Песни на слова Александра Шаганова полюбились миллионам и ушли в народ: «Сторона родная», «Конь», «Не валяй дурака, Америка», «Ребята с нашего двора», «Там, за туманами» и многие другие. А на днях вышла в свет новая книга поэта-песенника, художника и певца Таганки Александра Шаганова «Своим ходом». Если вспомнить, что одну из предыдущих книг автор назвал «Я Шаганов по Москве», то станет ясно: Александр не из тех, кто стоит на месте. С этого, собственно, и начался наш разговор.
— Александр, вы по своей сути пешеход?
— Первоначальное название той, прежней книги о моей жизни было проще: «Улочки московские». Но в издательстве попросили поменять его, сказали: «Саша, можно подумать, что твоя книга — путеводитель». Тогда я и воспользовался названием фильма Георгия Данелии с песней Геннадия Шпаликова. А сейчас вышла в свет новая книга «Своим ходом», и я снова обыграл родную фамилию. Да, я пешеход. Если есть возможность прогуляться, делаю это с большим удовольствием.
— Вы живете на Таганке, знаменитой и воспетой. Если коротко, то в чем особенность улицы и ее жителей? Чем она отличается от других районов столицы?
— Москва, Таганка — это родина Станиславского и братьев-художников Коровиных. Тут в знаменитом театре играл Владимир Высоцкий. Кстати, у нас появился памятник Юрию Петровичу Любимову, и местные жители его приняли. Я вожу экскурсии по Таганке с чаепитием в моем рабочем кабинете на Таганке и делаю это по московской традиции. Раньше было принято принимать незнакомых людей, поить чаем, разговаривать о разном. Москву называли мещанской за любовь к простым радостям, к уюту, к посиделкам за столом, так что не считайте мещанство ругательным словом. Мещане — это люди, которые живут в одной местности, собираются, поют, танцуют, делятся новостями.
— А почему сегодня нет таких душевных песен, как раньше? Все какие-то перепевы. Или у вас другое мнение?
— Песня — это отражение времени. Какие песни поем, такие мы сегодня и есть — и наоборот. Почему мало душевных песен? Может, потому, что в нынешней жизни стало больше суеты и меньше настоящего. А еще сегодня молодому талантливому автору трудно о себе заявить. Песенных конкурсов на телеэкране масса, а конкурсов для авторов песен почти нет. Сейчас вот объявлен первый всероссийский конкурс песенной поэзии имени Николая Добронравова, в котором могут участвовать все желающие. Может, благодаря ему и хороших песен прибавится?
— В свое время бытовало мнение, что сладкозвучные битлы убили рок-н-ролл. Может, нынче рэп убивает лирическую музыку?
— Рэп — выбор молодежи, студенчества, и отмахиваться от него нельзя. Хочется только, чтобы ориентиры в творчестве были как-то связаны с нашей отечественной песней, с собственными песенными традициями. У нас сейчас немало сильных вокалистов, а песен, находящих отклик в душе, — единицы. Вот и получается, что наша эстрада — как один инкубатор, где все на одно лицо.
— Вы преподаете в музыкальной академии Игоря Матвиенко. Насколько талантливая и глубокая сейчас молодежь?
— В академии обучаются люди всех возрастов. Напомню: Михаил Танич свою первую песню написал в 39 лет. Песня — очень демократичный жанр искусства. Чтобы написать текст, который будет петься, надо любить поэзию и быть искренним. А еще дерзать и верить, что даже самая усталая река когда-нибудь достигнет моря.
— Теперь вы сами поете и даете концерты. Лучше ли вы стали понимать слушателя?
— Первый импульс для выхода на сцену заключался в том, чтобы лучше понять исполнителей, которые поют мои песни. Я был робким, скованным на сцене, мне пришлось преодолевать страх. Теперь всем авторам советую самим выходить на сцену и показывать свои песни. Готовлюсь к отчетному сольному концерту, который состоится 13 марта в Останкинской башне.
— А как в вашей жизни появилась акварель?
— Очень рад, что в моей жизни есть еще и живопись. Когда рисую, испытываю те же чувства, какие у меня были в 16 лет, когда я сочинял первые стихи. В стихах я старался воспеть свое поколение, родную природу, вот и сейчас я тем же занимаюсь, только через рисунок. Передаю свое ощущение мира с помощью красок. И работы свои подписываю так: «Поэт Шаганов». А вообще, чем в жизни больше творчества, тем она ярче, интереснее.
— Любите путешествовать?
— Если есть такая возможность, то это счастье. Кроме красот природы и архитектуры всегда есть возможность новых художественных открытий в местных музеях. В Ярославле, Смоленске, Самаре, Владимире восхитительные галереи. И в Муроме собрана колоссальная коллекция картин. Я люблю старинные города, люблю Санкт-Петербург и, разумеется, Москву. Особая моя любовь — это маленькие города, с яблоневыми садами, с размеренным укладом. Может, потому что я крестьянский внук. Огромный пример для меня мой дед Павел Акимович Шаганов, который прошел две войны от начала до конца. Считаю, надо обращаться чаще к своей семье, к предкам, к истокам, и там обязательно найдется поддержка для добрых и славных дел.
— Вы пережили гласность, перестройку и демократию. Как вы думаете, когда же окончательно взойдет «заря пленительного счастья»?
— Она всегда где-то на горизонте. А сейчас время сложное, много проблем и жертв вокруг, и на всех нас лежит большая ответственность. Мир стал опасным, неспокойным, каждый день трагедии, и надо быть сплоченными.
— Насколько интересно вам сейчас жить?
— И сейчас, и вчера, и, смею надеяться, завтра жить очень интересно. Если бы было по-другому, человечество не выжило бы. Что бы ни происходило, само чудо жизни, природа с четырьмя временами года остаются с нами. Это ли не повод для радости?