казани», если б традиция подобных наименований не оказалась давно уже связана (почему так сложилось – не знаю) исключительно с камерными формированиями – но ГАСО мог бы поспорить с ними в ювелирной огранке звучания, оставив далеко позади по многоцветию красок и мощи производимого эффекта.

Да и сам Сладковский считает партитуры Стравинского «мерилом дирижерского искусства и оркестрового исполнительства, открывшим такие врата, такой космос, что с ним мало кто может сравниться». Не случайно прошлым летом коллектив использовал краткую паузу между концертными сезонами для того, чтобы в своем родном зале имени Сайдашева записать три самых популярных балета Стравинского – «Петрушку», «Весну священную» и (в виде сюиты 1919 года) «Жар-птицу». «Музыка в них настолько визуализирована, наполнена символами и смыслами, что они и без театральной версии звучат как отдельные и очень успешные произведения», – говорил тогда «Труду» дирижер.

И вот теперь, пока запись ждет выхода в свет, а у казанского оркестра – снова короткая пауза между двумя его «фирменными» фестивалями («Рахлинские сезоны» и «Белая сирень»), музыканты решили познакомить со «своим» Стравинским публику крупнейших филармонических городов России.

Началась программа в московском зале «Зарядье» со сюиты из «Жар-Птицы». И с первых же штрихов – мрачных тромбонов и валторн, гримасничающих фаготов и кларнетов, интригующе рассказывающих, а может загадочно ворожащих струнных – музыка захватила мерцанием ассоциаций, головокружительно широких и в то же время направляемых твердой рукой композитора, а вслед за ним – дирижера. Мелькнувший рокот рояля – не намек ли на будущего «Петрушку», где этот инструмент – главный «герой» оркестровой коллизии? А если пляска-полет кларнетово-флейтовых «всполохов» во второй части говорит об отчетливом скрябинском влиянии, то разве в следующей затем трогательной гобойной колыбельной Стравинский не спешит заверить нас, что он при всем том остается верным корсаковцем? В «ругани» валторн из четвертой части не предугадываются ли медные варваризмы финала «Весны священной»? С другой стороны, ну как мог удержаться космополит Стравинский даже в таком русском из русских сочинений от залета на территорию столь уважаемого им француза Дебюсси (струнные, «подсвеченные» деревянными духовыми в финале – это же совершеннейшее «Море»)? И притом все это – абсолютный Стравинский: по виртуозной работе с ритмом, по въедливым мотивным повторам, по «персонажной» индивидуализации партий.

Следующая партитура программы вроде бы погрузила нас в совсем другую область творчества композитора: его Скрипичный концерт написан в начале 1930-х, в неоклассический период, где русская стихия, по первому впечатлению, отступила перед структурностью переосмысленных, но сохранивших свою филигранность форм барокко и раннего классицизма. И тем не менее сколько спонтанности, например, в том, как поочередно «пробуют силы» скрипач (великолепный мастер Павел Милюков), трубы, флейты… А солнечный гул оркестра – ну конечно же он связан с массовыми сценами «Петрушки», как и лукавый мотив-песенка, напоминающий легкомысленно-«шарлатанский» наигрыш Фокусника из того же балета. В третьей же части сознание (по крайней мере мое) вдруг перенеслось на десять лет вперед, в скованный холодом и льдом, помертвевший, но все равно прекрасный родной город композитора – Петербург-Ленинград, каким его «услышал» (и под совершенно отчетливым влиянием Стравинского) Шостакович в блокадной Седьмой симфонии… Вот сколько ассоциативных бликов в одной только, по внешним признакам почти камерной партитуре Концерта!

Ну и, наконец, сочинение, без которого невозможно представить себе мировую музыку не только ХХ века, но всех времен – «Весна священная». Это, по контрасту с Концертом – океан звуковых образов! Как скрупулезно они донесены, начиная с воркующего-чирикающего-стрекочащего «хора природы» в прихотливо-полифоническом вступлении! А насколько выразительно это все звучит – буквально видишь за перекличками деревянных духовых и валторн озорные догонялки деревенских девушек и парней. «Лунный» микс бас-кларнета и флейты-пикколо, холодный хор флейт (еще один поклон Дебюсси!) – можно ли ярче «нарисовать» образ ночных ритуальных хороводов? И вдруг – неожиданно-трогательная в этой жесткой «первобытной симфонии» почти дословная цитата «мерцающей» аккордовой темы из «Ромео и Джульетты» Чайковского: даже в самые варварские века весна – время любви…

По поводу последних двух частей сам Стравинский шутил, что этой музыкой слишком любят озвучивать киноэпизоды про охоту в какой-нибудь экзотической стране – но ведь вправду трудно представить себе более яркую картину преследования «весенней жертвы» (именно так буквально переводится французский заголовок балета Le Sacre du printemps, написанного для дягилевских «Русских сезонов» в Париже), чем эти крадущиеся мотивы духовых на фоне неспешного шага струнных, вскоре переходящие в крики-выпады и полифоническую кульминацию – чудовищно усиленный вариант начального «многоголосия природы».

И я здесь описал только малую часть калейдоскопа образов, внушенных исполнением казанцев.

Остается лишь пожелать им столь же удачного, как все турне, завершения гастролей в родном городе. И позавидовать казанской публике, которая уже в мае – начале июня сможет посетить концерты упомянутого фестиваля «Белая сирень» имени Сергея Рахманинова. Тем более что в этом году у него необычный и очень красивый акцент: почти все сольные партии в русских фортепианных концертах, составляющих ядро программ, исполнят прекрасные женщины-пианистки (эпитет, как понимаете, относится и к женщинам, и к пианисткам): Екатерина Мечетина, Полина Осетинская, Варвара Кутузова…

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 9038
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5740
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4365
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

На экраны выходят два хита Венецианского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Я—капитан» с сайта kinopoisk.ru

В прокат выходят фильмы двух больших европейских режиссеров — итальянца Маттео Гарроне и француза Стефана Бризе. Оба автора увенчаны наградами национальных кинопремий, оба не раз соперничали между собой на международных...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?